Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ХОККЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Наталья Николаевна, Надргулов Артур Рустамович

Данная статья посвящена методическим особенностям психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства. В работе рассматриваются психологопедагогические аспекты работы с женской командой: представлены особенности взаимодействия тренера с командой учетом гендерных нюансов, показана значимость нивелирования жертвенной позиции подростков, отмечены положительные стороны влияния конструктивных методов психологической воздействия на процесс и результат тренировочного и соревновательного периода. Предъявлены результаты опытной работы, демонстрирующие эффективность методики психологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Наталья Николаевна, Надргулов Артур Рустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE ICE HOCKEY PLAYERS AT THE STAGE OF THE IMPROVING SPORTS SKILLS

This article is devoted to the methodological features of the psychological training of ice hockey players at the stage of improving sports skills. The article deals with the psychological and pedagogical aspects of working with the women's team, the features of the coach's interaction with the team, taking into account the gender nuances are presented, the positive aspects of the influence of constructive methods of psychological influence on the process and result of the training and competition period were noted. The results of experimental work are presented, demonstrating the effectiveness of the methodology of psychological training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Гандер Д.В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Д.В. Ган-дер // Психология обучения. - 2014. - № 10. - С. 73-79.

2. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.

3. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

4. Технико-тактические действия у футболистов студенческих команд различного игрового амплуа / Н. Д. Лысаков, К.В. Троянов, Р.Б. Краснов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 250-254.

5. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов экстремальным ситуациям / О.Н. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

6. Шарагин В.И. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности / В. И. Шарагин, В. С. Иванов // Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 14-26.

7. Эффективность - перспективное направление развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. / Кудинова В.А., Лысаков Н.Д., Карпов В.Ю., Кудинов А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 228-232.

REFERENCES

1. Gander, D.V. (2014), "Psychological support of professional activity", Psychology of education, No.10, pp.73-79.

2. Boldov, A.S., Gusev, A.V, Karpov, V.Yu., Sharagin, VI. and Klimova, L.Yu. (2018), "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350-356.

3. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

4. Lysakov, N.D., Troyanov, K.V., Krasnov, R.B. and Kirillova, N.V. (2021), "Technical and tactical actions for student's football team players of different playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 250-254.

5. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-06.

6. Sharagin, V.I. and Ivanov, V.S. (2018), "Diagnostics of the motivational sphere of students as a way of determining the psychological problems of motivation for educational activities", Psychology of education, No. 6, pp. 14-26.

7. Kudinova, V.A., Lysakov, N.D., Karpov, V.Yu. and Kudinov, A.A. (2021), "Efficiency is a prospective direction for the development of physical culture and sports in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 228-232.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.07.2021

УДК 159.9:796.966

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОК НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО

МАСТЕРСТВА

Наталья Николаевна Романова, кандидат педагогических наук, Артур Рустамович Надргулов, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры,

Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена методическим особенностям психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства. В работе рассматриваются психолого-педагогические аспекты работы с женской командой: представлены особенности взаимодействия тренера с командой учетом гендерных нюансов, показана значимость нивелирования жертвенной позиции подростков, отмечены положительные стороны влияния конструктивных методов психологической воздействия на процесс и результат тренировочного и соревновательного периода. Предъявлены результаты опытной работы, демонстрирующие эффективность методики психологической подготовки.

Ключевые слова: женский хоккей, психологическая подготовка, этап совершенствования спортивного мастерства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p442-446

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE FEMALE ICE HOCKEY PLAYERS AT THE STAGE OF THE IMPROVING SPORTS

SKILLS

Natalya Nikolaevna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Artur Rustamovich

Nadrgulov, the post-graduate student, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

This article is devoted to the methodological features of the psychological training of ice hockey players at the stage of improving sports skills. The article deals with the psychological and pedagogical aspects of working with the women's team, the features of the coach's interaction with the team, taking into account the gender nuances are presented, the positive aspects of the influence of constructive methods of psychological influence on the process and result of the training and competition period were noted. The results of experimental work are presented, demonstrating the effectiveness of the methodology of psychological training.

Keywords: women's hockey, psychological training, the stage of improving sports skills.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России появился достаточно высокий уровень условий для подготовки хоккеисток. Развивается инфраструктура, увеличивается количество соревнований в стране, появляется все больше хоккеисток высокого уровня подготовленности. Но при этом по-прежнему уровень подготовленности в женском хоккее в России колоссально уступает главным оппонентам из США, Канады и Финляндии. За последние годы женские сборные по хоккею показывают относительно хорошие результаты на международной арене. В 2020 году женская молодежная сборная выиграла бронзу молодежного чемпионата мира в г. Братиславе, в 2019 году студенческая сборная выиграла Всемирную Универсиаду в г. Красноярске, в 2018 году олимпийская сборная заняла четвертое место на Олимпийских играх в г. Пхенчхане, что является лучшим достижением на Олимпийских играх за всю историю Российского женского хоккея.

Главной особенностью современного хоккея, из-за увеличения скорости, является повышение плотности игры. Спортсмены постоянно находятся в сложных игровых условиях, при дефиците времени для принятия и выполнения технико-тактических решений и действий. На первый план выходит способность хоккеистки своевременно и эффективно решать игровые задачи.

Нами ранее отмечалось [1; 2; 3], что эффективное психологическое сопровождение в спорте во многом определяет качество работы и активно влияет на результативность профессиональной деятельности. При прочих равных условиях наибольшего успеха в хоккее добиваются игроки, имеющие высокий уровень развития оперативного мышления и технического мастерства, которые позволяют быстро оценить, проанализировать игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его. Более высокий

уровень развития этих качеств дает возможность предвосхищать действия партнеров, соперников и события на площадке.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данной публикации показаны методические особенности психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва имени Сергея Макарова» города Челябинска, женского хоккейного клуба Женской хоккейной лиги ЖХЛ «Агидель» структурного подразделения профессионального хоккейного клуба Континентальной хоккейной лиги КХЛ «Салават Юлаев» (г. Уфа) в 2017-2021 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На практике мы столкнулись со следующими сложностями в работе с хоккеистками подросткового возраста. Как выяснилось в ходе личных бесед и консультаций, у многих из них доминантные родители и педагоги в общеобразовательной школе. Данная категория людей обычно применяет спорные (в отрицательной их части) и деструктивные по классификации методы психологического воздействия на собеседника в общении.

Длительный период времени в ходе опытно-экспериментальной работы мы наблюдали последствия подобного поведения взрослого окружения наших подопечных. У спортсменок выработался поведенческий стереотип. Они полагали, что необходимо провоцировать взрослого на негатив, получать отрицательные эмоции и только после этого приступать к выполнению поставленных задач. В ходе реализации предложенной методики и разработанных педагогических условий вытраивался четкий план действий, осуществлялось конструктивное педагогическое общение.

На тренировках создавались ситуации успеха, акцентировалось внимание хоккеисток на положительном результате, а после промахов и неудачных выступлений на соревнованиях выполнялся детальный анализ игровых ситуаций с целью формулирования положительных выводов, позитивного рефлексивного анализа и выстраивания конструктивных перспектив.

Отметим, что в числе прочих сложностей мы наблюдали застревание спортсменок на негативных ситуациях матча и тренировочного процесса. Данная ситуация сопровождалась чрезмерным чувством вины, проявлением обиды, досады, пониженного настроения, сниженной мотивации к занятиям и соревновательному процессу в целом, нередко раздражением, агрессией в адрес товарищей по команде. Нами осуществлялась психологическая деятельность в русле анализа эмоций, причин их возникновения, адекватного отреагирования, проявления соразмерно происходящему, проговаривание актуальных состояний.

Убеждение как конструктивный метод психологического воздействия предполагает сознательное аргументированное воздействие с целью изменения намерений, суждений другого человека. Данный метод является единственным положительным из всего десятка существующих методов воздействия на собеседника. Конструктив объясняется наличием аргументов, доводов в пользу той или иной точки зрения, прямым воздействием на респондента, а не скрытым, что исключает корыстность целей наставника и возможность манипуляции воспитанником.

Стоит отметить, что критика в адрес хоккеисток высказывалась именно конструктивная. В случае необходимости высказывания негатива после (во время) проведенной тренировки или игры, критика высказывается не относительно личности спортсменки, а относительно ее действий, ее поведения, которые приводят к отрицательным последстви-

ям. В случае необходимости высказывания негатива после (во время) проведенной тренировки или игры, критика высказывается не относительно личности спортсменки, а относительно ее действий, ее поведения, которые приводят к отрицательным последствиям. Таким образом, мы приходим к тому, что не затрагивается самооценка хоккеистки в ее адекватной части и стабильности. Высказанный негатив позволяет повышать уровень профессионального мастерства путем исправления, устранения допущенных ошибок, регуляции особенностей поведения, в частности - реакция на провокации соперника, особенно в ситуации плей-офф, когда в разы возрастает цена каждого совершенного промаха. Представим далее результаты экспериментальной работы по психологической подготовке хоккеисток подросткового возраста (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей психологической подготовленности хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства в сезоне 2019-2020 гг. (п=26)_

Тестовые методики ЭГ P

(Vd±mj)

Тест НПН 47,3±14,9 3,1 <0,05

Тест «Интеллектуальная лабильность» 8,1±2,9 2,7 <0,05

Тест Э. П. Торренса (уровень креативности) 42,2±12,9 3,2 <0,05

Методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» (автор -Н.Е. Стамбулова) 21,1±5,3 3,9 < 0,05

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа

Как показано в таблице 1, после проведения эксперимента в сезоне 2019-2020 гг. имеют достоверные отличия. Снижение результатов мы напрямую связываем с пандемией Ковид-19, поскольку сезон был прерван по объективным причинам, и в ситуации самоизоляции не все спортсменки сохранили имеющийся в ходе сезона уровень волевых качеств, нервно-психического напряжения и уровень мыслительных процессов. Но все же наличие достоверных отличий по всем тестовым методикам показывает возможность сохранения необходимого эффекта в процессе психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствовании спортивного мастерства.

Отметим, что опытная работа продолжалась и в режиме самоизоляции посредством проведения онлайн-занятий. Это, конечно, не заменяло полноценно личного общения и взаимодействия, исключало привычный формат тренировочного процесса, и полностью исключало соревновательный процесс. Но, с целью сохранения оптимального уровня нервно-психического напряжения, поддержания с целью сохранения оптимального уровня нервно-психического напряжения, поддержания должного уровня развития волевых качеств и мышления было принято решение продолжать опытную работу с учетом сложившихся обстоятельств. Как показала практика, данное решение дало положительный результат и, несмотря на некоторое ухудшение результатов в сравнении с предыдущими двумя сезонами достоверные отличия по всем четырем диагностическим тестовым методикам зафиксировать удалось.

ВЫВОДЫ

Психологические аспекты подготовки в спорте имеют крайне большое значение. Женский коллектив имеет ряд специфических особенностей, которые тренеру необходимо учитывать при построении процесса общения и взаимодействия. Как показывает практика, корректный учет гендерных аспектов в работе с женской командой в хоккее позволяет достичь высоких результатов как с точки зрения психологии спорта, так и по итогам выступления в Чемпионате.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романова, Н.Н. Интроспекция как составляющая рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры / Н.Н. Романова // Здравоохранение, образование и без-

опасность. - 2019. - № 2 (18). - С. 87-91.

2. Оценка уровня развития внимания юных волейболисток / Н.Н. Романова, Н.Н. Белякова, Д.А. Дятлов, Я. В. Латюшин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 334-337.

3. Романова, Н.Н. Эффективность комплекса педагогических условий развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов / Н.Н. Романова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 211-215.

REFERENCES

1. Romanova, N.N. (2019), "The introspection as a component of reflection of emotional states of future physical education teachers", Health, education and security, No. 2 (18), pp. 87-91.

2. Romanova, N.N., Belyakova N.N., Dyatlov, D.A. and Latyushin, Ya.V. (2020), "The assessment of the level of attention development of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 12, No. 190, pp. 334-337.

3. Romanova, N.N. (2012), "The effectiveness of the complex of the pedagogical conditions for the development of the reflection of emotional states of future teachers", Siberian pedagogical journal, No. 4, pp. 211-216.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 28.06.2021

УДК 159.99

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Людмила Евгеньевна Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования политической активности студенческой молодежи. В результате анализа полученных данных формулируется вывод о низком уровне политической активности студентов, как девушек, так и юношей, который, вероятнее всего, обусловлен недостаточным уровнем сформированности политической компетентности и отсутствием политического опыта. Лица с относительно высоким уровнем политической активности, представлены оппозиционно настроенными студентами, среди которых преобладают представители мужского пола, что, с большой долей вероятности можно объяснить как устоявшейся в обществе установкой, что любая форма управления - мужское дело, так и ориентацией юношей и девушек на разные жизненные стратегии и способы самореализации.

Ключевые слова: студенческая молодежь; юноши; девушки; политическая активность; политическое участие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p446-451

POLITICAL ACTIVITY OF STUDENTS DEPENDING ON ON GENDER

Lyudmila Evgenievna Tarasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State University

Abstract

The article presents the results of the study of political activity of student youth. As a result of the analysis of the obtained data the conclusion about the low level of political activity of students, both girls and boys, which, most likely, is caused by the insufficient level of political competence formation and the lack of political experience, is formulated. Those with a relatively high level of political activity are represented by opposition-minded students, among whom the representatives of the male sex prevail, which,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.