Ю.И. ПЕСКОВСКИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые слова: народное хозяйство, структурно-инвестиционная политика, инвестиции.
Предложен комплекс управленческих решений по рационализации процесса формирования и реализации структурно-инвестиционной политики на федеральном уровне управления народнохозяйственным комплексом на основе повышения эффективности взаимодействия ее отдельных элементов в условиях разнонаправленного воздействия факторов внешней среды.
Yu.I. PESKOVSKIY
PROCEDURAL PROVISIONS THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL INVESTMENT POLICY
Key words: national economy, structural investment policy, investment.
The proposal of the complex management decisions to streamline the process of forming and implementing structural investment policy at federal level control of the national economy through more effective interaction between its individual elements in the face of opposing effects of the external environment.
По мнению автора, рациональная структурно-инвестиционная политика является частью макроэкономической политики Правительства, а потому должна основываться на социально-экономических приоритетах развития народного хозяйства Российской Федерации, что позволит обеспечить структурное единство управляющих воздействий в процессе решения перспективных проблем повышения конкурентоспособности национальной экономики. Отметим, что при формировании современной структурно-инвестиционной политики необходимо учитывать также влияние геополитических факторов, определяющих стратегические перспективы экономического и социального развития народного хозяйства России.
Анализ внешней среды функционирования народнохозяйственного комплекса Российской Федерации является важнейшим этапом формирования рациональной структурно-инвестиционной политики, поскольку позволяет объективно определить существующие особенности его взаимодействия с экономическими системами других государств, что необходимо для выработки перспективных инвестиционных решений в условиях глобализации мировой экономики. В процессе анализа необходимо определить: важнейшие процессы, формирующие динамику развития мировой экономической системы и оказывающие влияние на социально-экономические показатели народного хозяйства России; характер участия российских организационно-правовых структур в указанных процессах, факторы, определяющие выявленную динамику как в краткосрочной, так и в долгосрочной ретроспективе; приоритетные направления научных исследований государств, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, которые будут определять условия развития мирового хозяйства в неопределенном периоде времени; региональные особенности и тенденции развития мировой экономической системы, влияющие на характер участия в ней предприятий Российской Федерации; степень интеграции национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей в мировую экономическую систему, уровень зависимости характера развития отраслевых производственных комплексов от мирового рынка; особенности участия народнохозяйственного комплекса России в процессе мирового разделения труда, степень влияния отдельных хозяйствующих субъектов национальной экономики на мировую динамику развития определенных отраслей (например, нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия); приоритеты экономического развития промышленно развитых стран, политика которых ока-
зывает существенное влияние на результативность хозяйственной деятельности в национальной экономике России; политические факторы, определяющие макроэкономическую политику основных производителей товаров и услуг на мировом рынке как в краткосрочной перспективе, так и в стратегическом периоде времени; общую динамику социальных процессов в Российской Федерации, характер и степень влияния федеральных органов законодательной и исполнительной власти на указанные процессы в отдельных административно-территориальных образованиях и в экономике в целом с учетом воздействия мировых демографических факторов; климатические особенности, определяющие эффективность производства продукции в определенных географических регионах, динамику их изменений в результате реализации совокупности антропогенных воздействий [1].
По мнению автора, в условиях экономического кризиса необходима корректировка структурно-инвестиционной политики федеральных органов исполнительной власти, что будет способствовать повышению адаптивности механизма управления национальной экономикой в процессе решения текущих и перспективных макроэкономических задач. В то же время кризисные явления будут иметь ограниченный характер и не приведут к изменению основных тенденций мирового социально-экономического развития. Следовательно, неизбежная в период кризиса экономия финансовых ресурсов федерального бюджета, требующихся для рациональной реализации структурно-инвестиционной политики в соответствии с имеющимися целевыми приоритетами развития народнохозяйственного комплекса, должна быть компенсирована за счет роста инвестиционных расходов в посткризисный период, что будут способствовать повышению уровня конкурентоспособности отдельных отраслей, экономики России в целом.
Представляется также, что мировой экономический кризис будет способствовать усилению ряда тенденций в национальной экономике. Так, в период кризиса сохранят свою конкурентоспособность те предприятия и учреждения, которые активно осуществляли инновации, инвестировали в развитие производства за счет приоритетного использования собственных финансовых ресурсов, в ограниченном объеме привлекая средства кредитных организаций. Предприятия, реализующие рискованную модель осуществления хозяйственной деятельности на основе приоритетного использования заемного капитала, с высокой вероятностью сменят собственников, поскольку в кризисных условиях привлечение дополнительных заемных ресурсов, необходимых для осуществления не только инвестиционной, но и текущей деятельности, невозможно. Тем самым экономический кризис будет способствовать повышению эффективности использования ограниченных инвестиционных ресурсов национальной экономики, их концентрации на реализации наиболее перспективных инвестиционных проектов, что позитивно скажется на темпах и качестве экономического роста.
При этом перспективные инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры, должны быть реализованы, несмотря на кризисные явления в национальной и мировой экономической системах, что необходимо для сохранения высоких темпов экономического и социального развития народного хозяйства Российской Федерации в стратегическом периоде времени, снижения накладных расходов субъектов хозяйствования различных отраслей.
По мнению автора, целью реализации структурно-инвестиционной политики должно стать формирование условий долгосрочного сбалансированного экономического роста на основе реализации совокупности инвестиционных проектов с использованием как средств хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности, так и финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Сбалансированный экономический рост предполагает приоритетное развитие инновационно активных отраслей народного хозяйства, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимости, которая будет конкурентоспособной как на отечест-
венном, так и на мировом товарных рынках, при снижении уровня территориальной социально-экономической дифференциации, что позволит обеспечить структурную модернизацию национальной экономики в соответствии с требованиями, обусловленными развитием научно-технического прогресса.
Представляется, что для достижения поставленной цели структурноинвестиционной политики необходимо определить совокупность критериев, которые позволят объективно оценить, насколько принимаемые на федеральном уровне управленческие решения соответствуют сформированным целевым ориентирам как в текущей перспективе, так и в долгосрочном периоде времени. В частности, в качестве критериев достижения цели структурно-инвестиционной политики могут выступать как объективные, так и субъективные показатели: общая доля инвестиций в валовом внутреннем продукте страны; доля инвестиций хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности, в общем объеме инвестиций; доля отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию, в общем объеме инвестиций, в том числе за счет средств хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности; доля отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию, в ВВП; объем прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в целом и в отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию (в денежном выражении и в процентах к общему объему инвестиций в народнохозяйственный комплекс); величина экспорта высокотехнологичной продукции (в стоимостном выражении и в процентах к общему объему экспорта); уровень развития инфраструктуры в Российской Федерации (по сравнению с другими странами, а также по сравнению с предшествующим периодом).
По мнению автора, определение задач структурно-инвестиционной политики должно осуществляться на основе комплексного анализа потребностей национальной экономики в формирующихся условиях внешней среды, что позволит максимально эффективно использовать ограниченные финансовые ресурсы народнохозяйственного комплекса с учетом разнонаправленного влияния макроэкономических, политических, научно-технических факторов. При этом представляется целесообразным выделить ряд общих задач структурно-инвестиционной политики, сущностное содержание которых не зависит от особенностей воздействия факторов внешней и внутренней сред: обеспечение сбалансированного территориального и отраслевого роста национальной экономики; противодействие возникновению дефицита как на общенациональном, так и на региональных рынках товаров и услуг; создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения, в том числе в депрессивных регионах; формирование условий для роста уровня социального развития страны, реализации перспективных инвестиционных проектов в социально-культурной сфере; противодействие проявлению негативных социальных процессов как в России в целом, так и в отдельных административно-территориальных образованиях.
По мнению автора, анализ ресурсного потенциала национальной экономики необходим для того, чтобы определить, насколько имеющиеся целевые ориентиры структурно-инвестиционной политики соответствуют потенциальным возможностям народного хозяйства в складывающихся условиях внешней среды. В частности, рост цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта в 2000-2008 гг. способствовал повышению финансового потенциала национальной экономики, увеличению расходов федерального бюджета на реализацию перспективных инвестиционных проектов инфраструктурного характера. В то же время в условиях экономического кризиса наблюдается сокращение финансовых ресурсов федерального бюджета, что не позволяет эффективно решать проблемы роста объемов инвестирования как в национальной экономике в целом, так и в отдельных административно-территориальных образованиях Российской Федерации.
Следовательно, если в процессе анализа будет выявлено, что целевые ориентиры не соответствуют имеющемуся ресурсному потенциалу, возникнет необходимость их корректировки, что позволит усилить целевую направленность реализуемых мер по повышению устойчивости функционирования национальной экономики в стратегическом период времени на основе реализации комплексной структурно-инвестиционной политики.
В процессе формирования отраслевых приоритетов осуществления инвестиций федеральных, региональных и местных органов власти необходимо определить, в какие хозяйственные подсистемы будут в первую очередь направлены государственные ресурсы. При этом важно учесть прогнозируемый мультипликативный эффект реализации инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе, что позволит рациональным образом использовать хозяйственные возможности предприятий и организаций национальной экономики.
По мнению автора, важным элементом рациональной структурно-инвестиционной политики является формирование условий для привлечения инвестиционных ресурсов, требующихся для осуществления структурных экономических изменений из внебюджетных источников, что позволит обеспечить рациональное взаимодействие федеральных и региональных органов власти с хозяйствующими субъектами, находящимися в частной собственности, в процессе решения комплекса проблем экономического и социального развития определенных административно-территориальных образований. Привлечение средств частных инвесторов должно осуществляться на основе формирования рационального нормативноправового режима осуществления инвестиций в те отрасли, развитие которых является государственным приоритетом в складывающихся экономических условиях.
В промышленно развитых странах для решения указанных проблем получили развитие механизмы частно-государственного партнерства, которое, как правило, предусматривает государственное участие в создании транспортной и коммунальной инфраструктуры при реализации перспективных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств частных инвесторов в приоритетных структурных подсистемах национальной экономики. Государственные инвестиции позволяют существенно снизить затраты потенциальных инвесторов, создать благоприятные условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов на основе сокращения сроков окупаемости инвестиционных проектов. В то же время привлечение средств хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности, позволяет повысить эффективность развития народнохозяйственного комплекса, поскольку частные инвесторы заинтересованы в максимизации нормы прибыли на вложенный капитал при относительно низких издержках производства.
В процессе определения комплекса инструментов и мер по реализации структурно-инвестиционной политики необходимо обеспечить требуемую взаимосвязь между целевыми ориентирами и принимаемыми управленческими решениями, которые в значительной степени обусловлены институциональными и бюджетными ограничениями. В рыночных условиях меры прямого государственного регулирования, осуществляемые в процессе директивного планирования системы показателей эффективности инвестиционной деятельности, должны быть дополнены мерами косвенного воздействия, основой которых является использование рыночных инструментов для решения текущих и перспективных задач развития экономики страны на основе рационализации инвестиционной политики.
Важнейшим инструментом косвенного регулирования инвестиционной деятельности является изменение процентных ставок, обеспечивающее стимулирование инвестиций за счет снижения стоимости финансовых ресурсов национальной экономики. По мнению автора, реализуемая в настоящее время политика
повышения процентных ставок, направленная на снижение инфляции, является неэффективной, поскольку препятствует расширенному воспроизводству, что усиливает негативные последствия мирового экономического кризиса. Снижение процентных ставок может повлечь за собой временный рост индекса потребительских цен, который, однако, будет компенсирован в результате существенного увеличения объемов производства в национальной экономике.
Реализация комплекса структурно-инвестиционных управляющих воздействий должна осуществляться на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, что позволит обеспечить необходимое единство управленческих решений, будет способствовать системному развитию национальной экономики. При этом для эффективного осуществления управленческих решений необходимо распределить ответственность между подсистемами управления различных уровней, что позволит рациональным образом использовать материальные, финансовые, информационные ресурсы народнохозяйственного комплекса страны.
Мониторинг полученных результатов необходим для того, чтобы объективно сопоставить достигнутые показатели с целевыми ориентирами, что позволит оценить степень эффективности структурно-инвестиционной политики федеральных органов государственной власти. При этом в процессе мониторинга важно оценить, насколько отклонения полученных результатов от плановых показателей обусловлены влиянием трудно прогнозируемых изменений факторов внешней среды, что позволит определить степень ответственности отдельных субъектов управления за достижение целевых ориентиров.
Таким образом, процесс реализации структурно-инвестиционной политики должен включать такие этапы, как определение социально-экономических приоритетов развития народного хозяйства Российской Федерации, анализ внешней среды функционирования народнохозяйственного комплекса, определение целей и задач структурно-экономической политики в складывающихся условиях разнонаправленного труднопрогнозируемого воздействия факторов внешней среды, анализ ресурсного потенциала национальной экономики, эффективности использования всех видов ресурсов, определение отраслевых приоритетов осуществления инвестиций федеральных, региональных и местных органов власти, формирование условий для привлечения инвестиционных ресурсов, требующихся для осуществления структурных экономических изменений из внебюджетных источников, определение инструментов и мер по реализации структурноинвестиционной политики, реализация комплекса структурно-инвестиционных управленческих решений, мониторинг полученных результатов, разработка рекомендаций по совершенствованию структурно-инвестиционной политики, структурное единство которых создаст благоприятные предпосылки устойчивого экономического роста в стратегическом периоде времени.
Литература
1. Будагов А.С. Рационализация разноуровневого управления инвестированием в основной капитал и новшества региона / А.С. Будагов // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 519-524.
ПЕСКОВСКИЙ ЮЛИЙ ИГОРЕВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
PESKOVSKIY YULIY IGOREVICH - competitor of scientific degree of Economic Sciences candidate, St. Petersburg State University of Film and Television, Russia, St. Petersburg.