Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке стратегических программ в нефтегазовом комплексе'

Методические подходы к оценке стратегических программ в нефтегазовом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / STRATEGIC PROGRAM / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS INDUSTRY / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / КРИТЕРИИ / CRITERIA / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC EFFICIENCY / SMALLBUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шейкин А. Г., Череповицын А. Е.

Описана сущность стратегического программирования и его роль для нефтегазового комплекса. Определены основные проблемы развития нефтегазового комплекса и частности сегмента малого нефтяного бизнеса, которые должны быть отражены и решены в процессе формирования стратегических программ. Предложены критерии оценки стратегических программ, к которым относятся: макроэкономический, геополитический, социальный, природоохранный, технико-технологический и экономический. Уточнено понятие общественной эффективности для нефтегазовых проектов. Систематизированы возможные косвенные и технологические эффекты стратегической программы развития малого нефтяного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches of strategic programs evaluation in the oil and gas industryAbstract

The article describes the essence of strategic programming and its role for oil and gas industry. The main problems of oil and gas complex development and particularly the segment of small oil business, which should be reflected and addressed in the process of forming strategic programs,are defined. The criteria for evaluation of strategic programs, which include: macro-economic, geopolitical, social, environmental, technological and economicare suggested. The concept of public efficiencyfor oil and gas projects isclarified. The direct technological and indirect effects of the strategic program of development of small oil businessaresystematized.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке стратегических программ в нефтегазовом комплексе»

УДК 334.027: 338.26

© А.Г. Шейкин, А.Е. Череповицын, 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Описана сущность стратегического программирования и его роль для нефтегазового комплекса. Определены основные проблемы развития нефтегазового комплекса и частности сегмента малого нефтяного бизнеса, которые должны быть отражены и решены в процессе формирования стратегических программ. Предложены критерии оценки стратегических программ, к которым относятся: макроэкономический, геополитический, социальный, природоохранный, технико-технологический и экономический. Уточнено понятие общественной эффективности для нефтегазовых проектов. Систематизированы возможные косвенные и технологические эффекты стратегической программы развития малого нефтяного бизнеса. Ключевые слова: стратегические программы, нефтегазовый комплекс, оценка, критерии, малый бизнес, общественная эффективность

Процесс стратегического программирования - это, повторяющийся процесс разработки и реализации стратегических приоритетов развития отрасли, региона, компании в условиях внезапности и непредсказуемости изменений внешнего макро- и микроокружения. Стратегическое программирование способно обеспечить в режиме реального времени управление развитием объекта в рамках избранной стратегии и включает в себя все этапы стратегического управления: анализ, выбор, реализацию [1].

При всей значимости нефтегазового комплекса (НГК) в устойчивом функционировании национальной экономики, в методическом отношении НГК подчиняется общим принципам процесса социально-экономического развития страны и ее регионов [4].

Целевая комплексная программа - это директивный адресный документ, представляющий собой увязанный по срокам осуществления, ресурсам и исполнителям комплекс экономических, производственных, организационных и других заданий, направленных на достижение поставленных целей наиболее эффективными путями [2].

В понимании автора программный подход призван обеспечить формирование и реализацию стратегических планов развития нефтяной отрасли с условием обязательного учета интересов малого нефтяного бизнеса (МНБ). Индикаторы таких программ должны быть нацелены на увеличение доли добычи нефти малыми компаниями и повышения их конкурентоспособности, а также на обеспечение возможности их устойчивого функционирования вместе с крупными холдингами.

При формировании стратегических программ развития МНБ должны быть отражены следующие основные аспекты [5, 6]:

• прозрачность и обоснованность процесса выбора целей сбалансированного развития нефтегазовой отрасли с активным привлечением МНБ в процесс освоения месторождений и оказания сервисных услуг;

• выявление роли малого нефтегазового бизнеса в сферах разведки, добычи, оказания сервисных услуг в процессе развития нефтегазовых регионов или реализации проектов освоения крупных углеводородных месторождений;

• обоснование различные формы государственного стимулирования деятельности малых нефтяных компаний, такие как организационно-административные и финансово-кредитные механизмы поддержки МНБ.

• формирование механизма взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом на основе субподрядов и механизмов аутсорсинга;

• описание условий реализация проектов реанимации бездействующих скважин и освоения низкорентабельных объектов углеводородного сырья, принадлежащих крупным нефтяным холдингам с обязательным привлечением МНБ, оказывающих услуги по добыче, капитальному ремонту скважин, переработке нефтяного газа.

• формирование рыночной среды по развитию кластеров конкурентоспособности с участием малого бизнеса в секторе оказания сервисных услуг в рамках реализации проектов освоения новых месторождений углеводородного сырья со строительством портовой инфраструктуры и нефтеналивных терминалов.

Важным для оценки эффективности стратегической программы является выбор критериев, по которым она оценивается.

Существенным отличием стратегических программ развития отрасли является их значимость как для предприятий функционирующих в определенном отраслевом сегменте, так и других заинтересованных сторон - государства, региона, общества. Ниже приведен перечень существенных критериев оценки стратегических программ:

• макроэкономический - обусловлен значительным влиянием на экономику региона и государства в перспективе долгосрочного характера;

• геополитический - определяется целесообразностью оценки интересов геополитического характера при развитии того или иного промышленного комплекса;

• социальный - обусловлен тем, что реализация стратегических отраслевых программ влияет на развитие социальной инфраструктуры регионов.

• природоохранный - определяется необходимостью обеспечения экологической безопасности эксплуатации углеводородных месторождений и транспортно-сбытовых систем.

• технико-технологический - обусловлен активизацией внедрения технологических инноваций и новых управленческих решений (Совершенствование параметров оборудования используемого на нефтегазовых промыслах, совершенствование технологии, повышение надежности транспортных и технологических систем (уменьшение отказов), инновационные решения в сфере организации строительства нефтегазовый инфраструктуры).

• экономический - включает набор показателей коммерческой и бюджетной эффективности нефтегазовых проектов.

Технологическая эффективность — оценивается объемами внедряемых новаций в отрасли, и в частности технологий обладающих более высокой производительностью труда и способствующих высвобождению различных видов ресурсов (материальных, трудовых, информационных, финансовых).

Рассмотренные критерии не являются исчерпывающими. В зависимости от целевых требований компетентных формирующих стратегические программы представленный перечень критериев может быть изменен.

На рис. 1 представлены вышеописанные критерии с отражением их целевой направленности применительно к развитию сегмента малого нефтегазового бизнеса.

Рис. 1. Система критериев оценки стратегической программы развития МНБ

Для согласования критериев следует разделять рассматриваемые показатели на ограничивающие и показатели сравнения, а также использовать систему ранжирования факторов по их приоритетности и отвечающей стратегическим целям программы долгосрочного развития отрасли.

Важнейшими критериями при оценке ценности проектов стратегической программы со стороны государства становятся экономические и в частности общественный и бюджетный эффект (повышение валового регионального дохода, увеличение количества рабочих мест, рост налоговых доходов государства и др.). Такие эффекты взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку в перспективе мероприятия, максимизирующие социально-экономические эффекты, увеличивают и бюджетные доходы. При этом должно быть соответствие целевых установок, ключевых показателей оценки и способов реализации стратегической программы тем легитимным документам, которые уже существуют (Например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетическая стратегия 2030 и др.), а также программа должна опираться на действующее законодательство.

Общественная эффективность оценивает социально-экономические последствия реализации стратегической программы (проекта) для общества в целом, т.е. она учитывает не только непосредственные результаты и затраты на реализацию программы, но и «внешние» затраты и результаты в смежных и косвенных отраслях экономики, природоохранные, социальные и другие эффекты. Общественную эффективность считают для значимых проектов социально-экономического характера, затрагивающих интересы разных групп стейкхолдеров [7].

Можно сказать, что с учетом социально-экономической значимости нефтегазовых проектов в регионах и Российской Федерации в целом сбалансированный критерий оптимизации определяется на основе оценки интересов и приемлемых компромиссов для всех заинтересованных лиц, включая макроэкономические, социальные, природоохранные и другие последствия комплекса программных мероприятий.

В литературе «внешние» эффекты делятся по результатам воздействия на субъект оценки; по направлениям действия; по

характеру воздействия субъекта; по влиянию на благосостояние заинтересованных сторон; по способам передачи внешних эффектов [3]. Наиболее часто к «внешним» эффектам относят:

1. Социальный эффект оценивается пользой программы для населения живущего в регионе функционирования нефтяных компаний и конкретных работников и выражается:

• в повышении уровня заработной платы;

• в развитии социальной и прочей инфраструктуры для населения в пределах территории реализации проектов программы.

2. Бюджетный эффект формируется прогнозируемыми налоговыми поступлениями в бюджеты разных уровней (муниципальный, региональный, федеральный).

3. Инновационный эффект характеризуется активизацией бизнеса по внедрению технологических и организационно-управленческих инноваций, способствующих интенсификации экономического роста в регионе.

3. Природоохранный эффект обязательно учитывается в нефтегазовом комплексе, поскольку как правило компании работают с недрами, оказывают техногенное влияние на окружающую среду и имеют отходы производства.

Проблема учета и оценки общественного эффекта важна в экономике природопользования. Для нефтегазовых проектов «внешние» эффекты можно поделить на косвенные и прямые технологические (рис. 2).

Рис. 2. Возможные эффекты стратегической программы развития малого нефтяного бизнеса

Достичь вышеописанных эффектов возможно через систему взаимосвязанных мероприятий, к которым относятся:

• формирование информационных баз данных, которые способствуют мониторингу и координации деятельности нефтегазовых компаний;

• создание экспертиз инновационных технологий и продуктов в области рационального и энергоэффективного недропользования;

• выбор комплекса действенных организационно-технических мероприятий с привлечением МНБ, позволяющих вовлекать в освоение заброшенные месторождения и повысить инновационную активность в нефтяном бизнесе;

• осуществление поддержки различными методами государственного регулированиякомпаний МНБ, которые реализуют инновационные проекты;

• ужесточение контрольных функций в сфере рационального освоения недр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гафуров И.Р. Стратегическое планирование и стратегическое программирование в аспекте территориального развития // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2005. № 1. С. 67-71.

2. Ресурсы интернета. Экономический словарь, режим доступа: http://www.ekoslovar.ru/471.html

3. Семенова Т.Ю. Оценка эффективности региональных целевых программ и проектов / Т. Ю. Семенова // Проблемы современной экономики. -2007. — № 4 (24). - С. 46-52.

4. Шейкин А.Г., Ларичкин Ф.Д. Принципы стратегического программирования в топливно-энергетическом комплексе: учет интересов малых нефтяных компаний//Экономические и социальные перемены: факты тенденции прогноз, стр 133-142

5. Шейкин А.Г. Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса//Материалы X научно-практической конференции. Materialy X mezinarodnivedecko-practica conference «Modernivymozenosti vedy-2014»(27.01.2014-05.02.2014) - Dil 9. Eko-nomickevedy.:Praha. PublishingHouse «EducationandScience», c.67-70

6. Шейкин А.Г., Череповицын А.Е. Становление малого бизнеса в России и его особенности в нефтяном секторе // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). — 2014. — № 10. Отдельные статьи (специальный выпуск). Экономические аспекты устойчивого развития в современной системе топливно-энергетического комплекса. — С. 28-36.

7. Экономика и управление в использовании и охране природных ресурсов / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Л.А. Чикатуева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 536 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Шейкин А.Г. — кандидат экономических наук,[email protected], Санкт-Петербургский университет управления и экономики Черeповицын А.Е. — доктор экономических наук, профессор, [email protected], Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

UDC 334.027: 338.26

METHODICAL APPROACHES OF STRATEGIC PROGRAMS EVALUATION IN THE OIL AND GAS INDUSTRYABSTRACT

Sheikin A.G., Candidate of Economic Sciences, University of Management and Economics, Russia,

Cherepovitcyn A.E., Doctor of Economic Sciences, professor, National Mineral Resources University (Mining University), Russia.

The article describes the essence of strategic programming and its role for oil and gas industry. The main problems of oil and gas complex development and particularly the segment of small oil business, which should be reflected and addressed in the process of forming strategic programs,are defined. The criteria for evaluation of strategic programs, which include: macro-economic, geopolitical, social, environmental, technological and economicare suggested. The concept of public efficiencyfor oil and gas projects isclarified. The direct technological and indirect effects of the strategic program of development of small oil businessaresystematized.

Key words: strategic program, the oil and gas industry, assessment, criteria, smallbusi-ness, public efficiency.

REFERENCES

1. Gafurov I.R. Strategicheskoe planirovanie i strategicheskoe programmirovanie v aspekte territorial'nogo razvitija (Strategic planning and strategic programming in territorial aspect of development) // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. A.N. Tupoleva. 2005. No 1. pp. 67-71.

2. Resursy interneta. Jekonomicheskij slovar', rezhim dostupa (The resources of the Internet. Dictionary of Economics, available at): http://www.ekoslovar.ru/471.html.

3. Semenova T.Ju. Ocenka jeffektivnosti regional'nyh celevyh programm i proektov (Assessment of efficiency of regional target programs and projects) / T. Ju. Semenova // Problemy sovremennoj jekonomiki. 2007. No 4 (24). pp. 46-52.

4. Shejkin A.G., Larichkin F.D. Principy strategicheskogo programmirovanija v top-livno-jenergeticheskom komplekse: uchet interesov malyh neftjanyh kompanij (Principles of strategic programming in the energy sector: the interests of small oil companies) // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty tendencii prognoz, pp 133-142

5. Shejkin A.G. Primenenie programmno-celevogo podhoda dlja gosudarstvennogo regulirovanija malogo neftjanogo biznesa (Application of program-target approach to state regulation of small oil business) // Materialy X nauchno-prakticheskoj konferencii. Materialy X mez-inarodnivedecko-practica conference «Modernivymozenosti vedy-2014»(27.01.2014-05.02.2014) -Dil 9. Ekonomickevedy.:Praha. PublishingHouse «EducationandScience», pp.67-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.