Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности'

Методические подходы к оценке конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPETITION / COMPETITIVENESS / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Г. Н., Сергеева М. Н.

В статье рассматриваются проблемы анализа и оценки конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности. Предлагается система показателей оценки конкурентных преимуществ с учетом специфики отраслевой принадлежности предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY

In article problems of the analysis and an assessment of competitive advantages of the enterprises of light industry are considered. The system of parameters of an assessment of competitive advantages in view of a specific character of a branch accessory of the enterprises Is offered.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Г.Н. Чернышева, канд. экон. наук, доцент, М.Н. Сергеева, студент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье рассматриваются проблемы анализа и оценки конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности. Предлагается система показателей оценки конкурентных преимуществ с учетом специфики отраслевой принадлежности предприятий

Понятие конкурентных преимуществ предполагает наличия у предприятия потенциальных возможностей быть лучше (по каким-либо аспектам хозяйственной деятельности) среди своих конкурентов.

Основными задачами, которые решаются при оценке конкурентной позиции , являются:

- определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;

- выявление тенденций и закономерностей в изменении конкурентной позиции предприятия за исследуемый период;

- определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;

- выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.

Если необходимо определить конкурентную позицию данного предприятия в ряду аналогичных, то достаточно провести сравнение по совокупности показателей, определяющих конкурентные преимущества.

Если целью исследования является оценка перспектив предприятия на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о потенциальных внутренних и внешних возможностях.

Конкурентные преимущества любой организации формируются под воздействием ряда факторов, среди которых принято выделять:

1) Факторы, определяющие соперничество в отрасли (рост отрасли, временный избыток производственных мощностей, различия между продуктами, узнаваемость бренда, информационное обеспечение конкурентов, доля корпораций, барьеры выхода из отрасли и др.);

2) Факторы, определяющие рыночную власть поставщиков (дифференциация факторов производства, издержки смены поставщиков, концентрация поставщиков на рынке, объем поставок, необходимый поставщику, затраты на поставки по отношению к общему объему закупок в отрасли и др.).

3) Факторы, определяющие угрозу со стороны товаров-заменителей (цены на продукты-заменители относительно цен исходных товаров, издержки переключения на производство заменителей, готовность покупателя перейти на продукты-заменители).

4) Факторы, определяющие рыночную власть покупателя (количество покупателей, информационное обеспечение покупателей, наличие продуктов-заменителей, отношение цены к общему количеству закупок, различия в товарах конкурентов, узнаваемость бренда, доходы покупателей).

На наш взгляд, в зависимости от специфики деятельности оцениваемых предприятий сила воздействия каждого из перечисленных факторов будет разной, так например, для предприятий машиностроительного профиля, для которых характерен длительный цикл производства , в большей мере конкурентные преимущества будут определяться факторами, определяющими власть поставщиков, то есть внутренним потенциалом предприятия, а для предприятий легкой промышленности, в основном внешним рыночным потенциалом.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при анализе конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. К таким критериям можно отнести отдельные элементы комплекса маркетинга, дополненные показателями рыночной активности и финансогвого состояния:

1 Продукт.

2 Цена.

3 Доведение продукта до потребителя.

4 Продвижение продукта.

5 Уровень деловой активности

6 Финансововое состояние

Для количественной оценки факторов, определяющих соперничество конкурентов и рыночную власть потребителей можно использовыать следующую систему показателей:

1) Рыночная доля предприятия:

V

ДР = — . 1Т

где V - объем продаж продукта фирмой;

УР - общий объем продаж продукта на рынке.

Показатель характеризует долю рынка, занимаемую предприятием. Должен определяться для каждого рынка реализации продукции

2) Динамика объема продаж:

Качество и конкурентоспособность

Тр =

Vm ■ пер

Уп ■пер

где V т.пер , Уп.пер - объем продаж , соответст-венно,текущего и предыдущего периодов.

Динамика объема продаж свидетельствует об укреплении (если Тр> 1) или снижении конкурентной позиции (Тр<\).

3)Коэффициент уровня цен:

Кр

+ РЛ

уф

где Ртах - максимальная цена товара на рынке; Ртш- минимальная цена товара на рынке; Руф - цена товара, установленная фирмой.

уф

Характеризует возможность самостоятельной ценовой политики .

4) Коэффициент А. Лернера

проведения

/ =

Р-МС Р

где Р — цена; МС — предельные издержки (дополнительные затраты с вязанные с производством и реализацией каждой дополнительной единицы продукции). Данный показатель характеризует степень монопольной власти предприятия на рынке , и следовательно, возможность диктовать цены. Чем больше I, тем больше монопольная власть данного предприятия в своем секторе рынка.

5) Коэффициент расширения сбытовой сети:

„ Зс„ Ксс = ■

Зспр *Тр

где Зстек , Зспр - сумма затрат на функционирование системы сбыта ,соответственно; в текущем и предыдущем периодах.

Показывает динамику расширения сбытовой деятельности.

6) Коэффициент рекламной деятельности:

3РДТек

Крд =

Зрдпр * Тр

пр

где Зрдтек, Зрдпр - затраты на рекламную деятельность ,соответственно; в текущем и предыдущем периодах.

Характеризует степень расширения рекламной деятельности и возможности рекламы в укреплении конкурентной позиции.

7)Коэффициент динамики персональных заказов:

3/7........ * Уп ■ пер

Кпз -

ЗПпр * Vm • пер

где ЗПтек, ЗП пр - объемы выпуска продукции по индивидуальным заказам, соответственно; в текущем и предыдущем периодах.

Показывает динамику предпочтений

покупателей по отношению к продукции предприятия.

8) Коэффициент внешнего конкурентного потенциала предприятия.

Квнеш = Тр * Ксс * Крд * Кпз Внешних конкурентные преимущества предприятия будут тем выше чем К внеш будет >1.

Внутренние конкурентные преимущества, как было указано выше могут быть оценены с помощию коэффициентов финансового состояния и деловой активности, методика расчета которых детально изложена в литературных источниках.

На основании представленной системы показателей внутренних и внешних конкурентных преимуществ можно определить интегральный показатель конкурентных преимуществ, динамика которого будет свидетельствовать о повышении или снижении конкурентоспособности предприятия.

Поскольку обеспечение конкурентоспособности продукции является объектом особого внимания со стороны конкурирующих предприятий, то ее более точная и объективная оценка будет способствовать формированию эффективных мер по укреплению конкурентной позиции.

Литература

1. Портер, М. Конкурентное преимущество или Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / Майкл Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 715 с.

2. Динес В.А. Проблемы качества и конкурентоспособности промышленной продукции / В.А Динес., Н.С. Яшин. - Саратов: СГУ, 2008. -125 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов.- М.: ЭКСМО, 2009. - 544 с.

4. Долинская М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия/ М.Г. Долин-ская, И.А. Соловьев. - М.: Дело, 2009. - 79 с.

Ш 8 (473)2-43-76-67

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкуренция, конкурентоспособность, факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.