известия вгпу
System of training future teachers to the counselor's practice
The article deals with the issues of training future teachers to work with temporary groups of children, the main aspects of the organization of counsellor's practice, which is an integral part of the professional and pedagogical training of future teachers. It describes the stages and main components of training future teachers to work with temporary children's groups and organization of counsellor's practice.
Key words: readiness, training of future teachers, pedagogical activity, counsellor's practice, children's temporary group, forms and methods of educational work, student group.
(Статья поступила в редакцию 08.06.2018)
Е.В. ДАниЛьчук, А.В. ЛукичЕВА,
с.н. касьянов
(Волгоград)
методические особенности
формирования Понятия
«информационная
безопасность»
на разных этапах обучения
информатике в школе
Освещаются методические особенности формирования понятия «информационная безопасность» в курсе информатики в школе: обосновывается актуальность изучения данного понятия, выявлена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов адекватной методики формирования данного понятия в зависимости от пропедевтического, базового и профильного этапов обучения информатике в школе.
Ключевые слова: информатика, информационная безопасность, информационные угрозы, методика обучения информатике.
Современный этап развития общества как информационного, связанный с возрастанием роли информационных процессов, потоков и технологий, глобализацией информационной сферы, порождает новые условия жизнедеятельности человека и общества. Становление информационного общества ведет к фор-
мированию информационного образа жизни человека, развитию новых информационных структур общества, несущих новые возможности для информационной деятельности человека (социальные сети, виртуальные сообщества и др.). Но при этом возникают и проблемы информационной экологии личности и общества (угрозы нарушения информационной безопасности, компьютерная преступность, интернет-зависимость, управление массовым общественным сознанием через сети, суицидальные группы в Сети и т. д.).
В современном пространстве информация распространяется очень быстро благодаря информационным и коммуникационным технологиям. Но тот противоречивый, агрессивный и негативный характер, который часто носит сама информация, влияет на социально-нравственные ценности общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни [1].
В информационном обществе возрастает роль отдельной личности - сегодня именно человек становится главным фактором развития и одновременно риска, кризиса в обществе -его технологические и интеллектуальные возможности с использованием информационных технологий приобретают глобальные масштабы. Преодоление такой кризисной ситуации в значительной мере определяется уровнем образованности и культуры отдельной личности и общества в целом. В информационном обществе в полной мере проявляется фундаментальная зависимость всей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Образованию отводится особая роль, поскольку оно отражает особенности современного этапа цивилизаци-онного развития, но одновременно и определяет их.
Сегодня человечество осознает то обстоятельство, что его будущее зависит от того, сможет ли человек стать «другим» по своим интересам, потребностям, ценностным установкам, мировоззрению. Во-первых, это связано с изменением характера деятельности человека, которая все чаще протекает в ситуациях неопределенности, нелинейности, нестандартности, множественности выбора
© Данильчук Е.В., Лукичева A.B., Касьянов С.Н., 2018
стратегии деятельности, что востребует от современного человека такие качества, как адаптивность в постоянно меняющихся условиях; гибкость и мобильность; ориентация на поиск альтернативных возможностей, нестандартных решений; готовность осуществлять самостоятельный, осознанный выбор; ориентация на поиск оптимальных гуманитарных решений на основе сочетания личностной свободы с самоограничением и ответственностью за свои действия; активность, инициативность в достижении поставленных целей и преодолении трудностей. Во-вторых, в условиях информационного общества востребованы новый образ мышления человека, приспособленного к весьма быстро меняющимся информационным реалиям окружающего мира; новое мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов не только в технических системах, но и в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и деятельности самого человека; информационная культура человека как целостная готовность личности к гуманитарному, творческому, продуктивному освоению информационного образа жизни с пользой не только для себя, но и для общества, цивилизации в целом.
Именно эти задачи актуальны в современном образовании, и поскольку прогресс в информационном обществе определяется в значительной мере личностным фактором, то именно ценность личности должна стать отправной точкой и исходной посылкой организации образования в этом обществе с учетом возрастания значимости общей культуры личности, ее неотъемлемой части - информационной культуры.
Можно выделить новые ориентиры в эволюции курса информатики в школе, которые проявляются в развитии таких тенденций, как:
- ориентация обучения на развитие личности - опора на личностное знание, личностный опыт, индивидуальный интерес и мотивацию, личностно-творческую работу; развитие самостоятельности и независимости личности в образовании; поддержка проявлений самости - самоопределения, самопознания, саморазвития, самореализации;
- становление этической доминанты как смыслообразующего стержня обучения, обусловленной возрастанием роли личности в информационном обществе; воспитание человека в духе мира, взаимопонимания, друго-доминантности, толерантности и ответствен-
КИЕ НАУКИ -
ности; формирование макромышления гражданина Мира, глобальной этики, ориентации личности на высокую меру ответственности за судьбу своей страны и человечества в целом; поиск личностью сочетания свободы, ответственности и самоограничения как основных регуляторов собственной деятельности в информационной среде; формирование социально ответственной, критически мыслящей личности с четкими ценностными ориентирами;
- отражение в обучении таких черт современной социокультурной ситуации, как изменение образа жизни человека (интеграция информационных технологий практически во все сферы деятельности личности и социума; возрастание информационных потребностей в профессиональной, учебной, бытовой, досу-говой деятельности и др.); расширение поля культуры - развитие нового типа коммуникации (компьютерной), становление единой глобальной культуры человечества и возникновение новых культур (культура электронных СМИ, экранная, сетевая культуры, информационная культура в целом и др.); возникновение правовых, этических проблем деятельности личности и общества в информационной среде, проблем информационной безопасности [2].
Одной из важнейших задач в современном образовании выступает проблема подготовки учащегося к решению проблем информационной безопасности. Современный гражданин информационного общества должен уметь справляться с информационными угрозами, защищать свою информацию, личное информационное пространство. С этой точки зрения очень важным становится осознание и понимание личностью сущности понятия «информационная безопасность», на что приоритетно должен быть направлен школьный курс информатики.
В процессе познания ребенок оказывается незащищенным от возрастающих потоков информации. Растущая и доминирующая роль Интернета, пропаганда жестокости и насилия средствами СМИ, отсутствие цензуры - все это можно охарактеризовать как серьезную проблему современного образования, связанную с решением воспитательных задач в курсе информатики. Для достижения этого нужно осуществлять нравственное, этическое воспитание учащегося, формировать его значимые духовные ценности и ориентиры.
В курсе информатики в школе существует содержательная линия «Социальная информатика», посвященная изучению комплекса про-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
блем, связанных с протеканием информационных процессов в обществе, влиянием информационных и коммуникационных технологий на общество и личность, изменением ценностных установок личности в современной информационной среде. Основные понятия данной линии - «информационные ресурсы», «информационное общество», «информационная культура», «информационные этика и право», «информационная безопасность» и др.
Изучение данной линии позволяет сформировать у учащихся элементы информационной культуры и компетентности, научное мировоззрение, понимание роли информационных процессов, протекающих в мире, и их как позитивных, так и негативных последствий, что содействует успешной социализации учащихся в информационном обществе. Важно не идеализировать информационную среду для учащегося, а более целесообразно и продуктивно заниматься пропедевтикой проблем информационной безопасности.
Исследования в области социальной информатики, определения ее предмета и категориально-понятийного аппарата проводили H.H. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул, К.К. Колин, И.В. Соколова. Большой вклад в исследование проблем информационной безопасности личности внесли С.П. Расторгуев, Д.П. Зегжда, В.Г. Герасименко, Т.А. Малых, А.А. Малюк и др. Вопросы обучения социальной информатике, формирования информационной культуры личности рассматриваются в работах Е.В. Да-нильчук; разносторонние аспекты влияния информации на личность исследуется в работах С. Ливингстона, Г.В. Грачева, С. Пейперта; правила безопасности детей в Интернете обсуждается в научных исследованиях Н.И. Сат-таровой, А.Б. Беляевой; вопросами методики формирования понятия информационной безопасности в школе занимаются И.В. Симонова, М.И. Бочаров; изучение специфических аспектов использования детьми и подростками компьютеров нашли отражение в ряде исследований А.В. Беляева, М. Коул, С.Л. Новоселова, С. Пейперт, Ш. Текла и др.
Сегодня понятие «информационная безопасность», являясь, по сути, ключевым при изучении содержательной линии «социальная информатика», начинает выступать и как ин-тегративное, сквозное понятие всего курса информатики в школе как на разных этапах обучения (пропедевтическом, базовом и профильном), так и в обучении разным содержа-
тельным линиям курса. При этом в теории и методике обучения и воспитания (информатика) существует проблема недостаточной разработки методических аспектов формирования данного понятия: учет возраста учащихся, недостаточное отражение в учебниках и учебно-методических пособиях; необходимость при обучении информатике опоры на межпредметные связи с гуманитарными науками - философией, культурологией, правом, этикой и др.; использование неустоявшегося категориально-понятийного аппарата; малое количество часов для обучения линии «социальной информатики» в курсе информатики в школе и т. д.
Возможный путь решения данной проблемы - это обучение учащегося адекватному, критическому восприятию информации, ее правильному осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей, пониманию всего спектра информационных угроз.
Охарактеризуем компоненты методики формирования понятия «информационная безопасность» с учетом разных этапов обучения информатике в школе.
Целевой компонент
Учебные цели:
- формирование представлений учащихся о роли и месте проблем информационной безопасности в современном мире;
- раскрытие понятия информационной безопасности на разных уровнях (личности, государства, общества);
- формирование представлений о видах информационных угроз и факторах, им способствующих;
- выработка умений и навыков защиты личной информации.
развивающие цели:
- формирование правовой и этической культуры учащихся как части информационной культуры;
- формирование мировоззрения личности через представления о значимости информационной безопасности в современной информационной среде;
- развитие опыта оценивать информацию с этических, нравственных позиций.
Воспитательные цели:
- воспитание бережного отношения к конфиденциальности информации, своей и чужой;
- воспитание неприятия девиантного поведения в Сети, информационных угроз;
- воспитание коммуникативной культуры в Интернете;
- воспитание ответственности за действия в информационной среде.
Содержательный компонент
Наряду с конкретизацией понятия «информационная безопасность» вводятся дополнительные вспомогательные дидактические единицы, их систематизация представлена на рисунке (см. ниже):
- информационные угрозы (информационная атака, компьютерные преступления и
др);
- уровни информационной безопасности (личности, государства, общества);
- методы защиты информации (антивирусная защита и др.);
- проблемы информационной экологии (компьютерная зависимость, взаимодействие искусственного и естественного интеллекта, управление массовым общественным сознанием в сетях и др.);
- безопасность в сети Интернет;
- законодательство в сфере информационной безопасности и т. д.
Вместе с тем необходимо рассмотреть особенности изучения данных дидактических единиц с учетом трех этапов обучения информатики в школе: пропедевтического (1-4-е или 1-6-е классы), базового (7-9-е или 5-9-е классы), профильного (10-11-е классы).
жие науки -
Так, можно выделить наиболее значимые угрозы для личности, изучаемые на разных этапах обучения информатике (с учетом возраста).
На пропедевтическом этапе:
- проблемы защиты личной информации;
- зависимость от компьютерных игр;
- сцены насилия и жестокости над людьми в Сети;
- сцены насилия и жестокости над животными в Сети;
- стремление к выставлению в социальных сетях опасного селфи;
- зависимость от общения в социальных сетях.
На базовом этапе к основным угрозам, изучаемым в пропедевтическом курсе, нужно добавить изучение следующих информационных угроз:
- материалы порнографического содержания в Сети;
- агрессивное поведение (троллинг, ки-бербуллинг) в социальных сетях;
- информация о способах приготовления и применения наркотических средств в Сети;
- информация о способах суицида, а также подстрекательство к нему;
- информация о способах приготовления и применения взрывчатых веществ.
структура понятия «информационная безопасность» [3]
■ СпмптчмнтдряАтот
»К21ЭЭЛХ 1 Л К.ЧфС]рУШИК
■ За:1Ш11сгфгриатп:с-фалтт:стоголгггн]а ' Госудэ^стьшни: а:н1
■ Престч'плгнклпгнымнкп вс^сре:шфэрма циссшш тскнкгагтас
1 Окчес [ейккь:^ а >а р ■■ о*с ] эщщпы б оолита ик^оршиыиший* гиншогиА
■ I а шит а плформвщш 1 ВреданосныеЕр эгрзымы 1 Ин щижни и ш.
1 1ф«оыкс:крл1И проточин даташх 1 .11 ще ли го иные пр о дукгы 1 Лвторосепра-во
' ПриМриоШЫЁ ¿-чтьирч'^ны- йре^С 51=1
■ Осиоеный сервисы ¿«опасности
■ йннгифпащи и нут ентга}вгдога
■ Правиле создавая взажны паролнй
■ ГТро.1 о шл ир с каш» и а\дет
■ Крншстра фигг
' Элевтровна * пиррова.» подпись
* Зу1 н ш 'Н и ость -от ЕаипБЗО н ня игр 1 Нее ар вех -завасешость
■ Осщетак л соаршоп с-гтяя
■ Виртуализация общения
■ ЕгафвдЁШЗкшваяшфйрыацо:
■ Сетевой 2 гнлэт
" Досииермаъшфаркзшш:
* Влрту а лггад рм ямюсте 1 Епссткгакнк иср-ссгктаопт нтеддеп
•Врасаисае шпереа реетрек ■Ьшшэттдлюмштупхлв чспгапп ■НкотП
■ Сгобеаа кговв и шпуре г. Няирнк
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
С переходом в старшие классы на проф и л ь н о м э т а п е обучения информатике еще шире становится список изучаемых информационных угроз, относящихся к теме «Информационная безопасность» по сравнению с начальной и основной школой:
- информация, способствующая развитию неприязни по расовому, религиозному, национальному признаку и нагнетанию межнациональной розни;
- нарушение конфиденциальности личной и чужой информации в сетях;
- материалы, пропагандирующие различные запрещенные в РФ общества, объединения - фашиствующие, агрессивные неформальные молодежные объединения, религиозные секты и организации;
- проблемы управления массовым общественным сознанием в информационном пространстве;
- информационные войны.
Необходимо отметить, что отнесение перечисленных информационных угроз к тому или иному этапу довольно условное, и они могут смещаться по учебному содержанию этапов обучения как вверх, так и вниз, в зависимости от существующей социокультурной ситуации в информационной среде общества.
Процессуальный компонент
Определяя специфику процессуального компонента (методы, средства и формы обучения), можно говорить о том, что при изучении проблематики информационной безопасности нет возможности опираться на стандартные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, задачный и т. д.), т. к. тема информационной безопасности является дискутируемой, связанной с разноплановыми оценками объектов, явлений и процессов современной информационной среды. Поэтому основными являются диалогический, проектный и исследовательский методы обучения, а также метод построения проблемных ситуаций. Эти методы являются ос--новными, потому что вопросы информационной безопасности носят этический, правовой, философский, культурологический характер.
на пропедевтическом этапе обучения информатике приоритетным является формирование представлений об информации у учащихся как источнике возможных угроз себе, близким [4], в соответствии с возрастом вырабатываются умения преодолевать информационные угрозы, связанные с защитой информации, временем пребывания за компьютером, доступом к негативному контенту в сетях и т. д.
Методом обучения, наиболее важным для пропедевтического этапа информатики, становятся игровой как наиболее сензитивный для данного возраста, позволяющий проигрывать серьезные проблемы информационной безопасности; диалогический, значимость которого в том, что в процессе дискуссии, обсуждении различных точек зрения на то, «что такое хорошо, а что такое плохо», в информационной среде можно формировать устойчивое неприятие учащихся негативной проблематики информационной безопасности; проблемный, когда учащиеся под руководством учителя обсуждают проблемные ситуации, т. е. ищут различные способы решения проблем информационной безопасности, предполагающие этический выбор, нравственное самоопределение.
При этом можно использовать как урочные, так и внеурочные формы обучения. Возможно, обсуждение такой проблематики и в семье ребенка, важно использовать безусловное доверие ребенка этого возраста к взрослому, его советам, т. е. педагоги и родители -значимые взрослые, способствующие формированию информационной безопасности ребенка [5], готовые вникнуть в его конкретные заботы, приостановить серьезное негативное развитие реальных ситуаций нарушения его информационной безопасности.
Однако и сами родители не всегда бывают компетентны в вопросах информационной безопасности. Таким образом, возникает необходимость в консультации и для родителей учащихся на тему «Информационная безопасность», возможно совместное проведение занятий с детьми. В рамках нашего исследования разработана программа специального семинара для родителей, включающая как знакомство родителей с основными информационными угрозами, так и со специальными средствами родительского контроля информационной деятельности учащихся в Сети, методами выявления конкретных проблем информационной безопасности детей и способах борьбы с ними. Такой семинар может быть актуален на всех этапах обучения информатике в школе, причем как для родителей, так и, возможно, для учителей-предметников в школе, а учитель информатики должен личным примером демонстрировать знания, умения и опыт борьбы с так быстро расширяющимся списком возможных угроз в сфере информационной безопасности.
Сегодня спектр информационных угроз в обществе таков, что необходимо сформиро-
педагогические науки
вать у учащихся отношение к умениям в области информационной безопасности как ко «второй грамотности» (развивая идею основателя школьной информатики академика А.П. Ершова «Программирование - вторая грамотность» в 1980-е гг.), наравне с базовой первой грамотностью в русском языке.
на базовом этапе обучения информатике ситуация меняется. Подростки старше 12 лет уже не так открыты, демонстрируют скептическое и недоверчивое отношение к замечаниям и рекомендациям родителей и учителей. Вместе с тем их компьютерная грамотность уже на достаточно высоком уровне на фоне несформиро-вавшейся психики и неустойчивого социального поведения школьников средней школы. Учителю, чтобы усилить воспитательные меры работы с учениками, важно показать, что он такой же регулярный пользователь Сети и сетевых сервисов: социальных сетей, чатов, форумов профессиональной направленности или связанных с личными увлечениями. Можно наладить с учащимися виртуальное общение в социальных сетях, по электронной почте, по «Скайпу», задавать задания, связанные с необходимостью налаживания такого рода общения [5].
на профильном этапе обучения информатике необходим учет того, что сегодня именно старшеклассникам - наиболее восприимчивой, активно ищущей свое место в современном социуме аудитории - средства массовой информации, в том числе электронные (Интернет), предлагают свои модели развития, эталоны поведения и потребления, выступая в качестве информационных фильтров, выделяющих и усиливающих одни контексты и приглушающих, а то и вовсе замалчивающих другие [4]. Поэтому сегодня как никогда остро стоит задача сформировать у учащихся опыт преодоления новой проблемы информационной безопасности - управление массовым общественным сознанием (создание у подростков ложных ценностей и ориентиров, пропаганда чуждого образа жизни, подмена истории родной страны, надлом любви к Родине и др.).
На профильном этапе наиболее актуальными методами обучения выступают проектный и исследовательский. Старшеклассникам важна возможность продемонстрировать свою самостоятельность, самореализацию, свою особость, поэтому можно обратиться к созданию ими социально значимых проектов в этой сфере - создание сайтов по проблематике информационной безопасности, отслеживание негативных сайтов в Сети - волонтерская деятельность, просветительская деятельность и т. д.
Таким образом, можно констатировать, что формирование понятия «информационная безопасность» носит интегративный характер как в курсе информатики, так и в образовании в целом.
список литературы
1. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: дис. ... канд. пед. паук. Иркутск, 2008.
2. Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск повой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 8(62). С. 62-68.
3. Данильчук Е.В., Жидкова (Лукичева) А.В. Система понятий по информационной безопасности в курсе информатики в школе // Материалы Меж-дунар. науч.-практ. копф. «Информатизация образования - 2014» (г. Волгоград, 23-26 апр. 2014 г.). Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. С. 92-97.
4. Симонова И.В., Бочаров М.И. Концептуальные основы методической системы непрерывного обучения информационной безопасности школьников // Вестн. Рос. ун-та дружбы пародов. Сер.: Информатизация образования. 2011. № 4. С. 15-20.
5. Комарова Н.И. Методические рекомепда-ции по проведению уроков «Безопасность в интернете» в начальной и средней школе / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Науч.-исслед. ин-т столичного образования. М.: МГПУ, 2014.
* * *
1. Malyh T.A. Pedagogicheskie uslovija razvitija informacionnoj bezopasnosti mladshego shkol'nika: dis. ... kand. ped. nauk. Irkutsk, 2008.
2. Danil'chuk E.V. Jevoljucija kursa informatiki v shkole: poisk novoj paradigmy podgotovki budushhe-go uchitelja informatiki v pedagogicheskom vuze // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2011. № 8(62). S. 62-68.
3. Danil'chuk E.V., Zhidkova (Lukicheva) A.V. Sistema ponjatij po informacionnoj bezopasnosti v kurse informatiki v shkole // Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Informatizacija obrazovanija -2014» (g. Volgograd, 23-26 apr. 2014 g.). Volgograd: Izd-vo VGSPU «Peremena», 2014. S. 92-97.
4. Simonova I.V., Bocharov M.I. Konceptual'-nye osnovy metodicheskoj sistemy nepreryvnogo obuchenija informacionnoj bezopasnosti shkol'nikov // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizacija obrazovanija. 2011. № 4. S. 15-20.
5. Komarova N.I. Metodicheskie rekomendacii po provedeniju urokov «Bezopasnost' v internete» v nachal'noj i srednej shkole / Departament obrazovanija g. Moskvy, Mosk. gor. ped. un-t, Nauch.-issled. in-t stolichnogo obrazovanija. M.: MGPU, 2014.
известия вгпу
Methodological features of the concept "information security" at different stages of teaching computer science at school
The article deals with the methodological features of the concept "information security" in the course of computer science at school: it substantiates the relevance of the study of this concept, describes the features of the target, content and procedural components of the adequate method offormation of this concept depending on the propaedeutic, basic and profile stages of teaching computer science at school.
Key words: computer science, information security, information threats, methods of teaching computer science.
(Статья поступила в редакцию 19.06.2018)
Л.А. МИЛОВАНОВА (Волгоград)
ключевые методические категории: ретроспективный и перспективный аспекты
Обсуждаются статус и место методики обучения иностранным языкам как науки. Проанализированы базисные методические категории (подход, принцип обучения, цель, содержание обучения, методы и приемы, формы обучения), которые представлены в ретроспективном и перспективном аспектах. Определено, что реформами в системе иноязычного образования обусловливаются новые требования к методологическим основам процесса обучения иностранным языкам и его практической реализации, а ключевые методические категории требуют переосмысления и уточнения.
Ключевые слова: методика, базисные категории, языковая личность, подходы, принципы, содержание обучения, методы, приемы, ретроспективный аспект, перспективный аспект.
Современная методика обучения иностранным языкам взаимодействует с целым комплексом гуманитарных наук, становясь обоснованием актуальности тех или иных научных проектов в социолингвистике, прагма-
лингвистике, лингвокультурологии, лингво-дидактике. Тезис о том, что методика - это «наука, предметом которой являются в том числе и ее связи с другими, смежными с ней науками, позволяющими определить теоретические основы обучения иностранным языкам в школе и вузе», блестяще сформулирован авторским коллективом «Общей методики обучения иностранным языкам» еще в 1967 г. и поддержан Галиной Владимировной Роговой в 1975 г. [9, с. 6]. Тот факт, что методика является постоянно развивающейся научной дисциплиной, учитывающей основные закономерности развития других наук, не вызывает сомнения.
охарактеризуем основные направления изучения методики как науки.
Наиболее распространенным определением методики является определение Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина: «... методика - это самостоятельная научная дисциплина, так как имеет свой объект исследования, свой предмет исследования, т. е. совокупность знаний о процессе обучения в виде различных теорий обучения и методических рекомендаций, свой понятийный аппарат в виде системы терминов, отражающих содержание данной отрасли знания, свой предмет обучения - язык.» [1, с. 140].
Рассуждая о методической науке, Е.И. Пассов пишет, что «наука в своем развитии проходит три этапа: описательный, упорядочивающий и объяснительный» [8, с. 31]. По мнению автора, «методика, еще не пройдя полностью описательный этап, начала работать на упорядочивающем этапе» [Там же]. Вместе с тем автор постулирует наличие разрушительных тенденций, наметившихся в методике, одной из которых, по его мнению, является «отсутствие у методики развитого самосознания, что проявляется в двух крайних. позициях: а) в невозможности избавиться от поистине наркотической зависимости методики от других наук и невозможности порвать пуповину, связывающую методику то с лингвистикой, то с психологией, то с педагогикой, то с культурологией и т. п.; б) в ложной самодостаточности, когда другие науки вообще не принимаются в расчет» [Там же, с. 6-7].
Озабоченность Е.И. Пассова состоянием методической науки можно понять. однако смеем предположить, что ситуация не столь драматична, и осознать это как раз и дают те самые кровные связи методики со смежными науками, в первую очередь с лингвистикой.
О Милованова Л.А., 2018