КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г.Н. Чернышева, канд. экон. наук, доцент, М.Н. Сергеева, студент
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
В статье рассматриваются проблемы анализа и оценки конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности. Предлагается система показателей оценки конкурентных преимуществ с учетом специфики отраслевой принадлежности предприятий
Понятие конкурентных преимуществ предполагает наличия у предприятия потенциальных возможностей быть лучше (по каким-либо аспектам хозяйственной деятельности) среди своих конкурентов.
Основными задачами, которые решаются при оценке конкурентной позиции , являются:
- определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
- выявление тенденций и закономерностей в изменении конкурентной позиции предприятия за исследуемый период;
- определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
- выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.
Если необходимо определить конкурентную позицию данного предприятия в ряду аналогичных, то достаточно провести сравнение по совокупности показателей, определяющих конкурентные преимущества.
Если целью исследования является оценка перспектив предприятия на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о потенциальных внутренних и внешних возможностях.
Конкурентные преимущества любой организации формируются под воздействием ряда факторов, среди которых принято выделять:
1) Факторы, определяющие соперничество в отрасли (рост отрасли, временный избыток производственных мощностей, различия между продуктами, узнаваемость бренда, информационное обеспечение конкурентов, доля корпораций, барьеры выхода из отрасли и др.);
2) Факторы, определяющие рыночную власть поставщиков (дифференциация факторов производства, издержки смены поставщиков, концентрация поставщиков на рынке, объем поставок, необходимый поставщику, затраты на поставки по отношению к общему объему закупок в отрасли и др.).
3) Факторы, определяющие угрозу со стороны товаров-заменителей (цены на продукты-заменители относительно цен исходных товаров, издержки переключения на производство заменителей, готовность покупателя перейти на продукты-заменители).
4) Факторы, определяющие рыночную власть покупателя (количество покупателей, информационное обеспечение покупателей, наличие продуктов-заменителей, отношение цены к общему количеству закупок, различия в товарах конкурентов, узнаваемость бренда, доходы покупателей).
На наш взгляд, в зависимости от специфики деятельности оцениваемых предприятий сила воздействия каждого из перечисленных факторов будет разной, так например, для предприятий машиностроительного профиля, для которых характерен длительный цикл производства , в большей мере конкурентные преимущества будут определяться факторами, определяющими власть поставщиков, то есть внутренним потенциалом предприятия, а для предприятий легкой промышленности, в основном внешним рыночным потенциалом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при анализе конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. К таким критериям можно отнести отдельные элементы комплекса маркетинга, дополненные показателями рыночной активности и финансогвого состояния:
1 Продукт.
2 Цена.
3 Доведение продукта до потребителя.
4 Продвижение продукта.
5 Уровень деловой активности
6 Финансововое состояние
Для количественной оценки факторов, определяющих соперничество конкурентов и рыночную власть потребителей можно использовыать следующую систему показателей:
1) Рыночная доля предприятия:
V
ДР = — . 1Т
где V - объем продаж продукта фирмой;
УР - общий объем продаж продукта на рынке.
Показатель характеризует долю рынка, занимаемую предприятием. Должен определяться для каждого рынка реализации продукции
2) Динамика объема продаж:
Качество и конкурентоспособность
Тр =
Vm ■ пер
Уп ■пер
где V т.пер , Уп.пер - объем продаж , соответст-венно,текущего и предыдущего периодов.
Динамика объема продаж свидетельствует об укреплении (если Тр> 1) или снижении конкурентной позиции (Тр<\).
3)Коэффициент уровня цен:
Кр
+ РЛ
2р
уф
где Ртах - максимальная цена товара на рынке; Ртш- минимальная цена товара на рынке; Руф - цена товара, установленная фирмой.
уф
Характеризует возможность самостоятельной ценовой политики .
4) Коэффициент А. Лернера
проведения
/ =
Р-МС Р
где Р — цена; МС — предельные издержки (дополнительные затраты с вязанные с производством и реализацией каждой дополнительной единицы продукции). Данный показатель характеризует степень монопольной власти предприятия на рынке , и следовательно, возможность диктовать цены. Чем больше I, тем больше монопольная власть данного предприятия в своем секторе рынка.
5) Коэффициент расширения сбытовой сети:
„ Зс„ Ксс = ■
Зспр *Тр
где Зстек , Зспр - сумма затрат на функционирование системы сбыта ,соответственно; в текущем и предыдущем периодах.
Показывает динамику расширения сбытовой деятельности.
6) Коэффициент рекламной деятельности:
3РДТек
Крд =
Зрдпр * Тр
пр
где Зрдтек, Зрдпр - затраты на рекламную деятельность ,соответственно; в текущем и предыдущем периодах.
Характеризует степень расширения рекламной деятельности и возможности рекламы в укреплении конкурентной позиции.
7)Коэффициент динамики персональных заказов:
3/7........ * Уп ■ пер
Кпз -
ЗПпр * Vm • пер
где ЗПтек, ЗП пр - объемы выпуска продукции по индивидуальным заказам, соответственно; в текущем и предыдущем периодах.
Показывает динамику предпочтений
покупателей по отношению к продукции предприятия.
8) Коэффициент внешнего конкурентного потенциала предприятия.
Квнеш = Тр * Ксс * Крд * Кпз Внешних конкурентные преимущества предприятия будут тем выше чем К внеш будет >1.
Внутренние конкурентные преимущества, как было указано выше могут быть оценены с помощию коэффициентов финансового состояния и деловой активности, методика расчета которых детально изложена в литературных источниках.
На основании представленной системы показателей внутренних и внешних конкурентных преимуществ можно определить интегральный показатель конкурентных преимуществ, динамика которого будет свидетельствовать о повышении или снижении конкурентоспособности предприятия.
Поскольку обеспечение конкурентоспособности продукции является объектом особого внимания со стороны конкурирующих предприятий, то ее более точная и объективная оценка будет способствовать формированию эффективных мер по укреплению конкурентной позиции.
Литература
1. Портер, М. Конкурентное преимущество или Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / Майкл Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.
2. Динес В.А. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции / В.А Динес., Н.С. Яшин. - Саратов: СГУ, 2008. -125 с.
3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов.- М.: ЭКСМО, 2009. - 544 с.
4. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия/ М.Г. Долин-ская, И.А. Соловьев. - М.: Дело, 2009. - 79 с.
Ш 8 (473)2-43-76-67
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкуренция, конкурентоспособность, факторы.