ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, МЕТОДИКА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Полянская Наталья Михайловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
© Намханова Маргарита Валентиновна
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика», Севастопольский государственный университет E-mail: [email protected]
Качественное образование, полученное студентами в вузе, является условием обеспечения его непрерывности. Для определения направлений развития образования, соответствующих современным тенденциям, необходим анализ учебного процесса, организация эффективного взаимодействия преподавателей и обучаемых (студентов, слушателей). Значительную помощь в решении поставленных задач оказывает интерактивное общение со студентами (опросы, тесты, анкетирование). В статье изложены методические подходы к оценке результатов работы преподавателя со стороны студентов и слушателей.
Ключевые слова: оценка качества учебного процесса; анкетирование; обратная связь; непрерывное образование.
Важнейшей задачей высшего образования в России является подготовка высококвалифицированных выпускников. В сложных условиях постоянно изменяющейся внешней среды предприятия и организации для обеспечения конкурентоспособности предъявляют повышенные требования к своему кадровому потенциалу. К заинтересованным лицам — стейкхолдерам, предъявляющим определенные требования к качеству образования, относятся не только хозяйствующие субъекты, но и студенты.
В настоящее время «...студенты приближаются к пониманию того, что образование — это надежный вклад в развитие их карьеры. В качестве важнейшего результата образовательной деятельности следует рассматривать желание выпускников получить второе высшее образование и/или учиться дальше в магистратуре, аспирантуре» [1].
Таким образом, качество полученного на первой ступени высшего профессионального образования, является условием обеспечения его непрерывности. Выпускник вуза с учетом изменившейся профессиональной карьеры или жизненной ситуации в дальнейшем выбирает новую, наиболее подходящую образовательную траекторию: второе высшее образование, магистерскую программу, аспирантуру, программу профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации.
Образовательный процесс в современном вузе — сложная многогранная деятельность, требующая от преподавателя не только профессиональных компетенций. Педагог должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога; владеть строгой логикой образовательного процесса и воспитания, литературной устной и письменной речью. Сложно найти другую профессию, имеющую такую многоплановую, развернутую квалификационную характеристику.
Для определения направлений развития образования, соответствующих современным тенденциям, необходим анализ учебного процесса. Субъектами анализа, помимо самого педагога, являются представители внутренней и внешней среды вуза: подразделения образовательного учреждения (кафедра, факультет/институт, учебно-методическое управление и др.), работодатели — во время итоговой государственной аттестации, представители Рособрнадзо-ра — в процессе государственной аккредитации учебного заведения.
Одно из важнейших заинтересованных лиц — студенты. Именно они будут решать проблему выбора вуза для получения дальнейшего образования, профессиональной переподготовки. Поэтому в процессе обучения необходима организация эффективного взаимодействия преподавателей и студентов. Это возможно при условии, что взаимоотношения организованы на психолого-педагогической основе по педагогическим законам и нормам [2].
Деятельность преподавателя многогранна: по составляемой отчетности, она охватывает учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу. Эти виды деятельности всесторонне рассматриваются в ходе периодической аттестации преподавателей.
Однако оценка деятельности преподавателя, на наш взгляд, является неполной без учета мнения студентов. Так, регулярные опросы, тесты, анкетирование обучаемых студентов помогают определить результативность работы преподавателя, его профессиональные качества и коммуникационные способности, степень умения находить общий язык с аудиторией.
По результатам опросов студентов выявляются пробелы, недостатки в работе преподавателя, определяются «слабые места» в учебном процессе, и на основании этого разрабатываются мероприятия по устранению недостатков, по совершенствованию методики преподавания дисциплин, разрабатываются меры по улучшению взаимоотношений обучающего и обучаемого. При проведении анонимных опросов студенты более полно и обоснованно выражают свое мнение и свои пожелания относительно деятельности преподавателя и учебного процесса в целом.
В зарубежных вузах эффективность осуществляемой работы определяется при помощи регулярных социологических опросов и анкетирования по двум направлениям: 1) преподаватель глазами студентов; 2) учебный (образовательный) процесс глазами студентов.
Перечень характеристик, по которым выясняют мнение студентов о преподавателях, можно разбить на следующие группы [3]:
1. Профессиональная компетентность (уровень профессионализма): обладание необходимыми знаниями, умениями, навыками по дисциплине; глубина знания предмета.
2. Педагогическая квалификация (мастерство педагога): стремление вызвать у студентов активный интерес к дисциплине; доступность, четкость и ясность изложения материала; грамотность речи; четкость дикции; коммуникабельность (контакт с аудиторией); учет реакции аудитории, вт. ч. умение снять напряжение и усталость студентов.
3. Личностные качества (образованность, воспитанность, общекультурный уровень, характер): добросовестное отношение к работе; требовательность; доброжелательность; тактичность; внешний вид; уважительное отношение к студентам; заинтересованность в их успехах; объективность в оценке знаний студентов; широта эрудиции; ровность характера; пунктуальность; честность; наличие чувства юмора.
Приведенный перечень характеристик является далеко не исчерпывающим — в зависимости от цели и задач опроса он расширяется. Деятельность преподавателя и качество преподавания измеряются с помощью интегральной оценки. При этом используются следующие подходы к ее формированию:
1. Балльная система, при которой каждому показателю присваивается определенный балл. Интегральный показатель получают простым суммированием баллов.
2. Система оценки качества преподавания, представляющая собой усредненную средневзвешенную оценку по совокупности факторов. При этом учитывается «объективная» экспертная оценка и субъективная самооценка. Принимаются во внимание также ученая степень, ученое звание, должность, стаж работы, объем лекционной нагрузки и т. п.
3. Оценивание низовых показателей по пятибалльным шкалам с положительным и отрицательным выражением качеств: «+2» — «очень хорошо»; «+1» — «хорошо»; «0» — удовлетворительно; «-1» — «плохо»; «-2» — «очень плохо». Аналогично оценивается и обобщенный показатель.
4. Оценивание показателей качества в долях единицы или в процентах к идеальным (или выбранным) значениям показателей.
5. Традиционная система с четырьмя градациями: 5 — 4 — 3 — 2.
К преимуществам данной системы следует отнести:
а) эти оценки понятны всем: и студентам и преподавателям;
б) ими может быть оценено практически любое качество, как преподавателя, так и учебного процесса в вузе;
в) по данной системе в ходе опроса студенты оценивают преподавателей так же, как преподаватели оценивают знания студентов на занятиях;
г) оценки легко поддаются обработке и обобщению.
6. Оценивание показателей студентами с помощью слов, например, «да», «нет», «не знаю». Обобщенным показателем выступает доля студентов, определенным образом ответивших на тот или иной вопрос.
Вместе с тем, любая система количественной оценки является формальной и охватывает только часть качественных характеристик преподавателя. В настоящее время пока не существует такой методики, которая позволила бы в полной мере сделать сравнимой всю многогранную работу преподавателя.
Нами в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» используется традиционная система с четырьмя градациями «5 — 4 — 3 — 2» в силу того, что: а) эти отметки понятны всем: и студентам и преподавателям; б) ими может быть оценено практически любое качество, как преподавателя, так и учебного процесса в вузе; в) по данной системе в ходе опроса студенты оценивают преподавателей так же, как преподаватели оценивают знания студентов на занятиях; г) отметки легко поддаются обработке и обобщению (рис. 1).
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АНКЕТА по оценке деятельности преподавателя
ФИО преподавателя:_
Учебная дисциплина:_
Учебная группа, курс, учебный год:_
Уважаемый студент, Ваше мнение о качестве работы преподавателя очень важно для анализа учебного процесса в нашем вузе и в нашем институте / факультете! Оцените, пожалуйста, каждый вопрос знаком «+» в соответствующей графе._
Вопрос Ваша оценка(баллов)
5 4 3 2 Не могу оценить
1. Насколько четким и понятным для Вас было изложение материала преподавателем?
2. Насколько интересно Вам было на учебных занятиях?
3. Как Вы оцениваете уровень трудовой дисциплинированности преподавателя?
4. Как Вы оцениваете степень педагогической тактичности преподавателя?
5. Как Вы оцениваете уровень педагогического мастерства преподавателя?
6. Насколько профессионально, по Вашему мнению, преподаватель владеет учебным материалом?
7. Насколько справедлив, на Ваш взгляд, преподаватель в оценках Ваших знаний и умений?
8. Как Вы оцениваете внешний вид преподавателя?
9. Насколько высоко Вы оцениваете культуру поведения и речи преподавателя?
10. Каков, на Ваш взгляд, уровень общей эрудиции преподавателя?
Ваши замечания и предложения, касающиеся других особенностей и сторон деятельности, пожалуйста, сделайте на обратной стороне (по желанию). Благодарим Вас за участие в исследовании качества учебного процесса!
Рис. 1. Анкета по оценке деятельности преподавателя
Результаты анкетирования позволят определить положительные и отрицательные стороны педагогической работы в вузе, а также принять меры по совершенствованию образовательной деятельности: устранить влияние негативных факторов, мобилизовать неиспользованные резервы, наладить конструктивный диалог, и даже полилог, со студентами.
На наш взгляд, меры по формированию обратной связи необходимо применять в каждом учебном подразделении, причем применять систематически, формируя определенную методику, учитывающую специфику учебных дисциплин факультета/института, а также создавая и накапливая информационную базу и историю. Вместе с тем, на студентов не следует полностью перекладывать проблемы, связанные с анализом качества обучения и совершенствованием учебного процесса. Эти задачи должны решать эксперты — специалисты заинтересованных подразделений университета: кафедра, деканат/дирекция, учебно-методическое управление, ректорат.
Рассмотренные в статье процессы оценки качества учебного процесса со стороны студентов, слушателей являются одним из элементов образовательной системы, обеспечивающей достижение конечной цели — подготовки высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда, избирающего в дальнейшем непрерывную образовательную траекторию для соответствия изменяющимся требованиям внешней среды.
Литература
1. Рулиене Л. Н. Современное университетское образование: ценности и тенденции развития / Л. Н. Рулиене // Ценности и смыслы. — 2013. — № 2 (24). — С. 73-88.
2. Еляков А. Расстояние до студента / А. Еляков // Высшее образование в России. — 2000. — №4. — С. 97-102.
3. Полянская Н. М. Использование обратной связи для комплексной оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза [Текст] / Н. М. Полянская // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 08 окт. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://mteractrve-plus.ru/e-articles/collection-20141008/collection-20141008-3952.pdf (дата обращения: 24.07.2015).
APPROACHES TO THE ANALYSIS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION
Polyanskaya Natalya M. Candidate of Economic Sciences,
associate professor of accounting and finance, Buryat state university E-mail: [email protected]
Namkhanova Margarita V.
Doctor of Economics, associate professor,
professor of "Management and Business Analytics" department,
Sevastopol state university
E-mail: [email protected]
Quality education received by students at the university, is a prerequisite to ensure its continuity. To determine the areas of education, in line with modern trends, analysis of the educational process, the organization of effective interaction between teachers and learners (students, trainees). Significant help in solving the problems provides interactive communication with students (surveys, tests, questionnaires). The article describes the methodological approaches to the assessment of the results of the teacher by the students and trainees.
Keywords: evaluation of the quality of the educational process; questionnaires; Feedback; continuing education.