X. Р. АЛИЕВА*
'Хурият Ромазаиовна Алиева — аспирантка кафедры экономической теории Института финансов и права.
В 1982 г. с отличием закончила Дагестанский государственный университет по специальности математика.
В 2005 г. закончила Институт финансов и права по специальности финансы и кредит.
Преподает в Махачкалинском автодорожном колледже.
Автор более 10 публикаций.
^ ^ ^
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ РЕНТЫ"*
Принципиальным подходом к решению большинства проблем финансирования туристско-рекреационного комплекса может быть внедрение механизма рентных платежей, который даст туристско-рекреационному комплексу (ТРК) региона возможность получать необходимые для развития средства. Предпосылок к внедрению подобного механизма в Республике Дагестан несколько:
1) существенная деградация туристского потенциала Республики — сокращение доли санаторно-курортных учреждений и гостиничных предприятий;
2) значительный износ основных фондов в большинстве подотраслей ТРК Республики;
3) дисбаланс въездного и выездного туризма в регионе и стране, который определил туризму роль одной из основных форм оттока капитала за границу и является дополнительным дестабилизирующим фактором развития региона и РФ в целом;
4) недостаточность финансовых вложений для восстановления и дальнейшего развития ТРК Республики, а также для содержания, охраны и восстановления его исчерпаемых, уникальных природно-рекреационных ресурсов, так как ни один из источников финансирования ТРК в настоящее время не в состоянии их обеспечить;
5) государственное финансирование ТРК региона очень мало и осуществляется по остаточному принципу. Практически оно сводится в Республике к финансированию, в лучшем случае, рекламно-выставочных, презентационных событийных мероприятий. Бюджетная обеспеченность, сложившаяся в Республике Дагестан, не позволяет масштабно и в соответствии с потребностями подходить к финансированию ТРК;
6) амортизация как возможный источник финансирования организаций ТРК региона, в условиях инфляции, даже при умеренных ее темпах, не может обеспечить и простое воспроизводство туристских ресурсов;
7) прибыль организаций, входящих в ТРК региона, является ненадежным источником развития и восстановления, так как современный экономический механизм побуждает туристские организации скрывать ее истинные размеры, чтобы сократить уплату налога. В результате финансовое положение предприятий ТРК таково, что значительная их часть убыточна и находится на грани банкротства.
Внедрение механизма рентных платежей при успешной реализации может дать следующие результаты:
— получение средств для саморазвития отрасли, а именно для восстановления и строительства объектов туристской индустрии;
* © X. Р. Алиева, 2007
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. И. Аллахеердиева.
— создание системы восстановления, охраны и контроля за использованием рекреационно-туристских ресурсов Республики;
— рост инвестиционной активности в ТРК Республики.
Анализ действующих платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами и, в целом, единой методологии по установлению ресурсных платежей. Различные исследователи по-разному относятся к формированию механизма рентных платежей в сфере туризма.
В. М. Козырев в своей монографии «Туристская рента» предлагает механизм взимания рентных платежей в современных условиях, при этом он вводит н обосновывает различные виды ренты — монопольную, дифференциальную и абсолютную в зависимости от вида и качества рекреационно-туристских ресурсов'.
Механизм, предложенный В. М. Козыревым, базируется на том, что рента, в том числе и туристская, есть форма реализации права собственности на тот фактор, на те ресурсы, использование которых порождает ренту. Основной и самой простой формой совокупной туристской рента, возможной в современных российских условиях, как он считает, могла бы стать твердая процентная ставка платежей в размере 10% с величины валовой выручки от реализации туристских услуг, единой, для всех туристских организаций на всей территории страны. В. М. Козырев объективно понимает зависимость проблемы от современной ситуации, сложившейся в ТРК России, когда отсутствует кадастр рекреационно-природных ресурсов России и методология их оценки, когда довольно трудно подсчитать размеры использования отдельным предприятием в своей работе рекреационно-туристских ресурсов территории, а также объемы полученной от них сверхприбыли. Поэтому предложенный им механизм упрошен и направлен на действенное формирование фонда туристской ренты, призванного обеспечить восстановление и развитие ТРК России.
Другой механизм взимания рентных платежей предложен в работах Е. Г. Григорьева2, который считает, что основная цель ренты — формирование фонда, используемого на восстановление, поддержание, а также улучшение свойств рекреационно-туристских ресурсов территории. Следовательно, основным негативным следствием использования туристских ресурсов выступает усиление антропогенной нагрузки на них. В силу этого платежной базой расчета величины рентных платежей должно выступать количество туристов, находящихся в регионе. В качестве основного плательщика туристской ренты выступают средства размещения туристов, что позволяет избежать многократности обложения.
В современном мире механизмы изъятия природной ренты достаточно разнообразны. При этом в экономически развитых странах преобладают налоговые методы изъятия, а в странах с развивающейся и относительно закрытой экономикой широко применяются и неналоговые методы, такие, например, как соглашения о разделе продукции. При этом преобладают налоги, направленные на изъятие ренты непосредственно с пользователей природных ресурсов. Однако налогами (косвенными) облагаются и потребители природного сырья.
Исходя из имеющегося опыта по данной проблеме, можно сформулировать несколько принципиальных положений:
1) идеальный вариант состоит в том, что нужно создавать условия, когда хозяевам туристских организаций, санаторно-курортных учреждений будет выгодно вкладывать получаемые «сверхприбыли» в развитие ТРК России, а не вывозить их за границу или прятать из налогооблагаемой базы. Если люди смогли создать эффективно работающую организацию, то они смогут, если захотят, грамотно распорядиться деньгами. И тогда необходимость взимания туристской ренты исчезнет сама по себе. Однако в современных условиях данный механизм «самомотивации» предприятий ТРК не работает;
2) внедрение туристской ренты сыграет положительную роль только в случае, если платежи по ней будут экономически обоснованными для каждого хозяйствующего субъекта. В идеальном варианте необходима детальная разработка кадастра рекреационно-туристских ресурсов страны, содержащая, в том числе, и денежную оценку каждого ресурса. Однако сроки и финансовые затраты, необходимые для создания подобного кадастра, отсутствие методики оценки рекреационно-туристских ресурсов предопределяют трудоемкость данного процесса и невозможность его успешного проведения в ближайшие годы;
3) при внедрении механизма рентных платежей в сфере туризма необходимо определиться, в первую очередь, с тем, кто ее платит— производитель или потребитель туристских ресурсов, во-вторых, установить, какие предприятия туристичесхой индустрии считать объектами взимания рентных платежей и что считать базой расчета туристской ренты, а также, каков будет размер платежа.
В связи с этим для выявления наиболее приемлемого пути расчета рекреационно-туристской ренты в современных условиях необходимо провести исследования и расчеты на основе реальных предприятий, входящих в туристско-рекреационный комплекс Республики. В качестве объектов исследования были выбраны санаторий «Каспий», «Каякент» и «Талги» Республики Дагестан. Сделана попытка учесть различные факторы, которые могут оказать влияние на решение о выборе той или иной формы взимания туристской ренты, с тем, чтобы это решение было экономически оправданным.
Для проведения расчетов необходимо было решить задачу обоснования величины и способа расчета рентных платежей от экономических результатов и себестоимости предприятия. Что касается экономических результатов предприятия, то наиболее верным путем выступает установление процентной ставки от величины выручки или прибыли предприятия. Более сложным является определение туристской ренты в составе себестоимости (прямых издержек) предприятия. Мы рассмотрели несколько путей решения этой задачи:
). Самый рациональный и правильный путь — выработка нормы рентных платежей для каждого предприятия рекреационно-туристского комплекса с учетом региона, отдаленности от используемых туристских ресурсов, их качества и привлекательности. Для этого необходимо проведение деталькой оценки имеющихся на территории Республики туристских ресурсов;
2. При отсутствии такой оценки можно было бы предложить несколько путей;
— установление величины рентных платежей в процентном соотношении от стоимости койко-дня проживания туриста;
— выделение фиксированной суммы в расчете на I койко-день проживания туриста. Например, 20 руб. сумма незначительная, но в то же время существенная для года работы предприятия. Однако для предприятия, где койко-день составит 400 руб., эта сумма будет 5 % от него, а для предприятия, где койко-день составит 2000 руб., всего 1,0 %, т. е. для одних хозяйствующих субъектов эта сумма будет существенной, для других — практически незаметной;
— ежегодное определение по каждому региону (городу, району) минимальной стоимости койко-дня проживания и установление величины рентных платежей в процентном соотношении от минимальной стоимости койко-дня.
В качестве базы расчета туристской ренты были рассмотрены 3 основных варианта:
1) экономические результаты деятельности предприятия, при этом рентные платежи взимаются:
— в форме процентной ставки от величины валовой выручки предприятия;
— в форме процентной ставки от величины валовой, чистой прибыли и прибыли до налогообложения предприятия;
2) себестоимость услуг предприятия (прямые издержки), при этом рентные платежи взимаются:
— в процентном соотношении от стоимости койко-дня проживания туриста;
— в форме фиксированной суммы от стоимости койко-дня проживания туриста;
3) как экономические результаты предприятия, так и себестоимость услуг предприятия, при этом рентные платежи взимаются и в форме процентной ставки от величины валовой выручки предприятия, и от стоимости койко-дня проживания туриста.
Предложенные механизмы расчета туристской ренты, на наш взгляд, должны существенным образом помочь туристскому комплексу России получить необходимые средства для саморазвития. В них есть много недостатков и противоречий, однако в условиях отсутствия детальной комплексной оценки туристских ресурсов нашего государства, а также криминализации его рентоориентированного туристского комплекса они выступают приемлемыми. Основным препятствием для внедрения в первую очередь является детальная разработка методики учета туристской ренты и ее утверждение в нормативно-правовых актах РФ. Наиболее верным, как нам кажется, было бы первоначальное внедрение механизма туристской ренты в качестве пилотного проекта в одном из регионов РФ с целью отработки возможных недостатков, рисков и потерь.
ЛИТЕРАТУРА
1 Козырев В. М. Туристская рента М.: Финансы и статистика, 200!.
2 Григорьев Е. Г. Хозяйственный механизм территориального водопользования // Эко-бюллетень ИНЭКА, 2003, №3.