МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ СУВЕРЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПЕСКОВ Дмитрий Николаевич, [email protected], АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», Москва, Россия
СИЛИНГ Андрей Леонардович, к.э.н., [email protected], АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», Москва, Россия ПОТАПОВ Кирилл Евгеньевич, [email protected], АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», Москва, Россия
ГРИБОВ Евгений Николаевич, [email protected], АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», Москва, Россия
В статье рассмотрены международный опыт приоритизации развития технологий в целях достижения технологического суверенитета страны, подходы международных аналитических центров к оценке влияния технологий на экономику и инновационную политику. Предложены взаимосвязь потребностей человека по пирамиде Маслоу и задач государства, подход к определению приоритетов технологического развития и построению национальной модели суверенного технологического развития. Рассмотрена оценка степени владения технологиями. Результаты исследования позволили сформировать модель суверенного технологического развития, которая может применяться в различных странах.
Ключевые слова: технология, технологический суверенитет, приоритеты технологического развития, методика, модель суверенного технологического развития, международное технологическое сотрудничество.
DOI: 10.47711/0868-6351-208-62-77
Обзор подходов к определению приоритетов технологического развития в мире. В настоящее время технологии играют ключевую роль в развитии государств и повышении их конкурентоспособности на международной арене. Государству необходимо самостоятельно определять технологическую политику, непрерывно активизировать деятельность в области науки и инноваций, контролировать критически важные технологии, обеспечивая стабильность и независимость своего развития. В связи с этим целесообразно рассмотреть подходы различных государств и объединений по определению приоритетов развития в сфере технологий.
В мае 2021 г. Евросоюз обновил Европейскую промышленную стратегию, в которой определил важность развития и внедрения передовых технологий. Они представляют собой сочетание цифровых и ключевых стимулирующих технологий (Key Enabling Technologies, KETs; далее - КСТ).
Еврокомиссией в рамках работы определено шесть КСТ: новое производство; новые материалы; технологии в области естественных наук; микро/наноэлектроника и фотоника; искусственный интеллект; безопасность и подключение. Развитие и применение передовых технологий поддерживается рядом проектов, которые инициированы и разработаны Еврокомиссией [1].
В 2022 г. Еврокомиссия разработала план «Новая инновационная повестка Европы» (A New European Innovation Agenda) (далее - План), целями которого являются снижение зависимости от импорта сырья и ключевых технологий, а также достижение лидерства в области высоких технологий к 2030 г. Реализация Плана направлена на внедрение высоких технологий в таких областях как новые материалы, биотех, блокчейн, фотоника, микроэлектроника, квантовые вычисления, космос, зеленая энергетика и сельское хозяйство [2].
Соединенные Штаты Америки ежегодно утверждают перечень критических и новых технологий (Critical and Emerging Technologies, CET; далее - Перечень), который является инструментом формирования стратегии технологической конкурентоспособности и национальной безопасности США. Для этого Управление научно-технической политики (Office of Science and Technology Policy, OSTP) организует межведомственный совещательный процесс через Национальный совет по науке и технологиям (National Science and Technology Council, NSTC) и в координации с Советом национальной безопасности (National Security Council, NSC). К разработке Перечня привлекаются профильные эксперты из восемнадцати департаментов, агентств и управлений Исполнительного офиса президента США (Executive Office of the President, EOP).
Перечень предназначен для использования в целях обеспечения технологического лидерства США; сотрудничества с союзниками и партнерами для укрепления общих технологических преимуществ; разработки, проектирования, регулирования и использования критических технологий; а также инициирования мер правительства США по реагированию на угрозы безопасности страны. Министерства и агентства могут обратиться к данному Перечню, например, при разработке инициатив по исследованию и разработке технологий, которые поддерживают национальную безопасность, привлекают международные таланты и защищают конфиденциальные технологии от незаконного присвоения и использования [3].
В 2024 г., по данным правительства США, важнейшими и перспективными технологическими областями являются: прогрессивные методы вычислений; новые инженерные материалы; технологии в области газотурбинных двигателей; усовершенствованное сетевое управление датчиками и сигнатурами; современное производство; искусственный интеллект; биотехнологии; производство и хранение экологически чистой энергии; технологии конфиденциальности, защиты данных и кибер-безопасности; направленная энергетика; высокоавтоматизированные, автономные и неуправляемые системы и робототехника; человеко-машинные интерфейсы; гиперзвуковые технологии; интегрированные коммуникационные и сетевые технологии; технологии определения местоположения, навигации и времени; квантовая информация и вспомогательные технологии; полупроводники и микроэлектроника; космические технологии и системы [4].
Китай также активно формирует технологические приоритеты на национальном уровне. В 2021 г. на сессии Всекитайского народного собрания был утвержден Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития КНР и прогноз долгосрочных целей на 2035 г. (далее - Четырнадцатый пятилетний план Китая), определяющий ключевые области науки и технологий, часть из которых планируется осуществить в рамках крупных исследовательских программ (табл. 1) [5].
Результаты анализа практик определения приоритетов технологического развития в Евросоюзе, США и Китае показывают, что они основаны на одностороннем продвижении интересов на внешних рынках, не учитывают оценку их влияния на технологический суверенитет, не создают оснований для реализации равноправного партнерства и международных программ достижения технологического суверенитета. Правительства стран и объединений не раскрывают методологические принципы приоритизации технологических направлений. В публичном пространстве доступна информация исключительно о конечных приоритетах и необходимых для их достижения мероприятиях.
Таблица 1
Приоритеты научно-технического развития, установленные в Четырнадцатом пятилетнем плане Китая
Технологическое направление Научно-технологические приоритеты
Стратегически важные отраслевые направления Информационные технологии Транспорт Энергетика Окружающая среда и экология Информационные технологии нового поколения, биотехнологии, новая энергетика, новые материалы, квантовая информатика, генетические технологии, освоение морского, воздушного и космического пространства, водородная энергетика, энергосбережение Информационные технологии нового поколения Комплексное проектирование интегрированных транспортных систем Возобновляемые источники энергии (увеличение доли в совокупном объеме источников энергии) Природоохранные технологии, способствующие экономическому развитию
Подходы международных аналитических центров к определению приоритетов технологического развития. Крупнейшие международные аналитические центры разрабатывают собственные методологии для компаний-клиентов, которые направлены на оценку воздействия новых технологий на их бизнес-процессы. Прежде всего, подходы основаны на экспертной оценке, исследованиях и анализе рынков, а также учитывают потребности и цели компаний, для которых они разрабатываются. Целесообразно рассмотреть наиболее распространенные из них.
Консалтинговой компанией Gartner разработан инструмент, который помогает организациям оценить влияние новых технологий на их бизнес. Gartner Emerging Technologies and Trends Impact Radar (Радар влияния новых технологий; далее - Радар) представляет собой онлайн-инструмент, который позволяет пользователям выбирать интересующие их технологии и оценивать потенциальное воздействие этих технологий на различные аспекты деятельности организации, такие как операционная деятельность, управление рисками, инновации и стратегия. Данный инструмент предназначен для того, чтобы помочь организациям понять потенциальные выгоды и риски, связанные с конкретными технологиями, и определить, какие из них, скорее всего, окажут значительное влияние на их деятельность в ближайшем будущем [6].
На Радаре кольца представляют собой временной диапазон (Range) - они показывают, сколько пройдет лет, прежде чем технология или тренд приобретут массовый характер. Условное обозначение новой технологии на графике характеризует ее масштаб (Mass) - этот критерий определяет, насколько существенным будет влияние данной технологии на продукты и рынки.
При этом все технологии и тренды разделены на четыре сектора, представляющие области влияния рассматриваемой технологии.
1. Умный мир (Smart World): технологии, позволяющие создавать интеллектуальную среду, такую как «умные города», «умные дома».
2. Прозрачность и конфиденциальность (Transparency and Privacy): технологии, обеспечивающие управление конфиденциальностью и безопасностью данных.
3. Критически важные факторы (Critical Enablers): технологии цифровой трансформации, позволяющие создавать масштабируемые и гибкие инфраструктуры.
4. Революция производительности (Productivity Revolution): технологии в области продуктивности и автоматизации рабочих процессов, а также решения, которые могут помочь повысить производительность.
Определение передовых технологий по методу Радара включает в себя следующие этапы.
1. Идентификация - выявление передовых технологий, которые, вероятно, окажут значительное влияние в ближайшем будущем.
2. Категоризация - классификация выявленных на первом уровне технологий на основе степени их зрелости и потенциального воздействия, размещение их в одной из четырех областей на основе текущего состояния их разработки и ожидаемого влияния.
3. Оценка - на основании аналитических заключений из различных источников, включая отраслевых экспертов, отчеты и тематические исследования.
4. Расстановка приоритетов по потенциальному воздействию технологий и стратегических приоритетов организаций.
Радар влияния новых технологий и тенденций Gartner периодически актуализируется с учетом рыночных изменений и разработок.
International Data Corporation (IDC) — международная исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий, предлагает свой радар рынка технологий [7].
Радар IDC включает в себя три области, характеризующие зрелость технологий: «Краткосрочная», «Среднесрочная» и «Долгосрочная», разделенные по двум осям: ось X отображает «количество организаций, внедряющих технологию», ось Y - «количество организаций, планирующих внедрять эту технологию в ближайшие 24 месяца». Для каждой новой технологии определяется два числовых показателя по оси X и оси Y, и исходя из этих координат наносится на пространство радара.
Область «Краткосрочная» - технологии имеют высокий уровень внедрения и, соответственно, достигнут своей зрелости в краткосрочной перспективе.
Область «Среднесрочная» — технологии могут быть надежно использованы в повседневной практике бизнеса, но все еще подвержены быстрым изменениям.
Область «Долгосрочная» - технологии следующей волны инноваций (долгосрочный горизонт зрелости), обещающие принести настоящую революцию и прорыв.
Модели определения приоритетных технологий компаний Gartner и IDC основываются на анализе технологических трендов, степени внедрения, достижения зрелости, а также ожидаемого воздействия технологий на рынок. Прежде всего, данные модели направлены на решение бизнес-задач, разработку продуктовой стратегии и коммерциализацию научных результатов, а также не создают единых оснований для достижения технологического суверенитета на национальном уровне. Стоит отметить, что принципы формирования рассмотренных методологий не являются публичными по аналогии с рассмотренными подходами приоритизации технологий государств и объединений.
Отсутствие доступных государственных или коммерческих методик подчеркивает необходимость предложения публичной методики для дальнейшей приоритизации технологий на государственном уровне и выстраивания на ее базе возможностей к взаимному международному партнерству в области технологического развития.
Понятие технологического суверенитета. В настоящее время в мире активно развивается научная и практическая база для определения подходов к достижению разных видов суверенитета. Государства разрабатывают собственные концепции, стратегии, закрепляют инструменты достижения в правовых актах, в том числе, опираясь на международный опыт. Рассмотрим основные определения некоторых видов суверенитета, которые являются составляющими суверенитета государства.
Под национальным (политическим) суверенитетом понимается независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах [8]. Национальный суверенитет направлен на формирование и реализацию собственной политической повестки, опирающейся на национальную технологическую базу и первостепенное обеспечение национальных технологических интересов.
Экономический (финансовый) суверенитет гарантирует стабильность экономики и способность страны управлять своими финансовыми ресурсами. Экономический суверенитет способствует развитию внутреннего рынка, предоставляя возможности для роста и развития национальных компаний, стимулирует инвестиции в научные исследования и разработки, а также создает спрос на новые технологии.
Кадровый суверенитет предполагает формирование квалифицированных кадров и создание условий для их самореализации, что позволяет обеспечить необходимую экспертизу для развития технологической и экономической сфер. В монополярном мире развитые страны достигают особых успехов в области технологического развития за счет активного привлечения кадров из стран мирового большинства, тем самым создавая опережающий прирост добавленной стоимости за счет иностранных талантов. В процессе формирования многополярного мира таланты создают условия технологического развития в своих странах, обретая самоидентичность. В этом случае использование кадрового ресурса направлено на благо своих стран и своей добавленной стоимости. В связи с этим государству необходимо создавать условия и использовать инструменты для удержания квалифицированных кадров и повышения их лояльности.
В современных условиях технологии играют важную роль в укреплении национального суверенитета. Технологический суверенитет - это фундаментальная устойчивость, дополнительный эквивалент стоимости. Его достижение дает возможность государству перейти к инновационной модели экономического роста, а также обеспечить развитие и эффективное функционирование производственных систем.
Каждый из рассмотренных видов суверенитета имеет свои особенности, однако все они взаимосвязаны и являются необходимым условием для обеспечения национального суверенитета. Подобно сторонам треугольника, экономическая, кадровая и технологическая составляющие способствуют формированию условного пространства национального суверенитета, которое можно представить геометрически (рис. 1).
Рис. 1. Треугольник составляющих национального суверенитета
Источник: составлено авторами.
Для более предметного понимания определения технологического суверенитета обратимся к научным публикациям и нормативным документам. В качестве основных материалов для анализа послужили научные статьи авторов: В.К. Фальцмана, С.В. Ешто-кина , Jakob Edler; положения нормативно-правовой базы Российской Федерации.
В каждой из этих работ авторы дают свое определение технологического суверенитета. В.К. Фальцман считает, что под технологическим суверенитетом понимается способность того или иного вида экономической деятельности обеспечить экономику своей продукцией надлежащего качества, пусть даже частично за счет ее импортных поставок, но при обязательном условии возмещения импортных затрат за счет поступлений от реализации собственного экспорта [9].
С.В. Ештокин пишет, что технологический суверенитет определяется степенью самостоятельности государства в распоряжении ключевыми, в том числе критическими технологиями, включая инновационные разработки, используемые для обеспечения сбалансированного и динамически устойчивого социально-экономического развития [10].
Jakob Edler с коллегами из Fraunhofer ISI обозначает технологический суверенитет как способность государства или федерации государств предоставлять технологии, которые оно считает критически важными для своего благосостояния, конкурентоспособности и способности действовать, а также иметь возможность разрабатывать их или получать из других экономических областей без односторонней структурной зависимости [11].
В соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года № 145, технологический суверенитет - это способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства [12].
Концепцией технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р (далее - Концепция технологического развития), определено, что технологический суверенитет - это наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы [13].
Согласно проекту федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации», технологический суверенитет - это суверенитет Российской Федерации, при котором обеспечено наличие под национальным контролем критических технологий, сквозных технологий и собственных линий разработки, жизненного цикла ключевых технических решений, созданы условия для обеспечения технологического паритета с иностранными государствами, а также самостоятельного производства высокотехнологичной продукции с применением указанных технологий [14].
В современных условиях необходима реализация комплексного подхода к пониманию технологического суверенитета. Помимо научного и правового определения данного понятия требуется реализация практических действий, выраженных в формировании собственной системы управления процессом технологического развития для достижения независимости в рассматриваемой области. Целесообразно рассмотреть методологическую основу, которая будет базироваться на критериях, позволяющих сформировать подход к построению национальной модели суверенного технологического развития.
Подход к определению приоритетов технологического развития и построению национальной модели суверенного технологического развития. С целью определения приоритетов для построения национальной модели суверенного технологического развития предлагается оценить взаимосвязь потребностей человека и задач государства. За базис была взята пирамида Маслоу [15].
Цель существования государства неразрывно связана с обеспечением базовых потребностей человека. Так, в соответствии с Конституцией РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основной закон охраняет природные ресурсы, поскольку они являются основной жизни и деятельности народов. Также каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и обеспечение безопасности. Российская Федерация принимает меры по поддержанию и
укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, тем самым интегрируясь в мировую систему. Исходя из вышесказанного, можно экстраполировать пирамиду потребностей человека на задачи страны/государства (рис. 2).
Потребности человека (по Маслоу)
Задачи страны/государства
Забота о планете и будущем цивилизации
Наука и исследование, признание заслуг, институты репутации и доверие
Международное сотрудничество, связь и транспорт
Средства производства, добычи и переработки
Правовые институты, здравоохранение, работа с пандемиями / Безопасность и здоровье граждан ^
Рис. 2. Соотнесение модели потребностей человека и задач государства
Источник: составлено авторами.
Пирамида задач страны/государства представляет собой иерархическую модель, состоящую из пяти уровней.
1. Первый уровень - задачи для удовлетворения базовых потребностей граждан и обеспечения устойчивого функционирования экономики: производство, добыча, переработка и распределение энергии, воды и полезных ископаемых.
2. Второй уровень - задачи по обеспечению безопасности и здоровья граждан.
3. Третий уровень - задачи по международному сотрудничеству, связи и транспорту.
4. Четвертый уровень - задачи по обеспечению экономического, научного, международного престижа, в том числе за счет поддержки науки и исследований, признания заслуг; институты репутации и доверия.
5. На пятом уровне задачи государства - участие в решении глобальных вопросов международной повестки.
В современных условиях базой для решения задач государства являются технологии, которые должны быть направлены на решение вопросов, связанных с автоматизацией процессов, повышением эффективности работы хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также улучшением качества жизни граждан. Внедрение технологий также позволяет сократить затраты на ресурсы и повысить конкурентоспособность страны на международной арене. В связи с этим необходимо определить, какие технологические направления наиболее приоритетны с целью решения задач, стоящих перед государством.
Таким образом, целесообразно разработать методологический подход, который позволит определить приоритеты технологического развития и оценить их влияние на суверенитет.
Ключевыми документами, определяющими направления технологического развития Российской Федерации, являются: Указ Президента РФ от 18 июня 2024 года
№ 529, определяющий приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий [16]; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, содержащая приоритеты научно-технологического развития; Концепция технологического развития, которой предусмотрен перечень сквозных технологий, опирающихся на научно-технологический прогноз.
Указ Президента РФ от 18 июня 2024 года предусматривает перечень из 28 важнейших наукоемких технологий, который, в свою очередь, содержит 21 критическую технологию и 7 сквозных технологий. В числе критических технологий, в частности, названы транспортные технологии для различных сфер применения, в том числе беспилотные и автономные системы, технологии разработки лекарственных средств и платформ нового поколения, технологии создания высокоэффективных систем генерации, распределения и хранения энергии (в том числе атомной). К сквозным технологиям отнесены синтетическая биология и генная инженерия, создание новых материалов с заданными свойствами, малотоннажная химия, искусственный интеллект и другие направления.
Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации предусмотрены следующие приоритеты: переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта; переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике; формирование новых источников энергии; создание интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем; переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения; развитие при-родоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов.
В Концепцию технологического развития включены сквозные технологии в области обработки и передачи данных, энергетики, новых производственных технологий, биотехнологий и технологий живых систем, снижения антропогенного воздействия, перспективных космических систем и сервисов.
Подход к разработке модели технологического суверенитета учитывает все направления технологического развития Российской Федерации, обозначенные в нормативных правовых документах, и позволяет комплексно использовать их в контексте долгосрочного горизонта планирования.
Исходя из правовых актов Российской Федерации, направлений (рынков) Национальной технологической инициативы [17], аналитики по новым технологиям консалтинговых компаний Gartner, IDC, Forrester, был сформирован исходный список технологий, учитывающий важность отраслей экономики, специфику, потребности в них, а также доступность и возможность их внедрения в России.
Далее по каждой технологии из исходного списка была проведена оценка для построения модели суверенного технологического развития, основывающаяся на комплексном подходе, учитывающем факторы, которые можно выразить в количественных показателях. Для проведения такой оценки выбрано пять критериев"'.
Валентность (степень «сквозности»/«проникающей способности») технологии - потенциал проникновения в различные сферы (количество специализированных
1 Критерии и шкала оценки должны своевременно актуализироваться, чтобы соответствовать требованиям времени.
применений технологии в различных отраслях и сферах деятельности, наиболее валентные технологии принято называть «сквозными»). Рассчитывается на основе оценки количества специализированных применений технологии в отраслях; наивысший балл присваивается технологии, имеющей наибольшее количество специализированных применений (рис. 3).
К1=1, если количество спецприменений <10
К1=2, если количество спецприменений >=10, но <20
20
К1=3, если количество спецприменений >=20
Рис. 3. Шкала оценки валентности технологии
Источник: составлено авторами.
0
5
15
25
30
10
Управление технологией с точки зрения ее сложности - сложность управления системой, возникающей с появлением технологии. Рассчитывается на основе экспертной оценки о сложности систем управления, обеспечивающих владение технологией, порождаемых применением технологии и степенью необходимой регламентации; наивысший балл присваивается технологиям, применение которых требует наиболее сложных систем (рис. 4).
К2=1 К2=2 К2=3
В озникающая система стабильно пред сказуема и характеризуется минимальной внутренней динамикой Возникающая система характеризуется средней внутренней динамикой и предсказуемостью Возникающая система отличается высокой внутренней динамикой, что приводит к ее самоусложнению
(регламентируется на уровне стандартов) (регламентируется на уровне политик) (регламентируется на уровне этики)
Рис. 4. Шкала оценки управления технологией с точки зрения ее сложности
Источник: составлено авторами.
Период достижения зрелости технологии («плато продуктивности технологии») - применение технологии на рынке коммерчески успешно и экономически выгодно; данный критерий является инструментом или решением в определенной области как минимум для 20% целевой аудитории. Рассчитывается на основе маркетинговых исследований, проведенных аналитическими агентствами, о готовности технологических пакетов; наивысший балл присваивается наиболее зрелой технологии, так как на момент расчета она может оказать наибольшее влияние на достижение технологического суверенитета (рис. 5).
К3=4 К3=4 К3=3 К3=2 К3=1
Зрелые технологии 2020-2025 2025-2030 2030-2035 2035-2050
Рис. 5. Шкала оценки зрелости технологии
Источник: составлено авторами.
Степень влияния на критическую инфраструктуру - влияние технологии на объекты критической инфраструктуры, необходимые для обеспечения технологического суверенитета страны. Рассчитывается на основе экспертной оценки о степени оказываемого технологией влияния на критическую инфраструктуру государства; наивысший балл по показателю присваивается технологии, оказывающей прямое воздействие на критическую инфраструктуру страны (рис. 6).
и=1
^=2
Е4=3
Не влияет на критическую инфраструктуру
Косвенно влияет на критическую инфраструктуру
Напрямую влияет на критическую инфраструктуру
Рис. 6. Шкала оценки влияния технологии на критическую инфраструктуру
Источник: составлено авторами.
Длительность инвестиционного цикла технологии - период от момента первичных инвестиций в развитие технологии до момента ее коммерциализации и активного применения. Рассчитывается на основании аналитических исследований агентств о сроках окупаемости технологических проектов; наивысший балл присваивается технологии с наиболее коротким инвестиционным циклом, т. к. от ее применения можно наиболее быстро получить положительный экономический и мультипликативный эффект (рис. 7).
^=3, если длительность инвестиционного цикла < 5 лет
^=2, если длительность инвестиционного цикла >=5, но < 10 лет
^=1, если длительность инвестиционного цикла > = 10 лет
Рис. 7. Шкала оценки длительности инвестиционного цикла технологии
Источник: составлено авторами.
5
0
В качестве источников данных для проведения экспертной оценки принимаются результаты исполнения национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, отчеты инфраструктурных центров и центров компетенций Национальной технологической инициативы. Результат сопоставления данных и выставление оценки технологии по каждому из критериев является гипотезой, направленной на формирование первичного научного и практического задела, и выработку стандартизированного подхода к оценке.
В соответствии с проведенной оценкой определен перечень из 58 направлений, оказывающих наиболее существенное влияние на технологический суверенитет, из которых 18 относятся к зрелым технологиям, достигшим определенного уровня развития, эффективности и широко применяющимся достаточно долгое время в различных сферах деятельности. В краткосрочном и среднесрочном периодах на технологический суверенитет будут оказывать существенное влияние 40 перспективных направлений, достижение зрелости которых укладывается в горизонт 2020-2035 гг. Результат оценки можно представить визуально в виде метафорической «периодической» таблицы технологий (рис. 8).
Итоговый результат интегральной оценки степени влияния технологии на суверенитет по пяти критериям (наивысший балл от 2 и более) означает, что технология оказывает прямое влияние на суверенитет. В результате соотнесения 40 перспективных направлений, которые будут оказывать существенное влияние на технологический суверенитет на горизонте 2020-2035 гг., с потребностями государства и учета их интегральной оценки, они образуют на графике условный треугольник (рис. 9). Далее технологии структурируются в девять групп, образуя модель суверенного технологического развития (рис. 10).
Сп [2,»| индустриальное п гражданское СЛОЖ 1 КРИТ 3 ИНВЕСТ2 IT [3,0| ИТ и общесистемное ПО (в т. ч. СУБД. KRP/OK.M- СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 Су [3,0] К ибсрбе-toнаепоеть СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 3 XG |3,2| Неснронодпая связь (4-5G) СЛОЖ 3 КРИТ я ИНВЕСТ 3 МС [2,8| М ал 1Н1 ю строен не СЛОЖ 1 КРИ Т 3 ИНВЕСТ 3 AI |3,2| Искусе J пенны и СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 3 AGI |3,0| Сильный ИИ СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 3 AK/VR |2,3| Дополненная и виртуальная реальность СЛОЖ 3 КРИТ 1 ИНВЕСТ 2 QC [2,6] коммуникации СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1 СМ [2,4| Технологии управления сложностью СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1
El [2,6] Электроника н электронное оборудование СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 Au [2,5] Автомобилестроение СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1 BD [2,7] Хранение и анализ больших данных СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 3 Ме [2,4] Микроэлектроника СЛОЖ 1 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 DT [2,5] Цифровые двойники СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 3 Ми [2,4] Организация производства СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 Mt [2,4] Новые материалы и вещества СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 BS [2,2] Управление ЖЦ естественных и СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2 CS [2,4] Перспективные системы связи СЛОЖ 3 КРИ Т 3 ИНВЕСТ 1
Em |2,6| Электромеханика и электромеханичское оборудование СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 Av |2,7] СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1 VK |2,3| эффективности добычи полезных ископаемых СЛОЖ I КРИТЗ ИНВЕСТ 1 Кп |2,3| производства двигателей СЛОЖ 1 КРИТ 2 ИНВЕСТ 3 KS |2,4| Накопители •энергии СЛОЖ 2 КРИТЗ ИНВЕСТ 2 So 12,21 Сенсорика СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2 «е|2,1| инженерии СЛОЖЗ КРИТ 2 ИНВЕСТ 1 Sp [2,31 спутникового управления СЛОЖ 3 КРИТЗ ИНВЕСТ 1
РМ [2,4] II обработки материалов СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ2 PC [2,4] Получение СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ2 Rw [2,5] ЖснсЯ! юдпрожное СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ 1 NE [2,5] Ядерная энергетика СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1 СТ [2,7] СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1 IIE [2,4] Кодмродна)! TIIL-piiriUKT СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 DE [2,5] энергосистемы СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ 3 СЬ [2,0] Мал тоннажная СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2
CF ]2,4] Животноводство и селекция СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ3 Sh [2,2] Судостроение СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ 1 ВС [2,3] Распределенные реестры СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ2 Св [2,4] Геоинформационные системы СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 3 IIP [2,3] Гидроэнергетика СЛОЖ 1 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2 ТЕ [2,0] Геотермальная энергетика СЛОЖ 1 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2 NT [2,0] Нейр отех нолога и СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 1 СИ [2,1] Управление ЖЦ углерода и метана СЛОЖЗ КРИТ 2 ИНВЕСТ 1 II20 [2,0] Управление ЖЦ воды СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2
Р(5 |2,4| Растениеводство и селекция СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ3 TP 12,1] Теплоэнергетика СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2 Ph 12,31 Профилактические н терапевтические препараты (п т .ч. накгцшы п антибиотики) СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ 1 Or [2,0] Технологии производства удобрении СЛОЖ 2 КРИТ I ИНВЕСТ 3 £<> [2,»| Технологии для почвенной среды СЛОЖ 2 КРИТ 1 ИНВЕСТ 3 SK|2,2| Солнечная энергетика СЛОЖ 1 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 W К [2,2 1 В етр о энергетика СЛОЖ 1 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 ТК |2,(>] Терраформпрование СЛОЖ 3 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2
MR [2,3] Добыча полезных ископаемых СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ2 Fl [2,4] Пищевое производство СЛОЖ 2 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2 MD [2,2] Медицинские изделия СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ 3 HF [2,1] Технологии здорового питания СЛОЖ 3 КРИТ 1 ИНВЕСТ 2 НН [2,11 Технологии здоровья человека СЛОЖ 2 КРИТ 2 ИНВЕСТ 2 Mb [2,1] Производство препаратов, в т ч. М11 Kptюно. KU ичсских СЛОЖ 3 КРИТ 3 ИНВЕСТ 2
Зрелые технологии 2020 2023 2025 2028 2030 2033 2035 2050
Период достижения зрелости технологии
Рис. 8. «Периодическая» таблица технологий
Источник: составлено авторами.
Развитие цивилизации
Международное признание
Интсгрированность в мир-систему и связность ~
Бе ^опасность и здоровье граждан
Энергия, еда, производство
Модели мышления И ВОСПРИЯТИИ
/ СТ \
/Когнитивные\ ' технологии '
Модели государственного/ муниципального/ общественного управления
СМ
/ Технологии управления1! / сложностью \
/' сн н2о ТР ,
Управление Управление Террафор^ Ж1 [ углерода ЖIТ воды миронание', и метана \
Климатические технологии
Произвол
Энергетика
Транспортные технологии
OS Sp En
Геоинфор- Технолопш Технолопш мациошгые спутникового производства vrnianneui™ ДВИГЭТСЛСЙ
/ ХО ЛК/\Т< (}С ее ,
ХСХНОЛОГИИ ^Беспроводная Дополненная Квантовые Перспективные!
СВЯЗИ / сва|Ь (4"5°) и виртуальная коммуникации системы связи 1
/ реальность
Цифровые сервисы
BD
Хранение и а больших данных
/ HF
/Технолопш здорового
нн
Технолопш Т
AGI
Сильный ИИ
So
/ DT
ТВО / Цифровые
ДВОЙНИКИ
сь
Мяло-
Mt
Новые матер1галы
и всшсства
Sn
Ссн-сопнка
AT ВС
Искусственный Распределенные » рсисчры \
Ge \
Технологии генной инженерии \
BS \
1|ЛМиШД^1Ь(1 1 J
ул0бРС1шйНейр0„Х1ЮЛ0Г11Иу"р™'« щ
.................и .
МС Me Мп
Машшо- Микро- Организация \
строение .электроника производства
Mb
Or Производство Технолопш препаратов производства NT
Бнотех и медицина
' NE
Ядерная энергетика
FE
Технологии повышения эффективности добычи
WE, ТЕ, SE, НЕ, HP
Гидро-, ветро-, солнечная, геотермальная, водородная энергетика
DE ES
Распределенные Накопнтел! интеллектуальные эыерпш
J FI ^ f: Г Г-I Г :
Не влияет нн технологический суверенитет
Косвенно влияет ..
на технологический суверенитет
Интегральная оценка степени влияния на суверенитет
Напрямую влияет па технологический
суверенитет
го н о
to
я о
to х о to Е я та
та
52. о\ о н
й со
о
to го Й Я
(Я го та го Я Я О <-i о
н
го
X
я о Й о
го
о §
о
Рис. 9. Приоритетные направления технологического развития (с учетом интегральной оценки и задач государства)
Источник: составлено авторами
И Я н
Примечание к рис. 8.
[2,5] - интегральная оценка степени влияния технологии на суверенитет. Рассчитывается как средневзвешенное арифметическое значений оценок по пяти критериям: «сквозности», сложности, зрелости, критичности и длительности инвестиционного цикла технологии.
СЛОЖ - оценка сложности управления системой, возникающей с появлением технологии по шкале от 0 до 3.
КРИТ - оценка влияния технологии на объекты критической инфраструктуры (КИ), необходимые для обеспечения технического суверенитета страны по шкале от 0 до 3.
ИНВЕСТ - оценка длительности инвестиционного цикла (периода от момента первичных инвестиций в развитие технологии до момента ее коммерциализации и активного применения) по шкале от 0 до 3.
Рис. 10. Приоритетные направления технологического развития (в структурированном виде)
Источник: составлено авторами.
Предложенная модель суверенного технологического развития не является статичной, поскольку в процессе развития научных исследований, применения инноваций и технологических процессов будут постоянно выявляться новые факторы, уточняющие и дополняющие ее. Также необходимо учитывать глобальные тенденции и вызовы: изменение климата, демографические изменения, геополитические конфликты, которые могут повлиять на задачи государства в технологиях и требования к их развитию. Поэтому должна обеспечиваться гибкость и адаптивность модели.
Модель суверенного технологического развития может быть декомпозирована на отдельные отраслевые модели, главной задачей которых является приоритизация ключевых технологий, владение которыми необходимо для обеспечения независимости и лидерства в рассматриваемой области.
Оценка степени владения технологией. Предлагается рассмотреть модель суверенного технологического развития как практический инструмент для формирования среднесрочных и долгосрочных решений по вопросам технологической политики государства.
Одним из способов использования данного инструмента предлагается проведение оценки по пяти основным критериям, детализированным по компонентам:
- научная база (оценка деятельности, осуществляемой на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, а также поиска новых областей применения таких знаний);
- компетенции (оценка обеспеченности технологии компетенциями, необходимыми для ее развития, в том числе квалифицированными трудовыми ресурсами);
- стандартизация (оценка наличия, полноты и актуальности национальных и международных стандартов, документов развития, направленных на создание и эксплуатацию технологии);
- инфраструктура (оценка наличия необходимых ресурсов, направленных на развитие технологии);
- проекты (оценка представленности отечественных компаний на рынке технологии, потенциального объема рынка и использования технологии в отраслях экономики).
С целью анализа актуальности и зрелости технологии дополнительно предлагается рассматривать отечественную технологию по отношению к ее мировым конкурентам. В качестве примера рассмотрим микроэлектронику и беспроводную связь. В настоящее время полупроводниковое производство с технологическим процессом в 2 нм освоено тайваньской компанией TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) и американской IBM (International Business Machines) [18], при этом в России - только до 90 нм. По данным Минпромторга России, к 2026 г. планируется достижение топологии 65 нм, к 2027 г. - 28 нм и к 2030 г. - 14 нм [19]. Предполагаемые министерством темпы развития технологического процесса существенно отстают от среднемировых, сохраняя риски недостижения технологического суверенитета в микроэлектронике.
Для обеспечения качественной беспроводной связи в Китае развернуто 3,28 млн базовых станций 5G и электронной компонентной базы [20], в США - 100 тыс. базовых станций [21]. В России разработано 100 базовых станций 5G [22]. При этом прогнозная потребность покрытия беспроводной связью 5G Москвы и Санкт-Петербурга соответствует примерно 140 тыс. станций.
Таким образом, применение модели суверенного технологического развития позволяет не только сформировать приоритеты технологического развития, но и получить реальную картину владения технологиями. На примере России очевидно, что по целому ряду направлений необходимо существенно повысить темпы и уровень научно-технических разработок для достижения технологического суверенитета.
Выводы. Представленные методические подходы к разработке модели суверенного технологического развития и определению приоритетов технологического развития позволяют определить набор базовых критических технологий для обеспечения технологического суверенитета и сформулировать на основе данной модели государственные приоритеты в области науки, технологий и инноваций.
Также модель может использоваться для обеспечения технологической кооперации стран в рассматриваемой сфере. Реализация политики в этой области и масштабирование на межгосударственном уровне (например, в рамках БРИКС) может способствовать созданию механизма обмена информацией и лучшими практиками между компаниями и организациями.
Литература / References
1. Key enabling technologies policy. An official website of the European Union. 2021. URL: https://research-a.nd-innovation.ec.europa.eu/research-area/industrial-research-and-innovation/key-enabling-technologies_en
2. A New European Innovation Agenda. An official website of the European Union. 2022. URL: https://ec.eu-ropa.eu/info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/13437-A-New-European-Innovation-Agenda_en
3. Critical and Emerging Technologies List Update. An official website of the White House. 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/02-2022-Critical-and-Emerging-Technologies-List-Update.pdf
4. Updated Critical and Emerging Technologies List. An official website of the White House. 2024. URL: https://www.whitehouse.gov/ostp/news-updates/2024/02/12/white-house-office-of-science-and-technology-pol-icy-releases-updated-critical-and-emerging-technologies-list/
5. 14th Five-Year Plan for Economic and Social Development and Long-range Objectives Through the Year 2035 of the People's Republic of China. The Chinese Central Government's Official Web Portal. 2021. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm
6. Four Emerging Technologies You Need to Know About. Gartner. 2023. URL: https://www.gartner.com/en/arti-cles/4-emerging-technologies-you-need-to-know-about
7. Emerging Technologies in Europe. IDC. 2022. URL: https://www.idc.com/eu/research/key-trends/emerging-tech-nologies
8. Прохоров А.М., Бородулин В.И., Горкин А.П., Карев В.М. Энциклопедический словарь. М, 2000. 1023 с. [Proho-rov A.M., Borodulin V.I., Gorkin A.P., Karev VM. Jenciklopedicheskij slovar'. M., 2000.1023p. (In Russ.)]
9. Фальцман В.К. Технологические суверенитеты России. Статистические измерения // Современная Европа. 2018. № 3. С. 83-91 [Fal'tsman V.K. Tekhnologicheskie suverenitety Rossii. Statisticheskie izmereniya // Sovremennaya Evropa. 2018. No. 3. Pp. 83-91. (In Russ.)]
10. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формирования технологического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. 2022. № 3. С. 1301-1314. DOI: 10.18334/vinec.12.3.116193. [Eshtokin S.V. Skvoznye tekhnologii tsifrovoi ekonomiki kak faktor formirovaniya tekhnologicheskogo suvereniteta strany // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki. 2022. No. 3. Рр. 1301-1314. (In Russ.)]
11. Edler J. Technology sovereignty. From demand to concept Jakob Edler, Knut Blind, Rainer Frietsch, Simone Kimpeler, Henning Kroll, Christian Lerch, Thomas Reiss, Florian Roth, Torben Schubert, Johanna Schuler, Rainer Walz. Karlsruhe. Germany. 2020. URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publika-tionen/technology_sovereignty.pdf
12. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Официальный сайт Президента РФ. 2024. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 [Strategia nauchno-tekhnologicheskogo razvitia Rossi-iskoi Federatsii. Ofitsialny sait Prezidenta RF.2024. (In Russ.)]
13. Концепция технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Официальный сайт Правительства РФ. 2023. URL: http://government.ru/docs/48570/ [Contseptsia tekhnologicheskogo razvitia Rossiiskoi Federatsii naperiod do 2030 goda. Ofitsialny sait Pravitelstva RF.2023. (In Russ.)]
14. Проект Федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации». Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. 2023. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/Pub-licView?npaID=142132 [Proekt Federal'nogo zakona «O tekhnologicheskoi politike v Rossiiskoi Federatsii». Federal'nyi portal proektov normativnykh pravovykh aktov. 2023. (In Russ.)]
15. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность //Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб., 2013. 351 с. [Maslow Abraham H. Motivation and personality. Per. s angl. T Gutman, N. Mukhina. SPB., 2013. 351 p. (In Russ.)]
16. Указ Президента РФ от 18 июня 2024 года № 529 «Обутверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». Официальный сайт Президента РФ. 2024. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50755 [Ukaz Prezidenta RF ot 18 iyunia 2024 goda No. 529 «Ob utverjdenii prioritetnyh napravleniy nauchno-tekhnologicheskogo razvitia i perechnia vajneishchih naukoemkih tekhnologii. Ofitsialny sait Prezidenta RF. 2024. (In Russ.)]
17. Сквозные технологии НТИ. Национальная технологическая инициатива. 2022. URL: https://nti2035.ru/tech-nology/ [Skvoznye tekhnologii NTI. Natsional'naya tekhnologicheskaya initsiativa. 2022. (In Russ.)]
18. IBM Unveils World's First 2 Nanometer Chip Technology, Opening a New Frontier for Semiconductors. An official website of the IBM. 2021. URL: https://newsroom.ibm.com/2021-05-06-IBM-Unveils-Worlds-First-2-Na-nometer-Chip-Technology,-Opening-a-New-Frontier-for-Semiconductors
19. В России надеются освоить производство 28-нм чипов к 2027 году. Коммерсант. 2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6267068 [V Rossii nadeyutsya osvoit' proizvodstvo 28-nm chipov k 2027 godu. Kommersant. 2023. (In Russ.)]
20. Строительство сетей 5G в Китае продолжается устойчивыми темпами. Китайский информационный Интернет-центр. 2023. URL: http://russian.china.org.cn/business/txt/2023-11/23/content_116835806.htm [Stroitel'stvo setei 5G v Kitae prodolzhaetsya ustoichivymi tempami. Kitaiskii informatsionnyi Internet-tsentr. 2023. (In Russ.)]
21. Comparison of the number of 5G base stations in the European Union (EU) and selected countries worldwide in 2023. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1426450/number-of-5g-base-stations-in-selected-markets/
22. Первая российская базовая станция мобильной связи пятого поколения готова к пилотным проектам. Российская газета. 2023. URL: https://rg.ru/2023/04/15/pervaia-rossijskaia-bazovaia-stanciia-mobilnoj-sviazi-piatogo-pokoleniia-gotova-k-pilotnym-proektam.html [Pervaya rossiiskaya bazovaya stantsiya mobil'noi svyazi pyatogo pokoleniya gotova k pilotnym proektam. Rossiiskaya gazeta. 2023. (In Russ.)]
Статья поступила в редакцию 05.04.2024. Статья принята к публикации 03.09.2024.
Для цитирования: Д.Н. Песков, А.Л. Силинг, К.Е. Потапов, Е.Н. Грибов. Методические подходы к разработке модели суверенного технологического развития // Проблемы прогнозирования. 2025. № 1 (208). С. 62-77. DOI: 10.47711/0868-6351-208-62-77
Summary
METHODICAL APPROACHES TO THE ELABORATION OF A SOVEREIGN TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT MODEL
D.N. PESKOV, Autonomous Non-profit Organization «National Technology Initiative Platform», Moscow, Russia
A.L. SILING, Cand. Sci. (Econ.), Autonomous Non-profit Organization «National Technology Initiative Platform», Moscow, Russia
K.E. POTAPOV, Autonomous Non-profit Organization «National Technology Initiative Plat-form», Moscow, Russia
E.N. GRIBOV, Autonomous Non-profit Organization «National Technology Initiative Plat-form», Moscow, Russia
Abstract. The article analyzes the international experience in prioritizing technological development with the aim of achieving technological sovereignty of the state, approaches of international analytical centers to evaluating the influence of technologies on economics and innovative policy. The authors present correlation between Maslow's hierarchy of human needs and the state's tasks, as well as an approach to technological development priority-setting and elaborating a national model for sovereign technological development. The article considers evaluation of the degree of technology proficiency. The study results allowed elaborating sovereign technological development model applicable in different countries.
Keywords: technology, technological sovereignty, priorities of technological development, method, sovereign technological development model, international technological cooperation.
Received 05.04.2024. Accepted 03.09.2024.
For citation: D.N. Peskov, A.L. Siling, K.E. Potapov, E.N. Gribov. Methodical Approaches to the Elaboration of a Sovereign Technological Development Model // Problemy Prognoziro-vaniya. 2025. No. 1 (208). Pp. 62-77. DOI: 10.47711/0868-6351-208-62-77