УДК 721.022
Мубаракшина Ф.Д. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: faina.. arch@rambler. ru
Сафина Г.И. - студент
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Методические основы архитектурной стилизации в изображении элементов антуража при подготовке студентов творческих специальностей архитектурно-строительных вузов
Аннотация
Здания и сооружения существуют в средовом пространстве, поэтому в различных проектных ситуациях средствами архитектурной графики требуется показать окружение
- природу и предметную среду, в которой размещается архитектурный объект.
Для студента важно умение изобразить реалистично элементы среды, но в проектах, где требуется более условная манера изображения, не всегда бывает уместно применение реалистичных изображений. Использование антуража чаще предполагает использование более фантазийных, стилизованных моделей растительного мира.
Навыки стилизованного изображения растений необходимы каждому архитектору, освоить и развить их можно посредством освоения определенных техник. В статье приведена технология архитектурной стилизации на примере трансформации изображений листа дерева.
Ключевые слова: архитектурная графика, архитектурная среда, антураж,
стилизация, методика.
При работе над проектом архитектурного объекта архитектор всегда решает задачи по оформлению чертежа внесением в чертеж элементов специфического рисунка -архитектурной графики. Здания и сооружения существуют в средовом пространстве, поэтому в различных проектных ситуациях средствами архитектурной графики требуется показать окружение - природу и предметную среду, в которой размещается архитектурный объект. К элементам окружения архитектуры относятся: небо, земля, вода, растительный и животный мир, транспортные средства. Элементы, окружающие архитектурные объекты, создают вокруг них атмосферу жизни, при этом сами играют вторичную роль по отношению к архитектурным сооружениям. Несмотря на свою подчиненность, элементы архитектурной среды крайне важны и являются одним из основных и действенных инструментов и умений архитектора в выражении своих идей, поскольку архитектурный рисунок в той или иной мере влияет на формирование образа архитектуры, композицию чертежа и участвует в оказании эмоционального воздействия на зрителя. Такое свойство характерно именно для архитектурных чертежей, так как в инженерных, технических или строительных чертежах, наоборот, нежелательно изображение чего-либо дополнительного, кроме самого объекта разработки.
Работа архитектора всегда связана с выполнением клиентского заказа. Заказчику, как правило, профессионально не подготовленному человеку, многое в проекте может быть непонятно, и для восприятия проектируемого здания ему необходимо разъяснить, в каком месте, в каком окружении будет размещен архитектурный объект, как он будет сочетаться с окружающей средой - природным или урбанизированным ландшафтом. В данной ситуации включение архитектурного рисунка в проектный процесс на любой его стадии - лучшее средство для достижения взаимопонимания с заказчиком.
Для утверждения проектной документации в инстанциях нередко оказывается недостаточно представления «голых» архитектурных чертежей со стандартным набором проекций - ортогональными, аксонометрическими или перспективными изображениями проектируемых зданий. Для уточнения особенностей градостроительного размещения объектов, для выявления соразмерности масштабов объекта проектирования и
существующей природной и городской среды, других непонятных моментов необходимо активное использование элементов архитектурной графики.
Вышесказанное требуется также и для реализации презентационных целей на различных уровнях - от громких международных архитектурных конкурсов до скромных обсуждений рядовых эскизных студенческих проектов в группах.
Таким образом, очевидно, что освоение приемов и способов оформления чертежей средствами архитектурной графики в курсовом проектировании необходимо уже на начальном этапе обучения студентов архитектурных, инженерно-архитектурных и дизайнерских специальностей и является существенно важным средством оформления проектов, начиная с первых работ, посвященных изучению и изображению простейших архитектурных объектов, и заканчивая разработкой дипломного проекта. Для начинающего специалиста важно в процессе первых лет обучения освоить всю палитру архитектурной графики, которая включает такие элементы, как антураж и стаффаж. Сюда же следует отнести и шрифт, оформляющий архитектурный чертеж, выполняющий одновременно информационную и художественно-эмоциональную функцию.
Итак, архитектурный рисунок, который призван дополнять и оформлять проектный чертеж, обобщенно называется «антураж» и «стаффаж». Архитектурный антураж и стаффаж представляют собой стилизованные изображения природного и предметного окружения зданий и сооружений: антураж - это стилизованные изображения элементов растительного мира, неба, земли, гор, рельефа, воды; стаффаж - это стилизованные модели людей, представителей животного мира, техники и транспорта. В целостной композиции архитектурного чертежа антураж чаще всего иллюстрирует природную среду вокруг проектируемой архитектуры, формирует ближние и дальние планы, а стаффаж в большей степени выступает в роли сопутствующего элемента, выражая масштабные соотношения между человеком, объектом и средой.
На различных этапах развития архитектурного проектирования, как показывает история, архитектурная графика была важнейшим средством выявления архитектурной идеи, независимо от характера архитектуры, уровня развития строительной техники, организации проектного дела, общей изобразительной культуры общества.
Известно, что древнерусские зодчие пользовались простейшими приемами разбивки строительной площадки при помощи инструментов и работали по чертежам, имевшим примитивный характер, мало напоминавшим современные чертежи.
В работе русских архитекторов ХУ1-ХУ11 веков чертежи являли собой условное изображение плана местности с указанием расположения отдельных сооружений на генплане, в таких чертежах отсутствовало перспективное сокращение. Изображения зданий, представлявшие собой взгляд на сооружения с птичьего полета, сопровождались текстами с информацией об объемно-пространственной структуре застройки.
В начале XVIII века в России организуется «Канцелярия от строений», при которой открывается школа, где изучаются начальные сведения об архитектуре, молодых учеников посылают для обучения за границу. Проекты тех лет, дошедшие до нас, показывают высокий уровень архитектурной графики, для которой было характерно подчинение изобразительных средств техническому содержанию проектов.
Именно в XVIII веке сложилась практика дополнять чертежи фасадов изображениями деревьев, людей, животных, транспорта как вспомогательными выразительными средствами выявления архитектуры. В среде архитекторов и художников входит в употребление термин «антураж», раньше использовавшийся для обозначения части графической или живописной композиции, изображающей ландшафт. Антураж в переводе с французского - это «окружение», «обстановка».
Для архитектурных чертежей XVIII-XIX веков присущи художественнотехнические приемы, одновременно раскрывающие и функциональное назначение, и художественные качества, и конструктивно-строительные особенности проектируемых сооружений. Чертежи того периода демонстрировали соответствие графических приемов характеру архитектурной композиции.
Мастера русской архитектуры XVIII-XIX веков, оставившие нам множество чертежей построенных зданий, для выявления объемно-пространственных качеств
архитектуры и окружающих ее деталей мастерски использовали в своем творчестве отмывку, активно использовали изображения растительности и людей, природных элементов, окружавших строения, являвших собой прекрасные образцы графики.
В архитектурных чертежах архитектуры начала XX века применялся весь спектр разнообразных приемов и средств изображения архитектурной графики, выражающей архитектурные идеи авторов и изображающей архитектурную среду. В 20-е годы XX века молодые архитекторы революции стремились внести прогрессивное начало в художественное творчество. Новое искусство, основанное на традиционных живописи, скульптуре и архитектуре, впитало современные особенности строительной техники, получив новое качественное выражение, что естественным образом влияло на выбор графических способов изображения архитектуры зданий и среды. Для архитектурной графики второй половины ХХ века характерно возвращение архитектурному чертежу свойственной ему условности, использование его основного изобразительного языка -черно-белой графики с включением в чертежи элементов антуража и стаффажа.
В наши дни архитектор так же, изображая объекты растительного мира, окружающие архитектурный объект, оттеняет, выявляет и подчеркивает проектируемый объект, формируя тем самым эмоциональный посыл зрителю. Нельзя представить современные архитектурные проекты без использования антуража. Сегодня антураж как неотъемлемый элемент природного и городского архитектурного пейзажа применяется повсеместно в живописи, графике и фотографии. Фотографируя здания, фотографы-профессионалы используют возможности природного окружения для наиболее полного выражения особенностей показываемых объектов архитектуры на фотографии.
В архитектурной практике всегда идет поиск новых видов график. Со временем устаревают одни, возникают другие, новые виды график, развитие и распространение их диктует время, характер архитектуры, уровень развития технических средств. Современные компьютерные технологии и методы проектирования формируют новые требования к изображению элементов проекта. Но даже самые новейшие компьютерные графические приемы должны соответствовать классическим требованиям исполнения архитектурного чертежа и должны быть увязаны с творческими поисками архитектурных форм. Нельзя переоценивать значение технических средств и компьютерной графики. Отличительной особенностью компьютерной графики является то, что любой чертеж, выполненный на компьютере, выглядит выразительно, чисто и профессионально, но иногда им не хватает «дыхания жизни». Средние поколения архитекторов еще помнят те времена, когда на выработку качества, аккуратности и «геометричности» чертежа, рисунка антуража и стаффажа у студентов уходили годы учебы. В наши дни при традиционной нехватке времени использование ручной графики - это роскошь, и полная ее замена компьютерной графикой представляется большим искушением и для студента, и для практикующего архитектора. Но как ни удивительно, в условиях преобладания в проектной практике компьютерного проектирования ценность ручной графики высокого качества не только не уменьшается, но и возрастает.
Самые первые изображения растительности, людей и животных в истории человечества встречались еще в древних пещерах. В декоре стен и в оформлении предметов быта рисунки растений и люди активно использовались уже в Древнем Египте (рис. 1). Древняя Греция и Древний Рим оставили для нас тысячи примеров
использования растительных орнаментов в украшении посуды, утвари, мебели. Бесконечные вариации капителей колонн в архитектуре - не что иное, как стилизованное изображение растений: папируса, лотоса, пальмы (рис. 2).
Если рассматривать прообразы элементов архитектурного антуража - деревья разных пород, то очевидно, что все они имеют общие, различные и особенные черты в своем строении, силуэте, размерах, пропорциях. Многие деревья одного климатического пояса, например лиственные, имеют схожие форму кроны и ствола. Другие достаточно заметно отличаются друг от друга по высоте, объему и своей структуре, по толщине ствола, по очертаниям веток и кроны, по цвету и форме листьев. Есть группа деревьев, имеющих сильные отличия от других, в основном, это представители экзотов.
а) б) в)
Рис. 1. Древние изображения людей, животных и растений: а - Раненый бизон. Живопись в Альтамирской пещере (верхний палеолит); б - Сосуды с растительно-геометрическим декором из Элама (4 тыс.л. до н.э.); в - Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца (14 в. до н.э.)
а) б) в)
Рис. 2. Древнеегипетские колонны и капители: а - папирусовидные; б - лотосовидные; в - пальмовидные
Деревья средней полосы России - это, в основном, лиственные деревья. Ярчайший представитель - дуб - это крупное, кряжистое высокое дерево, с мощным стволом, с толстыми изгибающимися ветками, раскидистой кроной и густой листвой. Тополь -высокое лиственное дерево, ствол стройный, крона раскидистая, лист крупный. После стрижки тополь перестает цвести и приобретает иную форму кроны: ветви становятся узловатыми, выпускают густыми пучками молодую поросль, придающую дереву декоративный вид. Пирамидальный тополь имеет вытянутую узкую форму, ветки дерева растут, закручиваясь вокруг ствола. Березу отличают свисающие вниз хрупкие ветки. Ствол в большинстве случаев прямой, стройный белого цвета с темными вкраплениями. Верхние ветки тонкие и ближе прижимаются к стволу. Нижние ветки толстые и отвисают больше вниз. Листья имеют характерную треугольную форму с зубчатыми краями. Для «корабельной» сосны характерен длинный тонкий прямой ствол, ее ветки располагаются в верхней части ствола, растут горизонтально. Крымская сосна имеет небольшую высоту, более витиеватые ветки и длинную хвою. У ели прямостоящий ствол, ветки характерным образом расположены «лесенкой» от основания до макушки: верхние ветки короткие и растут вверх, средние - растут горизонтально, нижние - длинные, растут в горизонтальном направлении и вниз. У ивы характерные свисающие «плакучие» ветви.
Большинство деревьев южных территорий, как правило, практически круглый год зеленые. Внешний вид имеют экзотичный, отличаются декоративностью. Пальмы имеют большое разнообразие: и породы высокие стройные с гибкими стволами и раскидистыми лапами-листьями, и породы невысокие с толстыми ананасообразными стволами. Общее для пальм - их ветки и листья находятся в верхней части ствола и растут «фонтанчиком». Кипарисообразные хвойные деревья имеют крону, похожую по форме на перевернутую сосульку. Наряду с типичными экзотами в южных районах произрастает группа декоративных цветущих и плодовых деревьев. Это крупномеры с раскидистыми кронами, цветущие крупными яркими цветами. В эту группу можно отнести каштаны, акации, грецкий орех, софору и все плодовые деревья.
Студенту, чтобы научиться грамотно изображать и успешно разрабатывать новый антураж, необходимо научиться рисовать деревья, кусты, цветы, травы с натуры, по памяти и по воображению. Разработка нового авторского антуража - процесс сложный и творческий, требующий большого объема пассивного изучения (копирования готовых примеров) и освоения специальных методик и техник разработки и изображения элементов антуража. В целом, разнообразный процесс разработки антуража можно разделить на пять укрупненных этапов:
- первый этап - поисково-подготовительный;
- второй этап - рисование с натуры;
- третий этап - графоаналитический;
- четвертый этап - архитектурная стилизация;
- пятый этап - разработка авторского антуража.
Первый этап - поисково-подготовительный. Прежде чем приступить к разработке элементов антуража, необходимо найти для работы исходный материал, поэтому основной целью первого этапа является изучение и систематизация разнообразной информации об антураже, накопление фотографий моделей-прообразов и примеров антуража. Каждому студенту необходимо накапливать свой личный каталог (альбом) антуража, включающий природные модели и примеры, разработанные другими авторами, и пополняемый собственными авторскими разработками.
Поиск природных моделей антуража может быть осуществлен в окружающей среде посредством фотофиксации объектов. Желательно фотографировать отдельно стоящие деревья, кусты и группы растений с четким рисунком ветвей, на светлом фоне, без накладок на изображения зданий. Для поиска реалистичных моделей растений можно обратиться к специальной литературе по ландшафтному дизайну, например, к таким известным журналам, как «Наш сад», «Сад своими руками», «Дом и сад» и другим.
Для поиска примеров декоративного авторского антуража можно использовать курсовые и реальные проекты, архитектурные журналы, художественные альбомы, буклеты, календари с «картинками», иллюстрированную художественную литературу. Широкие возможности для поиска предоставляет Интернет.
Второй этап - рисование с натуры. Основная цель этого этапа - понять и прочувствовать структуру и характер изображаемого дерева, куста, ветки, цветка, травы. Полезно порисовать растения с разных точек, при этом изображение может быть как объемным, так и плоскостным. Объемные изображения требуют более тщательной прорисовки, силуэтные рисунки - менее, но они формируют умение видеть и передавать массу растений обобщенно, помогают избегать излишней детализации. Такие навыки необходимы для прорисовки дальних планов композиции, масштабирующих среду вокруг архитектуры. Все способы изображения важны, так как объекты растительного мира разнообразны, сложны и требуют в изображении разных подходов.
В рисовании деревьев с натуры в реалистичной манере изображения есть определенная последовательность и свои особенности. Рисуя дерево, прежде всего, необходимо обобщенно наметить облик дерева в целом: определить его высоту, отложить положение и высоту открытой части ствола, наметить форму и габариты кроны. Затем следует наметить изменение толщины ствола к вершине, прорисовать крупные и средние ветки, обозначить ветки более мелкие. Следующий этап - изображение кроны дерева. Не надо стремиться прорисовать каждый лист, лучше постараться передать характер кроны в
целом. Крупные листья на передних планах можно прорисовать более детально, остальную листву можно передать витиеватыми, петляющими линиями.
Перед тональной проработкой дерева сравните ветки между собой по пропорциям и пространственному положению, выявите самые ближние и самые дальние участки кроны. После этого надо прорисовать дерево слабым нажимом карандаша, затем оттенить отдельные части и ветки сильным нажимом. Штриховкой следует выявить самые темные участки кроны и более контрастно подчеркнуть ближние участки кроны.
Рисование группы или массива деревьев также имеет свои особенности. При изображении нескольких деревьев следует обратить внимание на изменение их по величине и тону по мере удаления в глубь картины. Изображение деревьев с учетом глубины пространства дает эффект «растворения» их в воздухе, деревья уменьшаются в размерах, интенсивность их тонального изображения ослабевает. Передать это можно изменяя толщину, частоту и насыщенность линий и штриха.
Третий этап - графоаналитический. Цель этапа - сбор, изучение, анализ и запоминание интересных образцов антуража через психомоторику руки, формирование понимания сущности и различий природных и декоративных форм антуража. Помимо аналитических задач, этап включает в себя собственно калькирование, перерисовывание и все другие возможные виды копирования, в том числе и ксерокопирование образцов антуража с целью формирования банка примеров.
Четвертый этап - архитектурная стилизация. Для архитектора умение изобразить деревья и другие элементы среды реалистично является важным, но не всегда бывает уместно применение реалистичных изображений в проектах, где требуется более условная манера изображения. Использование антуража при уточнении природного окружения архитектурного объекта чаще предполагает использование менее реалистичных, более фантазийных, стилизованных моделей растительного мира. Навыки стилизованного изображения растений необходимы каждому архитектору, освоить и развить их у себя можно посредством освоения определенных техник. Цель этапа -научиться трансформировать реалистичное объемное изображение природной модели-прообраза в декоративное плоскостное абстрактное изображение. Берется реалистичный рисунок растения, изготавливается обобщенная стилизованная копия, которая затем достаточно легко превращается в абстрактное изображение. Из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается один, преобладающий, другие характерные особенности обобщаются или убираются, в итоге изображение объекта с обобщенными признаками становится символичным, а требуемый результат - достигнутым.
Пятый этап - разработка авторского антуража. Цель этапа - в формировании у студента целостного представления об антураже как части архитектурного рисунка и в формировании авторского стиля в изображении архитектурного антуража. В целом, освоение методики разработки архитектурного рисунка и умение сформировать свой творческий стиль в изображении архитектурного антуража и есть конечная цель представляемого автором исследования, однако ввиду ограниченности рамок настоящей статьи далее будет представлена лишь технология архитектурной стилизации на примере трансформации изображения листа дерева.
Стилизация в искусстве графики известна с древнейших времен, она является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на отличном от реалистичного способе осмысления и отражения окружающей жизни. Творческая стилизация достигла высокого уровня еще в древнеегипетских орнаментах, в которых наряду с геометрическими узорами часто использовались стилизованные с высокой степенью художественности объекты природы: ветви, листья, цветы, фигурки животных. Наряду с творческой стилизацией существует подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для повторения и заключается в подражании стилю объекта подражания, стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям знаменитых мастеров и т.п. Более подходящим определением рассматриваемого художественного метода может быть не стилизация, а интерпретация, точнее определяющая содержание этого творческого процесса. Автор, смотря на объект, интерпретирует его и эмоционально передает так, как он его чувствует, создавая натуральный объект заново, но уже в виде художественного образа.
Стилизация в изображении антуража - это создание новых декоративных образцов, стилизованных изображений деревьев, кустов, цветов и др. Включая в композицию чертежа архитектурного объекта стилизованные изображения растений и среды, архитектор создает декоративную композицию, где главным элементом остается архитектура, а окружающие абстрактные элементы природы, ландшафта, среды оттеняют ее восприятие. Для стилизованного изображения растений характерна обобщенность и символичность, осознанный отказ от достоверности изображения объекта стилизации и его деталировки. Стилизация требует отделить от изображения все второстепенное, мешающее восприятию, для раскрытия характера изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, вызвать у зрителя яркие эмоции.
Высшей формой стилизации является абстрактная стилизация, которая характеризуется отказом от изображения несущественных реалистичных деталей объектов с заменой их абстрактными элементами.
В основе методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов. Основная ее цель в превращении реальных природных форм в стилизованные или абстрактные, наделенные высокой степенью выразительности, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях. Прием художественного обобщения при изображении природных объектов предусматривает трансформацию с помощью изменения и упрощения формы и количества деталей натурных объектов, укрупнения или, наоборот, уменьшения характерных частей объектов, изменения цвета и т.п.
При использовании приема художественного преувеличения природные формы (например, формы кроны, веток, листьев деревьев), близкие к геометрическим, окончательно превращают в геометрические. Вытянутые формы вытягивают еще больше, а округленные - округляют или же сжимают. При этом происходят сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов. Цель такого искажения - увеличение декоративности, усиление выразительности, облегчение и ускорение восприятия зрителем идеи автора.
Проще всего проследить процесс стилизации на примере трансформации листа дерева, поэтому в заключительной части статьи приводится алгоритм стилизации в изображении листа дерева (рис. 3). Процесс стилизации изображения объекта делится на несколько шагов. Работа выполняется тушью на кальке по фотографии.
а) б) в) г) д) е)
Рис. 3. Этапы стилизации листа на примере листьев вяза, дуба, клена: а - общий вид листа; б - контурное изображение листа; в - реалистичное изображение листа с прожилками; г - стилизация изображения листа с использованием плавных кривых линий; д - стилизация листа с использованием ломаных линий; е - стилизация листа с использованием декоративных средств
Шаг первый - подготовка и изучение моделей для стилизации. Сначала готовим основу для работы: выбираем модели для стилизации, в данном случае это листья вяза, дуба и клена, изображаем их в реалистичной манере или берем за основу фотографии.
Шаг второй - художественное обобщение, предполагающее работу с контуром листа. Первое приближение к стилизации: отбрасываем все подробности реального изображения листа, оставляем только контур листьев. Контур можно заполнить любым цветом. Для усиления эффекта необходимо поработать с формой контура листа: ее можно выполнить более экспрессивной, или наоборот, более спокойной. Можно так изменить форму контура листа, не изменяя его размеров, что степень абстракции может выражать полный отказ от реальной формы изображаемого листа. При работе над контуром листа следует использовать линию как основной графический инструмент.
Шаг третий - уточнение, на этом этапе работы необходимо изобразить прожилки листа внутри намеченного контура. Чем проще будет форма линий прожилок, тем более будет узнаваем лист. При работе над прожилками листа на этом этапе следует использовать такие графические инструменты, как точку, линию, штрих. Линии для изображения контура можно использовать как прямые и ломаные, так и плавные криволинейные. Точки, формирующие контур листа, могут компоноваться с разной частотой. Штрих целесообразно использовать короткий, по форме контура.
Шаг четвертый - художественная трансформация - предполагает выполнение стилизованного изображения листа. Линии для изображения контура можно использовать как прямые ломаные, так и плавные криволинейные. Можно использовать точки для формирования и контура листа, и прожилок; точки могут компоноваться с разной частотой. Штрих целесообразно использовать короткий, по форме контура. Использование формы изображаемых линий большей декоративности может помочь достичь разной степени стилизации. Придавая прожилкам более сложные конфигурации, можно добиваться большей выразительности и декоративности изображения.
Шаг пятый - художественное преувеличение - состоит в декорировании стилизованного листа с прожилками. На этом этапе можно использовать все графические инструменты: точку, линию, штрих, пятно. Декор может быть выбран из огромного множества уже известных видов декора, могут быть использованы авторские декоры. Результат пятого шага - создание декоративного изображения стилизованного листа дерева. Придавая контуру листа и прожилкам новые более сложные конфигурации, можно добиться высокой декоративности изображения, вплоть до достижения полной неузнаваемости исходного объекта, то есть добиться высокой степени абстракции.
Список литературы
1. Тиц А.А. Загадки древнерусского чертежа. - М.: Изд-во «Стройиздат», 1978. - 151 с.
2. Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество.- М.: Изд-во «Стройиздат», 1979. - 340 с.
3. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора. -М.: Изд-во «Стройиздат», 1985. - 240 с.
4. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. Учебник для высшей школы. - М.: Изд-во «Стройиздат», 1990. - 312 с.
5. Литке М.Н., Чудинова Т.С. Композиционные элементы архитектурного чертежа. Методическое пособие. - Казань: КГАСУ, 2008. - 42 с.
6. Мубаракшина Ф.Д. Антураж в курсовом проектировании. Учебное пособие. -Казань: КГАСУ, 2009. - 72 с.
7. Мубаракшина Ф.Д. Методика освоения архитектурной графики на основе изучения памятников архитектуры. // «Известия КГАСУ», 2011, № 1 (15). - С. 39-45.
Teopog o MemoQoKa npo^eccocflanbfloso oSpasoeaflog _______________________________(b cmpoomenbHOM eyae)
Mubarakshina F.D. - candidate of architecture, associate professor
E-mail: faina.. arch@rambler. ru
Safina G.I. - student
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Methodical principles of architectural stylization in depicting of the elements of entourage in preparing students of creative architectural and engineering professions schools
Resume
Buildings and structures exist in the environmental space, so the projects must show the environment - the nature and objective environment, where the architectural objects are placed. The elements of the architectural environment are: sky, earth, water, flora and fauna, transport. The elements, that surround the architectural objects create around them an atmosphere of life, at the same time playing a secondary role.
Despite this, elements of the architectural environment are extremely important and are one of the main tools of the architects to express their ideas because architectural design affects the image of architecture, composition, and drawing and participate in the providing of emotional impact on the viewer. This property is typical for architectural drawings, because in the technical drawings, on the contrary, it is undesirable to image anything extra, except the object of development.
The architectural entourage and staffage - are the stylized images of the natural and objective environment of buildings: entourage - are the stylized elements of the vegetable world, sky, earth, mountains, terrain, water; staffage - is a stylized model of human, animal and transport. In the composition of the architectural drawing entourage illustrates the surrounding natural environment around the architecture and staffage is scaling relations between man, object and environment. The article provides a method of stylized leaf of the tree as one of the characteristic elements of the surroundings.
Keywords: аrchitectural graphics, аrchitectural environment, entourage, stylization, methodology.
References
1. Titz A.A. The puzzles of the Old Russian drawing. - М. : Publishers «Stroyizdat», 1978. - 151 p.
2. Zaicev K.G. Graphics and architectural art. - М.: Publishers «Stroyizdat», 1979. - 340 p.
3. Kudriashev K.V., Baizetzer L. Problems of architect’s drawing language. - М.: Publishers «Stroyizdat», 1985. - 240 p.
4. Kudriashev K.V. Architectural graphics. The grant for high schools. - М.: Publishers «Stroyizdat», 1990. - 312 p.
5. Litke M.N., Chudinova T.S. Compositional elements of architectural drawing. Tutorial. -Kazan: KSUAE, 2008. - 42 p.
6. Mubaraksina F.D. Entourage in yearly essay. Tutorial. - Kazan: KSUAE, 2009. - 72 p.
7. Mubaraksina F.D. Methods of learning architectural graphics, based on research of monuments of architecture. Tutorial. // «Isvestiya KSUAE», 2011, № 1 (15). - P. 39-45.