МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
А.П. ВИЛКОВ,
доцент кафедры физической подготовки Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория методика профессионального образования
E-mail: vilkov@bk.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения в тренировочный процесс дифференциации скоростно-силовых нагрузок, а также составление индивидуальных тренировочных программ скоростно-силовой подготовки в соответствии с текущими задачами тренировочного процесса и в зависимости от уровня подготовленности и адаптации отдельных групп мышц у курсантов и слушателей вузов МВД России.
Ключевые слова: силовая выносливость, статическая силовая выносливость, скоростно-силовые способности, ско-ростно-силовая подготовка, показатель скорости движения, скорость сокращения мышц, быстрая сила, взрывная сила, стартовая сила, ускоряющая сила.
METHODICAL FEATURES OF SPEED-POWER TRAINING CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
A.P. VILKOV,
docent of the department of physical training of Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The article considers the issues of the introduction into the training process of differentiation of speed and power loads and also development of individual training programs of speed-power training in accordance with the current tasks of the training process and depending on the level of preparedness and adaptation of individual groups of muscles of the cadets and students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Key words: physical endurance, static physical endurance, speed-power skills, then power and speed training, the rate of speed of movement, the speed of the contraction of the muscles, quick power, the explosive power, the starting force accelerating force.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредвиденными напряжениями мыши, которые проявляются с необходимой, вплоть до максимальной, мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых, наряду со значительной силой мыши, требуется и быстрота движений [4]. Соотношение скоростного и силового компонентов в выполняемом движении определяется величиной внешнего сопротивления, которое необходимо преодолеть. Основными компонентами скоростно-силовых способностей являются быстрая сила и взрывная сила.
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, которое проявляется в движениях, выполняемых со значительной скоростью, и оценивается показателем скорости движения [1]. Для данного вида проявления силовых способностей не требуется максимальное напряжение мышц, а не-
обходима быстрота развития напряжения (скорость сокращения мышц).
Взрывная сила характеризует способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в минимально короткое время. Взрывной тип мышечного напряжения проявляется в движениях по преодолению значительных внешних сопротивлений [3]. Основная особенность этих движений заключена в умении быстро развить значительное усилие, максимум которого достигается преимущественно к концу движения. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения называют ускоряющей силой.
Условия работы мышц при обучении боевым приемам борьбы требуют преимущественного разви-
тия силы, которая проявляется в режимах от быстрого до взрывного, т.е. скоростно-силовых способностях.
Способность противостоять утомлению при выполнении продолжительных силовых нагрузок значительной величины называют силовой выносливостью.
В зависимости от режима работы мыши, выделяют динамическую и статическую силовую выносливость. Динамическая выносливость характерна для упражнений с многократными и значительными напряжениями мыши при относительно невысокой скорости движений, а также в упражнениях ациклического характера скоростно-силовой направленности.
Статическая силовая выносливость характерна для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения мышц в определенной позе.
Для того, чтобы понять механизм простого произвольного движения, необходимо познакомиться с понятием о двигательной единице и основных типах мышечных волокон. Мышечные волокна могут быть двух типов: быстро сокращающиеся и медленно сокращающиеся. Каждая двигательная единица может взаимодействовать только с одним типом мышечных волокон — или медленно сокращающихся мышечных волокон, или быстро сокращающихся [2].
Медленно сокращающиеся мышечные волокна реагируют на слабые раздражители. Они маломощны, но могут сокращаться длительное время (не-утомляемые).
Быстро сокращающиеся волокна реагируют только на сильные раздражители. Производимая ими работа характеризуется большой мощностью. Вместе с тем, они быстроутомляемые.
Медленно сокращающиеся волокна работают в аэробных условиях, при непрерывном поступлении кислорода в мышцу.
Быстро сокращающиеся волокна работают в анаэробных условиях, без поступления кислорода в мышцы. Тренировочное воздействие на мышечные волокна всех типов состоит в увеличении их диаметра, приводящее к росту физиологического поперечника мышцы. Каждое упражнение, используемое в тренировочных занятиях, приводит в действие те двигательные единицы, которые соответствуют характеру данного упражнения. Соответственно, при медленном беге в равномерном темпе в основном развиваются медленно сокращающиеся мышечные волокна, а при беге на короткую дистанцию с максимальной скоростью в работу включаются двигательные единицы с
быстро сокращающимися мышечными волокнами. Кроме того, на развитие мышечных групп влияет внутримышечная координация; чем она лучше, тем сильнее развивается конкретная группа мышц.
Уровень внутримышечной координации зависит от числа двигательных единиц, одновременно включенных в сократительный процесс. Чем больше двигательных единиц вовлекается в сократительный процесс, тем выше уровень проявления силовых способностей мышцы [5]. Таким образом, развитие силовых способностей мышцы происходит как за счет увеличения диаметра мышечных волокон (рост физиологического поперечника мышц), так и за счет улучшения внутримышечной координации, выраженной в количестве вовлеченных в сократительный процесс двигательных единиц.
Скоростно-силовая подготовка представляет собой разнообразные средства и методы, направленные на развитие способности курсантов преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
Скоростно-силовая подготовка может обеспечить развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Можно выделить три задачи, решаемых в ходе тренировочного процесса.
Первая задача решает проблемы увеличения абсолютной скорости движений, необходимых курсантам в условиях поединка; это может быть отдельный прием, его элементы или комбинация боевых действий.
Вторая задача должна решить вопросы, связанные с одновременным увеличением силы сокращения мышц и скорости движения.
Третья задача—развить наибольшую силу сокращения мышц, участвующих при выполнении приемов и боевых действий. Так как характер проявления ско-ростно-силовых способностей при обучении боевым приемам борьбы различен, в практической деятельности необходимо использовать также средства и методы, которые максимально соответствуют стилю боевой деятельности.
В практике обучения боевым приемам борьбы различают два метода развития скоростно-силовых способностей: аналитический и целостный.
Аналитический метод характеризуется избирательным развитием отдельных мышечных групп и целенаправленным совершенствованием отдельных форм быстроты [3].
Целостный метод характеризуется одновременным совершенствованием силовых возможностей и скоростных качеств учащихся при выполнении ими технических приемов и боевых действий.
Неоспоримым является тот факт, что в первую очередь в практике подготовки развивают силу тех мышечных групп, которые непосредственно участвуют при выполнении технических приемов и боевых действий. Прежде всего, это сгибатели и разгибатели ног: мышцы сгибающие, наклоняющие и поворачивающие туловище, мышцы рук и плечевого пояса, мышцы живота и шеи. Одной из самых характерных особенностей подготовки является то, что любое боевое действие необходимо выполнить при чрезвычайно жестких временных ограничениях в условиях постоянно меняющейся обстановки.
Способность курсанта дифференцировать интенсивность мышечного сокращения путем включения минимального количества двигательных единиц находится в числе важнейших реакций адаптации мышц и, в значительной мере, обслуживает эффект внутримышечной координации.
Систематическая тренировка приводит к устранению излишнего напряжения мышц-антагонистов при выполнении различных упражнений и одновременно обеспечивает эффективную координацию деятельности мышц-антагонистов при выполнении различных упражнений и одновременно обеспечивает эффективную координацию деятельности мышц-синергистов в достижении конечного эффекта [1; 4].
Специальные упражнения для развития скорост-но-силовых качеств в практике боевых искусств делятся по признаку их преимущественного воздействия на отдельные двигательные звенья: упражнения для развития мышц шеи, мышц рук и плечевого пояса; для развития мышц спины, живота и груди; мышц ног в области таза.
По признаку функциональной направленности в процессе скоростно-силовой подготовки можно выделить программы, направленные на развитие быстроты, максимальной силы, взрывной силы, быстрой силы.
Составление конкретных тренировочных программ скоростно-силовой подготовки зависит от уровня подготовленности занимающихся и текущих задач тренировочного процесса. На начальном уровне обучения, для которого характерно одновременное решение задач как физической, так и технико-тактичес-
кой и психологической подготовки, для развития ско-ростно-силовых способностей используют комплексы упражнений общеразвивающей направленности [4]. На этом этапе комплексному развитию подвергаются самые необходимые обучающемуся в поединке мышечные группы: сгибатели и разгибатели ног; мышцы сгибающие, наклоняющие и поворачивающие туловище и их антагонисты; мышцы рук и плечевого пояса; мышцы живота и шеи. Эти упражнения выполняются в ходе основной части занятия и равномерно распределяются в годичном цикле тренировок.
Для более подготовленных курсантов (слушателей) целесообразно использовать другой способ развития скоростно-силовых способностей. На этом этапе упражнения, направленные на развитие конкретных проявлений скоростно-силовых способностей учащегося, тренируют изолированно, составляя конкретные тренировочные программы для развития взрывной силы, быстрой силы, быстроты движений. Количество упражнений, которые используются в тренировке, сокращается, а интенсивность их выполнения возрастает по мере подготовленности занимающихся. На этом этапе очень важно правильно подбирать упражнения, наиболее точно способствующие развитию необходимых качеств, а скоростно-силовую подготовку желательно проводить в специальные дни, не совмещая эти тренировки с занятиями технико-тактической подготовкой.
Быстрая сила эффективно развивается в тренировках с большими скоростными нагрузками и малым количеством длительной работы с невысокой скоростью движений. В процессе тренировки по развитию быстрой силы, упражнения выполняются до появления утомления и снижения скорости движений. Как только скорость движений начинает снижаться, выполнение упражнений нужно прекратить. Отдых между упражнениями должен создать условия, позволяющие организму повторить ту же работу, не снижая быстроты и интенсивности выполнения.
Взрывная сила эффективно развивается при преодолении значительных сопротивлений с высокой интенсивностью движений. Наилучший конечный эффект достигается при оптимальном напряжении отдельных мышц, а не максимальном. Максимальное напряжение должно развиваться только в мышцах, участвующих в заключительном движении. Для этих упражнений характерно сочетание уступающего и преодолевающего режимов работы мышц. Упражне-
ния выполняются с предельной интенсивностью. Прекращать выполнение упражнений следует при появлении утомления.
Так как основные формы проявления быстроты (время двигательной реакции, время выполнения одиночного движения, частота одиночных движений в единицу времени) независимы друг от друга, т.е. развитие одной формы практически не оказывает влияния на другие, то в практике боевых искусств и спортивных единоборств широкое применение получил метод круговой тренировки для развития быстроты движений.
При использовании метода круговой тренировки как одиночные, так и серийные удары целесообразно выполнять на специальных снарядах (мешках), а отработку передвижений и защитных действий в паре с партнером. При отработке серий ударов с максималь-
ной частотой каждые 10—15 сек. необходимо делать 20—30 секундный перерыв. Таким образом, при двухминутной работе, курсант может выполнить 3—4 серии, а при трехминутной работе — 5—6 серий.
Литература
1. ВерхошанскийЮ.В. Программирование и организация тренировочного процесса: Учеб.-метод. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
2. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки: Моногр. М., 1996.
3. ЗациорскийВ.М. Физические качества спортсменов: основы теории и методики. М., 2009.
4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ИФК. М., 1991.
5. Чоговадзе А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте: Учеб. пособие. М., 2004.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ СТРЕЛЬБЕ
Ю.Ф. ПОДЛИПНЯК,
доктор педагогических наук, профессор Московского Университета МВД России Научная специальность:13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: Aga82@ rambler.ru
Аннотация. В статье изложены вопросы педагогических технологий, связанных с применением ситуационного метода обучения в профессиональной подготовке. Показана эффективность метода конкретных ситуаций для формирования таких ключевых профессиональных компетенций, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.
Ключевые слова: педагогические технологии, огневая подготовка, профессиональная подготовка, ситуационный метод обучения, метод модульного обучения, метод конкретных ситуаций.
INNOVATIVE METHODS OF TRAINING IN PROFESSIONAL AND APPLIED FIRING
YU.F. PODLIPNYAK,
doctor of pedagogical sciences, professor Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Annotation. In article questions of the pedagogical technologies connected with application of a situational method of training in vocational training are stated. Efficiency of a method of concrete situations for formation of such key professional competences, as skill to communicate, leadership, ability to analyze in short terms large volume of disorder information, decision-making in the conditions of a stress and insufficient information is shown.
Keywords: pedagogical technologies, fire preparation, vocational training, method situational training, method of modular training, method of concrete situations.
В зарубежных публикациях использование ситуационного метода часто представляют как: метод изучения ситуаций; деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к пере-
веденному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах.
Метод конкретных ситуаций эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций, как коммуникабельность,