УДК 338.45: 546.59
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В. В. НИКИФОРОВА,
старший научный сотрудник E-mail: nikvalentina2010@yandex. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
А. В. БОРИСОВ,
аспирант E-mail: nikvalentina2010@yandex. ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
На территории Республики Саха (Якутия) золото добывается около 90 лет, но региональные проблемы золотодобычи, связанные с необходимостью стабилизации и улучшения социально-экономического положения северных регионов, где золотодобыча является основной градообразующей отраслью, недостаточно изучены и требуют детального исследования. Эффективное развитие золотодобычи должно служить развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктур, повышению благосостояния населения, особенно в депрессивных северных районах. В статье предлагаются методические подходы к оценке влияния золотодобычи на социально-экономическое развитие муниципальных образований региона.
Ключевые слова: золотодобывающее производство, налоговые поступления, бюджет, обобщающий индекс, социально-экономическое развитие, муниципальное образование.
На современном этапе развития российской государственности большое значение приобретают
региональные проблемы золотодобычи, связанные с необходимостью стабилизации и улучшения социально-экономического положения северных регионов. Во многих удаленных северных районах золотодобыча является основной градообразующей отраслью, которая определяет занятость населения и обеспечивает поступление бюджетных средств. Эффективное развитие золотодобычи должно служить основой для развития других отраслей экономики, таких как сельское хозяйство и строительство, развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктур в депрессивных северных регионах.
В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрированы 119 предприятий-недропользователей, имеющих 248 лицензий на разведку и добычу золота в 12 муниципальных районах. Из них работают 93 лицензии, в том числе в Алданском (21 лицензия), в Оймяконском (45), в Нерюн-гринском (9), в Усть-Майском (6) районах, которые обеспечивают около 90 % республиканской добычи
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
27
[1]. При освоении богатых золоторудных месторождений «Нежданинское» и «Кючус» перспективными золотодобывающими муниципальными районами станут Томпонский и Усть-Янский (рис. 1).
Между тем масштабы добычи золота не отвечают нынешним требованиям развития золотодобывающей отрасли экономики не только в производственном, но и в экономическом плане, тем более в плане социально-экономического развития самого региона и муниципальных образований, на чьих территориях добывается золото. Если исходить из Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [3], то предусматривается опережающее
развитие горнодобывающих отраслей, в частности золотодобывающей, на территориях Магаданской области и Республики Саха (Якутия). Следовательно, для успешной реализации национальной стратегии требуется углубленное и многоплановое изучение и исследование перспективных сценариев и вариантов развития золотодобывающей отрасли экономики на базе богатейших запасов золота республики, причем с учетом новых рыночных отношений в хозяйственной деятельности экономики страны.
Общий кризис в экономике и политике Российской Федерации и Республике Саха (Якутия), произошедший в переходный период, резко обострил социальные противоречия в золотодобывающих районах республи-
Рис. 1. Схема размещения основных золотодобывающих муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (Томпонский и Усть-Янский районы - районы перспективной добычи золота)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
ки. Возросли размеры стихийной миграции наиболее квалифицированных кадров, снизился уровень социальной защиты работников. Остро встали проблемы финансового обеспечения хозяйственной деятельности улусов. Разрушена ранее действовавшая система централизованного снабжения их всем необходимым для жизнеобеспечения. Комплекс нерешенных проблем, возникших в условиях переходного периода, обусловил необходимость выработки и проведения целостной экономической политики в отношении этих районов.
За 1990-2010 гг. общая численность населения золотодобывающих районов сократилась в два раза, что вызвано закрытием более 30 населенных пунктов. В северных и северо-восточных золотодобывающих районах происходит сокращение рождаемости и увеличение смертности, доля безработных среди трудоспособного населения составляет 4-8 %, что выше среднереспубликанского уровня в 2-3 раза. Поголовье крупного рогатого скота сократилось в 3 раза, оленей -в 1,4 раза, объем грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом - соответственно в 31 и 12 раз, ввод жилья - в 4,9 раза. Все это повлияло на уровень жизни населения золотодобывающих муниципальных образований региона [2].
По авторским расчетам, прогноз добычи золота в Республике Саха (Якутия) с учетом ввода в действие месторождений «Нежданинское» и «Кючус», модернизации Куранахского ГОКа и при сохранении годового объема добычи ныне действующих золотодобывающих предприятий (ОАО «Селигдар», ООО «Нерюнгри-Металлик», ООО «Нирунган» и др.) в 2025 г. составит 41,6 т. В связи с этим возникает необходимость оценки влияния золотодобычи на социально-экономическое развитие золотодобывающих муниципальных образований региона.
Для оценки влияния развития золотодобывающего производства на экономику региона необходимо в первую очередь оценить бюджетную эффективность, т. е. определить размер будущих налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований и региона. Республика Саха (Якутия), несмотря на высокую долю добывающей отрасли (около 80 %), остается дотационным регионом: уровень бюджетной обеспеченности собственными налоговыми доходами составляет менее 50 %.
В настоящее время в горнодобывающем секторе экономики России применяются более 20 видов налогов и платежей, среди которых наиболее значимыми для государственного бюджета республики и бюджетов муниципальных образований являются
налоги на прибыль, на доходы физических лиц и на добычу полезных ископаемых.
Для определения прогнозных показателей бюджетной эффективности золотодобывающего производства в регионе и муниципальных образованиях основным показателем предлагается считать размер среднегодовых налоговых поступлений на 1 т добываемого золота Вн п, рассчитываемый по формуле
НП„„
В„„ =-
V,
где НПс г - среднегодовые налоговые поступления от деятельности золотодобывающего предприятия, руб.,
Vсг - среднегодовой объем добычи золота, т. С использованием данной методики авторами был рассчитан прогноз поступления налоговых платежей в бюджеты золотодобывающих муниципальных образований в 2025 г. в двух вариантах: оптимистическом -. при стоимости золота - 2 000 руб./г и пессимистическом - при стоимости золота 1 500 руб./г. (рис. 2).
Для оценки влияния золотодобывающего производства на социально-экономическое состояние муниципальных образований авторами предлагается индекс влияния, который определяется отношением критериальных производственных показателей на критериальные социально-экономические показатели муниципального образования.
Основными производственными критериальными показателями золотодобывающего производства являются годовой объем добычи золота, цена реализации золота, производительность одного работника в отрасли и т. д. Основные социально-экономические показатели - среднедушевые денежные доходы, численность занятых в экономике, миграционный прирост населения, среднемесячная заработная плата одного работника и т. д.
Для удобства в расчетах используем обобщающие коэффициенты с присвоением им весов соответственно значимости влияния.
Обобщающий индекс социальных показателей 1сг рассчитывается по следующей формуле:
Ic, =Ё wc Icn >
где n - количество социальных показателей;
wc - веса, присваиваемые i-му социальному показателю по значимости (0< wc <1); Icp - j-й социальный показатель i-го муниципального района.
Обобщающий индекс производственных показателей золотодобычи рассчитывается по формуле
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РПЯ ъ ЪР^тжгсх*
29
350 300 250 200 150 100 50 0
Алданский
Томпонский Усть-Янский Оймяконский Нерюнгринский Усть-Майский
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
□ Пессимистический вариант
309,4
139,4
102
98,6
34
23,8
□ Оптимистический вариант
327,6
147,6
108
104,4
36
25,2
- Объем добычи золота
18,2
8,2
5,8
1,4
Рис. 2. Прогноз поступления налоговых доходов в 2025 г в местные бюджеты золотодобывающих муниципальных образований, млн руб. (левая шкала) и прогноз объемов добычи золота, т (правая шкала)
2,5 2 1,5 1
0,5 0
Алданский
-Оймяконский
Усть-Майский
1=1
где т - количество производственных показателей;
- веса, присваиваемые }-му производственному показателю по значимости (0 < <1); 1р} - }-й производственный показатель 1-го муниципального района.
Индекс влияния золотодобывающего производства на социально-экономическое состояние муниципального района 1Ь будет равен
Л = ^ .
Ь 1,
При этом показатель 1Ь должен стремиться к единице. Смысл индекса заключается в том, что чем ближе знаменатель к числителю, тем более социально ориентированным является золотодобывающее производство.
Используя предложенный методический подход к оценке влияния золотодобывающего производства на социально-экономическое состояние муниципального образования, находим индексы влияния в трех крупных золотодобывающих муниципальных районах региона - Алданском, Оймяконском и Усть-Майском (рис. 3).
Наибольшее влияние наблюдается в Алданском районе с налаженной производственной деятельностью за долгие годы, наименьшее - в Усть-Майском, где
____-к---- ----А- -. . А'"'"
---- -■- -■-
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1,43 1,30 1,06 1,10 1,17 0,99 1,02 1,11
1,15 1,17 1,18 1,25 1,26 1,09 1,01 1,13
1,57 1,84 1,88 1,69 2,01 1,46 1,21 1,37
Рис. 3. Изменение индекса влияния золотодобывающего производства на социально-экономическое состояние Алданского, Оймяконского и Усть-Майского муниципальных районов за 2003-2010 гг.
в последние годы с исчерпанием запасов сокращается добыча золота, растет численность безработного населения, снижаются денежные доходы населения. В Оймяконском районе - средний уровень влияния.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что чем больше золота добывается на территории муниципального образования, тем более социально ориентированным является золотодобывающее производство.
Список литературы
1. Ведомственная целевая программа «Развитие золотодобывающей промышленности и освоение месторождений цветных металлов в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы»: постановление экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 № 68/2.
2. Мониторинг основных показателей экономики районов и городов: стат. бюллетень №2 11/15. Якутск: ТО ФСГС по РС(Я) , 2011.
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 год: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р.
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
6
2