УДК 377
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» В 5 - 6 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА
М.С. Мирзоев, А.И. Нижников, М.Х. Хакимов
Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к интеграции предметных областей математики и информатики в 5 - 6 классах общеобразовательных школ. Главная цель обучения интегрированному учебному курсу - развитие самостоятельности, самосовершенствования и самореализации учащихся. Методическую основу формирования универсальных учебных действий в обучении интегрированному курсу составляет практико-ориентированный подход.
Ключевые слова: интеграция, обучение, математика, информатика, учащихся, УУД, методические подходы, практико-ориентированный.
APPROACHES TO TRAINING INTEGRATED DISCIPLINE "MATHEMATICS AND INFORMATICS" IN 5 - 6 CLASSES OF SECONDARY SCHOOLS TADZHIKISTANA
M. Mirzoev, A. Nizhnikov, M. Khakimov
Abstract. The article considers methodological approaches to the integration of the subject areas of mathematics and computer science in 5 - 6 classes of secondary schools. The main purpose of an integrated training curriculum - development of self-reliance, self-improvement and self-learners. Methodical bases of formation of universal educational actions in training the integrated course is practice-oriented approach.
Keywords: integration, training, mathematics, computer science, students, UUD, methodological approaches, practice-oriented.
В соответствующих нормативных документах, регламентирующих систему образования в Таджикистане (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2013 г., № 7, ст. 532; 2014 г., № 3, ст. 156; 2014 г., № 7, ч. 2, ст. 422; Законы РТ от 15.03.2016 г., № 1295; от 23.07.2016 г., № 1346), главной задачей общеобразовательных школ является развитие личности учащихся с позиции системного освоения учебных предметов и их подготовка к профессиональной и практической деятельности. Особую актуальность в общеобразовательных школах приобретает интеграция учебных предметов математики и информатики, направленная на системно-информационное восприятие научной картины мира [1;2]. В связи с этим, создание педагогических условий достижения результатов обучения для учащихся становится важным компонентом учебного процесса. Особое внимание требует подготовка учащихся к практической деятельности с активным использованием информационных технологий в конкретной области профессиональной деятельности. Это обязывает каждого учителя математики и информатики организовывать учебный процесс в русле практико-ориентированного подхода как основы развития самостоятельности,
самосовершенствовании и самореализации
обучающихся. Учителям необходимо добиваться того, чтобы полученные учащимися в школе знания, умения и приобретение начального опыта в предметных областях математики и информатики послужили прочной основой восприятия целостной научной картины мира и были реализованы в практической деятельности.
По новому школьному образовательному стандарту учебные предметы математика и информатика представлены в единой предметной области, что предполагает усиление их межпредметных связей. Однако в общеобразовательных школах республики Таджикистан эти связи недостаточно реализованы.
Решение проблемы общности между математикой и информатикой отражены в научно-методических работах известных отечественных ученых Журавлева Ю.И., Семенова А.Л. и др. [3;4;7]. В их работах отмечено, что такие понятия как: алгоритм, объект, множество, отношение, модель, вычислимость, анализ, синтез, обобщение, система, процесс, классификация, структура, табличные данные, множество, формализация, результат, связь, последовательность, конечность, символ, язык, функция, схема одинаково нужны школьным курсам математики и информатики.
Опираясь на исследования Журавлева Ю.И., Семенова А.Л. и др. рассмотрим интеграцию содержания предметных областей «Математика» и «Информатика» через:
- общие учебные понятия математики и информатики (что было подчеркнуто выше);
- обобщенные учебные действия (УУД): возможность широкой ориентации учащихся в предметных областях математики и информатики и в других учебных предметах; в построении самой учебной деятельности, ориентированной на достижения результатов обучения интегрированного учебного предмета;
- общность средств прикладного и инструментального программного обеспечения, используемого как объект и средство обучения соответственно в информатике и математике.
Для реализации второго тезиса, т.е. формирование УУД на уроках математики и информатики, будем опираться на работу А.Я. Хинчина, где отмечены умственные действия, характерные для математики [8]. К ним относятся:
1. Умение корректно осуществлять обобщение. Например, если несколько десятков (или даже несколько миллионов) наудачу выбранных объектов обладают каким-нибудь свойством, мы еще не вправе признать это свойство принадлежащим всем объектам. Такое заключение было бы не до конца обоснованным. Только доказательство может дать уверенность в том, что данный признак действительно является общим свойством всех объектов.
2. Умение составлять и реализовать математические модели. Моделирование как научно познавательный метод в значительной степени реализует не только межпредметные связи математики и информатики, а также межпредметные связи с физикой, биологией, химии и другими учебными предметами.
3. Умение пользоваться обоснованными аналогиями. Например, в основной школе необходимо применять алгебраические операции в других областях математики. Умозаключения по аналогии служат обычным и распространенным приемом установления новых закономерностей, как в эмпирических науках, так и в обыденной жизни. Заключение по аналогии значительно выигрывает в убедительности, если к чисто эмпирическим данным, присоединяются, как это часто бывает, какие-либо теоретические соображения, заставляющие предполагать наличие такой аналогии.
4. Умение осуществлять полноту и выдержанность классификации. Требование выдержанности классификации состоит в том, чтобы она проводилась по единому принципу и
по единому признаку. Это требование, при строгом мышлении совершенно обязательное, очень часто нарушается не только в обывательских рассуждениях, но и в серьезной практике.
При проведении интегрированного занятия по математике и информатике важно особое внимание уделять взаимосвязи математики с информатикой. Главное, чтобы подбор задач был ориентирован на формирование научного мировоззрения, развитие общеучебных, интеллектуальных умений, активизацию познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «основные объекты комбинаторики» кроме традиционных задач рассматривать задачи, содержащие элементы из теории информации, кодирования информации и т.д. При изучении математических моделей графических объектов показать их значимость в исследовании объектов информатики, например, в наглядном виде показать различные представления конфигурации локальных сетей (шинная, кольцевая, звездообразная, иерархическая и др.) с помощью графов. При этом раскрыть этапы формализации построения графов и т.д.
Если каждую школьную математическую тему изучать в тесной связи с информатикой, то можно у учащихся развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность, развивать гибкость и другие качества ума, что позволяет формировать у них УУД [5;6].
Рассмотрим реализацию практико-ориентированного подхода на примере обучения интегрированному учебному курсу математики и информатики в 5 — 6 классах образовательной школы республики Таджикистан. В связи с этим будем опираться на работы (Берулава М.Н., Безрукова В.С., Елагина В.С., Журавлев Ю.И., Семенов А.Л и др.) и учитывать работы (Квитко Е.С., Миндзаева Э.В.), где исследовано формирование УУД учащихся, соответственно по учебным предметам математика - в 5 - 6 классах, информатика - в 5 — 6 классах. Однако, на сегодняшней день отсутствуют научно-методические работы, посвященные
формированию УУД в русле интегрированных школьных учебных курсов в основной и общеобразовательной школе. В связи с этим нами исследуется формирование УУД учащихся 5 - 6 классов при обучении интегрированному школьному учебному предмету «математика и информатика» в условиях республики Таджикистан. Учитывая нормативные документы (школьный образовательный стандарт республики Таджикистан, школьные учебные программы по математике и информатике и др.)
и, основываясь на работах Журавлева Ю.И.
Семенова А.Л. и др., содержание интегрированного учебного предмета «Математика и информатика» в 5 — 6 классах рассматриваем в трех аспектах:
— на уровне общих методических подходов к обучению информатике и математике;
— на уровне общеучебных понятий (алгоритм, модель, объект, система, знак, язык и др.) учебных предметов информатики и математики для учащихся 5 - 6 классов;
— на уровне общности средств прикладного и инструментального программного обеспечения (алгоритмический язык, текстовые процессоры, графические редакторы, учебно-тренажерные программы, компьютер и др.), используемого как объект и средство обучения соответственно информатике и математике в 5 - 6 классах.
К общим организационным формам и методам обучения математике и информатике отнесем: традиционную форму обучения; обучение с оптимальным использованием ИКТ; электронное обучение, т.е. обучение на основе дистанционной технологии.
В качестве методов обучения используются проблемный, эвристический, проектный и исследовательский, объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, рейтингово-оценочный.
Таким образом, под интеграцией предметных областей «Математика» и «Информатика» для 5 — 6 классов будем понимать объединение в единое целое содержательных линий, общих для «Математики» и «Информатики», общеучебных понятий, общих организационных форм, методов обучения и инструментов деятельности, реализованных на основе межпредметных связей этих учебных предметов. Литература:
1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В.С. Безрукова. -Гос. инж. проект. ин-т. - Екатеринбург. - 1994. - 27 с.
2. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
3. Бешенков С.А. Межпредметные связи информатики, математики, физики как инструмент достижения новых образовательных результатов / С.А. Бешенков, Б.У. Родионов // Педагогическая информатика. - 2011. - № 6. - С. 107-111.
4. Журавлев Ю.И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики / Ю.И. Журавлев. - Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 119-123.
5. Мирзоев М.С. Содержание школьного курса информатики в условиях новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / М.С. Мирзоев // Умная школа - шаг в будущее: сборник материалов по
итогам открытой дистанционной конференции (4 - 6 ноября 2012 г.). - Режим доступа: http://smartschool.forum2x2.ru
6. Мирзоев М.С. Формирование универсальных видов учебных действий на уроках информатики [Электронный ресурс] / М.С. Мирзоев // Информационные технологии в образовании: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Саратов, 9 — 10 ноября 2012 г.): - URL: http://saratov.ito.edu. ru//2012//section//173//93652
7. Семенов А.Л. Математическая информатика в школе / А.Л. Семенов // Информатика и образование. -1995. - № 5. - С. 54-58.
8. Хинчин А.Я. Педагогические статьи: Вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами / А.Я. Хинчин. Серия «Психология, педагогика, технология обучения». - 2-е изд. - М.: КомКнига, 2006. - 208 с.
Сведения об авторах:
Мирзоев Махмашариф Сайфович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики, информатики и информационных технологий, Московский педагогический государственный университет, e-mail: [email protected]
Нижников Александр Иванович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, e-mail: [email protected]
Хакимов Мусофир Хакимович (г. Курган-Тюбе, Республика Таджикистан), преподаватель кафедры методики преподавания физики и математики, Курган-Тюбинский государственный университет им. Н. Хусрава.
Data about the authors:
M. Mirzoyev (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor of applied mathematics, informatics and information technologies, Moscow pedagogical state university, e-mail: [email protected]
A. Nizhnikov (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow pedagogical state university, e-mail: [email protected]
M. Hakimov (Qurghonteppa, the Republic of Tajikistan), the teacher of department of a technique of teaching physics and mathematics, Kurgan-Tyubinsky state university of N. Husrava.