Методические основы комплексной оценки эффективности инноваций в сфере инфокоммуникаций
Кузовков Д.В., ОАО "Инсталсайт"
Высокие темпы научно-технического прогресса в сфере инфокоммуникаций и сопряженных отраслях экономики в условиях рыночных принципов хозяйствования, обострения конкуренции и повышения роли потребителя определяют необходимость совершенствования методов оценки эффективности инноваций на основе учета множества параметров процесса создания, производства и реализации новых услуг, технологий. Поскольку выведение на рынок и реализация инновационных продуктов связаны не только с техническими и экономическими проблемами их создания, масштабами реализации, но и с рисками восприятия пользователями, то для оценки эффективности инноваций традиционных методов стоимостного измерения эффекта и затрат становится явно недостаточно, а порой они "не работают", оставаясь условными расчетными величинами.
Понятия эффект (effect), эффективность (effectiveness, efficiency) относятся к наиболее общим экономическим понятиям, в основе измерения которых, как правило, лежат стоимостные показатели затрат и результатов экономической деятельности [2, 3, 5]. В то же время термин "эффективный" означает "приводящий к каким-то результатам", "способный приносить результат", т.е. экономический эффект характеризуется множественностью проявлений результатов деятельности. По нашему мнению, трактовка эффекта как результата деятельности в стоимостном выражении является только одной из возможных характеристик качества экономической системы, обусловленной удобством проведения расчетных операций с объемными и стоимостными показателями в пространстве и времени.
Эффективность инноваций, обеспечивающих качественное обновление факторов производства, смену поколений техники и технологий, появление новых и усовершенствованных продуктов и услуг, совершенствование производственных процессов, характеризуется множеством проявлений и последствий не только во внутренней, но и во внешней средах предприятия. Поэтому для измерения эффективности внедрения инновации и инновационных решений по совокупности параметров необходима комплексная оценка. В этой оценке должны найти отражение как количественные, так и качественные параметры эффективности бизнес-процессов и конъюнктуры рынка в результате применения инноваций и инновационных решений.
Комплексный подход к оценке эффективности внедрения инноваций не означает ухода от сущности категорий "эффект", "эффективность" и параметров их оценки, он состоит в сопоставлении результатов и затрат внедрения инноваций в форме комплексных показателей, отражающих как количественные, так и качественные характеристики. Для комплексного сопоставления сложно формализуемых результатов от внедрения инноваций и затрат на их внедрение целесообразно использовать экспертно-квалиметрический подход, позволяющий произвести количественную оценку эффективности по определенной системе, в которой эффективность рассматрива-
ется как совокупность отдельных свойств [6]. В основе экспертно-квалиметрического подхода к оценке эффективности инновации лежат методы экспертной оценки и комплексный принцип построения на их основе обобщающих показателей, имеющих параметрический, но не обязательно стоимостной характер.
Решение задачи обоснования выбора оптимальных инноваций в сфере инфокоммуникаций связано с рядом трудностей по отсутствию количественно выраженной информации по результатам, ресурсам и потребностям их реализации на рынке, быстроте и масштабам появления инноваций, отражающих одни и те же потребности. Для решения таких сложных неформализуемых проблем предназначены экспертные технологии и методы экспертного оценивания [4]. Применение квалиметрии к данной проблеме позволяет построить комплексный показатель эффективности инноваций с учетом множественности эффектов их внедрения, ряд которых не может быть выражен в абсолютных или относительных категориях стоимости, неопределенности последствий выхода инноваций на рынок, а также технической сложности внедрения оборудования и сетей в сфере инфокоммуникаций, которые должны быть сопряжены и совместимы по техническим параметрам[6].
Методы оценки уровня качества используются при измерении конкурентоспособности продукции, которая зависит от множества факторов: цены, затрат на эксплуатацию или потребление, предоставляемого сервиса, соотношения между спросом и предложением [2]. По своему содержанию конкурентоспособность близка к понятию экономической эффективности внедрения инноваций, поэтому применение квалиметрии, а именно методов построения комплексных показателей и способов их измерения, целесообразно для формирования методологии оценки эффективности инноваций на первых стадиях их жизненного цикла.
Предлагаемый подход расширяет методологию оценки эффективности инноваций, добавляя к динамическим и статистическим показателям эффективности инновационных проектов экспертно-ранговые оценки эффективности инноваций, к стоимостным методам измерения эффективности качественные (рис. 1). Экспертно-ранговые оценки включают установление ранга альтернативных вариантов инноваций на основе комплексного показателя эффективности инноваций по совокупности индикаторов, отражающих различные эффекты инноваций. Качественно-количественные методы измерения тех или иных проявлений эффективности инноваций с помощью балльных оценок дают возможность отражения эффективности на всех этапах жизненного цикла инноваций. Кроме того, экспертно-ранговые оценки эффективности инноваций дают возможность проводить сравнительную оценку не одного, а нескольких инновационных проектов, а из множества осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов инноваций с учетом потребительских и производственных возможностей, что особенно актуально для инфокоммуникаций с прямой зависимостью предложения услуг от спроса [5].
Поэтому важной методологической задачей является обоснование частных и обобщающих показателей эффективности инноваций с учетом затрат на их создание и реализацию, методов измерения,
Рис. 1. Система показателей оценки эффективности инноваций
анализа и обработки данных с учетом неполноты информации и специфики экспертных оценок, характеризующих предвидение уровней и динамики результатов и затрат по отдельным инновациям или их совокупности.
Для получения достоверных и надежных результатов отбора из совокупности наиболее эффективных инноваций на основе экспертных оценок методика комплексной оценки эффективности инноваций должна быть прозрачной по выбранным индикаторам, посредством оценки в баллах их величины (интервалов величин), удобной для восприятия конечных результатов и их представления в виде ранжированных по уровню эффективности инноваций [1].
Методическое обоснование комплексной оценки эффективности инноваций (КОЭИ) включает следующие процедуры:
а) обоснование частных показателей результативной и затратной составляющих эффективности и выбор наиболее значимых индикаторов;
б) определение адекватных каждому из индикаторов шкал измерения для получения однозначного вывода об эффективности;
в) установление значимости (весомости) индикаторов в результативных и затратных показателях эффективности с учетом сегментации инноваций по сферам деятельности;
г) построение интегрального показателя, выражающего оптимальное по отражению эффектов и препятствий соотношение в количественном выражении.
Показатели эффективности внедрения новой техники и технологий в телекоммуникациях отражают пополнение предприятия современными видами оборудования и сооружений связи, изменение их состава в направлении рос-
та доли прогрессивных систем, повышение производительности труда, снижение материальных затрат, потребления электроэнергии, расходов на обслуживание оборудования и себестоимости услуг, скорость выведения на рынок новых услуг, расширение спектра услуг, рост доли более перспективных (интеллектуальных) и качественных услуг и технологий, что ведет к улучшению рыночного положения организации и росту ее конкурентоспособности [2,3]. При этом немаловажное значение имеют затраты на создание и реализацию инноваций, обусловленные не только их стоимостью и размерами инвестиций, а также связанными с ними рисками, но и сложностью технологической реализации относительно совместимости с имеющимися сетями, действующими технологиями и стандартами.
В свете экспертно-квалиметрического подхода эффективность инноваций означает способность инноваций приносить эффект с такими затратами, которые обеспечивают инновациям коммерческую жизнеспособность, а ее комплексная оценка характеризуется системой показателей, отражающих различные эффекты внедрения инноваций по соотношению результатов и затрат на их создание и реализацию.
Разнообразные свойства, составляющие эффективность инноваций, находятся в противоречии между собой: рост одних может привести к ухудшению других, т.е. нужно найти наиболее существенные показатели, которые не противоречат другим и обеспечивают однонаправленность эффекта, что способствует получению однозначной оценки эффективности. Решение состоит в типологизации свойств и показателей эффективности, отражающих ее результативную и затратную составляющие, с целью выбора наиболее значимых индикаторов эффективности инноваций. Для этого нами была произведена идентификация различных проявлений эффектов/ препятствий внедрения инноваций и показателей эффективности инноваций, представленная в таблице.
Комплексная оценка эффективности инноваций (КОЭИ) представляет собой соотношение результативной и затратной составляющих, выраженных количественно в баллах и отражающих совокупность индикаторов эффектов и затрат создания и внедрения инноваций на начальных этапах жизненного цикла. В обобщенном виде содержание КОЭИ представлено на рис. 2.
Рис. 2. Содержание комплексной оценки эффективности инноваций в сфере инфокоммуникаций
Таблица
Показатели эффективности инфокоммуникационных инноваций
Эффекты/препятствия | Индикатор эффекта | Показатель
Результативная составляющая
Увеличение перечня услуг и спроса, производственных мощностей, удовлетворение новых потребностей в услугах и технологиях Потенциальный рост объема рынка продаж, доходов от услуг, абонентской базы, графика, качества услуг. Темпы прироста доходов (абонентов)
Переход к новым услугам и технологиям, резкое изменение потребностей и спроса, конкурентное преимущество. Прорывный характер внедрения - рост масштабов производства и потребления Увеличение доли рынка
Внедрение прогрессивных технологий, экономия материальных ресурсов и электроэнергии, рост быстродействия оборудования, экономия издержек Рост производительности труда, снижение материалоемкости и себестоимости услуг Прирост прибыли за счет снижения себестоимости услуг
Затратная составляющая
Технологическая сложность обеспечения технической и организационной сопряженности с действующими сетями и оборудованием, модернизация базовой сети, создание новой сети доступа и сервисного обслуживания Соизмеримость общих затрат на внедрение инноваций с затратами на оборудование, технологии Отношение затрат на внедрение инноваций к стоимости оборудования
Воздействие макро и микроэкономических факторов риска в процессе создания и внедрения инноваций. Неготовность рынка к восприятию инновации и оператора к ее реализации Возможность отрицательных последствий внедрения инноваций Риск - степень вероятности упустить выгоду или понести убытки, отсутствия потребности
Размер стоимости инновации, затраты на ее создание и внедрение с учетом сопряженных затрат на модернизацию сетей, лицензирование деятельности, приобретение частотного ресурса, использование в инновациях дорогостоящих ресурсов и средств связи Соизмеримость общих затрат на внедрение инноваций с доходами от внедрения Отношение затрат на внедрение к выручке
рование по уровню эффективности, что является особенно важным
Формализовано параметры составляющих КОЭИ выражаются в баллах, взвешиваются по значимости индикаторов и имеют следующий вид: результативная составляющая эффективности инноваций РИ определяется, как функция от переменных: потенциальный темп прироста доходов от услуг связи (абонентов).
ДО, прорывной потенциал развития (прирост рыночной доли) Дф прирост прибыли за счет снижения себестоимости услуг ДДс:
Ри = im Дёг, ДДС);
ри = jQ+a2,Adr+a3JÄÄc;
затратная составляющая эффективности инноваций ЗИ определяется так же, как функция от переменных: технологическая
сложность реализации Сит, риск реализации Rn, экономическая сложность (стоимость) СзИ:
3И = f(CHT’ сэи);
3И = b1jCKT + Ь2^И + ^СЭИ>
где aij, bij — коэффициенты значимости параметров результативной и затратной составляющих эффективности; i — число параметров функций эффективности (в данном случае i = 1-3); j — число групп (кластеров) инноваций в зависимости от вида связи, положения на сети связи, типа инноваций (услуги, оборудование, технология).
На основе результатов экспертного оценивания инноваций путем выставления балльных оценок по параметрам результативной и затратной составляющих КОЭИ с учетом их значимости производится количественная комплексная оценка эффективности инноваций по следующей формуле: КИ = РИ/3И.
Соотношение средневзвешенных оценок в баллах результативной и затратной составляющих эффективности инноваций дает количественное выражение оценки в виде коэффициента. В зависимости от величины коэффициента устанавливается качественный уровень эффективности внедрения инноваций: если КдИ много больше единицы (Кэи > 1,5), то эффективность очень высокая; если 1,0 < Кэи < 1,5, то — высокая; если 0,8 < КдИ < 1,0, то — средняя; если 0,5 < 1<эИ < 0,8, то — низкая, если КэИ < 0,5, то — очень низкая. Инновации с очень низкой эффективностью не входят в перечень эффективных.
Квалиметрический подход к построению интегрального показателя эффективности инноваций в сочетании с экспертным методом оценки его параметров позволяет осуществлять их прямое ранжи-
при принятии стратегических или тактических решений по инвестированию инновационных разработок или покупке новых технологий, систем, оборудования в сфере инфокоммуникаций.
Литература
1. Голышко А.В., Степанов С.Н., Тихвинский В.О., Терентьев С.В. Экспертно-аналитическая система для исследования инновационных решений на телекоммуникационном рынке//Электросвязь. — 2007. — № 7. — С. 32-36.
2. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. — 173 с.
3. Инновационный менеджмент: Учебник. Под ред. ВА. Швандара, В.Я. Юрфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 382 с.
4. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении: Учебное пособие. — М.: Дело, 2004. — 400 с.
5. Менеджмент в телекоммуникациях/Под ред. Н.П. Резниковой, Е.В. Деминой. — М.: Эко-Трендз, 2005. — 392 с.
6. Фомин В.Н. Управление качеством. Сертификация: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2007. — 384 с.