Кафедра
УДК 94(8) ББК 63.3(70)
И.Н. Косиченко
Методические рекомендации к построению дисциплины «История Латинской Америки в колониальную эпоху»
В данной публикации предлагаются методические рекомендации к построению курса лекционных и семинарских занятий по дисциплине «История Латинской Америки в колониальную эпоху» (бакалавриат). В основе курса - системный подход к изучению исторической эпохи, базирующийся на ряде ключевых для региона проблем социально-экономической и политической истории. Данные проблемы рассматриваются в своем развитии на протяжении периода господства иберийских королевств в Америке с хронологической и географической точек зрения, что позволяет создать у студента целостное представление о динамике исторических процессов в регионе в рамках предусмотренного учебным планом объема лекционных и семинарских занятий. Курс разделен на три основных хронологических блока: 1) эпоха открытия и завоевания Америки, 2) эпоха зрелости Испанской Америки, 3) эпоха реформ. Акцент в данном курсе сделан на социально-экономических процессах, таких как демография различных этносоциальных групп, представленность их в органах власти и экономической элите, взаимоотношениях Испании и Португалии с их заморскими владениями, различиях в динамике развития между очагами испанского присутствия в регионе и периферийными областями. Успешное освоение курса предполагает формирование у студента знаний об основных событиях колониальной эпохи в Латинской Америке, но, что наиболее важно, знание факторов, влиявших на их развитие и динамику изменения этих факторов. Для освоения дисциплины необходимы знания и умения, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Испанский язык, Испанский язык: латиноамериканский вариант, История доколумбовых цивилизаций Америки.
Ключевые слова: история, Латинская Америка, колониализм, Испанская Америка, Бразилия, межэтнические отношения, история коренных народов, экономическая история, социальная история
© Косиченко И.Н., 2023
Курс «История Латинской Америки в колониальную эпоху» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений блока дисциплин учебного плана по направлению подготовки 46.03.01 История («История и культура Латинской Америки»). Целью дисциплины является формирование у студентов систематических знаний по истории Латинской Америки колониального периода (ХУ1-Х1Х вв.). Освоение дисциплины способствует формированию целостной картины исторических судеб цивилизаций Америки в эпоху Великих географических открытий и европейского завоевания, формированию знаний о становлении и функционировании системы колониального господства на континенте, формированию знаний о становлении обществ в различных регионах Латинской Америки в культурном, политическом и этническом аспектах, формированию целостной картины экономической истории Испанской и Португальской Америк и их места в мировой экономике ХУ1-Х1Х вв., формированию знаний о становлении региональных элит и формирования у них региональной идентичности.
Концепция курса заключается в параллельном рассмотрении ряда обобщающих характеристик того или иного аспекта истории региона на лекции и изучения отдельного кейса в рамках этого аспекта на соответствующем семинаре. Для лучшего усвоения и закрепления студентами материала рекомендуется чередовать лекционные и семинарские занятия. В рамках курса рассматриваются следующие фундаментальные аспекты социально-экономической и политической истории региона: традиции государственного управления и функционирования социальных структур на Иберийском полуострове и в цивилизациях доиспанской Америки, их взаимное влияние и адаптация; формирование этнической картины региона: демографическая динамика индейского, африканского, европейского и смешанного населения, его социально-экономические функции и их историческое развитие; органы государственного управления: трансплантация испанских институтов светской и духовной власти, их адаптация к американским условиям, динамика роли коренного индейского и испанского (креолов) в этих институтах, их отношений с уроженцами Испании; развитие различных уровней экономической деятельности в регионе и их взаимосвязь между собой.
Курс построен по хронологическому принципу, в рамках которого делается акцент на том или ином аспекте исторического развития региона. Хронологически выделяются три макропериода: Конкиста (конец ХУ-ХУ1 в.), Эпоха зрелости (конец ХУ1 в. - середина ХУ111 в.), Реформы и Война за независимость (середина ХУ111 в. - 1825 г.). Для успешного освоения курса от студента требуется высокий уровень владения испанским и английским языками (уровень В2), наличие навыков работы с историческими источниками различных видов,
умение работать с историографией. Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «История доколумбовых цивилизаций Америки». Курс находится в междисциплинарной связи с читаемым параллельно курсом «История Нового времени. Европа».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 з. е., 288 ч, в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 84 ч, промежуточная аттестация 36 ч, самостоятельная работа обучающихся 168 ч, в т. ч. курсовая работа 72 ч. На лекционные занятия отводится 40 ч, на семинарские - 44 ч. Тематически курс строится следующим образом.
План лекционных занятий Блок «Эпоха Конкисты» (10 ч)
Лекция 1. Основные характеристики общества
и государства на Иберийском полуострове и в Америке накануне Конкисты
Фундаментальные характеристики основных функциональных единиц иберийского общества: город, социальные группы, принципы взаимодействия социальных групп, практики межэтнического взаимодействия, структура и функции государственного управления, церковь, торговля, практики колонизации в Испании и Португалии. Фундаментальные характеристики американского общества: типология (кочевые, полукочевые, оседлые), структура власти, экономика и трибутарные системы.
Лекция 2. Антильский этап Конкисты
Открытие и завоевания Антильских островов. Трансплантация испанского города и социальных структур на Антильские острова. Практики межэтнического взаимодействия: энкомьен да, набориа с, рабство индейцев. Добыча драгоценных металлов и формирование системы внешней торговли. Экспансия и закрепление практик в последующих завоеваниях на континенте.
Лекция 3. Экономика Конкисты
Формирования городского общества и институтов, и социально-экономической и административной системы «рудник - город - порт». Развитие энкомьенды в Мезоамерике и Андском регионе, формирование системы снабжения городов. Развитие внутренней и внешней торговли и ремесел. Горное дело.
Лекция 4. Власть и вера в эпоху Конкисты
Формирование имперской административной системы и практик институциональной мобильности. Региональные органы власти. Формирование институтов черного и белого духовенства.
Лекция 5. Коренное население Америки в эпоху Конкисты
Демографическая катастрофа коренного населения. Модификация территориального деления. Новые и старые социально-экономические практики. Формирование органов самоуправления индейских общин. Интеграция индейского населения в имперское социально-экономическое пространство.
Блок «Эпоха зрелости» (12 ч) Лекция 6. «Эпоха зрелости Испанских Индий»
Определение и периодизация понятия. Город, власть и общество. «Коренизация» элит. Законодательство Испанской Америки. Этносоциальные иерархии.
Лекция 7. Внутренние экономические процессы
Отмирание энкомьенды и распространение асьенд. Взаимоотношения частных хозяйств с индейскими общинами. Особенности рынка труда в сельском хозяйстве. Текстильная промышленность и ремесленные организации.
Лекция 8. Испанские Индии в мировой экономике
Добыча серебра: технические, экономические и социальные особенности. Международная торговля. Место купечества в социальной иерархии испано-американского мира.
Лекция 9. Церковь и культура
Черное и белое духовенство. Иезуиты. Инквизиция. Появление святых. Интеллектуальная жизнь Испанской Америки.
Лекция 10. Индейское население
Испанской Америки в ХУ11 в.
Индейская община и испанизация индейского населения. Индейские языки в государственном делопроизводстве. Миграции индейского населения. Структура органов местного самоуправления и испанской администрации. Интеллектуальное творчество представителей коренного населения.
Лекция 11. Бразилия ХУ1-ХУ11 вв.
Этапы колонизации: фактории, донатарии, формирование системы колониального управления. Индейский вопрос в Бразилии. Развитие сахарной промышленности. Социальная иерархия. Торговля и города.
Лекция 12. Периферийные регионы
Испанской Америки в ХУ11 в.
Рио-де-ла-Плата. Ареал Тупи-Гуарани. Буэнос-Айрес. Испанская и португальская Амазония. Венесуэла. Территории пограничья: Арау-кания и Северная Мексика.
Блок «Реформы и Война за независимость» (16 ч)
Лекция 13. Испано-американское общество в начале ХУ111 в.
Демографическая и социальная динамика этнически-смешанного населения. Трения между американскими испанцами (креолами) и метрополией в административном аппарате. Изменения в экономике и на рынке труда.
Лекция 14. Предпосылки Бурбоновских реформ
Развитие Атлантического побережья: Буэнос-Айрес, Венесуэла, Куба. Просвещение в Индиях. Общие принципы и основные идеи Бурбоновских реформ. Влияние Франции эпохи Людовика Х1У на развитие испанского государства.
Лекция 15. Бурбоновские реформы: государство и общество
Административные реформы: создание новых вице-королевств, создание системы интендантств. Военная реформа: создание гражданского ополчения. Отчуждение американских испанцев от органов власти.
Лекция 16. Бурбоновские реформы: торговля и экономика
Создание монопольных компаний. Меры по стимулированию горного дела. Создание государственных монополий. Налоговые преобразования. Декрет о свободной торговле и его влияние на развитие американской экономики.
Лекция 17. Бразилия в XVIII в.
Развитие горно-промышленного комплекса в Минас-Жерайсе. Влияние горного дела на экономику Португальской империи. Идеи и реформы маркиза де Помбала. Бразильское общество в XVIII в.
Лекция 18. Развитие креольского национализма
Факторы, способствовавшие формированию региональной идентичности в Испанской Америке. Пресса, литература и искусство. Диспут о Новом Свете. Развитие институционализированной и любительской науки. Влияние Просвещения.
Лекция 19. Культура Бразилии
Литература. Образовательные учреждения и интеллектуальная жизнь. Развитие архитектуры и искусства.
Лекция 20. Война за независимость в Латинской Америке
Акции неповиновения до 1808 г. Влияние французской оккупации на начало процесса отделения Америки. Кадисская конституция. Переезд португальского престола в Бразилию. Ключевые события и динамика Войны за независимость в Испанской Америке.
Литература
История Латинской Америки. Доколумбова эпоха - 70-е годы XIX века / Отв.
ред. Н.М. Лавров. М.: Наука, 1991. 520 с. Lockhart J., Schwartz S.B. Early Latin America. A History of Colonial Spanish
America and Brazil. N.Y.: Cambridge University Press, 1999. 500 p. The Cambridge History of Latin America / Ed. by L. Bethell. Vol. 1. Colonial Latin
America. N.Y.: Cambridge University Press, 1997. 644 p. The Cambridge History of Latin America / Ed. by L. Bethell. Vol. 2. Colonial Latin America. N.Y.: Cambridge University Press, 1997. 914 p.
Планы семинарских занятий
Семинар l. Модель европейской экспансии П. Шоню (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Концепция «Иберийской привилегии».
2. Основные предпосылки атлантической экспансии.
3. Условия открытия Америки.
4. Особенности завоевания и политические последствия завоевания Антильских островов.
Литература
Chaunu P. La expansión europea (siglos XIII al XV). Barcelona: Editorial Labor
5.A. P. 50-б2, 105-14б.
Семинар 2. Бургосские законы (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Исторический контекст принятия Бургосских законов.
2. Юридический контекст создания Бургосских законов.
3. Основные положения.
4. Результаты применения законов.
Источник
Ordenanzas reales para el buen regimiento y tratamiento de los indios. URL: https://www.uv.es/correa/troncal/resources/leyesburgos1512.pdf
Литература
Sánchez Domingo R. Las Leyes de Burgos de 1512 y la doctrina jurídica de la conquista // Revista jurídica de Castilla y León. 2012. No. 28. URL: https://www.jcyl. es/web/jcyl/AdministracionPublica/es/Plantilla100Detalle/1215245063566/ _/1284233976966/Redaccion Pizarro Zelaya A. Leyes de Burgos: 500 años // Diálogos: Revista de Historia. 2013. No. 1. P. 31-78.
Семинар 3. Завоевание Центральной Мексики глазами очевидца (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика источника.
2. Социальный портрет экспедиции Э. Кортеса.
3. Основные события завоевания.
4. Стратегии взаимодействия конкистадоров и индейцев.
5. Первые институты Новой Испании.
Источник
Диас дель Кастильо Б. Правдивая история завоевания Новой Испании, URL: https://www.indiansworld.org/pravdivaya-istoriya-zavoevaniya-novoy-ispanii. html#.YVFsC7gzaM9
Литература
Serés G. Sobre la disputada autoría de la Historia verdadera de la conquista de la Nueva España // Boletín de la Biblioteca de Menéndez Pelayo. 2013. Vol. LXXXIX. P. 15-61.
Семинар 4. Восстание энкомендеро 1544-1548 гг. в Перу (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Политическая ситуация в Перу в начале 1540-х гг.
2. Причины восстания.
3. Легитимация вооруженного восстания в испанской правовой традиции.
4. Проекты основания независимого королевства в Перу.
Литература
Drigo A.L. Tentativas jurídicas de legitimación del proyecto pizarrista en Perú
(1544-1548) // Fronteras de la Historia. 2006. No. 11. P. 331-353. Hemming J. The Conquest of the Incas. N.Y.: Harcourt Brace & Co., 1970. P. 235-249.
Семинар 5. Эволюция правового статуса индейцев в Новой Испании XVI в. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика источника.
2. Общий правовой статус коренного населения.
3. Статус индейских населенных пунктов.
4. Налоговое законодательство.
5. Этнические и социальные привилегии.
6. Энкомьенда и трудовые повинности.
7. Правовая защита индейцев.
Источник
Recopilacion de leyes de los reynos de las Indias. Tomo Segvndo / Ed. por F. Fernández de Madrigal. Madrid: Ivlian de Paredes, 1681. F. 180-275.
Литература
Petzold-Pernía H. Norma y realidad en las "Leyes de Indias" // Revista de la Facultad de Ciencias Jurídicas y Políticas. 1993. No. 88. P. 120-132.
Семинар 6. Новая Испания XVII в. глазами иностранца (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика источника.
2. Власть, церковь и общество в Новой Испании.
3. Образ жизни городского населения.
4. Городская и сельская экономика и торговля.
Источник
Gage T. The The English-American, His Travail by Sea and Land. L: R. Cotes, 1648. Chpt. VIII-XIX.
Литература
Thompson J.E. Editor's Introduction // Travels on the New World. Norman: University of Oklahoma Press. P. XV-LI.
Семинар 7. Королевство Кито в XVII в. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика источника.
2. Светская и церковная администрация.
3. Сельское хозяйство региона.
4. Ремесло, добыча природных ресурсов и торговля.
Источник
Compendio y descripción de las Indias occidentales por fray Antonio Vázquez de Espinosa carmelita descalzo. URL: https://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/ cronistas-coloniales-segunda-parte--0/html/00011b3c-82b2-11df-acc7-002185ce6064_11.html#I_151_
Литература
Roberto Páez J. Biografía de fray Antonio Vázquez de Espinosa, carmelita descalzo. URL: https://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/cronistas-coloniales-segunda-parte--0/html/00011b3c-82b2-11df-acc7-002185ce6064_11. html#I_150_
Семинар 8. Манильский галеон в конце XVII в. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика источника.
2. Тихоокеанская навигация в XVII в.
3. Социальный портрет экипажа и пассажиров.
4. Морские традиции и суеверия XVII в.
5. Жизнь на борту.
Источник
Gemelli Careri J.F. A Voyage Round the World / A Collection of Voyages and Travels, Some now first Printed from Original Manuscripts. L.: Black Swan, 1704. Vol. IV. P. 478-500.
Литература
Loureiro R.M. The Chinese Adventures of an Italian Globe-Trotter: Gemelli Careri and his "Giro del Mondo (1699-1700)" // History of Mathematical Sciences: Portugal and East Asia. 2018. Vol. V. P. 3-11.
Семинар 9. Образовательные учреждения в Индиях XVI-XVII вв. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Испанизация индейцев и изучение индейских языков.
2. Школа и начальное образование.
3. Правовое положение colegios и seminarios.
4. Университеты Испанской Америки.
5. Правовое положение университетов.
6. Цензура и книгопечатание.
Источник
Recopilacion de leyes de los reynos de las Indias. Tomo Primero / Ed. por F. Fernández de Madrigal. Madrid: Ivlian de Paredes, 1681. F. 110-125.
Литература
Martínez Ferrer L. (2016), Las primeras Universidades de América (Siglo XVI) // L'insegnamento superiore nella storia della Chiesa: scuole, maestri e metodi / Ed. por J. Leal, M. Mira. Roma: Edizioni Santa Croce, 2016. P. 267-300. Martínez Sagredo P. Sobre la castellanización y educación de los indígenas en los Andes coloniales: materiales, escuelas y maestros // Diálogo Andino. 2020. No. 61. P. 41-54.
Семинар 10. Иезуитские редукции в Парагвае (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. География исторического Парагвая и иезуитских поселений.
2. Предпосылки учреждения редукций.
3. Колонизация и урбанизация региона.
4. Общество и экономика редукций.
Литература
Viñuales G.M. Misiones jesuíticas de guaraníes (Argentina, Paraguay, Brasil) // Apuntes. 2007. Vol. 20. No. 1. P. 108-125.
Семинар 11. Инквизиция в Новой Испании XVI-XVII вв. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Административная структура инквизиции в Новой Испании.
2. Правовые основы работы инквизиции в Америке.
3. Выдающиеся инквизиционные процессы XVI в.
4. Инквизиция и индейское население.
Источник
Recopilacion de leyes de los reynos de las Indias. Tomo Primero / Ed. por F. Fernández de Madrigal. Madrid: Ivlian de Paredes, 1681. F. 91-103.
Литература
Miranda Ojeda P. Las comisarías del Santo Oficio de la Nueva España, siglos XVI-
XVII // Contribuciones desde Coatepec. 2010. No. 18. P. 37-68. Soberanes Fernández J.L. La Inquisición en México durante el siglo XVI // Revista de la Inquisición. 1998. No. 7. P. 283-295.
Семинар 12. Бразильская экономика первой половины XVII в. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика источника.
2. Бразилия в имперской экономике Португалии.
3. Особенности сахарного производства.
4. Виды и особенности торговли.
5. Прочие доходные виды деятельности.
Источник
Opportunity for Success: Ambrósio Fernandes Brandao, Great Things of Brazil // Early Brazil: A Documentary Collection to 1700 / Ed. by S.B. Schwartz. N.Y.: Cambridge University Press, 2010. P. 204-224.
Семинар 13. Здравоохранение и соцобеспечение в Испанской Америке (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Законодательное регулирование учреждений здравоохранения.
2. Типовые санитарные меры в XVI-XVII вв.
3. Социальные практики индивидуальной благотворительности.
4. Организации социальной взаимопомощи.
Источники
Recopilacion de leyes de los reynos de las Indias. Tomo Primero / Ed. por F. Fernández de Madrigal. Madrid: Ivlian de Paredes, 1681. F. 15-19. Recopilacion de leyes de los reynos de las Indias. Tomo Segvndo / Ed. por F. Fernández de Madrigal. Madrid: Ivlian de Paredes, 1681. F. 159.
Литература
Charney P. A Sense of Belonging: Colonial Indian Cofradías and Ethnicity in the
Valley of Lima, Peru // The Americas. 1998. Vol. 54. No. 3. P. 379-407. Lacoste P., CruzE., Polanco C. Pobres y pobreza en los testamentos (Reino de Chile,
1585-1641) // Varia Historia. 2014. No. 30 (54). P. 753-776. Rivasplata P. Salud publica impulsada por el Cabildo de Lima durante la Colonia // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura. 2014. No. 41. P. 239-273.
Семинар 14. Метисы и американское общество XVIII в. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Демография этнически смешанного населения.
2. Правовой статус метисов.
3. Социально-экономическое положение метисов.
4. Эволюция восприятия и положения метисов в американском обществе.
Литература
Rodríguez Jiménez P. Sangre y mestizaje en la América Hispánica // Anuario colombiano de historia social y de la cultura. 2008. No. 35. P. 279-310. San Miguel G. Ser mestizo en la Nueva España a fines del siglo XVIII. Acatzingo, 1792 // Cuadernos de la Facultad de Humanidades y Ciencias Sociales. 2000. No. 13. P. 325-342.
Семинар 15. Просвещенное чиновничество
и административные реформы в Индиях (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Об авторе.
2. Церковный вопрос.
3. Основные задачи генеральных инспекций.
4. Преимущества и недостатки Испанской империи в контексте европейского опыта.
5. Задачи учреждения интендантств.
6. Индейский вопрос.
Источник
Campillo y Cossío J. (1789) Nuevo sistema de gobierno económico para la América. Madrid: Imprenta de Benito Cano, 1789. P. 36-111.
Литература
Mateos Dorado D. José Campillo y Cossío // Biografías, Real Academia de Historia. Madrid, 2018. URL: https://dbe.rah.es/biografias/10184/jose-campillo-y-cossio
Семинар 16. Контрабанда и экономика Америки XVII-XVIII вв. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Социально-экономические причины возникновения контрабанды.
2. Ключевые регионы контрабандной торговли.
3. Практики осуществления нелегальной торговли.
4. Борьба с контрабандой.
Литература
Ojeda J.V. Corrupción y contrabando en la Península de Yucatán de la Colonia a la
Independencia. Mérida: SEDECULTA, 2015. P. 95-152. Possamai P.C. El contrabando en la colonia del Sacramento en la primera mitad del siglo XVIII. URL: https://www.audhe.org.uy/images/stories/upload/pdf/ possamai.pdf
Camacho C. La actividad contrabandista y el distanciamiento Estado-ciudadano durante la colonia en Venezuela // Procesos Históricos. Revista de Historia y Ciencias Sociales. 2002. No. 2. P. 74-105.
Семинар 17. Идеи и практики реформ династии Бурбонов (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Реформы в Испанской Америке в мировом контексте.
2. Философия и конкретика реформ.
3. Идея и практика реформ в работе высшего чиновничества.
Источник
Carta n° 19, sin índice, del virrey O'Higgins, marqués de Osorno, Barón de Bal-lenary, a Eugenio Llaguno, secretario de Estado de Gracia y Justicia, Archivo General de Indias, LIMA.714. N. 57.
Литература
Morelli F. La redefinición de las relaciones imperiales: en torno a la relación reformas dieciochescas / independencia en América // Nuevo Mundo Mundos Nuevos. 2017. URL: https://journals.openedition.org/nuevomundo/32942 Farías E. Ideas económicas en Nueva España en el siglo XVIII // El Trimestre Económico. 1947. Vol. 14. No. 53 (1). P. 68-82.
Семинар 18. Торговые объединения Америки и реформы (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Структура внутренней торговли накануне реформ.
2. Влияние реформ на торговые объединения Америки.
3. Практики сопротивления и адаптации торговых объединений.
Литература
Laserna Gaitán A.I. La crisis de la élite mercantil limeña y la prohibición de comercio
a los productos británicos en 1780 // Chronica Nova. 1995. No. 22. P. 165-184. Ibarra A. El Consulado de Comercio de Guadalajara, 1795-1821. Cambio institucional, gestión corporativa y costos de transacción en la economía novo-hispana // Dinero y negocios. Contribuciones a la historia de América Latina en homenaje a Reinhard Liehr. Frankfurt am Main: Vervuet Iberoamericana, 1989. P. 231-263.
Семинар 19. Inconfidencia mineira 1789 г. (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Причины возникновения заговора и его участники.
2. Структура региональной элиты провинции Минас-Жерайс.
3. Идеи и планы заговорщиков.
4. Раскрытие и следствие: особенности взаимодействия органов власти.
5. Инконфиденсия в контексте имперской политики Португалии.
Литература
Maxwell K. Conflicts and Conspiracies: Brazil and Portugal, 1750-1808. L.: Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 123-197.
Семинар 20. Элита Мехико против кадровых реформ Карлоса III (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Обоснование необходимости брать на госслужбу только американцев.
2. Последствия предпочтения европейцев на службе в Америке.
3. Вопрос чистоты крови и службы.
Источник
Representación que hizo la Ciudad de México al rey don Carlos III en 1771 sobre que los criollos deben ser preferidos a los europeos en la distribución de empleos y beneficios de estos reinos. URL: https://www.memoriapoliticademexico. org/Textos/1Independencia/1771RCM.html
Семинар 21. Конституционные проекты Франциско де Миранды (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Франциско де Миранда: основные этапы биографии, связи с зарубежными правительствами, обстоятельства написания конституционных проектов.
2. Характеристика проекта Конституции 1798 г.
3. Характеристика проекта Конституции 1801 г.
4. Характеристика проекта Конституции 1808 г.
Источники
Конституционные проекты Ф. Миранды (перевод Алексеевой Т.А.) // Сравнительно-правовой подход при анализе источников права. СПб., 2010. С. 49-74.
Литература
Iserov A. Francisco de Miranda // Oxford Research Encyclopedia of Latin American History, 2019.
Алексеева Т.А. Римское публичное право как источник конституционных проектов Франциско де Миранды // Сравнительно-правовой подход при анализе источников права. СПб., 2010. С. 29-48. История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX вв. М.: Наука, 2010. С. 99-108.
Семинар 22. Американцы и испанский либерализм (2 ч)
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки возникновения испанского либерального конституционализма.
2. Представительство Америки в Учредительном собрании.
3. Америка в Конституции 1812 г.
4. Влияние Конституции 1812 г. на историю Латинской Америки.
Источник
Constitución política de la Monarquía Española promulgada en Cádiz a 19 de marzo de 1812. URL: https://www.congreso.es/constitucion/ficheros/historicas/cons_ 1812.pdf
Литература
Galeana P. El impacto de la constitución de Cádiz en México // Memoria del seminario internacional: conmemoración del Bicentenario de la Constitución de Cádiz. Las ideas constitucionales de América Latina. México: UNAM, 2013. P. 243-251.
Pabón Serrano O.M. Las Cortes de Cádiz y los españoles de ambos hemisferios: el debate sobre la igualdad de representación entre americanos y peninsulares // Revista Temas. 2012. No. 6. P. 99-127. Samper Pizano E. La Constitución de Cádiz de 1812 y la independencia iberoamericana // Poliantea, 2012. No. 8 (14). P. 245-258.