о <
о
о о
> <
Методические особенности
проверки амортизации основных средств
при проведении аудита
Russia's Use of Fixed-Asset-based Auditing Measures to Verify the Accuracy of Accounting Operations Held at Organizational Level
УДК 657.6
Мысенко Сергей Михайлович
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Mysenko Sergey Mikhaylovich
St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023
Аудит является одним из методов предотвращения ошибок в бухгалтерском учете, и его использование позволяет добиться повышения эффективности хозяйственной деятельности организаций. В статье рассматривается методика аудита амортизации основных средств как оценочного значения в соответствии с ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений». Показано, что принятие проекта нового ПБУ «Учет основных средств» позволит снять противоречия между нормами ПБУ 6/01 «Учет основные средства» и ПБУ 21/2008 в части возможности изменения сроков полезного использования и методов начисления амортизации по наличным основным средствам. В результате возрастет значение амортизационной политики предприятия, способствующей накоплению достаточного амортизационного фонда. Высказывается мнение, что в процессе аудита предприятия необходимо давать оценку его амортизационной политики с точки зрения ее соответствия принципу допущения непрерывности деятельности.
Ключевые слова: аудит основных средств, амортизация основных средств, оценочные значения, допущение непрерывности деятельности
The article has related how the Russian Federation (RF) uses fixed-asset-based auditing measures (AbAMs) to verify the accuracy of organizational-level accounting operations. The paper notes at this stage that the AbAMs include a slew of technological terminologies — such as 'depreciation', 'estimated asset value' and 'sinking fund' — that are presently employed in the RF. The commentary suggests, in the course of the discussion, that Russia is planning to adopt a new draft AbAM that alleviates the contradictions between two key auditing measures: PBU 21/2008 ('change of estimates') and PBU 6/01 ('asset accounting'). The draft measure would, inter alia, alter the useful asset lifecycle and transform the depreciation methods for fixed assets (held in cash). The document contends that these recommended modifications would enable private ventures to play a more significant financial role in formulating depreciation policy and in contributing to an adequate country-wide sinking fund. The blueprint in closing has highlighted the new draft AbAM that would eliminate the ongoing conflict between PBU 21/2008 and PBU 6/01, while providing RF ventures with common accounting procedures.
Keywords: fixed-asset-based auditing measures, depreciation of fixed assets, estimates, evaluation of going concern
Эффективное ведение бухгалтерского учета в организации предполагает действенный контроль над его ведением. Одной из форм подобного контроля является аудит, который может проводиться в отношении различных аспектов бухгалтерского учета и, в частности, основных средств. Одна из существенных методических сложностей, с которой приходится сталкиваться аудитору, состоит в ответе на вопрос о возможности считать деятельность организации непрерывной. Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (ФП(С)АД № 11), одним из финансовых признаков, на основании которого у аудитора может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности предприятия, является «неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций» [1]1.
Амортизационные отчисления являются одним из источников накопления оборотных средств, возмещающих соответствующие отчисления в выручке (амортизационного фонда) для проведения обновления и модернизации основных средств предприятия. Соответственно, недостаточность в будущем амортизационного фонда для замены действующих основных средств может отрицательно повлиять на продолжение деятельности предприятием. Поэтому при проведении аудита предприятия необходимо оценивать и следование принципу допущения непрерывности деятельности.
Приведенные выше положения определяют необходимость рассмотрения вопросов разработки плана и программы аудита в части проверки амортизации основных средств, выделения важнейших аспектов оценки соблюдения предприятием принципа допущения непрерывности деятельности. Кроме того, рассмотрение указанных вопросов представляется актуальным в свете разработки проекта нового положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Учет основных средств» [3-5].
Аудит амортизации основных средств отчислений как оценочного значения. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 21 «Особенности аудита оценочных значений» (ФП(С)АД № 21), амортизационные отчисления относятся к оценочным значениям. Под оценочными значениями в ФП(С)АД № 21 понимаются «приблизительно определенные или рассчитанные работниками
1 Р. Адамс указывает, что одним из показателей, которые могут помочь аудитору ответить на вопрос, является ли справедливым предположение относительно статуса действующего предприятия (непрерывности деятельности предприятия), является факт невозможности «обновления старых основных средств по причине отсутствия финансов» [2, с. 313].
аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения» [6]. Отметим, что в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008) к оценочным значениям применительно к амортизации относятся «сроки полезного использования основных средств... оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов.» [7]. В отношении последнего укажем, что согласно требованиям МСФО (IAS) 16 «Основные средства» выбранный предприятием метод амортизации «должен отражать предполагаемую структуру потребления предприятием будущих экономических выгод от актива» [8].
В российских ПБУ 6/01 «Учет основных средств» аналогичное требование отсутствует [9]. Однако в проекте новых ПБУ «Учет основных средств» рассматривается возможность того, что предприятие будет «самостоятельно разрабатывать собственные методы амортизации для наиболее точного отражения модели потребления выгод от актива» [4]. Таким образом, допустимо сделать вывод, что при принятии новых ПБУ под оценкой ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов будет пониматься отражающий ее метод начисления амортизации. Соответственно, наблюдается расхождение между составами оценочных значений, приведенных в ПБУ 21/2008 и Ф(П)САД № 21.
Рассмотрим состав оценочных значений, относящихся к амортизации основных средств, приводимый в международных стандартах. Согласно нормам международного стандарта аудита 540 «Аудит оценочных значений, включая оценочные значения справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий в финансовой отчетности» (МСА 540) под оценочным значением (accounting estimate) понимается «примерная денежная сумма, определяемая при отсутствии точных способов измерения» [10, p. 469]. Кроме того, указывается, что «данный термин применяется в отношении оценок справедливой стоимости, которые характеризуются неопределенностью измерения, а также в отношении других оценок, которые требуют измерения» [Там же]. Применительно к амортизации в МСА 540 в качестве примеров оценочных значений приводятся метод амортизации и срок полезного использования активов [Ibid, p. 476].
Рассмотрим данный вопрос с позиций норм МСФО. С. В. Булаев указывает, что «в международных стандартах финансовой отчетности оценочные значения именуются. расчетные (бухгалтерские) оценки» [11, с. 18]1. Согласно п. 32 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» бухгалтерские (расчетные) оценки представляют собой приблизительно рассчитанную величину, которая «предполагает суждения, основывающиеся на самой свежей, доступной и надежной информации» [12]. В МСФО (IAS) 8 в качестве примеров бухгалтерских (расчетных) оценок приводятся срок полезного использования и ожидаемая схема потребления экономических выгод, заключенных в амортизируемых активах. На основе последнего, в соответствии с при-
1 Различие в терминологии связано с тем, что в официальном переводе МСФО 8, представленном в приложении № 4 к приказу Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ», термин accounting estimate переведен как «бухгалтерская (расчетная) оценка».
веденной выше нормой МСФО (IAS) 16, и определя- g ется метод начисления амортизации. ^
Таким образом, как в МСА 540, так и в МСФО (IAS) < восемью оценочными значениями признаются не амор- Ц тизационные отчисления, а срок полезного использо- о вания и метод начисления амортизации (или схема к потребления экономических выгод от использования ^ актива, на основе которой определяется метод на- 5 числения амортизации), что соответствует примерам оценочных значений, приведенным в ПБУ 21/2008. ^ По нашему мнению, при составлении плана и про- g граммы аудита в части проверки амортизации основ- х ных средств целесообразно разложить амортизацион- з ные отчисления на составляющие их элементы, т. е. на ^ оценочные значения в соответствии с нормами ПБУ < 21/2008 (срок полезного использования и метод на- 1 числения амортизации) и стоимость основного средства. Необходимость данного разделения обусловлена тем, что понятие «амортизационные отчисления» шире, чем понятия «срок полезного использования» и «метод начисления амортизации», так как величина амортизационных отчислений складывается при применении двух последних понятий к первоначальной или переоцененной стоимости основного средства. Такой подход согласуется со вторым правилом Р. Декарта, которое предписывает «разделить каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения» [цит. по: 13, с. 540]2.
После проверки этих элементов, согласно третьему правилу Р. Декарта, которое предписывает «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу» [цит. по: Там же, с. 541], следует рассмотреть синтез первых трех элементов, т. е. амортизационные отчисления. О необходимости придерживаться описанного порядка действий говорит и Дж. Робертсон, указывающий, что перед проверкой величины начисленной амортизации «аудиторы должны сначала определить путем процедур подтверждения и анализа, что база вычислений правильна (т. е. стоимость. срок службы, процент и стоимость списанного имущества)» [14, с. 378].
Отметим, что аудит амортизации основных средств является составной частью аудита основных средств. По нашему мнению, при составлении плана аудита в части основных средств в отдельные пункты плана целесообразно выделить проверки правильности формирования первоначальной или переоцененной стоимости основных средств и начисления их амортизации. Таким образом, план аудита амортизации основных средств можно представить в следующем виде (проверка амортизации, начисленной по правилам налогового учета, не рассматривается).
1. Проверка разумности и обоснованности утвержденных сроков полезного использования по группам основных средств.
2. Проверка разумности и обоснованности применяемых методов амортизации по группам основных средств.
2 Как указывал Я. В. Соколов, четыре правила, изложенные Р. Декартом в его труде «Рассуждения о методе», позволяют «обобщить основные идеи аудита» [13, с. 539]. Что касается второго правила Декарта, то «только этот метод в сущности и может привести к очевидности и ясности» [Там же, с. 540].
^ 3. Проверка правильности расчета и учета амортизационных отчислений.
< Для построения программы аудиторской проверки Ц амортизационных отчислений целесообразно рассмо-
0 треть приведенные пункты плана более детально.
к Проверка разумности и обоснованности сроков х полезного использования и методов начисления ш амортизации по группам основных средств. Срок полезного использования основных средств и ме-^ тод начисления амортизации являются оценочными ^ значениями, т. е. представляют собой показатели х бухгалтерского учета, расчет которых «основан на з допущениях, принятых руководством компании исходя Е^ из его профессионального суждения» [15, с. 51-52].
< Проверка данных значений осуществляется «путем
1 анализа допущений и процедур расчета, собственных расчетов аудитора, основанных на знании бизнеса клиента и анализе последующих событий, подтверждающих правильность определения расчетного (оценочного. — С. М.) значения руководством компании» [Там же, с. 52].
Соответственно, для проверки оценочных значений аудитору необходимо обладать знанием деятельности аудируемого лица, а также ознакомиться с его системой внутреннего контроля. Для этого, как указывает В. Ф. Массарыгина, аудитору необходимо определить, «кем и как они формируются и одобряются, существуют ли и какие средства контроля, имели ли место изменения по сравнению с предыдущим периодом» [16, с. 42]. Таким образом, для проверки обоснованности и разумности установленных сроков полезного использования основных средств и применяемых методов начисления амортизации необходимо учесть при составлении программы аудита следующие вопросы:
1) на основании каких исходных данных и допущений устанавливаются сроки полезного использования различных групп основных средств;
2) какие методы начисления амортизации по различным группам основных средств применяются предприятием, на основании каких исходных данных и допущений устанавливаются данные методы начисления амортизации. Соответствуют ли применяемые предприятием методы начисления амортизации в отношении различных групп основных средств методам, установленным в ПБУ 6/01;
3) являются ли используемые предприятием исходные данные и допущения обоснованными и разумными;
4) кем непосредственно устанавливаются сроки полезного использования и методы начисления амортизации по приобретаемым объектам основных средств;
5) пересматриваются ли периодически сроки полезного использования и методы начисления амортизации наличных основных средств;
6) кем непосредственно они пересматриваются;
7) каким образом происходит утверждение руководством предприятия устанавливаемых и пересматриваемых сроков полезного использования и методов начисления амортизации по различным группам основных средств, и как оно оформляется документально;
8) правильно ли установлены предприятием фактически используемые сроки полезного использования с учетом утвержденного в учетной политике способа его определения и соответствующих исходных данных и допущений;
9) соответствуют ли фактически применяемые предприятием методы начисления амортизации по различным группам основных средств методам, установленным по данным основным средствам, а также утвержденным в учетной политике;
10) нуждаются ли установленные сроки полезного использования основных средств и методы начисления амортизации в корректировке по причине их необоснованности или неразумности;
11) раскрыты ли в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия принятые им сроки полезного использования и методы начисления амортизации по основным группам основных средств, а также факты их изменения и содержание данных изменений.
Проверка правильности расчета и учета амортизационных отчислений. При составлении программы проверки по данному пункту плана необходимо учесть следующие вопросы:
1)начисляется ли амортизация по всем основным средствам, принадлежащим предприятию, за исключением основных средств, амортизация по которым в соответствии с нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не начисляется. Имеются ли на предприятии основные средства, в отношении которых, в соответствии с нормами ПБУ 6/01, было приостановлено начисление амортизации;
2) начисляются ли амортизационные отчисления по поступившим в проверяемом периоде основным средствам с первого числа месяца, следующего за месяцем приятия данного основного средства;
3)начисляется ли амортизация по активам, соответствующим критериям признания в качестве основных средств, но стоимостью менее лимита, установленного в учетной политике предприятия;
4) производится ли начисление амортизационных отчислений ежемесячно, и правильно ли определяется ежемесячная сумма амортизации;
5) прекращается ли начисление амортизационных отчислений с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство полностью самортизировалось либо было списано с бухгалтерского учета. Производится ли при выбытии основных средств списание соответствующих им сумм накопленной амортизации;
6) соответствуют ли суммы начисленной за проверяемой период, а также накопленной на дату составления бухгалтерской отчетности амортизации, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, соответствующим суммам, отраженным в бухгалтерской отчетности предприятия.
Отметим, что, по нашему мнению, в раздел программы проверки амортизационных отчислений нецелесообразно включать проверку правильности и обоснованности их отнесения по счетам расходов. Данную проверку целесообразно включать в раздел проверки формирования расходов, так как при проверке правильности расчета и учета амортизационных отчислений подтверждается величина амортизации.
Формирование амортизационного фонда как предпосылка соответствия предприятия принципу непрерывности деятельности. При аудите основных средств, как отмечает Р. С. Тохирова, «заключительное мнение аудитора определяется не только результатами детальной проверки операций с основными средствами, но и адекватностью учетной политики в отношении этих средств» [17, с. 125]. При этом «аудитор может дать оценку амортизационной политике организации» [Там же]. Б. А. Шогенов и Ф. М. Абазова
определяют амортизационную политику в системе бухгалтерского учета как «составную часть учетной политики организации, представляющую собой совокупность способов формирования учетно-аналитической информации о состоянии и использовании объектов основного капитала (основных средств. — С. М.), а также о процессах аккумулирования использования амортизационных отчислений как собственного источника воспроизводства» [18, с. 5].
Амортизационная политика предприятия (часть учетной политики, касающаяся амортизации основных средств) включает в себя, в частности, исходные данные и допущения, применяемые при определении сроков полезного использования и методов начисления амортизации. Таким образом, при проверке амортизации основных средств необходимо убедиться в том, что применяемая предприятием политика в отношении определения и пересмотра сроков полезного использования основных средств позволяет самортизировать их за время их фактической службы в хозяйственной деятельности. Также необходимо установить, что методы амортизации, применяемые предприятием в отношении различных групп основных средств, соответствуют структуре потребления экономических выгод от их использования.
При соответствии амортизационной политики предприятия данным условиям обеспечивается корректное определение периодических финансовых результатов, что предотвращает возможность изъятия из предприятия средств (путем распределения прибыли), необходимых ему для продолжения хозяйственной деятельности, т. е. формируется амортизационный фонд.
Таким образом, после одобрения и принятия проекта нового ПБУ «Учет основных средств» будут сняты имеющиеся на сегодняшний день противоречия между нормами ПБУ 21/2008 и ПБУ 6/01, заключающиеся в запрете последним изменения сроков полезного использования и методов начисления амортизации по наличным основным средствам. В результате предприятия получат возможность применения более гибкой амортизационной политики, что должно увеличить их ответственность в отношении формирования амортизационного фонда.
При проверке амортизации основных средств в ходе аудита необходимо будет получать доказательства того, что амортизационная политика предприятия соответствует принципу допущения непрерывности деятельности предприятия, который является одним из основных принципов подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. В данной статье приведен план проверки амортизации основных средств, а также вопросы, которые должны быть учтены при составлении программы проверки, позволяющие аудитору получить надлежащие доказательства в отношении правильности расчета амортизации, а также в отношении соответствия предприятия принципу допущения непрерывности деятельности.
Литература
1. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФП(С)АД) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденное Постановлением Правительства от 23.09.2002 г. № 696: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// minfin.ru/common/gen_html/index.php?id=2606&fld=HTML_ MAIN.
2. Адамс Р. Основы аудита / Пер. с англ.; Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1995. 398 с.
3. Заостровцева Е. Н. Амортизация по бухгалтерским прави- m лам // Практическая бухгалтерия. 2013. № 1. С. 28-32. н-
4. Круглый стол по проектам ПБУ (12.04.2011 г.) // Офи- < циальный сайт Министерства финансов РФ: [Электронный ^ ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/accounting/ i= accounting/projects/projects_
12446. (Дата обращения: 01.07.2014). ^
5. Круглый стол, посвященный обсуждению проектов ПБУ m (12.04.2011 г.) // Официальный сайт Национальной ор- ^ ганизации по стандартам финансового учета и отчет- о ности (НСФО): [Электронный ресурс]. Режим доступа: ш http://www.nsfo.ru/events/roundtables/12-aprelya-2011- q goda-na-kruglom-stole-v-vysshej-shkole-ekonomiki-fond- о nsfo-sovmestno-s-ministerstvom-finansov-rf-predstavil- ш proekty-chetyrekh-polozhenij-po-bukhgalterskomu-uchetu. з (Дата обращения: 01.07.2014). ^
6. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятель- < ности (ФП(С)АД) № 21 «Особенности аудита оценочных 1 значений», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (ред. от 02.08.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
7. Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений (ПБУ 21/2008)», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 18.12.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства», введенный в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 25.1 1.2011 г. № 160н (Приложение № 8) (ред. от 31.12.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (ред. от 24.12.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
10. International Standard on Auditing 540 «Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures» // Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements. 2013. Vol. 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifac.org/publications-resources/2013-handbook-international-quality-control-auditing-review-other-assurance-a. (Дата обращения: 01.07.2014).
11. Булаев С. В. Оценочные значения в учете и отчетности // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 4. С. 17-27.
12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», введенный в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 г. № 160н (Приложение № 4) (ред. от 02.04.2013 г.) // Справочно-пра-вовая система «Консультант-Плюс».
13. Дефлиз Ф. Л. и др. Аудит Монтгомери / Ф. Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик, В. М. О'Рейлли, М. Б. Хирш; Пер. с англ. С. М. Бычковой; Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997. 542 с.
14. РобертсонДж. К. Аудит / Пер. с англ.; Под. ред. С. М. Ша-пигузова. М.: KPMG; Аудиторская фирма «Контакт», 1993. 496 с.
15. Аудиторский словарь / С. М. Бычкова, М. В. Райхман, В. Я. Соколов, А. А. Терехов, Л. З. Шнейдман; Под ред. В. Я. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
16. Массарыгина В. Ф. Вопросы проверки оценочных значений в ходе аудита // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 28. С. 40-45.
17. Тохирова Р. С. Внутренний аудит основных средств // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 1. С. 118-127.
18. Шогенов Б. А., Абазова Б. А. Современный взгляд на формирование эффективной амортизационной политики в бухгалтерском и налоговом учете // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 19. С. 2-10.
References
1. Federal rules (standards) of auditing (AF (C) BP) № 11 "Relevance of the assumption of continuity of the audited entity's activity" approved by Order of the RF Government of September 23, 2002 № 696. Available at: http://minfin.
СП
О
X
<
о <
<
со
О ^
ш ^
О О
_а х
1Г >
< X
ru/common/gen_html/index.php?id=2606&fld=HTML_MAIN. (in Russ.).
2. Adams R. Osnovy audita (transl. from English) [Fundamentals of auditing]. Moscow, YuNITI Publ., 1995. 398 p.
3. Zaostrovtseva E.N. Amortizatsiya po bukhgalterskim pravil-am [Depreciation according to the accounting rules]. Prakticheskaya bukhgalteriya, 2013, no. 1, pp. 28-32.
4. Round table on the draft AR. April 12, 2011. Official website of the RF Ministry of Finance. Available at: http://www. minfin.ru/ru/accounting/accounting/projects/projects_norm_ acts/index.php?id_4=12446. Accessed July 01, 2014. (in Russ.).
5. Round table to discuss the draft AR. April 12, 2011. Official website of the National Organization for Financial Accounting and Reporting Standards. Available at: http://www.nsfo.ru/ events/roundtables/12-aprelya-2011-goda-na-kruglom-stole-v-vysshej-shkole-ekonomiki-fond-nsfo-sovmestno-s-ministerstvom-finansov-rf-predstavil-proekty-chetyrekh-polo-zhenij-po-bukhgalterskomu-uchetu. Accessed July 01, 2014. (in Russ.).
6. Federal rules (standards) of auditing (AF (C) BP) № 11 "Features of audit estimates" approved by Order of the RF Government of September 23, 2002 № 696 (revised on August 02, 2010). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_124340/?frame=11#p2146. (in Russ.).
7. Regulations on financial accounting "Change of estimates (AR 21/2008)" approved by Order of the Ministry of Finance of October 06, 2008 № 106n (revised on December 18, 2012. Available at: http://zakonbase.ru/content/base/ 2762103. (in Russ.).
8. International Accounting Standard (IAS) 16 "Fixed Assets", entered into force on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of November 25, 2011 № 160n (Appendix № 8) (revised on December 31, 2010). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_139647/. (in Russ.).
9. Regulations on financial accounting "Accounting of fixed assets (AR 6/01)" approved by Order of the Ministry of Finance of March 30, 2001 № 26n (revised on December 24, 2010). Available at: http://www.consultant.ru/popular/ uchet-osn-sredstv-pbu-6-01/190_1.html. (in Russ.).
10. International Standard on Auditing 540 "Auditing Accounting Estimates, Including Fair Value Accounting Estimates, and Related Disclosures". Handbook of International Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance, and Related Services Pronouncements. 2013, vol. I.Available at: http:// www.ifac.org/publications-resources/2013-handbook-inter-national-quality-control-auditing-review-other-assurance-a. Accessed July 01, 2014.
11. Bulaev S. V. Otsenochnye znacheniya v uchete i otchet-nosti [The estimates in accounting and reporting]. Uslugi svyazi: bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie, 2013, no. 4, pp. 17-27.
12. International Accounting Standard (IAS) 8 "Accounting policies, changes in accounting estimates and errors", entered into force on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of November25, 2011 № 160n (Appendix № 4) (revised on April 02, 2013). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 147860/. (in Russ.).
13. O'Reilly V. M., Hirsch M. B., DeFliese P. L., Jaenicke H. R. Montgomery's auditing. New York, Wiley Publ., 1990. 912 p. (Russ. ed.: Defliz F. L., Dzhenik G. R., O'Reylli V. M., Khirsh M. B. Audit Montgomeri. Moscow, YuNITI Publ., 1997. 542 p.).
14. Robertson J. C. Auditing. Boston, MA, Irwin McGraw-Hill Publ., 1990. 814 p. (Russ. ed.: Robertson Dzh.K. Audit. Moscow, Kontakt Publ., 1993. 496 p.).
15. Bychkova S. M., Raykhman M.V., Sokolov V.Ya., Terekhov A.A., Shneydman L.Z. Auditorskiy slovar' [Auditor's dictionary]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003. 192 p.
16. Massarygina V. F. Voprosy proverki otsenochnykh znacheniy v khode audita [Verification of estimates during the audit]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2011, no. 28, pp. 40-45.
17. Tokhirova R. S. Vnutrenniy audit osnovnykh sredstv [Internal audit of fixed assets]. Audit i finansovyy analiz, 2009, no. 1, pp. 118-127.
18. Shogenov B. A., Abazova F. M. Sovremennyy vzglyad na formirovanie effektivnoy amortizatsionnoy politiki v bukh-galterskom i nalogovom uchete [Modern view of the formation of an effective depreciation policy for accounting and tax purposes]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2013, no. 19, pp. 2-10.
Издания СПбУУиЭ
Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.
С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.
Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.
Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.
Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.
С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.
По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: [email protected]. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А