Китайгора Т.А.
генеральный директор ООО «СЭЛВУД»
вчера не догонишь,
а от завтра не уйдешь
методические основы
создания системы бюджетирования
на угольных предприятиях
Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-
хозяйственной деятельности.
В СССР всегда уделялось большое внимание планированию: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение планов. С распадом Союза прежнее планирование оказалось никому не нужно, методики были позабыты, плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов (1). Десятилетие рыночной экономики подтвердило, что важнейшую роль сейчас приобретает планирование. На первый план для менеджмента предприятий выходит умение анализировать и предвидеть. Постепенная стабилизация политической и экономической ситуации в России, объективная необходимость эффективного использования потенциальных возможностей окружающей среды и ресурсов - дает возможность всерьез задуматься о совершенствовании системы управления и пла-
нирования предприятиями угольной промышленности. К одной из наиболее известных и эффективных технологий управления и планирования относится бюджетирование, призванная обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции, при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть при условии обеспечения гибкого развития предприятия.
В бюджетном управлении можно выделить несколько основных этапов.
1. Непосредственно сам процесс планирования(определение будущих целей организации и способах их достижения) и система утвержденных планов.
2. Учет фактических показателей деятельности предприятия, сформированных по структуре плановых показателей.
3. Контроль за результатами. Сравнивая полученные фактичес-
кие результаты с бюджетными (плановыми) и проводя их оценку, руководством осуществляется бюджетный контроль и пополняется информация о всех направлениях и аспектах деятельности предприятия, необходимая для проведения корректировочных мероприятий и принятия решений относительно будущих элементов сводного бюджета.
Прежде чем переходить к основам постановки бюджетного управления необходимо обозначить основные принципы эффективного бюджетирования:
1. принцип «скольжения» - процесс бюджетирования является непрерывным, разрабатываемые бюджеты должны быть гибкими;
2. утвержденные бюджеты должны исполняться - исполнение бюджета должно поощряться, неисполнение должно повлечь соответствующие меры со стороны руководителей предприятия;
3. от индикативного планирования к директивному - процесс перехода плана из категории предварительного (индикативного) в категорию обязательного (директивного) должен включать определенные стадии: корректировка, согласование и утверждение;
4. стандартизация бюджетных форм - бюджеты для всех центров финансовой ответственности должны составляться по единой методике;
5. принцип детализации расходов - расходы в бюджетах должны быть детализированы, степень детализации зависит от размеров предприятия;
6. принцип «финансовой структуры» - внедрению бюджетирования предшествует разработка финан-
совой структуры, формирование бюджетов и оценка результатов деятельности осуществляется по центрам финансовой ответственности;
7. прозрачность информации -информация должна быть доступна и понятна.
Все приведенные принципы должны быть учтены при разработке методики постановки бюджетного управления и закреплены в положениях о бюджетировании. При реализации бюджетирования можно выделить следующие этапы:
- анализ имеющейся модели предприятия;
- формирование финансовой и бюджетной структуры предприятия;
- формирование управленческой учетной политики предприятия и постановка управленческого учета;
- определение методики планирования и финансово-экономического анализа;
- разработка на предприятии положений по бюджетированию. Анализ имеющиеся модели предприятия - это один из наиболее важных этапов реализации бюджетного управления. На данном этапе закладываются предпосылки успешного внедрения всего комплекса бюджетного управления, т.к. происходит выделение бизнес-процессов, носящих основной и вспомогательный характер, рассматривается организационная структура, выделяются основные клиенты, анализируется на адекватность существующая на предприятии методика планирования, определяются заказчики и исполнители процес-
Таблица 1
Организация бюджетного управления на предприятии
№ Мероприятие Источник данных Результат
1 Определение целей и задач постановки бюджетного управления на предприятии стратегические планы руководства предприятия цели и задачи бюджетирования
2 Оценка существующей системы планирования методика планирования, действующая на предприятии недостатки методики планирования
3 Определение организационной структуры предприятия штатное расписание, управленческий учет организационная структура
4 Определение бизнесов предприятия учетная политика, управленческий учет перечень видов деятельности
5 Выделение основных и вспомогательных структурных единиц предприятия, а также единиц общепроизводственного и общехозяйственного назначения функции подразделений соответствие: бизнес - подразделение, т.е. координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия
6 Определение основных бизнес-процессов организации положения о структурных подразделениях, отделах процессная модель
6.1 АВС-анализ деятельности предприятия дебиторская и кредиторская задолженности, схема движения товаров и готовой продукции выделение наиболее значимых контрагентов, товаров и готовой продукции
6.2 Анализ сроков погашения задолженности дебиторская и кредиторская задолженности сроки погашения задолженности по группам контрагентов
7 Определение сроков, этапов и исполнителей системы бюджетирования процессная модель, состав проектной группы план-календарь внедрения бюджетирования, состав бюджетного комитета
са бюджетирования. Кроме того, с целью эффективного управления затратами определяются виды нормируемых затрат, анализируются на адекватность установленные нормативы и лимиты. При оценке деятельности наиболее целесообразно использовать анализ, основанный на правиле Парето: 20% вопросов решает 80% проблем, в частности, обычно 20% клиентов приносят компании 80% дохода.
Примерный порядок действий, осуществляемых при постановке бюджетного управления, приведен в табл. 1.
Необходимо отметить, что в ряде случаев постановка системы бюджетного управления может повлечь изменения в организационной структуре экономических служб предприятия (2).
Теория бюджетного управления предполагает управление по центрам финансовой ответственности (ЦФО) - структурным подразделениям предприятия, выделенных не по своим функциональным особенностям, а по способности приносить предприятию доходы, аккумулировать затраты и иметь возможность нести ответственность за величину понесенных затрат или приобретенных доходов (3). Заканчивается этап формированием календарного плана внедрения, в котором необходимо закрепить сроки выполнения каждого этапа за конкретными исполнителями и зафиксировать желаемые результаты каждого этапа. Необходимо также отметить, что успешное внедрение и эффективное использование бюджетирования в деятельности предприятия,
даже в случае наличия и функционирования всех его составных элементов, возможно только при условии учета отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Специфика организации системы бюджетирования на предприятиях горнодобывающей промышленности, в частности отрабатывающих угольные месторождения подземным способом, усложняется еще и тем, что все указанные предприятия в той или иной степени уникальны, как уникален и спектр принимаемых в них решений (производственных, управленческих, инвестиционных, оперативных, тактических, стратегических). Специфической особенностью планирования на предприятиях угольной отрасли является зависимость эффективности планирования от факторов природного характера, в том числе, горногеологических условий. Высокая изменчивость указанных факторов обуславливает степень и характер неопределенности основных параметров планирования и необходимости предвидения указанных изменений.
Литература
Фалько С.Г. Контроллинг: современное состояние и перспективы // Российское предпринимательство. - 2001. - №1.
Фалько С.Г., Носов В.М., Левин Л.Ф. Контроллинг на предприятии. - М. : Знание России, 1995. - 80 с. Кочнев А. Причины бюджетного управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - №10.