ределения штатной численности работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» предусмотрено, что при формировании штатного расписания не вводятся и не используются для замены (по ведомости замены должностей) должности, полагающиеся учреждению здравоохранения в случаях, когда функции, которые должны выполняться работниками, замещающими данные должности, переданы для выполнения в соответствии с заключенными договорами сторонним организациям в форме аутсорсинга (выполнение лабораторных исследований централизованной лабораторией, уборка помещений, техническое обслуживание зданий, приготовление пищи и т.д.).
К числу новых тенденций аутсорсинга в здравоохранении можно отнести следующие:
— передача информационного обеспечения в части информирования пациентов о порядке предоставления медицинской помощи по различным источникам и т.д. — справочная служба;
— консалтинговые, аудиторские услуги;
— юридическое обеспечение (во многих случаях учреждению периодически требуется квалифицированная юридическая помощь в различных узких сферах, которая обычно не может быть обеспечена штатным юрисконсультом, не являющимся специалистом в данной узкой сфере);
— рекрутинговые услуги (услуги по набору персонала);
— услуги по созданию условий повышенной комфортности, дополнительного сервиса.
Таким образом, можно заключить: динамичность изменения экономической ситуации, действующего законодательства и других факторов требуют пристального внимания к возможности использования различных схем организации деятельности своего учреждения. Аутсорсинг в ряде случаев может оказаться выгодной для медицинского учреждения формой реализации определенных функций. Однако выявить это могут только четкие экономические расчеты, другие способы обоснования.
Литература
1. Филина Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов. Проблемы и решения. — М.: ГроссМедиа; Российский бухгалтер, 2008. — 205 с.
2. Мамина И. Перспективы и проблемы применения аутсорсинга // Управление персоналом. — 2007. — № 12.
3. Смирнов И.Е. Аутсорсинг как инструмент оптимизации бизнеса // Управление в кредитной организации. — 2008. — № 4.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИТАЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
А.Е. Корнеев,
руководитель комиссии по инвестиционной деятельности Российского союза туриндустрии, аспирант кафедры экономики туризма Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
В статье предлагается имитационная модель развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: гостиничный комплекс, инвестиции, имитационная модель, эффективность, опрос, экономические характеристики
Основными факторами, определяющими развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге являются: поток приезжих, нуждающихся в гостиничном обслуживании разного уровня; предложение гостиниц разной ценовой категории в разные периоды года; готовность приезжих воспользоваться гостиницами тех категорий, которые не рассматривались первоначально как наиболее предпочтительные; готовность приезжих изменить сроки посещения Санкт-Петербурга; размер инвестиций, необходимых для строительства гостиниц разного класса; инвестиционная привлекательность вложения средств в гостиничный бизнес по сравнению с другими вариантами их вложения; экономическая привлекательность деятельности гостиниц; территориальные возможности Санкт-Петербурга по размещению гостиниц разных классов.
В свою очередь, перечисленная совокупность факторов имеет причинно-следственные связи со значительным количеством внешних факторов, к числу которых можно отнести: темпы роста экономики Санкт-Петербурга; темпы роста экономики Российской Федерации, стран СНГ, Европы и мира; число и масштабы конгрессно-выставочных предприятий, проводимых в Санкт-Петербурге; число крупных российских и иностранных фирм, имеющих свои представительства (штаб-квартиры) в Санкт-Петербурге; интенсивность мероприятий по продвижению Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации.
Предлагаемая нами имитационно-динамическая модель состоит из трех блоков, первый из которых описывает динамику потока приезжих, второй — финансово-экономические результаты, получаемые в сфере гостиничного бизнеса, третий описывает динамику инвестиций в строительство гостиниц.
Блок оценки спроса на услуги гостиниц
Основой спроса на гостиничные услуги является поток приезжих, который дифференцируется по:
— цели приезда 0), которая включает такие категории как: туризм 0=1), бизнес-поездки 0=2); участие в конгрессно-выста-вочных мероприятиях 0=3); прочие цели посещения 0=4).
— группе стран пребывания (у), которая включает следующие группы: Россия (у=1), другие страны СНГ (у=2); страны Европы (у=3); прочие страны мира (у=4).
— уровню запрашиваемого качества и стоимости гостиничных услуг (к), которая включает: запрос на размещение в гостиницах 5* (к=1); запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 4* (к=2); запрос на размещение в мини-гостиницах 4* (к=3); запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 3* (к=4); запрос на размещение в мини-гостиницах 3* (к=5); запрос на размещение в гостиницах эконом класса (к=6).
— сезону посещения (т), который делится на: «красный» -с 15 мая по 31 июля (т=1); «желтый» — с 1 апреля по 15 мая; с 1 августа по 30 сентября (т=2); «синий» — остальная часть года (т=3).
Первые уравнения модели описывают зависимость потенциального спроса (в чел.-днях) на проживание в гостиницах Санкт-Петербурга в году Т Оэукт(Т)) от описанных выше внешних факторов. В общем виде подобная зависимость имеет вид:
Dijkm(T)= Dijkm(T-1)(1+Eijkm1*ДS(T)+ Еукт2^(Т)+ Еукт3*ДС(Т)+ +Еукт4*Ди(т)+ Eijkm5*ДW(T)+ Еукт6*ДК(Т)+ Еукт7^(Т)+Еукт 8*ДР(Т)+ +Еукт9*ДЭуО"-1) +Еукт10^к(Т-1)) (1)
где Еукт1 — эластичность спроса для категории приезжих укт от роста экономики города;
AS(T) — индекс роста валового регионального продукта в году Т;
Eijkm2 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики РФ;
AR(T) — индекс роста ВВП России в году Т;
Eijkm3 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики СНГ;
ДС(Т) — индекс роста ВВП стран СНГ в году Т;
Eijkm4 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики стран Европы;
ди(Т) — индекс роста ВВП стран Европы в году Т;
Eijkm5 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики мира;
ДW(T) — индекс роста мирового ВВП в году Т;
Eijkm6 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от числа конгрессно-выставочных мероприятий проводимых в Санкт-Петербурге;
ДК(Т) — индекс роста числа конгрессно-выставочных мероприятий в Санкт-Петербурге в году Т;
Eijkm7 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от изменения числа крупных фирм, имеющих свои представительства в Санкт-Петербурге;
ДF(T) — индекс роста числа крупных фирм в Санкт-Петербурге в году Т;
Eijkm8 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста средств, выделяемых на продвижение Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации;
ДР(Т) — индекс роста расходов (в неизменных ценах) на продвижение Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации в году Т;
Eijkm9 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от качества обслуживания туристов в предшествующем году;
ДQij(T-1) — индекс изменения качества обслуживания туристов категории ij в гостиницах Санкт-Петербурга в предшествующем году.
Eijkm10 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от цены в предшествующем году;
ДVk(T-1) — индекс изменения цен в гостиницах Санкт-Петербурга в предшествующем году.
Вторым уравнением модели является оценка потенциального общего спроса на гостиницы категории k в сезоне m в году T (Dkm(T)). Она определяется как сумма спроса на гостиницы по категориям приезжих, т.е.
Dkm(T) = I IDijkm(T) (2)
j=1:4 i=1:4
Спрос на объекты размещения должен быть сопоставлен с возможностями удовлетворить подобный спрос в Т-м году (Skm(T)). Возможности удовлетворения спроса определяются продолжительностью Lm сезона m и числом мест Nk (T) в гостиницах категории k, т.е.
Skm(T) = Lm * Nk(T)*ym (3)
Где ym — коэффициент предельного использования номерного фонда внутри m-го периода. Этот коэффициент отражает неравномерность спроса внутри периода. В частности, во время «красного» сезона имеются периоды как с очень высоким спросом, так и с относительно небольшим. И определенная часть туристов может оказаться несогласной с изменением сроков пребывания внутри одного сезона. Кроме того, гостиницы 4* и 5*, часто практикуют формирование резерва номеров для неожиданного приезда VIP персон. Поэтому, если теоретически ym равен 1, то на практике его величина оказывается меньше 1.
Дефицит или профицит гостиничных мест в сезоне m в гостиницах класса k определяется уравнением:
6km(T) = Dkm(T) — Skm(T) (4)
Если возникает профицит, то это означает, что все желающие приехать в соответствующий сезон, могут приехать и обеспечить ночевку в тех местах размещения, на которые они рассчитывали. Если возникает дефицит, то часть приезжающих может вообще отказаться от посещения Санкт-Петербурга (или сократить свое пребывание) либо согласиться на приезд в другое время или на размещение в гостиницах других категорий. Для того, чтобы оценить сдвиг спроса по категории гостиниц и сезону рассчитывается дефицит гостиничных мест для каждой категории приезжих (6ijkm(T)), которая определяется исходя из
предположения, что практически все категории туристов получают отказ прямо пропорционально спросу, т.е.
6ijkm(T) = max(0;6km(T))* Dijkm(T) / Dkm(T) (5)
Сдвиг спроса определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются:
— yijkmln предельная доля приезжих категории ij сменить размещение в гостиницах класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше либо равна 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то yijkmin= 0.
— Aijkmln уровень удовлетворения приезжих категории ij при изменении размещения их в гостинице класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то Aijkmln = 0.
Сдвиг спроса определяется на основе решения оптимизационной задачи, описывающей перераспределение не размещенных в соответствии со своими запросами приезжих, либо по гостиницам другого класса либо в другое время. Основной переменной задачи является Xijkmln, которая определяет какое количество приезжих категории ij согласны на изменение размещения в гостиницах класса k на гостиницы класса l и изменение сезона посещения с m на n.
I IXijkmln <6ijkm(T), ie1:4; je1:4; ke1:6; me1:3; (6.1)
l=1:6 n=1:3
I II I Xijkmln < — min(0;6ln(T)), le1:6; ne1:3; (6.2)
k=1:6 m=1:3 i=1:4 j=1:4
0 < Xijkmln< yijkmln *6ijkm(T), ie1:4; je1:4; ke1:6; me1:3; ne1:3; (6.3) Aijkmln *Xijkmln => max (6.4)
k=1:6 m=1:3 i=1:4 j=1:4 l=1:6 n=1:3
В оптимизационной задаче (6.1 — 4) ограничение (6.1) означает, что должно быть перераспределено не больше того числа приезжих, которые не могут быть размещены в соответствии со своими запросами. Ограничение (6.2) означает, что невозможно перераспределить в определенную категорию мест размещения большего числа приезжих, чем там имеется мест.
Оптимальное решение задачи (6.1-4) обозначим через X*ijkmln.
Окончательный размер спроса (dkm) на размещение в гостинице категории k в сезоне m определяется на основе следующего равенства:
dkm (Т) = min(Skm(T); Dkm(T) + I II I X*ijlnkm) (7)
i=1:4 j=1:4 l=1:6 n=1:3
Нехватка мест и изменение условий размещений приводят к снижению оценки качества приема категорией приезжих ij, намеревавшихся посетить Санкт-Петербург в сезоне m и стремившихся разместиться в гостиницах класса k. Подобная оценка качества приема Qijkm^), оценивается по формуле:
Qijkm(r) = (Dijkm(T) -6ijkm(T) + I I Aijkmln *X*ijkmln)/ Dijkm(T) (8)
l=1:6 n=1:3
Общая оценка качества приема в Санкт-Петербурге обычно происходит по группам потребителей, имеющих разную цель приезда и страну прибытия. Разные группы потребителей, ориентирующихся на гостиницы разных категорий, имеют разную значимость в формировании общественного мнения. Принято считать, что чем на большую классность гостиницы претендуют приезжие, тем большее влияние на общественное мнение они имеют. Оценка качества приема Qij^) в Санкт-Петербург приезжих категории ij определяется по формуле:
I I Bijk* Qijkmfr)* Dijkm(T)
k=1:6 m=1:3
QijCO =------------------------------- (9)
I I Bijk* Dijkm(T)
k=1:6 m=1:3
где Bijk значимость оценки категории туристов, ориентирующихся на k-ую категорию размещения для формирования мнения приезжающих категории ij.
Оценка качества приема сказывается на спросе на ночевки в следующем периоде Т+1.
Блок оценки экономических результатов деятельности гостиничного бизнеса
Основной задачей, решаемой в этом блоке, является определение тех финансово-экономических результатов, которые позволяют оценить, насколько выгодно вкладывать деньги в гостиничный бизнес, а также отследить динамику цен на гостиничные услуги.
Первым из уравнений этого блока является определение среднего уровня цен на проживание в текущем периоде ^к(Т)). Поскольку в программах развития туризма в Санкт-Петербурге основной акцент делается на прием иностранных гостей, то все экономические характеристики должны быть выражены в резервной валюте. В качестве подобной валюты, исходя из географии мест прибытия гостей, для модели выбрано евро.
X Vkm (Т)* dkm (Т) т=1:3
Vk(T) = -
X dkm (Т) т=1:3
(10)
где — цены на 1 ночевку в сезоне т.
Вторым фактором, определяющим экономическую эффективность деятельности гостиничного бизнеса является заполняемость Zk гостиниц категории к, которая определяется по формуле:
офисное оборудование, транспорт) изменяется с учетом индекса инфляции.
3) Полностью амортизированное имущество заменяется на новое.
Формализация этих допущений приводит к тому, что суммарная величина амортизационных отчислений равна:
DEPRk(T) = DEPRk(T-1) + vRk ^к(Т)^к(Т)*1к(Т) (15)
DEPMk(T) = DEPMk(T-1) + vMk *(1^к(Т))^к(Т)*1к(Т)
+ DEPMk(T-1/vMk)*(J(T,T-1/vMk) — 1) (16)
DEPk(T) = DEPRk(T) + DEPMk(T) (17)
Где DEPRk(T) — амортизационные отчисления на объекты недвижимости, используемые гостиницами категории к; DEPMk(T) — амортизационные отчисления на оборудование, используемые гостиницами категории к; vRk - средняя норма амортизации для объектов недвижимости категории к; vМk -средняя норма амортизации для оборудования гостиниц категории к; с^к(Т) — доля инвестиционных расходов, приходящаяся на строительство объектов недвижимости при создании гостиницы категории к; ДNk(T)- прирост числа мест в Т-м году в к-ой категории гостиниц; 1к(Т) — инвестиционные расходы, связанные с созданием 1-го койко-места в гостиницах к-ой категории;
J(T,T-1/vMk) — индекс инфляции за период с момента ввода оборудования Т-1^к до момента времени Т.
Удельные амортизационные расходы на 1 койко-место в году Т определяются по формуле:
СDEk(T) = DEPk(T)/Nk(T) (18)
Zk = X dkm(Т) /( N^*365) (11)
т=1:3
Себестоимость ведения гостиничного бизнеса определяется постоянными и переменными затратами. Величина удельных переменных затрат (^к(Т)) может считаться неизменной в фиксированных ценах, однако, в связи с реальными инфляционными процессами она увеличивается на величину инфляции, а также корректируется на курс евро/рубль.
^к(Т) = CVRk * J(T)/EUR(T) (12)
Прочие условно-постоянные расходы, связанные с обслуживанием 1 койко-места гостиницы категории к определяются зависимостью:
COFk(Т) = COFRk * J(T)/EUR(T) (19)
где COFRk — прочие условно-постоянные затраты на 1 койко-место в гостиницах к-ой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях.
Общая величина условно-постоянных затрат на 1 койко-место в году T равняется:
Где CVRk — удельные переменные затраты в гостиницах кой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях;
J(T) — накопленный индекс инфляции к концу года T с конца начального года моделирования
EUR(T) — прогнозный курс евро/рубль в году Т
Постоянные затраты гостиниц складываются из таких составляющих как расходы на персонал, амортизация и прочие условно-постоянные расходы. Расчет постоянных затрат базируется на удельных расходах на 1 койко-место в гостиницах разных категорий.
Величина расходов на персонал определяется прежде всего числом работников ^к(Т)), обслуживающих гостиницы к-ой категории в Т-м году
STk(Т) = Лк* Nk(T) (13)
Где Лк — нормативная численность персонала в гостиницах к-ой категории на 1 койко-место.
Удельные расходы на персонал ^к(Т)) на 1 койко-место определяются средней заработной платой персонала гостиниц к-ой категории в начальном году моделирования (WGk) в рублях, индексом роста заработной платы с момента начала моделирования (МШ), а также величиной социальных отчислений (ЕСНШ), т.е.
PRk(Т) = JW(T)*12* WGk*(1+ ЕСН(T))/EUR(T) (14)
Амортизационные отчисления (DEPk(T))определяются исходя из следующих допущений:
1) Величина амортизационных отчислений, связанная с объектами недвижимости остается неизменной с момента ввода гостиницы в эксплуатацию.
2) Величина амортизационных отчислений на другие виды оборудования (прежде всего инвентарь, лифтовое хозяйство,
CFk(Т) = COFk(Т) + СDEk(T) + PRk(Т) (20)
Прибыль гостиниц лк категории к определяется следующим образом:
лк= (X (лк +Vk(T)-CVk(Т))*dkm(Т) — Nk(T)* CFk(Т))*(1-tp) (21)
т=1:3
где — лк -дополнительная прибыль гостиниц категории к от пребывания 1 гостя в течение 1 суток (прибыль от питания, предоставления дополнительных услуг и т.п.).
tp — ставка налога на прибыль.
Рентабельность эксплуатации 1 номера определяется следующей зависимостью:
REk(T) = лк / Nk(T) (22)
Планируемая на следующий период величина цен на проживание зависит не только от спроса, но и от факторов, определяющих рост издержек
Дефицит в местах размещения обычно приводит к росту цен на гостиничные услуги. Исходя из практики работы российских гостиниц, можно утверждать, что дефицит в одном сезоне приводит к росту цен во всех других сезонах. Поэтому изменение средних цен на гостиничные услуги под влиянием спроса описывается уравнением:
VDk(T+1) = Vk(T) + гк *тах ©ктт^кта)) (23)
т=1:3
гк эластичность цены от спроса для категории гостиниц к.
Формируя уровень цен на следующий период, владельцы гостиниц учитывают также необходимость покрытия своих ожидаемых постоянных издержек CFk(Т+1) и переменных издержек,
величина которых определяется на основе текущего спроса, а также нормативного уровня рентабельности своей деятельности №к(Т)), т.е.:
Х^к(Т+1)^кт(Т) + N^+1)* CFk(Т+1) т=1:3
VСk(T+1) =------------------*(1+ NRk(Т)) (24)
X dkm (Т) т=1:3
Плановая средняя цена будущего периода ^к0"+1)) определяется с учетом как возможной цены по спросу, так и по затратам. Кроме того, при определении цены будущего периода необходимо учитывать, что слишком резкое увеличение цены может резко обвалить спрос в будущем периоде, так как возникает шоковая реакция на неконтролируемый рост цен. Таким образом, плановая средняя цена будущего периода определяется по формуле:
VFk(T+1) = гтт(ак^к0+1)+ А-ак^СкП+М+шк^кЩ (25)
где ак — коэффициент значимости спроса при определении цены для гостиниц к-ой категории; шк — предельно допустимый прирост цен для гостиниц к-ой категории.
Цены на размещение приезжих в будущем периоде в том сезоне обычно определяются с учетом надбавок (скидок) к средней цене (фкт), т.е.
Vkm(T+1) = VFk(T+1)*(^km)
(26)
ISkffl = ISk (T, Mk(T))* SNk
(27)
ROIk(T) = REk(T)*SNk / Ік(Т)
(28)
где TEk(T) — средний срок строительства гостиницы категории к, начатой строительством в году Т.
В качестве оценки привлекательности инвестиций (1РкШ) в гостиницу категории к рассматривается отношение простого срока окупаемости вложений в гостиницу категории к со средним сроком окупаемости инвестиций в регионе ^РШ).
Блок оценки размеров инвестиций в развитие гостиниц и прирост номерного фонда
В случае, если имеется дефицит номерной емкости, то инвесторы будут вкладывать средства в строительство новых мест размещения, только в том случае, когда имеется надежда на достаточно высокую окупаемость вложений. С целью оценки окупаемости новых вложений определяется стоимость строительства стандартной гостиницы категории к. Размер ^к(Т) вложений в стандартную гостиницу категории к зависит от числа мест SNk в стандартной гостинице и Mk(T) числа площадок в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории к в момент времени Т.
где ^к(Х МкШ) — функция удельных инвестиционных затрат на строительство 1 номера.
Рентабельность инвестиций в строительство гостиницы категории к определяется зависимостью:
Простой срок окупаемости инвестиций RPk(T) оценивается как
IPk(T) = тах(О; RPk(T)/ ARP(T))
(ЗО)
Дефицит номерного DNk(T) фонда категории k в году Т равняется
DNk(T) =max (max^kmKTM/Lm) т=1:З
(З1)
Реакция рынка инвестиций зависит от привлекательности инвестиций и сложившегося дефицита номерного фонда. При оценке размеров инвестиций необходимо также учитывать, что строительство новых гостиниц предполагает определенное минимальное число мест в новых гостиницах к-ой категории (MNk). Размер реальных инвестиций зависит также от коэффициента реакции рынка q на привлекательность вложений в гостиничный бизнес. Учитывая указанные обстоятельства получаем:
6Nk(T) = MNk* [ DNk(T)*exp(q* IPk(T))/ MNk]
(З2)
где 5Nk(T) — число мест в гостиницах категории к, строительство которых началось в году Т.
[ ] — функция округления
Начало строительства новых гостиниц категории к приводит к изменению числа участков в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории к. Если считать, что число мест пригодных к строительству гостиниц категории к измеряется в квадратных метрах, то
Mk(T+1)= Mk(T)- SQk* 6Nk(T)
(ЗЗ)
Где SQk — площадь площадки, отводимой под строительство гостиницы категории к.
Ввод новых мест в гостиницах категории к осуществляется через TEk(T) лет, т.е.
ДNk(T+1) = 6Nk(T- TEk(T)) Nk(T+1) =Nk(T) +ДNk(T+1)
(34)
(35)
RPk(T)= 1/ ROIk(T) + TEk(T)
(29)
Предложенная имитационная модель реализована (с небольшими упрощениями) для прогноза развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге. В качестве исходных данных для построения модели использовалась информация о развитии рынка гостиничных услуг за период с 2000 по 2007 гг., представленная в отчетах Петербургкомстата, Петростата, Госкомстата, а также в маркетинговых исследованиях, проводившихся по заказу Комитета по инвестициям и стратегическим проектам города в 2006 г.
Литература
1. Иванилов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. — М. Наука, 1979. — 303 с.
2. Потапов А.Л., Применение имитационной компьютерной модели для определения оптимальной структуры долгосрочного капитала фирмы // Финансовый менеджмент. — 2002. — № 1.
3. Павловский Ю.Н. Имитационные модели и системы. — М: Фазис, 2003. — 131 с.
4. Сменцарев Г.Н. Имитационные модели и анализ трудноформализуемых данных // PC Week, 20.07.1999.