Государственная поддержка АПК
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
М.А. ПАНИНА,
аспирант, Уральский ГЭУ, г. Екатеринбург
Ключевые слова: государственная поддержка, норматив потребностей, субсидии, алгоритм планирования.
По мнению ряда ученых, и мы разделяем эту позицию, главный недостаток сложившейся системы бюджетного финансирования АПК в том, что она не связана с конечными целями и задачами его развития. В стране отсутствует законодательно утвержденная методология обоснования потребностей АПК в бюджетной поддержке. Объемы финансирования из федерального центра, а также в субъектах Российской Федерации определяются, в основном, в ходе «политических торгов» при утверждении бюджета на очередной календарный год. Ни о каком научном подходе практически не идет и речи.
В настоящее время механизм выделения субсидий из федерального центра имеет следующие основные недостатки:
а) субсидии носят жестко регламентированный (целевой) характер и в большинстве случаев не согласуются с теми приоритетами, программными мероприятиями и стратегическими программами, которые реализуются в регионах. Такое положение приводит к тому, что Минсельхоз России не является в настоящее время структурой управления АПК, воздействующей на субъект хозяйствования посредством софинансирования региональных целевых комплексных программ.
Жесткая целевая направленность бюджетных ассигнований лишает субъект хозяйствования тактического и стратегического предпринимательского маневра;
б) сегодня бюджетные средства используются различными участниками агропродовольственного рынка: большую часть этих средств получают крупные продовольственные холдинги, работающие преимущественно на импортном сырье, а также экспортеры зерна. Значительные суммы субсидий оседают в торговле продовольствием, в сфере обслуживания и перерабатывающих предприятиях; лишь незначительная часть средств идет непосредственно сельхозтоваропроизводителям, доставаясь, в основном, высокорентабельным предприятиям. По данным ВНИЭТУСХ, около 80% всех субсидий, полученных сельхозоргани-зациями, приходится на долю 25% круп-
ных пригородных хозяйств;
в) механизм бюджетной поддержки недостаточно полно учитывает зональность территорий, уровень специализации и концентрации производства, финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, одним словом, - региональные особенности. Более того, заботы о финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей в большей степени перенесены на регионы, где она осуществляется сегодня в значительно больших объемах, чем из федерального центра.
Рассмотрим возможные методические подходы определения размера государственной поддержки агропроизводства.
Первый вариант. Размер поддержки определяется в виде доли от стоимости полученной валовой продукции сельского хозяйства.
Так, например, по Свердловской области, если продукция сельского хозяйства (сумма продукции растениеводства и животноводства в стоимостной оценке по фактически действовавшим ценам) в 2005 году в хозяйствах всех категорий была получена в размере 32 млрд 97,5 млн руб., то поддержка при заданном параметре в 7% от данной суммы составит 2 млрд 246,8 млн руб.
Второй вариант. Размер поддержки устанавливается в виде доли от общего объема реализованной сельскохозяйственной продукции.
Примерно такой же подход используется в развитых зарубежных странах. Известно, что в отдельных государствах господдержка в выручке от продажи товаров, работ и услуг в аграрном секторе достигает 40% . Так, если в 2005 году в сельскохозяйственных организациях Свердловской области (без ЛПХ и крестьянских (фермерских) хозяйств) выручка составила 12 млрд 386 млн руб., то, следуя зарубежной практике, объем поддержки должен был составить 4 млрд 954 мл. руб.
Третий вариант. Учитывая сохраняющийся диспаритет цен, возможен вариант, когда бюджетная поддержка устанавливается как доля в общем объеме прямых зат-
рат, связанных с сельскохозяйственным производством.
Расчеты показывают, что если в аграрном секторе Свердловской области добиваться расширенного воспроизводства, то на каждый рубль прямых затрат, связанных с сельскохозяйственным производством, необходимо выделять бюджетных средств из расчета по 43 копейки. При таком подходе следует выделять на агропроизводство бюджетных ассигнований около 6% от расходной части областного бюджета.
Четвертый вариант. Размер поддержки на аграрный сектор от расходной части бюджета области может быть скорректирован на долю отрасли сельского хозяйства в региональном валовом продукте.
Так, доля отрасли сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ВРП) в 2002 году составила 5,5%, в 2004 году - 4,4%. Если задаться этим параметром, то это значительно выше нынешнего уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства Свердловской области.
Пятый вариант. Использование нормативного подхода при определении размера бюджетных субсидий для обеспечения расширенного воспроизводства (с учетом групп предприятий).
Из приведенной таблицы можно определить необходимый объем субсидий для обеспечения расширенного воспроизводства по каждой группе хозяйств (1.1-1.3 - с бонитетом сельхозугодий до 58 баллов; 2.1-2.3 - с бонитетом от 58 до 68 баллов; 3.1-3.3 - с бонитетом 68 баллов и выше). Так, для группы 1.3 (затраты на производство товарной продукции - от 200 тыс. руб. и выше на каждые 100 га сельхозугодий) норматив потребности в субсидиях для обеспечения расширенного воспроизводства составит 174,1 тыс. рублей на 100 га сельхозугодий. Общий размер господдержки по всем группам сельскохозяйственных организаций области можно рассчитать с использованием вышеприведенных нормативов.
Рассуждая о размерах бюджетной
The state support, the specification of needs, grants, algorithm of planning.
Государственная поддержка АПК
Таблица
Расчет нормативов потребности в субсидиях для обеспечения расширенного воспроизводства для Свердловской области (вариант: 5%-ый прирост производства товарной продукции) на 100 га сельхозугодий, тыс. руб.
Группы предприятий* Объем товарной продукции Проектируемый прирост Норматив прироста Норматив потребности в субсидиях для обеспечения
прироста продукции (гр.3 х гр.4) простого воспроиз- водства расширенного воспроизводства (гр.5 + гр.6)
1 2 3 4 5 6 7
1.1 52,4 2,6 3,34 8,7 16,0 24,7
1.2 148,5 7,4 2,54 18,8 32,2 51,0
1.3 577,6 28,9 3,33 96,3 77,8 174,1
2.1 43,6 2,2 2,95 6,4 19,8 26,2
2.2 163,1 8,2 2,41 19,7 39,1 58,7
2.3 406,3 20,3 3,03 61,5 44,3 105,8
3.1 70,1 3,5 3,11 10,9 17,3 28,2
3.2 156,4 7,8 2,79 21,8 41,9 63,7
3.3 444,4 22,2 3,36 74,7 36,3 111,0
‘Предприятия ранжированы по бонитету земель и уровню затрат на 100 га сельхозугодий.
Рисунок 1. Последовательность планирования потребностей агропромышленного комплекса в бюджетных средствах
поддержки агропроизводства в расходной части бюджета Свердловской области, считаем необходимым говорить не о всей поддержке АПК области, а лишь о тех средствах, которые выделяются по бюджетной классификации 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство».
Что касается направлений расходования бюджетных ассигнований (которых на сегодняшний день 19), считаем необходимым, исходя из теории приоритетов, отдать предпочтение основным трём-пяти. Например, сохранить направление субсидирования молочного животноводства; ввести субсидирование мясного скотоводства; сохранить направление, связанное с коренным улучшением земель; особо выделить направление, связанное с техническим перевооружением и наращиванием основных фондов.
Что касается эффективности использования бюджетных ассигнований, то здесь необходимо Минсельхозпроду Свердловской области ввести в практику работы оценку эффективности использования бюджетных ассигнований по методике, разработанной Уральской госсельхозакадемией совместно со Всероссийским НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве.
Говоря о контроле за использованием бюджетных ассигнований, следует отметить, что созданный в Свердловской области механизм выделения, распределения и контроля за расходованием средств областного бюджета в свете казначейского исполнения сегодня эффективен.
Социально и экономически оправданным считаем подход в определении объемов бюджетного финансирования, который строится исходя из необходимого объема производства сельхозпродукции для обеспечения населения продовольствием (по нормам минимальной потребительской корзины и по рациональным нормам питания). Планирование потребностей агропромышленного комплекса в бюджетных средствах может проходить в четыре взаимосвязанных этапа (рисунок 1).
По каждому из вариантов на первых трех этапах рассчитывается потребность в основных видах материально-технических ресурсов. Так, по сельскому хозяйству определяется потребность в семенах, удобрениях, кормах, горюче-смазочных материалах, сельскохозяйственной технике для растениеводства и оборудовании для отрасли животноводства, производственно-технических сооружениях, обосновываются объемы работ по коренному улучшению земель, рассматриваются и другие необходимые отраслевые направления. Рассчитывается также потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
При обосновании потребностей в производстве конечной продукции АПК
по перерабатывающим отраслям рассчитываются необходимые мощности и потребность в сырье (включая импорт), другие виды затрат. Аналогичные расчеты проводятся по обслуживающим отраслям: балансы мощностей и затраты на содержание.
В обязательном порядке, при расчетах возможных объемов производства продукции сельского хозяйства и продуктов питания, разрабатываются прогнозы по домохозяйственному и фермерскому хозяйственным укладам.
Сравнительный анализ разработанных вариантов развития отечественного агропромышленного комплекса позволяет определить реальные возможности увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на планируемый период.
Что касается методологии расчета нормативов затрат на производство сельхозпродукции, то она должна ос-
новываться на теории предельных затрат. Научно обосновано и давно подтверждено практикой, что при рациональном ведении хозяйства с увеличением затрат происходит увеличение выхода продукции, соответственно, дохода. При этом затраты на единицу произведенной продукции могут изменяться до определенного предела. За оптимальный уровень затрат принимается такой уровень, при котором достигается максимум прибыли на единицу сельхозпродукции.
С учетом методики планирования бюджетных субсидий для сельскохозяйственного производства, разработанной учеными ВНИЭТУСХа и УрГСХА, может быть дифференцированно определена по сельскохозяйственным зонам или группам хозяйств потребность товаропроизводителей в основных видах производственных ресурсов, рассчитан ожидаемый прирост сельскохозяйственной продукции от их освоения,
Государственная поддержка АПК - Интернет технологии
а также потребность хозяйствующих субъектов в бюджетной поддержке.
Учеными Уральской ГСХА с использованием вышеприведенной методики были проведены расчеты необходимых объемов государственной поддержки молочного животноводства при различных стратегиях развития данной отрасли. Так, например, при переходе на беспривязное содержание КРС (при строительстве 50 комплексов со средним поголовьем коров 1200 животных и с продуктивностью не менее 7000 кг) для обеспечения уровня продовольственной безопасности
Среднего Урала в данном виде продукции, потребуется около 12 млрд руб. бюджетных субсидий - при реализации сценария перехода к расширенному воспроизводству.
Наши расчеты свидетельствуют о том, что темпы прироста государственной поддержки не позволят в полном объеме реализовать мероприятия Государственной программы развития АПК Свердловской области на период до 2012 года. Необходим пересмотр объемов государственной поддержки, с доведением её уровня до 78% от расходной части бюджета.
В целом считаем, что подходы к определению размеров государственной бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей должны быть научно обоснованы и согласовываться с целями и задачами, обозначенными как в государственных, так и региональных программах развития агропромышленного комплекса. Планирование субсидий должно учитывать в обязательном порядке уровень продовольственного самообеспечения населения, который характеризует продовольственную независимость как региона, так и государства в целом.
Литература
1. Методика планирования бюджетных субсидий для сельскохозяйственного производства / Под ред. Г.В. Беспахотно-го. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. - 49 с.
2. Сёмин А.H., Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2007. - 224 с.
3. Сёмин А.H., Курбатов А.П., Мезенин Н.А., Бобылев Д.С. и др. Бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей: эффективность и приоритеты. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. - 112 с.
а
НЕВИДИМЫЙ ИНТЕРНЕТ
Е.Л. ЮЩУК,
кандидат экономических наук, Член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, доцент Высшей Экономической Школы - бизнес-школы при Институте Экономики УрО РАН, г. Екатеринбург
Ключевые слова: невидимый интернет, интернет, поисковые машины, получение информации в интернете.
Научно-технический прогресс неумолимо повсеместно внедряется в повседневную жизнь населения России. Он затрагивает абсолютно все слои общества, сказывается на благосостоянии и эмоциональной атмосфере любого из индивидуумов. К наиболее значимым факторам, непосредственно воздействующим на жизнедеятельность человека, можно отнести процесс обмена информацией. Интернет, на наш взгляд, на сегодняшний день можно назвать вершиной достижений человечества в деле поиска и обмена информацией, ее генерирования и распространения. Но то, что мы с вами видим на экранах мониторов, на самом деле лишь малая часть глобальной информационной паутины, опутавшей весь земной шар.
Феномен Невидимого Интернета и принципы работы с ним детально описаны в лучшей, на наш взгляд, книге Криса Шермана и Гэри Прайса «Невидимый Интернет» [1].
«Видимый» Интернет - это та часть ресурсов, содержимое которой может быть обнаружено с помощью поисковых машин. К Невидимому Интернету относятся ресурсы, которые существуют в Глобальной Сети и к которым можно получить доступ, если знать, где эти ресурсы находятся. Однако с помощью поисковых машин найти содержимое ресурсов Невидимого Интернета нельзя. По мнению разных авторов, к Видимому Интернету относится порядка 20-
30% содержимого Сети. Самые смелые источники называют цифру не более 50%. Таким образом можно утверждать, что Невидимый Интернет - это основная часть ресурсов, доступных простому пользователю.
Каковы же причины существования Невидимого Интернета?
Невидимый Интернет существует в силу целого ряда причин, среди которых причины как технического, так и организационного характера. Некоторые ресурсы могут быть индексированы поисковыми машинами с технической точки зрения, но те попросту пока что не успели обнаружить содержимое страницы. Некоторые виды контента не индексируются поисковыми машинами потому, что они сознательно настроены так, чтобы игнорировать те или иные ресурсы. К другим ресурсам доступ ограничили владельцы страниц. Некоторые страницы имеют такой формат, который пока не поддерживается поисковыми машинами.
Вот что говорят о Невидимом Интернете и причинах его существования Крис Шерман и Гэри Прайс:
«Парадокс невидимого Интернета в том, что легко понять, почему он существует, но трудно точно его определить в конкретных, специфических терминах. Невидимый Интернет трудно точно определить и классифицировать по нескольким причинам:
1. Большинство страниц невидимого Интернета могут быть проиндексирова-
ны технически, но не индексируются, ■потому что поисковые системы решили их не индексировать. Это очень важный момент для Невидимого Интернета - что поисковики просто решили исключить из индексации страницы определенного содержания. Мы не говорим о страницах со «взрослым» содержанием или спамерских сайтах, вовсе наоборот. Большинство «невидимых» сайтов имеют высококачественный контент. Просто эти ресурсы не могут быть найдены с помощью поисковых машин общего назначения, т.к. они были в свое время заблокированы.
Есть много причин, почему так происходит. Если поисковая система изменит свою политику по отношению к страницам подобного рода, то эти страницы станут частью видимого Интернета.
2. Довольно легко классифицировать сайты как часть видимого или невидимого Интернета, если посмотреть на то, каким образом они работают. Некоторые сайты используют технологию баз данных, что действительно сложно сделать поисковой машине. Это действительно невидимый Интернет. Другие сайты, однако, используют сочетание файлов, которые содержат текст и которые содержат мультимедиа, а поэтому часть из них может быть проиндексирована, а часть - нет. Такие сайты нельзя отнести четко к видимой или к невидимой части Интернета.
3. Некоторые сайты могут быть про-
Invisible Web, internet, search engines, information in the internet.