Научная статья на тему 'Методические особенности использования мультимедийного сопровождения лекций в вузе'

Методические особенности использования мультимедийного сопровождения лекций в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1043
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ЛЕКЦИЯ / METHODIC CHARACTERISTICS / MULTIMEDIA PRESENTATION / LECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ражина Наталья Юрьевна

В данной работе представлена попытка обобщения методического опыта использования мультимедийной презентации на лекциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ражина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodical characteristics of multimedia application for delivering lections in Institution of Higher Education

The article presents an attempt to generalize the methodical experience of using multimedia presentation for lecture delivering.

Текст научной работы на тему «Методические особенности использования мультимедийного сопровождения лекций в вузе»

ния. Подводя некоторые итоги, можно делать заключение о том, что обогащение важного в прикладном отношении для решения задач землеустройства разделов курса математики, реальная семантика которого тесно связана с землеустройством, существенно влияет на повышение мотивации студентов к овладению математическими методами решения практических задач.

Библиографический список

1. Кондрашкина, С. Фундаментальное знание в университете / С. Кондрашкина, О. Смирнова // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 67-70.

2. Волков, С. Н. Землеустройство. Экономико-математические методы и модели / С. Н. Волков. — Т. 4. — М.: Колос, 2001. —

696 с. ( Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

3. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А. Петров // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2005.— №2. — С. 54-58.

СМИРНОВА Оксана Борисовна, старший преподаватель кафедры высшей математики Омского государственного аграрного университета.

СТУКАЛОВ Виктор Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: e-mail: SWS7007@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2009 г.

© О. Б. Смирнова, В. А. Стукалов

урц

УДК 378.147.31 + 004.9

Н. Ю. РАЖИНА

Омская государственная медицинская академия

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ В ВУЗЕ

В данной работе представлена попытка обобщения методического опыта использования мультимедийной презентации на лекциях.

Ключевые слова: методические особенности, мультимедийная презентация, лекция.

Происходящие на современном этапе развития общества социокультурные, экономические и политические изменения обусловили повышение требований к результатам профессионального образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны...» [1 j. В этой связи в рамках реализации масштабного национального проекта в образовании, инициированного Президентом Российской Федерации, среди первоочередных задач было обращено внимание на использование инновационных технологий обучения, способных повысить качество профессионального образования. К одной из таких технологий можно отнести мультимедийное сопровождение лекций, представляющее собой презентацию в виде совокупности слайдов, создаваемых программой МО Power Point.

Мультимедийная презентация — это современная и перспективная информационная рекламная технология. Создаваемый аудио-, видео-, фотографичес-

кий ряд обеспечивает эффективное и заинтересованное восприятие информации. Мультимедийная технология включает следующие компоненты: цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимацию [2].

Практика использования мультимедийной презентации на лекциях в вузах получила особенно широкое распространение за последние пять лет. Подтверждением сказанному являются научные работы, в которых представлен методический омыт использования мультимедийного сопровождения лекций.

В одной из своих работ Е. В. Воевода утверждает, что вариант лекции-визуализации с использованием мультимедийного сопровождения возник как результат поиска новых форм реализации дидактического принципа наглядности. Мультимедиа программа значительно повышает интерес к изучаемому предмету. Психологические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию предъявляемого материала, но и позволяет глубже проникнуть в сущность познаваемых явлений. Это объясняется тем, что именно при визуальном предъявлении информации активно работает правое полушарие головного мозга, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие. Лекция, сопровождаемая мультимедийным приложением, представляет собой частично визуализи-

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

рованную устную информацию. Учитывая привычку современных студентов к восприятию в большей мере через зрительный, чем через слуховой канал, а также современный мультимедийный формат презентации материала в профессиональном дискурсе, то подобная организация материала представляется разумной и психологически и методически оправданной [3].

В работе Г.А. Красновой, М.И. Беляева, А.В. Со-ловова говорится о том, что использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, должно способствовать повышению степени мыслительной активности обучающихся. Конкретное количество иллюстраций для темы и для всего курса лекций не устанавливается, а определяется следующими факторами: содержанием и характером учебного текста, выбранной методикой обучения и техническими возможностями образовательного учреждения [4].

В исследовании Е.В. Сыпина, Е.С. Повернова, Г.В. Леонова и И.А. Усковой указывается, что применение мультимедийной техники в учебных аудиториях позволяет повысить эффективность как восприятия материала студентами, так и его изложения преподавателем. Мультимедийные технологии позволяют более качественно и интенсивно доносить материал до обучаемых посредством наглядного моделирования процессов и демонстрации принципов работы устройств. Преимуществами их применения в учебном процессе являются: многократное сокращение времени на представление графической информации, возможность моделирования любого интересующего процесса, построение более гибкого и интересного учебного занятия [5].

В своей работе Ю.К. Щипин и А.М. Телепин считают, что с точки зрения интенсификации образовательного процесса именно лекция как вид учебной работы максимально выигрывает от применения мультимедийных информационных технологий. Эффективность лекции значительно возрастает, когда на экране дублируется информация обобщающего или сравнительного характера, которую удобно представлять в виде таблиц, диаграмм, графиков, организационных схем, географических карт, портретов и т.д. Применение мультимедийного сопровождения лекций на базе персонального компьютера облегчает процесс донесения необходимой информации до аудитории и повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, а значит, служит целям повышения качества лекции как формы учебной работы и интенсификации учебного процесса в целом. Авторами предложена методическая концепция разработки мультимедийных сценариев сюжетов лекций и их режиссерского решения на основе следующих принципиальных положений:

1.Ориентация на визуальное — как наиболее эффективное — восприятие материала. При построении сценария лекции информационные объекты трансформируются в визуальную форму представления. Подача материала происходит по принципу: «то, что студенту необходимо усвоить, ему необходимо увидеть».

2.Информационная насыщенность. Основу лекции составляет иллюстративный мультимедийный материал. Особенности учебного материала преподаваемых кафедрой дисциплин позволяют рассматривать текст лекции в качестве комментария к ее иллюстративному сопровождению. Все, что студен-

ту необходимо законспектировать, выносится на слайды (например: определения, структуры, формулы, схемы, таблицы и т.д.). В среднем в течение одного академического часа лекции демонстрируется десять слайдов.

З.Динамичность композиции слайдов. Режиссура слайдов выполняется с ориентацией на процесс демонстрации. Постепенно каждый слайд выстраивается на экране, обрастая деталями, по мере изложения лектором учебного материала. Темпом показа управляет лектор, ориентируясь на скорость восприятия информации студентами.

4.Ограниченность графических средств. Наибольшая концентрация внимания аудитории достигается при использовании минимального набора графических приемов и эффектов анимации во избежание мелькания элементов слайда на экране. Все слайды одной лекции должны иметь одинаковый фон и единую цветовую гамму подобранных элементов изображения. Переходы слайдов должны быть выдержаны в одном стиле с минимальным количеством структурных композиционных приемов. Стандартные заготовки слайдов, предусмотренные компьютерной программой, рекомендуется не использовать. Звуковое сопровождение должно присутствовать только при демонстрации звуковых эффектов [6].

В результате совместной работы А.М. Балтиной, В.А. Волохиной и Н.В. Поповой были выявлены преимущества сочетания устного изложения материала с его наглядным представлением для преподавателя и для студентов:

1) для преподавателя:

— систематизируется материал, который может быть представлен наглядно в виде слайдов, с той его частью, которая излагается устно, что повышает доказательность теоретических положений лекций;

— увеличивается возможность использования сопоставлений, сравнений, что имеет особое значение при изучении отдельных тем учебного курса;

— обеспечивается повторение и закрепление пройденного материала, который является основой для освоения нового;

— более рационально и продуктивно используется время лекции при передаче большого объема информации;

2) для студентов:

— предложенный преподавателем материал вовлекает студентов в анализ данных в процессе лекции, благодаря чему аудитория активизируется;

— студентам предоставляется возможность увидеть в каждом рисунке системное представление части материала, а затем услышать пояснения по каждому из элементов. Именно поэтому акцент в мультимедийном сопровождении сделан на графическое изображение смысла текста, а не на сам текст;

— используемые графические и анимационные эффекты в мультимедийном сопровождении лекций позволяют привлечь внимание студентов к изучаемому материалу, что положительно влияет на его усвоение и повышает интерес к изучению темы [7].

Обобщая представленный методический опыт, следует отметить, что в работах многих авторов указаны преимущества использования мультимедийной презентации, в основном для студентов, такие как возможность привлечения интереса к изучаемому материалу, способствование успешному восприятию и запоминанию содержания лекции и повышению мыслительной активности. Некоторыми авторами (А.М. Балтина, В.А. Волохина, Н.В. Попова, Е.В. Сы-

пин, Е.С. Повернов, Г.В. Леонов, И.А. Ускова) обнаружены методические преимущества использования этой технологии для преподавателей, которые заключаются в возможности более продуктивного и гибкого построения лекционного занятия. Ограничением использования мультимедийной презентации на лекции, выявленным авторами представленных в работе исследований, является строгое соблюдение соответствия содержания, оформления и количества слайдов изучаемому материалу.

Признавая и соглашаясь со всеми указанными выше преимуществами и ограничениями мультимедийного сопровождения лекций, мы как преподаватели, использующие данную технологию, хотим представить результаты собственного наблюдения.

Требованиям к современному специалисту, обозначенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, на наш взгляд, может соответствовать человек, умеющий свободно и самостоятельно мыслить. Но сохранится ли у студента потребность в самостоятельном мышлении, когда предлагаемая на лекции информация очевидна? Какова вероятность того, что процесс обучения в таком случае не будет сведен к автоматическому запоминанию необходимых для профессиональной деятельности знаний? Избежать подобного автоматизма нам представляется возможным, если визуализировать посредством мультимедийной презентации лишь основные понятия, принципы, теоретические положения, понимание которых необходимо для усвоения всего учебного материала лекции (особенно если речь идет о дисциплинах гуманитарного цикла). Мы предполагаем, что сохранение на лекции варианта соотношения, при котором информация, полученная вербально, преобладает и дополняется, а также уточняется информацией, предъявляемой в мультимедийной презентации, дает возможность студентам мыслить на основе воспринятого. Использование этого варианта соотношения будет эффективным лишь в том случае, если преподаватель грамотно управляет процессом обращения студентов к информации, представленной на слайдах в соответствии с целью и логикой изложения учебного материала.

В результате анализа полученного методического опыта мы пришли к выводу, что обнаруженные различными авторами достоинства использования мультимедийного сопровождения лекций, на наш взгляд, наиболее ярко проявляются при выполнении преподавателем следующих условий:

— соблюдение такого соотношения вербальной и визуальной информации на лекции, которое бы способствовало развитию процесса мышления у студентов, а не его упрощению;

— управление процессом обращения студентов к информации, представленной в мультимедийной презентации в течение лекции.

Таким образом, использование мультимедийной презентации как современного варианта реализации принципа наглядности обучения имеет достоинства и ограничения, которые необходимо учитывать преподавателю в процессе разработки лекций. И в то же время выполнение обозначенных выше методических условий использования мультимедийного сопровождения в большей мере способствует повышению эффективности лекционных занятий, формированию и сохранению мотивации у студентов к учебной деятельности в вузе.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. Приложение к приказу Министерства образования. № 393 от 11.02.2002. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: // www.edu.ru/db/mo/Data/d_ 02/393.html#1

2. Якупова, Г. С. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности / Г. С. Якупова. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: // edu. kzn/ru/russian/journal/joirnal notes/page = 2 / id = 3413/.

3. Воевода, Е. В. Формы работы с языковыми мультимедиапрограммами / Е. В. Воевода. — М. : МГИМО. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: // ipipd.uspu.ru/i/inst/maket1/ voevoda.doc.

4. Краснова, Г. А. Технология создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов. — М. : МГИУ, 2001. — 224 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: // ido.aspx?id = book2.

5. Методика эффективного использования современных мультимедийных и компьютерных технологий для интенсификации обучения / Е. В. Сыпин [и др.]. — Режим доступа : http: // www. naukapro. ru/ot 2006/2 012.htm

6. Щипин, Ю. К. Применение мультимедийного сопровождения — путь повышения эффективности лекций / Ю.К. Щипин, А. М. Телепин. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : [email protected]

7. Электронный конспект лекций по дисциплине «Финансы» / рук. Балтина А. М. ; разработчики : Волохина В. А., Попова Н. В. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// ufap.osu.ru/files//2Baltina.doc.

РАЖИНА Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социальноэкономических и гуманитарных наук.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.10.2009 г.

© Н. Ю. Ражина

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.