13.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЕРОЯТНОСТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ СОСТАВА ВКЛЮЧЕННЫХ В МЕРОПРИЯТИЕ РАБОТ
Панов Дмитрий Витальевич, канд. юрид. наук. Должность: генеральный директор
Место работы: ФГУП «НПО «Техномаш»
Чурсин Александр Александрович, д-р экон. наук, профессор. Директор Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз
Место работы: Российский университет дружбы народов; Институт прикладных технико-экономических исследований и экспертиз
Русинов Александр Александрович, ведущий специалист Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз
Место работы: Российский университет дружбы народов; Институт прикладных технико-экономических исследований и экспертиз
Аннотация: Статья посвящена вопросу реализации государственной политики России по укреплению обороноспособности, поддержанию суверенитета и технологическому развитию промышленности на основе федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах». Особое внимание уделено рассмотрению методического подхода к оценке вероятностной экономической реализуемости мероприятий Программы, с учетом состава включенных в мероприятие работ. В качестве основных математических методов, применяемых при оценке экономической реализуемости мероприятий Программы, используются методы вероятностного и статистического анализа, а также подходы по оценке рисков. Статья предназначена для ученых-экономистов и специалистов-практиков в области менеджмента в высокотехнологичных отраслях экономики, развитие которых осуществляется на основе технологий федеральных целевых программ.
Ключевые слова: экономическая реализуемость, космические программы, ракетно-космическая промышленность, ФЦП, ГЛОНАСС.
METHODICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF PROBABILISTIC ECONOMIC FEASIBILITY OF ACTIONS OF THE SPACE PROGRAM TAKING INTO ACCOUNT STRUCTURE OF THE WORKS INCLUDED IN ACTION
Panov Dmitriy V., PhD in Law. CEO Work place: "NPO" Technomash"
Chursin Alexander A., Dr. of Economic Scienses, Professor Peoples' Friendship University of Russia Director of the Institute of applied technical and economic research and expert assessment
Work place: Peoples' Friendship University of Russia; Institute of applied technical and economic research and expert assessment
Rusinov Alexander A., Peoples' Friendship University of Russia Leading expert of Institute of applied technical and economic research and expert assessment
Work place: Institute of applied technical and economic research and expert assessment
Annotation: The article discusses the problem how Russia's state policy in strengthening its national security and maintaining the sovereignty and technological development of industry is implemented on the basis of the Federal target programme "Support, development and use of GLONASS in 2012-2020". Special attention is paid to the consideration of methodological approach to the estimation of the probability of economic feasibility of the Programme according to the event activities included to this Programme. The main mathematical methods used in the economic feasibility assessment of the Programme are the methods of probability and statistical analysis, as well as approaches for risk assessment. The article is intended for the economists and practitioners in the field of management in high-tech sectors of economy based on the development technologies of the federal target programmes.
Keywords: economic feasibility, space programmes, aerospace industry, Federal target programme, GLONASS.
Государственная политика Российской Федерации по развитию, укреплению обороноспособности и суверенитета и технологическому развитию обусловливают острую необходимость в создании современной технологии обеспечения государственных нужд и потребностей в системе координатно-временного и навигационного позиционирования. Данная потребность реализуется за счет федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 20122020 годах» (далее Программа).
Мероприятия Программы состоят из работ различного характера, которые должны быть выполнены в определенной последовательности. Поэтому экономическая реализуемость мероприятий Программы во многом зависит от сложности и характера этих работ. Работы, включаемые в мероприятия Программы, поддаются классификации и измерению (по объемам), поэтому целесообразно использовать вероятно-статистический аппарат для определения их экономической реализуемости.
В основе расчета оценки вероятностной реализуемости мероприятий программы должна лежать накопленная база обработанной статистической информации по фактической реализуемости мероприятий целевых программ связанных с космической деятельностью, а также развитием наукоемкой отраслей промышленности РФ.
По своей сути мероприятия Программы представляют собой инвестиционные проекты, которые к тому же могут быть инвестиционного характера.
Под проектом (согласно ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом») понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.
Под космическим проектом (КП) понимается комплекс взаимосвязанный мероприятий, направленных на создание изделий ракетно-космической техники (РКТ) (космических аппаратов (КА), ракетоносителей (РН), разгонных
блоков (РБ) и т.д.) в условиях временных и ресурсных ограничений.
Проекты условно можно разбить на затраты на выполнение работ, покупку оборудования, НИР и НИОКР и т.д. На каждую из этих затрат в бюджете мероприятия Программы запланирована определенная сумма денег, которая поступить к исполнителю этой затраты в соответствии с порядком оплаты этой услуги.
Несмотря на уникальность космических проектов, их реализация проводится на основе выполнения работ и услуг, которые можно классифицировать на основе ряда свойств, таких как:
Следует проводить статистические исследования следующих зависимостей:
- реализуемость мероприятий по срокам относительно финансового обеспечения;
- реализуемость мероприятий по объему выполненных работ.
На основе использования предлагаемого методического подхода определяются:
а) вероятный срок реализации мероприятия Программы по отношению к запланированному (коэффициент);
б) вероятность выполнения всех работ мероприятия Программы (коэффициент).
Исходные данные
В качестве исходных данных предполагается использование информационной статистической базы данных, включающей в себя записи следующего вида (таблица 1):
Таблица 1
Информационная статистическая база данных о работах,
выполняемых в рамках реализации мероприятий Программ
Источник: составлено авторским коллективом. Также необходима информация о включенных работах рассматриваемого мероприятия Программы, их планируемых объемах и стоимости (таблица 2).
Таблица 2
Информация о работах, планируемых к выполнению в рамках реализации мероприятий Программ.
Источник: составлено авторским коллективом.
Рассмотрим случай, когда реализация мероприятия подразумевает выполнения N работ, на которые приходятся соответствующие затраты
Э1, Э2, вэ ... которые в сумме дают общую стоимость реализации мероприятия Программы Б
Тогда для каждого типа -го типа работ можно вычислить коэффициент отношения объема затрат по ¡-му типу работ к общей стоимости реализации мероприятия Программы
к
' " 5
Таким образом, получается набор коэффициентов для всех участвующих в мероприятии типов работ
к1, к2, кэ ... kN
Рассмотрим вероятностную характеристику ¡-го типа работ.
Особенностью выполнение работ в рамках реализации мероприятий Программы является конкурсное опреде-
ление исполнителей, поэтому фактическая цена может быть как выше запланированной (в связи с воздействие на реализацию внешних и внутренних экономических факторов, что подтверждает практика реализаций федеральных целевых программ, а именно увеличение их бюджета), так и ниже (из-за конкурентной ценовой борьбы между исполнителями).
Таким образом, можно определить следующие функции:
- функция распределения удельной стоимости выполнения работ определенного вида за единицу работ;
- вероятности нахождения исполнителя работ определенного вида в зависимости от планируемой удельной стоимости работы;
- средний срок выполнения объема работ (по отношению к запланированному) в зависимости от планируемой удельной стоимости работы.
Функция распределения удельной стоимости выполнения работ определенного вида за единицу работ определяется на основе статистических данных, полученных в результате анализа выполнения мероприятия Программы, а также других федеральных целевых программ в области космической деятельности, а также других отраслях промышленности (в зависимости от специфики типа работы). Заметим, что стоимость работ должна быть приведена по отношению к определенной дате на основе использования индексов дефляторов.
Пусть в рассматриваемой информационной статистической базе по работе ¡-го типа за цену с^ выполнено работ на сумму вц.
Всего же в рассматриваемой информационной статистической базе по работе ¡-го типа выполнено работ на общую сумму Б.
Тогда функция распределения удельной стоимости выполнения работ определенного вида за единицу работ, обозначаемая как fрасп, определена в точках с ц с 2 .. с т (где т — количество различных вариантов цены на выполнение работы данного вида) следующим образом:
/распС^) = 1;т/
Функция распределения удельной стоимости выполнения работ определенного вида определена в т точках и может быть аппроксимирована к непрерывной функции (например, методом наименьших квадратов), заданной на отрезке [с Мп;с тах], где — стп это минимальная цена за выполнение работ ¡-го типа, с,та1- максимальная цена за выполнение работ ¡-го типа.
I Удельной СТОИМОСТЬ ' т&с
Рисунок 1. Функция распределения удельной стоимости выполнения работ определенного вида за единицу работ. Источник: составлено авторским коллективом. Функция вероятности нахождения исполнителя работ определенного вида в зависимости от планируемой удельной стоимости работы определяется на основе
Наименование работы Классификатор работы Единица измерения Выполненный объем Цена Дата выпол-пол-нения
Работа 1
Работа 7
Наименование работы Классификатор работы Единица измерения Планируемый объем Планируемая Цена
Работа 1
Работа У
статистических данных, полученных в результате анализа выполнения мероприятия Программы, а также других федеральных целевых программ в области космической деятельности, а также других отраслях промышленности (в зависимости от специфики типа работы). Стоимость работ должна быть приведена по отношению к определенной дате на основе использования индексов дефляторов. Если стоимость работ напрямую зависит от курса рубля к основным валютам (доллар, евро), то в таком случае следует выражать стоимость в валюте (например такими работами могут быть поставки импортного оборудования и материалов и т.д.)
Для того чтобы построить график вероятности нахождения исполнителя работ определенного вида в зависимости от планируемой удельной стоимости работы введем следующую систему координат: по горизонтальной оси будет представлена ценой, вертикальная ось будет представлена величиной вероятности нахождения исполнителя работ.
Обозначим функцию вероятности нахождения исполнителя работ ¡-го типа в зависимости от планируемой удельной стоимости работы как Г,(с):
:=э ' ,где S¡■ - сумма выполненных работ ¡-го типа по цене больше либо равной с.
Таким образом, график зависимости вероятности нахождения исполнителя работ ¡-го типа в зависимости от планируемой удельной стоимости представлен на рисунке 2.
с
- тах
УДМЫШЯ ГГОИМОПЪ |>ЛбОТЫ1» Ii IIИ [г
Рисунок 2. функция вероятности нахождения исполнителя работ ¡-го типа в зависимости от планируемой удельной стоимости.
Источник: Составлено научным коллективом.
Дополнительно можно ввести еще следующий показатель, характеризующий отношение запланированной цены на выполнение работ ¡-го типа в рамках мероприятия к максимальной цене на выполнение работ ¡-го типа (гарантированной цене выполнения работы ¡-го типа).
Функция средней продолжительности выполнения объема работ (по отношению к запланированному) в зависимости от планируемой удельной стоимости работы определяется на основе статистических данных, полученных в результате анализа выполнения мероприятия Программы, а также других федеральных целевых программ в области космической деятельности, а также других отраслях промышленности (в зависимости от специфики типа работы). Заметим, что стоимость работ должна быть приведена по отношению к определенной дате на основе использования индексов дефляторов.
Пусть в рассматриваемой информационной статистической базе по работе ¡-го типа за цену с^ выполнено работ на сумму вц.
Всего же в рассматриваемой информационной статистической базе по работе i-го типа выполнено работ на общую сумму S.
Пусть работа, обозначенная индексом l, i-го типа была выполнена по цене Cj, при этом запланированный период работы был tji план, а фактический срок выполнения составляет tji факт, тогда этому объему работы можно сопоставить коэффициент срока исполнения равный
^ijl факт tijl вып 7
ij! план
То есть если по цене Cj выполнено L объемов работ на суммы Sji, Sj2 .. SjL с коэффициентами срока исполнения tеыпЦ1, tвьщ2 .. tebmijL на общую сумму Sj.
Тогда определим коэффициент срока исполнения работы i-го типа по цене с,, как
вып i] Lijl вып ' Lij2 вып ' LijL вып
^ij j
Таким образом, каждой j-й цене на работу i-го типа можно сопоставить величину средней продолжительности выполнения объема работ за эту цену.
Тогда Функция средней продолжительности выполнения объема работ (по отношению к запланированному) в зависимости от планируемой удельной стоимости работы, обозначаемая как febn, определена в точках cii, Ci2 .. cm (где m - количество различных вариантов цены на выполнение работы данного вида) следующим образом:
/вып(си) = £еып ц- 4iaj-[l;m]
Функция распределения удельной стоимости выполнения работ определенного вида определена в m точках и может быть аппроксимирована к непрерывной функции (например, методом наименьших квадратов), заданной на отрезке [сметах], где - cmn это минимальная цена за выполнение работ i-го типа, cmaz -максимальная цена за выполнение работ i-го типа.
г с
^ иш тах
Рисунок 3. Функция средней продолжительности выполнения объема работ (по отношению к запланированному) в зависимости от планируемой удельной стоимости работы. Источник: Составлено научным коллективом. Алгоритм определения значения реализуемости мероприятия Программы на основе предлагаемого методического подхода к оценке вероятностной реализуемости мероприятий программы на основе состава включенных в мероприятие работ.
Рассмотрим ситуацию, в которой в рамках проекта по реализации мероприятия Программы следует выполнить некоторое множество типов работ состоящее из Р элементов, с соответствующими объемами VI, У2 ... Ур
Пусть согласно проекту реализации мероприятия Программы на каждую из включенных работы заложены цены, обозначенные как с 1, с2 ... ср соответственно.
Пусть согласно информационно-статистическим данным для каждого типа работ существуют следующие функции:
- функция вероятности нахождения исполнителя работ в зависимости от планируемой удельной стоимости;
- функция средней продолжительности выполнения объема работ (по отношению к запланированному) в зависимости от планируемой удельной стоимости работы.
Таким образом, для каждого 1-го типа работ мы можем получить при помощи этих функций мы можем получить следующие величины:
- вероятность выполнения работ ¡-го типа за цену С:
Р: =
- вероятная продолжительность выполнения объема работ ¡-го типа (по отношению к запланированному) в зависимости от планируемой удельной стоимости работы.
Общая вероятность выполнения всех работ мероприятия Программы тогда будет равна
Л * Ц С, * Т?а С к * Т?д
р = — * Р1 + 5 * № +----^— * Рх)
где Р — количество выполняемых работ в рамках реализации мероприятия Программы
с — удельная стоимость выполнения работ ¡-го типа запланированная в проекте мероприятия Программы
v¡ — объем работ ¡-го типа запланированный в проекте мероприятия Программы
р; — вероятность выполнения работ ¡-го типа за цену
С;
Вероятный срок реализации мероприятия Программы по отношению к запланированному будет зависеть от структуры проекта мероприятия, так как работы могут выполняться следующим образом:
- последовательно (если две работы выполняются последовательно, то срок их совместного выполнения равен сумме сроков выполнения каждой работы);
- параллельно (если две работы выполняются параллельно, то срок их совместного выполнения равен наибольшему из сроков выполнения каждой работы).
В случае если известна структура реализации мероприятия Программы, то можно вычислить вероятный срок реализации мероприятия Программы проведя расчеты по озвученному выше принципу.
Либо можно получить менее точное среднее взвешенное оценочное значение вероятный срок реализации мероприятия Программы по следующей формуле:
где Р — количество выполняемых работ в рамках реализации мероприятия Программы
с; — удельная стоимость выполнения работ ¡-го типа запланированная в проекте мероприятия Программы
v¡ — объем работ ¡-го типа запланированный в проекте мероприятия Программы
^ — вероятная продолжительность выполнения объема работ ¡-го типа мероприятия Программы за цену с — коэффициент структуры мероприятия Программы, определяющий степень сложности структуры проекта, то есть влияние задержки выполнения одного типа работ на начало другого типа работ в среднем по мероприятию
Таким образом, в результате проведенных вычислений результатом расчета оценки вероятностной реализуемости мероприятий Программы на основе состава включенных в мероприятие работ являются следующие величины:
- вероятный срок реализации мероприятия Программы по отношению к запланированному (коэффициент);
- вероятность выполнения всех работ мероприятия Программы (коэффициент).
Алгоритм вероятностной оценки экономической реализуемости мероприятия Программы с учетом влияния внутренних факторов риска мероприятия с учетом принятых мер экономической защиты, а также внешних факторов среды реализации Программы.
В результате использования описанных выше экономических инструментов были получены следующие значения:
а) вероятный срок реализации мероприятия Программы по отношению к запланированному (коэффициент);
б) вероятность выполнения всех работ мероприятия Программы (коэффициент);
в) оценка финансовой реализуемости мероприятия Программы (логическая функция);
г) оценка внутренних рисков реализуемости мероприятия Программы по следующим направлениям:
1) научно-технические, технологические риски и риски строительства мероприятия Программы;
2) экономические риски мероприятия Программы;
3) риски, которые контрагенты привносят в мероприятие Программы;
4) риски правовой структуры мероприятия Программы;
5) финансовые риски мероприятия Программы;
6) систематические (политические) риска мероприятия Программы;
7) риски форс-мажорного характера мероприятия Программы;
д) оценка внешних рисков реализации мероприятия программы согласно сценариям по следующим направлениям:
1) политические риски мероприятия Программы;
2) экономические риски мероприятия Программы;
3) финансовые риски мероприятия Программы;
4) научно-технические риски мероприятия Программы;
5) кадровые риски мероприятия Программы;
6) организационные риски мероприятия Программы;
7) другие негативные последствия, в том числе в области обороны и безопасности.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов риска мероприятия Программы сводиться к тому, что внутренние факторы риска усиливают воздействие внешних факторов риска на реализуемость мероприятия Программы, фактически характеризуя восприимчивость мероприятия Проекта к воздействию внешних факторов риска. То есть мероприятие Программы с высокой оценкой внутреннего риска по финансовому направлению будет менее реализуемо, чем мероприятие с низкой оценкой внутреннего риска по финансовому направлению в случае воздействия внешних финансовых факторов риска.
Для того, чтобы проанализировать и оценить различные факторы риска космических проектов можно матрицу рисков, представленную в таблице 3.
Матрица рисков представляет собой таблицу, которая может быть использована для анализа вероятности и последствий множественных факторов риска для реализуемости мероприятия Программы.
Таблица 3
Матрицы рисков реализуемости ме роприятий Прог раммы
Значение
Катастрофич ное (5 баллов)
го о 3 Критичное (4 балла)
s ^ CL 2 _ го Умеренное (3 балла)
£¡5 * а. и с Минимальное (2 балла)
«а Л S £ Незначительное (1 балл)
- 1 (Ц О 1>. Ф £ s Незначительное (1 балл) Минимальное (2 балла) Умеренное (3 балла) Критичное (4 балла) Катастрофичное (5 баллов)
Внешние факторы риска мероприятия Программы
В представленной матрице рисков реализуемости мероприятий Программы определено пять уровней влияния на реализуемость мероприятия Программы:
- уровень незначительного влияния;
- уровень минимального влияния;
- уровень среднего влияния;
- уровень критического влияния;
- уровень катастрофичного влияния.
Каждый из семи направлений факторов риска реализации мероприятия безусловно важен и непосредственно влияет на общую реализацию мероприятия Программы, однако рассматривая экономическую реализуемость мероприятия следует отметить что некоторые направления факторов (финансовое, экономическое) влияют в большей степени чем ряд других (кадровые, организационные).
Несмотря на то, что большинство мероприятия Программы можно назвать уникальными, однако, опираясь на опыт международных и отечественных рейтинговых агентств (в частности, рейтинговой компании Standard & Poor's и российского рейтингового агентства «Эксперт РА»), для упрощения анализа можно стандартизировать веса рисков мероприятий Программы R,:
- R1 - научно-технические, технологические риски и риски строительства объектов инфраструктуры- вес 0,2;
- R2 - риски рыночной позиции космического проекта - вес 0,25;
- R3 - риски, которые контрагенты привносят в космического проекта - вес 0,1;
- R4 - риски правовой структуры космического проекта - вес 0,1;
- R5 - риски движения денежных средств и финансовых рисков космического проекта - вес 0,35;
- R6- систематические (политические) риска мероприятия Программы (баллы);
- R7 - риски форс-мажорного характера мероприятия Программы (баллы);
Тогда общий проектный риск мероприятия Программы можно определить методом аддитивной свёртки по формуле:
Rnp = (0,2 Ri + 0,25 R2 + 0,1 R3 + 0,1 R4 + 0,35 R5)
Допуская, что во многом инфраструктурные федеральные целевые программы в области космической деятельности являются схожими можно использовать метод аддитивной свёртки для определения суммарного риска внутренних и внешних факторов экономической реализуемости мероприятий Программы со значениями весовых коэффициентов, которые рекомендованы в международной практике риск-менеджмента:
ЯЕ = 0,7 ИПр + 0,2 Ив + 0,1 И?
Проведенная оценка во многом основывается на субъективных суждениях, что несколько снижает достоверность качественной и точность количественной оценки, но предлагаемый подход является возможным адекватным способом оценки влияния различных факторов рисков на реализуемость мероприятия Программы, как на инвестиционный проект на средне- и долгосрочный периоды реализации.
Таким образом, на основе определенных выше инструментов оценки рисков экономической реализуемости мероприятий Программы для каждого из сценариев развития рисков Программы можно получить суммарную оценку по каждому из семи направлений рисковых факторов экономической реализуемости мероприятия, а также интегральную оценку по всем направлениям сразу.
Обозначим значение вероятного срока реализации мероприятия Программы по отношению к запланированному как Т, а вероятность выполнения всех работ
Риски Оценочная величина
Научно-технические Fi
Экономические F2
Кадровые F3
Организационные F4
Финансовые F5
Политические F 6
Другие негативные последствия, в том числе в области обороны и безопасности F7
Таким образом, с учетом влияния внешних и внутренних факторов и принятых ранее коэффициентов значение вероятного срока реализации мероприятия
Программы по отношению к запланированному , и вероятность выполнения всех работ мероприятия Программы
7> = Г/ (1 - (0.7 * (0,2 * (—) + 0.25 . (_) + ОД * (_) )
°-7*С0'2*Гпг) +од*(^г)
В общем виде формулы расчета представимы в следующем виде: 7"1(= Г/ (1 - {~а х + ¡Гх Д^г )) Р * (1 - ("к х + ))
Значения Т и Р, а также вектора ^• К являются переменными, а вектора калибровочными коэффициентами.
Для того, чтобы повысить точность этих коэффициентов необходимо провести расчеты на основе ретроспективных данных (например, на основе информации о реализации мероприятий ФЦП «Глобальная навигационная система», «Федеральная космическая программа» и других программ, связанных с развитием РКП РФ).
В каждом из векторов 1 содержатся переменные, значения которых могут быть определены на основе неравенств и уравнений, полученных при использова-
нии ретроспективных данных по реализации уже осуществленных проектов.
Алгоритм получения вероятностной оценки реализуемости мероприятия Программы с учетом влияния внут-
ренних факторов риска мероприятия с учетом принятых мер экономической защиты, а также внешних факторов среды реализации Программы, представлен на рис. 4.
Рисунок 4. Алгоритм получения вероятностной оценки экономической реализуемости мероприятия Программы с учетом влияния внутренних факторов риска мероприятия с учетом принятых мер экономической защиты, а также внешних факторов среды реализации Программы Источник: составлено авторским коллективом.
В качестве примера расчета экономической реализуемости воспользуемся тестовыми данными некоего мероприятия. Рассмотрим некоторое мероприятие, состоящее из работ 10 видов, общим расчетным
финансированием в 1 млрд. рублей и структурой, представленной в таблице 4.
Рассмотрим следующую структуру поэтапного финансирования мероприятия:
Структура поэтапного финансирования работ мероприятия
Таблица 4
этап 1, руб этап 2, руб этап 3, руб этап 4, руб Сумма по всем этапам, руб Выполненные объемы, ед.изм
работа 1 1 000 000,00 1 000 000,00 1 000 000,00 1 000 000,00 4 000 000,00 25 000
работа 2 - 50 000 000,00 50 000 000,00 50 000 000,00 150 000 000,00 10 000
работа 3 50 000 000,00 60 000 000,00 70 000 000,00 50 000 000,00 230 000 000,00 100 000
работа 4 - - 100 000 000,00 15 000 000,00 115 000 000,00 1 000
работа 5 80 000 000,00 30 000 000,00 5 000 000,00 5 000 000,00 120 000 000,00 100
работа 6 1 000 000,00 2 000 000,00 7 000 000,00 3 000 000,00 13 000 000,00 10
работа 7 30 000 000,00 30 000 000,00 30 000 000,00 30 000 000,00 120 000 000,00 1 000
работа 8 30 000 000,00 15 000 000,00 15 000 000,00 45 000 000,00 105 000 000,00 500
работа 9 26 000 000,00 30 000 000,00 30 000 000,00 - 86 000 000,00 2 000
работа 10 7 000 000,00 15 000 000,00 25 000 000,00 10 000 000,00 57 000 000,00 300
Источник: составлено авторским коллективом.
При этом запланировано финансирование мероприятия в следующих объемах по этапам (таблица 5):
Таблица 5
Этап Финансирование работ по этапу согласно проекта
Этап 1 225 000 000,00
Этап 2 233 000 000,00
Этап 3 458 000 000,00
Этап 4 209 000 000,00
Источник: составлено авторским коллективом.
При таких условиях проект мероприятия является финансово реализуемым (финансирование на каждом этапе > необходимого).
Суммарные значения оценки внешних и внутренних факторов мероприятия, полученные при расчете по выше описанному подходу, будут равны значениям, представленным в таблице 6.
Таблица 6
Суммарные значения оценки внешних и внутренних факторов мероприятия.
Суммарные риски 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант
Научно-технические 5 5 4
Экономические 3 4 6
Кадровые 7 6 6
Организационные 4 4 3
Финансовые 8 6 5
Политические 4 4 6
Форс-мажорные 5 5 8
Итого 36 34 38
Вариант развития событий Коэффициент влияния внутренних и внешних факторов риска с учетом принимаемых мер экономической защиты на экономическую реализуемость мероприятия
1 вариант 0,31
2 вариант 0,24
3 вариант 0,31
После проведения расчетов были получены следующие результаты, а именно значение вероятного срока реализации рассматриваемого мероприятия по отношению к запланированному , и вероятность
выполнения всех работ мероприятия с учетом влияния внешних и внутренних факторов для каждого из вариантов реализации внешней среды мероприятия.
Таблица 8
Показатели реализуемости рассматриваемого мероприятия с учетом вероятностной оценки входящих работ, а также
Вариант развития событий Вероятный срок реализации рассматриваемого мероприятия по отношению к запланированному Вероятность выполнения всех запланированных работ мероприятия в рамках запланированного финансирования
1 вариант 1,45 65%
2 вариант 1,32 71%
3 вариант 1,46 64%
Источник: составлено авторским коллективом.
Для первого варианта развития внешней среды реализации проекта:
- критическими являются финансовые риски;
- умеренными являются кадровые риски;
- незначительными являются экономические риски;
- минимальными являются все остальные риски;
Для второго варианта развития внешней среды реализации проекта:
- умеренными являются кадровые и финансовые риски;
- минимальными являются все остальные риски;
Для третьего варианта развития внешней среды реализации проекта:
- критическими являются форс-мажорные риски;
- умеренными являются экономические и кадровые риски;
- незначительными являются организационные риски;
- минимальными являются все остальные риски;
После проведения расчетов по формулам получены следующие результаты коэффициентов влияния внутренних и внешних факторов риска с учетом принимаемых мер экономической защиты на экономическую реализуемость рассматриваемого мероприятия, представленные в таблице 7.
Таблица 7
Коэффициенты влияния внутренних и внешних факторов риска с учетом принимаемых мер экономической защиты на эконо-
Составлено авторским коллективом
Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемые варианты реализации внешних рисков можно признать весьма влияющими на экономическую реализуемость мероприятия Программы, что связано, прежде всего, с их оценками рисков (от 20 до 24 баллов из 50). С учетом структуры мероприятия и характеристик, включенных в него работ полученные величины (вероятный срок реализации рассматриваемого мероприятия по отношению к запланированному и вероятность выполнения всех запланированных работ мероприятия в рамках запланированного финансирования) говорят о том, что для повышения экономической реализуемости мероприятия требуется обеспечить дополнительные меры экономической защиты, особенно в части финансовых и кадровых рисков.
Список литературы:
1. Баймуратов У.Б.,Макаров Ю.Н., Чурсин А.А Инвестиции с инновациями: синергия в конкурентоспособности экономики / Под общей научной редакцией профессора, д.э.н. А. А. Чурсина. - М.: 2011. Изд-во «МАКД»: Машиностроение, 2011.
2. Васильев С.А., Чурсин А.А. Конкуренция, инновации и инвестиции (нелинейный синтез). - М.: Машиностроение, 2011.
3. Дранаева А.А. , Кокуйцева Т.В., Русинов А.А., Чурсин А.А. Инновационный потенциал как условие экономического роста региона / Под общей научной редакцией профессора, д.э.н. А. А. Чурсина. - М.: Спектр, 2012. - 277 с.:
4. Кокуйцева Т.В. Подходы к финансированию инновационных проектов и программ // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 10. - С. 285 - 289.
5. Островская А.А. Кокуйцева Т.В. Основные направления деятельности корпораций РКП РФ и условия повышения их конкурентоспособности //Инновационная наука и современное общество Часть 1.: сб. статей Международной научно - практической конференции. - 2014. - С. 190 - 193.
6. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. № 635 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 235 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.federalspace.ru/media Я1!езМосз/2014Zgp_kdr_2013_2020_13.05.2014.doc.
7. Чурсин А.А. Управление конкурентоспособностью организации. Монография. - ФГУП «НТЦ «Информтехника». Редакция журнала «Оборонная техника», 2006.
Составлено авторским коллективом.
РЕЦЕНЗИЯ
Тема статьи Панова Д. В., Чурсина А. А., Русинова А. А. «Методические подходы к оценке вероятностной экономической реализуемости мероприятий космической программы с учетом состава включенных в мероприятие работ» является весьма актуальной и представляет не только научный, но и практический интерес. Статья посвящена проблеме экономической реализуемости мероприятий федеральной целевой программы «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС в 2012-2020 годах», при объективной оценке которой будут использованы современные математические методы, которые позволят проводить количественную и качественную оценку влияния внутренних и внешних факторов мероприятий Программы на их экономическую реализуемость. Представленная в работе формализация процессов, связанных с реализацией мероприятий Программы, позволяет осуществлять использование методов статистического и вероятностно анализа для определения экономической реализуемости мероприятий Программы в условиях неопределенностей и возникающих рисков.
Разработанный авторами научно-методический аппарат оценки экономической реализуемости позволяет определять показатели вероятности экономической реализуемости проекта с учетом особенностей структуры мероприятия, а также с учетом влияния внутренних и внешних факторов рисков, сопутствующих реализации мероприятия Программы.
Полученные результаты обладают научно-практической значимостью, т.к. могут быть использованы руководством Программы для решения задач, связанных с планированием и повышением эффективности реализации мероприятий Программы.
Научная статья Панова Д. В., Чурсина А. А., Русинова А. А. «Методические подходы к оценке вероятностной экономической реализуемости мероприятий космической программы с учетом состава включенных в мероприятие работ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, обладает научной новизной, практической значимостью и актуальностью.
В целом статья Панова Д. В., Чурсина А. А., Русинова А. А. «Методические подходы к оценке вероятностной экономической реализуемости мероприятий космической программы с учетом состава включенных в мероприятие работ» выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журналах, включенных в перечень ВАК.
И.о. заведующего кафедрой
экономики предприятия и предпринимательства
Экономического факультета
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Д-р экон. наук, профессор
Н.В. Бондарчук