© Дьякова Е.Б., Лазутина Д.В., 2013
УДК 371.3 ББК 74.480.26
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дьякова Евгения Борисовна
Доктор экономических наук,
заведующая кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Лазутина Дарья Васильевна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита, и.о. директора Финансово-экономического института Тюменского государственного университета [email protected]
Улица Семакова, 10, 625003 г. Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрена компетенция как комплексная инновационная норма образовательного стандарта высшего профессионального образования. Приведены этапы детализации компетенции до уровня операбельности, рассмотрена таксономия целевых результатов образования. Предложено внедрение паспортов компетенции как инструмента снижения неопределенности, достижения компромисса, рассмотрено содержание его разделов.
Ключевые слова: компетенции студентов, формирование компетенций, оценка компетенций, паспорт компетенций, компетентностно-ориентированный образовательный процесс.
Российской экономике, переходящей на инновационный путь развития, требуются высокопрофессиональные специалисты во всех сферах деятельности. Развитие экономики, ее современное состояние предъявляет все более высокие требования к выпускникам вузов, обусловливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. В связи с этим одним из ключевых направлений модернизации высшего профессионального образования является переход к компетентностно-ориентированному образовательному процессу.
Переход от модели подготовки адаптивного поведения, формирующей умение человека «вписаться» в окружающую действительность, к модели профессионального развития, где акцент переносится на становление умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, обусловлен сменой образовательной парадигмы с принципа адаптивности на принцип компетентности. Это предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, образовательные технологии,
то есть системную перестройку всего процесса вузовской подготовки для получения необходимого результата образования в виде компетенций будущего специалиста [1].
Изучение вопросов проектирования и реализации компетентностно-ориентированной модели обучения имеет научную и практическую актуальность, обусловленную объективными процессами становления инновационной системы обучения, способной обеспечить новое качество образования в условиях современного общества.
Решение задачи построения инновационной модели образования, адекватной требованиям социума, во многом зависит от решения методологических проблем, от того, насколько определена сущность происходящих социально-педагогических изменений, выявлены новые задачи, которые невозможно решить старыми методами.
Переход к компетентностно-ориентиро-ванной модели образования, которая рассматривается в качестве главной инновации, способной обеспечить новое качество образования, сегодня осложняется методологическими проблемами: неопределенностью самого понятия «компетенция», неоднозначностью его трактовки различными авторами [8].
Например, компетенция представляет собой комплексный феномен, совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых для того, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [3, с. 9]. По мнению И.А. Зимней, компетенцию можно рассматривать как объективное явление, заданное обществом, обусловленное уровнем его развития, а также уровнем развития экономической, производственной, культурной, образовательной и других сфер [4]. Компетенция - это интегрированное понятие, характеризующее способность студента (выпускника) применять знания, учения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности [7].
Предлагаемая инновационная норма образовательного стандарта высшего профессионального образования - компетенция - позволяет оценивать результаты образования с
учетом современных требований к качеству подготовки выпускника и является такой характеристикой, которая дает возможность молодому специалисту эффективно реализовывать профессиональные возможности в переменчивых условиях современной рыночной экономики.
Инновационное обучение предусматривает:
- активное участие студента в процессе обучения в противовес пассивному усвоению учебной информации;
- акцентирование результата обучения на формировании универсальных и профессиональных компетенций обучающегося.
Необходимость перехода на компетентно-стный формат обучения ставит перед профессорско-преподавательским составом высшей школы сложные методологические вопросы. Имеются в виду переосмысление целей и результатов образовательной деятельности вуза, описание их на языке компетенций, обоснование требуемых технологий формирования компетенций, разработка методик оценки результатов обучения и качества подготовки специалистов, удовлетворяющих запросам рынка труда.
Компетенция как норма образования должна:
- определять готовность выпускника к профессиональной деятельности;
- предоставлять свободу маневра в быстро изменяющихся условиях общества и экономики;
- являться проверяемой и измеряемой.
При проектировании основных образовательных программ (ООП) и технологий обучения, нацеленных на формирование перечня компетенций, которыми должен обладать выпускник, необходимо разработать структуру компетентностной модели специалиста, отражающую идеологию нового образовательного стандарта и позволяющую осуществить практическую реализацию сложного процесса подготовки компетентных кадров, отвечающих потребностям рынка труда.
Формирование компетенции является процессом, а уровень ее сформированности -характеристикой, изменяющейся во времени. Освоение составляющих (компонентов) отдельной компетенции обычно происходит постепенно. Составляющие компетенцию компоненты (знания и умения) являются ее осно-
вой и могут формироваться во время лекционных и практических занятий при изучении различных дисциплин, а навыки и опыт деятельности - приобретаться на лабораторных занятиях по другим дисциплинам и/или учебных практиках. Таким образом, происходит постепенный переход к овладению заданной компетенцией. Отметим, что опыт деятельности как деятельностная составляющая ком-петентностной модели обучения является цементирующей основной процесса формирования компетенции: деятельность становится предметом усвоения [6, с. 24-25].
Поскольку компетенции являются сложными и многогранными понятиями, зачастую отображаются в неоднозначно понимаемых формулировках, интегративное понятие компетенции детализируется компонентами - отличительными признаками ее проявления в виде результатов, выражающихся в действиях обучающегося. Описанные результаты должны быть значимы, достижимы, четко и ясно изложены, понятны, иметь практическую направленность. Декомпозиция компетенции производится до уровня операбельности, то есть возможности измерения получаемого результата [10].
Под детализацией компетенции будем понимать процесс ее декомпозиции до уровня операбельности. Детализация компетентнос-тной модели включает следующие этапы:
- выявление компонентов компетенции как отличительных признаков ее проявления;
- выявление предметно-деятельностной структуры ООП, направленной на подготовку специалиста с заданным перечнем компетенций;
- структурирование компетентностной модели на части и элементы по учебным циклам и разделам, а также дисциплинам, модулям и видам, этапам практической деятельности, предусмотренным в ООП;
- выделение элементарных компонентов компетенции (знаний, умений, навыков, признаков проявления) для достижения операбельности, то есть условий измеряемости уровня сформированности компетенции и ее составляющих на различных этапах образовательного процесса;
- разработка паспорта компетенции -документально оформленного процесса ее декомпозиции [6].
Для описания признаков проявления компетенции используется таксономия целевых результатов образования - «знает, умеет, владеет». Иногда для описания компетенции рекомендуют использовать таксономию Блума [6, с. 26-27]. Блум предложил организовать когнитивную или познавательную сферу в виде шестиуровневой иерархической структуры: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка [2, с. 40]. Однако, на наш взгляд, в условиях отсутствия конкретных методик формирования компетенций, их однозначного понимания достаточна нацеленность на формирование трех целевых результатов образования - знания, умения, навыки.
Результат образовательной деятельности - компетенция обучающегося - является также предметом специальной диагностики и оценки [10]. Для измерения как компетенции в целом, так и ее составляющих разрабатываются дескрипторы уровней сфор-мированности компетенций и соответствующих им индикаторов проявления (оценочных средств). Введение ступеней уровней освоения компетенции необходимо для ранжирования глубины ее сформированности. Большое число ступеней увеличивает трудоемкость проектирования ООП [6, с. 28].
Фиксируется, как минимум, пороговый уровень как обязательный для всех студен-тов-выпускников вуза по завершении освоения ООП высшего профессионального образования, а также повышенные (один или несколько) уровни (относительно порогового). Повышенные уровни могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по нескольким признакам), 3) по всем признакам.
Назначение уровней компетенций - выстраивание на их основе этапности обучения на основе постепенного повышения сложности задач, которые способны самостоятельно решать студенты. Это означает, что вузу недостаточно описать лишь те уровни компетенций, которые он намерен сформировать у выпускников. Необходимо описать все уровни, начиная с того, который фиксирует входные требования к абитуриентам.
Описание уровней является основой разработки контрольно-измерительных материалов для итоговой государственной аттестации.
Характеристики порогового уровня сфор-мированности компетенции должны соответствовать характеристикам степени (квалификации), получаемой студентами (бакалавр, магистр, специалист).
Для этого в качестве проверочного ориентира используют:
- дублинские дескрипторы (европейские отличительные признаки);
- Европейскую рамку квалификаций;
- Национальную рамку квалификаций (см. подробнее [2]).
Наиболее целесообразными, на наш взгляд, дескрипторами уровней сформирован-ности компетенций являются минимальный, базовый и повышенный уровни.
В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы). В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в виде компетенций. Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ООП).
Однако работа с компетенциями как новой основой проектирования ООП требует однозначного понимания: какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и почему.
Более того, на вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учетом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем подготовки (для бакалавриата) или наименованием программы (для магистратуры). Также вузом устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной ООП.
При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация
неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегических партнеров также требует согласования.
В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом снижения неопределенности, достижения компромисса между преподавателями, администрацией вуза, работодателями [2, с. 6].
Паспорт компетенции - совокупность ключевых характеристик компетенции (структура, средства, методы, условия формирования и оценки), представленная в наглядном структурированном виде [7].
Компетентностный подход лежит в основе ФГОС ВПО. Разработка и принятие данного стандарта поставили все учебные заведения перед необходимостью выявления и описания компетенций, формируемых в ходе освоения учащимися комплекса учебных дисциплин, соответствующих определенному направлению подготовки. Для представления максимально полной и адекватной информации о компетенции в компактной форме был предложен к разработке документ «Паспорт и программа формирования у студентов компетенции».
Данный документ лежит в основе организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса. Макет данного документа открыт для свободного доступа, и с ним ознакомились представители большинства высших учебных заведений России, однако многие вузы в настоящее время не владеют методикой разработки паспорта и программы формирования компетенции [5].
Паспорт компетенции выступает основой управления знанием в вузе, так как именно в нем может впоследствии аккумулироваться вся информация о сущности, природе, структуре этой компетенции и пр.
Основными группами пользователей Паспорта компетенций являются:
1. Преподаватели, участвующие в проектировании и дальнейшей реализации ООП. В данном контексте Паспорт компетенции -это документ, из которого преподаватель сможет получить систематизированную информацию о значимости компетенции для выпускника данной образовательной программы, ее структуре, возможных уровнях формирования.
2. Студенты. На основе паспортов и программ формирования компетенций могут быть подготовлены для студентов: справочник компетенций (чему научится и как этого достичь), путеводитель по планированию развития компетенций (инструментарий для самооценки уровня сформированности компетенции и для планирования ее развития) и т. п.
3. Эксперты ООП. Паспорт компетенции обеспечивает прозрачность и обоснование принятого в вузе уровня сформированности каждой компетенции. В совокупности с ком-петентностной моделью позволяет ответить на вопросы, как соотносятся установленные в вузе требования к результатам освоения ООП с требованиями, заданными во ФГОС ВПО; как учитываются требования работодателей, почему именно установленный в вузе уровень сформированности компетенции обеспечивает должное качество образования.
Паспорт компетенции разрабатывается на каждую компетенцию в отдельности и содержит более полную информация о ней. Это позволяет обосновать, почему именно такой уровень компетенции задан в вузе в качестве порогового и почему именно такой состав требований предъявляется. В паспорте компетенции могут быть приведены различия порогового уровня для бакалавра и магистра [2, с. 7-8].
Таким образом, Паспорт компетенции является частью ООП, взаимосвязан с учебным планом, матрицей компетенций, учебнометодическим комплексом дисциплины, фондом оценочных средств и корректируется по
мере необходимости. В паспорте компетенции могут устанавливаются следующие разделы:
1. Определение/содержание компетенции.
2. Структура компетенции.
3. Уровни сформированное™ компетенции.
4. Место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза.
Рассмотрим содержание указанных разделов (см. подробнее [7]).
В разделе 1 «Определение/содержание компетенции» дается код и определение компетенции в соответствии с ФГОС ВПО. В случае, если в ООП вводится новая компетенция (отсутствующая во ФГОС ВПО), то паспорт подлежит корректировке с обоснованием вносимых изменений.
Раздел 2 отражает структуру компетенций. Все компетенции можно разделить на простые и сложные. Сложные компетенции структурируют по компонентам. Для каждого компонента устанавливаются соответствующие результаты обучения.
Так, например, в компетенции (ОК-13) из ФГОС ВПО 080100.62 «Экономика»: «владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях» - можно выделить три компонента (табл. 1). В учебно-методическом комплексе дисциплины уточняется, какая часть сложной компетенции реализуются через дисциплину.
Таблица 1
Компоненты ОК-13 и их реализация в структуре ООП
Компоненты Дисциплины, практики, НИР, через которые реализуется, их код по учебному плану Результаты обучения * Виды занятий ** Оценочные средства ***
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации 1. Знает: Умеет: Владеет:
2. Знает: Умеет: Владеет:
и т. д. Знает: Умеет: Владеет:
Примечания: * - указывают только те результаты обучения, которые предусмотрены в рамках данной дисциплины по формированию соответствующей компетенции; ** - лекции, лабораторные работы, практические работы, семинары и др.; *** - тесты, творческие работы, проекты и др.
Окончание таблицы 1
Компоненты Дисциплины, практики, НИР, через которые реализуется, их код по учебному плану Результаты обучения * Виды занятий ** Оценочные средства ***
Имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией 1. Знает: Умеет: Владеет:
2. Знает: Умеет: Владеет:
Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях 1. Знает: Умеет: Владеет:
2. Знает: Умеет: Владеет:
Если компетенция однокомпонентная, то таблица 1 в паспорте компетенций выглядит следующим образом:
Таблица 1
Реализация компетенции ОК-1 в структуре ООП
№ п/п Наименование дисциплин, практик, НИР, их код по учебному плану Результаты обучения * Виды занятий ** Оценочные средства ***
1 Знает: Умеет: Владеет:
2 Знает: Умеет: Владеет:
3 Знает: Умеет: Владеет:
Примечание. * - указывают только те результаты обучения, которые предусмотрены в рамках данной дисциплины по формированию соответствующей компетенции; ** - лекции, лабораторные работы, практические работы, семинары и др.; *** - тесты, творческие работы, проекты и др.
Раздел 3 «Уровни сформированное™ компетенции» предназначен для отражения самих уровней, признаков их освоения и фондов оценочных средств. Уровни компетенции - это требуемая степень готовности выпускника вуза к решению различных по виду и сложности профессиональных задач, которой дости-
гает студент в процессе обучения по ООП. Описание содержательных характеристик уровней является основой разработки контрольно-измерительных материалов для итоговой государственной аттестации.
Принято выделять три уровня сформи-рованности компетенции (табл. 2):
Таблица 2
Уровни сформированности компетенции
Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня освоения компетенции Оценочные средства при итоговой государственной аттестации
Минимальный Знает:
Умеет:
Владеет:
Базовый Знает:
Умеет:
Владеет:
Повышенный Знает:
Умеет:
Владеет:
1. Минимальный уровень - соответствует оценке «удовлетворительно» и обязателен для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО.
2. Базовый уровень - соответствует оценке «хорошо» и характеризуется превышением минимальных характеристик сфор-мированности компетенции для выпускника вуза.
3. Повышенный уровень - соответствует оценке «отлично» и характеризуется максимально возможной выраженностью компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования.
В разделе 4 «Место и значимость компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза» может быть приведена оценка значимости данной компетенции по результатам социологического исследования при выявлении актуального состава компетенций выпускника с участием работодателей, профессорско-преподавательского состава и выпускников вуза прошлых лет, также может быть охарактеризована взаимосвязь данной компетенции с другими значимыми компетенциями выпускника вуза.
Понимание значимости отдельных компетенций позволяет при проектировании образовательной программы рациональнее распределить ресурсы (временные, человеческие, материальные).
Значимость (важность) компетенции может быть использована как критерий при оптимизации учебного плана. Установление взаимосвязей между компетенциями позволяет в дальнейшем оптимизировать междисциплинарные связи.
Таким образом, формирование и оценка компетенций студентов являются сегодня одной из приоритетных и сложных задач, решение которой определяет в значительной степени создание в нашей стране компетентностно-ориенти-рованной системы образования. Паспорт компетенции комплексно и всестороннее описывает компетенции, цели и результат образовательного процесса, так как он разрабатывается на каждую компетенцию и содержит наиболее полную информацию о ней. Этот документ определяет наиболее эффективные методы и технологии построения компетентностно-ориентирован-ного образовательного процесса, виды и формы
контроля сформированности компетенций на всех этапах учебного процесса и условия, необходимые для успешного формирования компетенций; позволяет обосновать уровни компетенций, заданные вузом, состав предъявляемых требований. Паспорт компетенций должен служить основой построения учебно-методических комплексов дисциплин, программ и учебных планов по принципам компетентностного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Абдуллина, Г Т. Развитие интеллектуальных умений будущего учителя в компетентностно-ори-ентированном образовательном процессе вуза / Г. Т. Абдуллина // Фундаментальные исследования. - 2012. - N° 11. - Электрон. журн. - Режим доступа: http://rae.ru/fs/?article_id=7982029&op =show_article§ion=content. - Загл. с экрана.
2. Азарова, Р Н. Разработка паспорта компетенции : метод. рек. для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарева. - М. : Исследо-ват. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2010. - 52 с.
3. Гребенюк, Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании / Т. Б. Гребенюк // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т. Б. Гребенюк. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 7-17.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Эйдос : интернет-журнал. - 2006. -5 мая. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm. - Загл. с экрана.
5. Кузнецова, Е. М. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса / Е. М. Кузнецова, Л. В. Михалёва. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://utmn.ru/docs/7730.pdf. - Загл. с экрана.
6. Матушкин, Н. Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н. Н. Матушкин, И. Д. Столбова // Высшее образование сегодня. -2009. - №> 5. - С. 24-29.
7. О разработке паспортов компетенций : Приказ ректора от 19.10.2012 N° 611 / ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». - Не опубликован.
8. Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Проектирование компетентно ст-но-ориентированной образовательной среды» / под
рук. Н. А. Рыбакина. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://school-2 lsyzran. narod. ru/eksperiment 1. htm. - Загл. с экрана.
9. Соловьев, В. П. Разработка требований и результатов освоения основной образовательной программы вуза: опыт МИСиС / В. П. Соловьев, Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарева // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии : сб. докл. Междунар. науч.-метод. конф., г. Москва, 28-
30 окт. 2008 г. : в 2 ч. / МГТУ им. Н. Э. Баумана. -М. : Изд-во МГТУ 2008. - Ч. 1. - С. 8-13.
10. Субетто, А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистомология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке / А. И. Субетто ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. - М. ; Уфа : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 96 с.
METHODICAL BASES OF FORMING AND ASSESSMENT OF COMPETENCES STUDENTS IN CASE OF IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS
Dyakova Evgenia Borisovna
Dr. Econ. Sci.,
Head of the Department of the Theory of Finance, Credit and Taxation,
Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Lazutina Darya Vasilyevna
Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Finance,
Currency Circulation and Credit, Acting Director of Financial and Economic Institute,
Tyumen State University [email protected]
Semakova St, 10, 625003 Tyumen, Russian Federation
Abstract. In article competence as complex innovative regulation of the educational standart of higher education in considered. Stages of disaggregation of competence to operability level are given, the taxonomy of target results of education is considered. Implementation of Passports of competence as instrument of decrease in uncertainty, achievement of a compromise is offered, contents of its sections are considered.
Key words: competences of students, forming of competences, an assessment of competences, the passport of competences, the competence-based oriented educational process.