Методические ориентиры по реализации поликультурного и полилингвального подходов на уроках музыки (на примере Республики Башкортостан)
Политаева Татьяна Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального и хореографического образования, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» E-mail: [email protected]
Тагариева Ирма Рашитовна,
доктор педагогических наук, доцент, кафедра музыкального и хореографического образования, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» E-mail: [email protected]
Камалиева Гульнара Раильевна,
старший преподаватель, кафедра музыкального и хореографического образования, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» E-mail: [email protected]
В статье представлены некоторые методические ориентиры и подходы по реализации поликультурного и полилингвального подходов на уроках музыки (на примере Республики Башкортостан). Исследование выполняется в рамках государственного задания, охватывающее разработку и моделирование инте-гративного содержания полилингвального образования в 1-11 классах образовательных организаций Республики Башкортостан. Основы поликультутного, полилингвального образования раскрываются через содержание обучения. При этом на уроках музыки основным при реализации выделенного направления становится постижение музыкального искусства как универсального антропологического феномена. Учебный предмет «Музыка» позволяет включать этнокультурологический материал, а также использование несколько языков в образовательном процессе. При организации музыкальных видов деятельности, обучающиеся знакомятся с фольклором разных народов, с произведениями композиторов различных национальных школ. При этом, согласно концепции полилингвально-го образования в процессе постижения различных произведений искусства используются различные языки русский, родной и иностранный, которые выступают языком изучения и языком обучения.
Ключевые слова: поликультурный подход, полилингвальный подход, урок музыки, содержание образования, язык, музыкальное искусство.
Статья подготовлена в рамках исследования по научной теме ««Дескриптивное и прогностическое моделирование интегра-тивного содержания полилингвального образования в 1-11 классах образовательных организаций Республики Башкортостан», выполняемой в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации
Организация поликультурного и полилингвального образования в школе является актуальной проблемой в настоящее время, определяется важнейшими факторами, появившимися в системе образования и в обществе. Сегодня Россия столкнулась с рядом проблем, в основе которых лежит непонимание и в некоторых случаях непринятия национальных традиций народов. Однако в системе образования создается надежный фундамент для сохранения и развития культурного многообразия, изучения национальных традиций, истории, культуры и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации школьниками, что, по сути, является основой нравственно-духовного воспитания, овладения духовными ценностями.
«Поликультурное образование - часть современного общего образования, способствующая усвоению обучающимися знаний о других культурах, пониманию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения к иным культурным системам и в целом формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении» [1, с. 3]. Именно поликультурное образование, базируясь на принципе поликультурности, подразумевающей владение несколькими языками, будет способствовать формированию поликультурной личности. Только личность «имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп» [1, с. 3], способна к профессиональному самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.
Важность поликультурного образования на основе изучения родного и иностранного языков как языков межкультурной коммуникации отмечается в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», введенных в действие ФГОС НОО, ООО, сОо, подчеркивается в научных исследованиях Ф.В. Габы-шевой, Е.Д. Дмитриевой, Т.Т. Камболова, Л.А. Ку-чиевой, Ф.Г. Ялалова, Е.А. Хамраевой и др. «Изучая родной язык в тесной связи с иностранными, преподаваемыми в школе, учащиеся наиболее полно понимают и развивают полилингвальное мышление и кросскультурные навыки» [2, с. 78].
Известные педагоги прошлого - Я.А. Комен-ский, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, Я.С. Гоге-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
башвили и другие, - также писали о важности родного языка в обучении и воспитании детей. Г.Н. Волков отмечает, что этнокультурное образование это «образование, направленное на формирование этнокультурной идентичности личности путем приобщения к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности с одновременным освоением ценностей мировой культуры» [3, с. 4]. Основы процесса обучения в школе с применением основ поликультурного образования раскрывают и современные исследователи: К.Ш. Ахияров, В.Л. Бенин, Т.А. Буркова, Г.И. Гайсина, А.Р. Гарданов, А.Н. Джуринский, Л.М. Кашапова, Г.В. Миронова, Т.И. Политаева, Р.З. Хайруллин и др. Так, А.Р. Гарданов подчеркивает, что «в нашей стране накоплен бесценный опыт этнокультурного образования и воспитания, прежде всего традиционными средствами этнопедагогики, но сегодня, простой передачи знаний о культурном и этническом разнообразии мира недостаточно, и ребенок должен эмпирическим путем открывать для себя сходства и различия с другими» [4, с. 4]. Действительно, реализация основных положений поликультурного образования в школе предполагает постоянное обновление, поиск новых методических подходов и инновационных средств.
В русле общей стратегии модернизации российского образования цели развития поликультурного образования опираются на «принципы социальной адресности и сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов обучающихся» и реализуются через «ознакомление детей с национальными традициями и ценностями российской и мировой культуры; создание условий для сохранения и развития сотрудничества всех этнокультурных групп в едином культурном сообществе», а также подготовку школьников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, к обучению в открытом поликультурном образовательном пространстве [5, с. 81].
Под полилингвальным поликультурным подходом понимается «интеграция многообразия культур и языков, создающих образовательную среду, обеспечивающую формирование у индивидуума культурной и научной картины мира, в основе которых лежат ценности толерантности, диалога, сотрудничества, потребностей к познанию других культур, освоению опыта межкультурных коммуникаций в глобальном информационном поликультурном пространстве на основе ценностей постижения личности другой национальности, открытия языковой культуры и средств межкультурных ком— муникаций» [6, с. 135].
о Идея поликультутного, полилингвального обра--сг зования реализуется, прежде всего, в содержании == обучения. Основным видом деятельности на уроках музыки является постижение музыкального ^ искусства как универсального антропологическо-
го феномена, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Учебный предмет «Музыка» позволяет включать этнокультурологический материал, а также использовать несколько языков в образовательном процессе. Учащиеся знакомятся с фольклором разных народов и с произведениями композиторов различных национальных школ. Обучение выстраивается согласно концепции по-лилингвального образования: русский, родной и иностранный языки выступают языком изучения и языком обучения. Через метод языкового погружения формируются знания не только на русском языке, но и на родном и иностранном. На успешность обучения влияют среда, условия его организации, средства объединения традиционной методики с лингвистическими задачами, компоновкой учебного материала, осуществлением логических взаимосвязей в содержании уроков и методическим обеспечением, профессиональная компетенция учителя.
Урок музыки имеет свою специфику, обусловленную наличием большого количества терминологии итальянского происхождения (темпы: allegro, adagio; динамические оттенки: forte, piano; количество исполнителей: solo, tutti и др.), французского происхождения (жанры: nocturne, prélude; балетные номера: pas de deux, pas de trois и др.).
В тематическом плане Федеральной образовательной программы по предмету «Музыка» присутствуют темы уроков, содержание которых связано с изучением национальных традиций и общностей, культуры различных народов как зарубежных, так и местных традиций.
Например, в 5 классе тема «Фольклор - народное творчество» раскрывается в контексте обращения к традиционной музыки жанров детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы). При объяснении этимологии термина «фольклор» рекомендуется объяснить его происхождение от английского слов «folk» и «lore», что означает «народная мудрость».
Включение родного языка рекомендуется во второй половине урока после знакомства с образцами детского игрового русского фольклора, с русскими народными инструментальными наигрышами и фольклорными играми при объяснении особенностей песенного фольклора данных жанров тех этнических групп, которые проживают в данном регионе.
Возможно введение отдельных терминов на родном языке, связанных с названиями данных жанров. Например, в башкирской народной музыке это слова «кей», что означает мелодия, напев, производных от него «о?он-кей», что означает «долгий, длинный напев» и «кыдка-кей» - «короткий, краткий напев».
Рекомендуется включать народные песни на родном языке в процессе слушания музыки фольклорных образцов, в процессе вокально-хоровой работы и организованной ритмической
импровизации с детскими шумовыми инструментами.
На уроке могут быть использованы на родном языке поэтические тексты и цитаты выдающихся поэтов, поговорки, пословицы, загадки.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности башкирского языка обучающиеся узнают об отношении башкирского народа к тому или иному предмету или явлению. С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в башкирском языке, обучающиеся осваивают интонационную выразительность. Музыкальные произведения традиционной культуры оказывают воздействие на разум и чувства обучающегося, пробуждают у него познавательную активность, самостоятельность, яркую индивидуальность, развивают речевые навыки. Благодаря этому формируется связная речь на родном башкирском языке, развиваются духовно-нравственные качества обучающихся. Использование таких видов народного творчества как песни, танцы, малые формы фольклора (считалки, пословицы и загадки) оказывает благотворное влияние на здоровье детей. Восприятие музыки (например, слушание «кыдка кей»), ритмическая импровизация (исполнение ритмо-формул на детских музыкальных инструментах на основе инструментального наигрыша «кыдка кей») позитивно влияет на психофизическое состояние ребенка. Активизация памяти, формирование внимания, развитие речи, обогащение словарного запаса обучающихся, решают психокор-рекционные задачи, снимающие страхи, агрессию, замкнутость.
Обоснование достижения поставленных задач, планируемых результатов освоения предмета «Музыка» через те виды музыкальной деятельности, которые на уроках по выбранным темам реализуются (слушание музыки, вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическая импровизация, пластическое интонирование, музыкально-исполнительская деятельность, боди-перкуссия и др.) определяет такое важное направление работы учителя.
Часто источником возникновения народной музыки являлись звуки природы и живые интонации человеческой речи. По мнению исследователей, «существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми» [3, с. 1145]. С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Мы понимаем, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека на родном языке.
Использование родного языка в процессе организации различных видов музыкальной деятельности расширяет и активизирует словарь обучающихся. В процессе разучивания несложных,
выразительных песен на родном и иностранном языках, учащиеся запоминают новые слова, отрабатывают их произношение. Слушание народных песен формирует представление о культурных ценностях и традициях народа. Известны слова Мустая Карима «...самым потрясающим в нашей башкирской национальной культуре явлением всегда была народная песня. Я у песни учусь всегда, вслушиваюсь не только в слова, но и в мелодию - мелодия народной песни дает душе самое лучшее самочувствие» [7, с. 169]. Народная музыка служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом и развивает его образное мышление, на основе которого развиваются творческие способности, приобретаются опыт творческой деятельности, формируется индивидуальность и происходит приобщение к миру духовно-нравственных ценностей, прививается любовь к красоте и мудрости народа.
Музыкальные произведения на родном и иностранных языках также становятся хорошей основой для развития разнообразных музыкальных способностей обучающихся. Формирование у обучающихся основ музыкальной культуры проявляется в способности к импровизационной музыкальной деятельности. От природы, такой творческой способностью обладают все дети и следует развивать на уроках музыки. Конечно обучающиеся по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации). Это зависит от индивидуальных особенностей и способностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники ритмической импровизации увлеклись ощущением творческого процесса. Успех импровизации зависит от настроения и самочувствия каждого обучающегося, поэтому целесообразно импровизацию проводить не в начале урока, когда обучающиеся еще недостаточно «творчески собраны» и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.
В процессе организации поликультурного, по-лилингвального образования на уроках музыки важно использовать также педагогический потенциал такого вида музыкальной деятельности как ритмическая импровизация с техникой «body percussion» - это техника «владения своим телом» как музыкальным инструментом. Она способствует раскрепощению, налаживанию контакта с руками, ногами и т.д., творческому самовыражению. Организация данного вида деятельности на основе музыкальных фольклорных произведений особенно важна, поскольку двигательная активность, развитие координации, управления телом, и, как следствие, сознательный контроль над самочувствием, психоэмоциональным состоянием, обилие положительных эмоций, - все это достигается на основе интонационно-выразительных, ритмических особенностей народной музыки. В результате в понимании обучающегося складывается представление о том, что народная музыка содержит уникальный потенциал для реализации его интел-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см о см
лектуальных и творческих способностей, развивает память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Кроме того, положительному восприятию народной музыки и в дальнейшем способствует особый оздоровительный эффект, который ощущает школьник, что достигается в процессе исполнения ритмических рисунков на разных частях тела с помощью хлопков, щелчков, постукиваний, растирающих движений, напоминающих массажные движения. Ритмическая импровизация развивает навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия и сопереживания в процессе исполнения и восприятия народной музыки. Она помогает обучающимся выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Организация творческой деятельности с обучающимися на уроках музыки при внедрении принципов полилингвального обучения основана также на технологии индивидуально-деятельностного подхода. Например, изучение жанров башкирского фольклора в процессе слушания народной песни осуществляешься с включением методов арт-терапии, базирующихся на взаимодействии звука и цвета, проявляющаяся в формах музыко-терапии, цветотерапии, изотерапии.
В силу своих художественных особенностей, народное творчество близко детям, доступно их пониманию и воспроизведению. Обучающиеся в групповой деятельности с помощью фломастеров, изображают на рисунке свои впечатления, отражая индивидуальное восприятие народной песни, в результате в качестве продукта деятельности создается общий рисунок. Это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, оказывает психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность, что создает эмоционально благоприятную обстановку для обучающихся [8, с. 23].
Еще одним важным видом творческой деятельности при включении полилингвального компонента в музыкальное образование является ритмическая импровизация, которая в силу своих особенностей способствует эмоциональной разрядке, снятию умственной перегрузки и утомления. В данном процессе хореографические движения устраняют нервно-психическое напряжение, помогают обучающимся быстро, легко и весело устанавливать дружеские связи с другими обучающимися, благодаря самоконтролю правильности их выполнения, обеспечивают физическое и психическое здоровье. Техника «body percussion», основанная на звучащих жестах тела (хлопки, шлепки, притопы, щелчки), связана с приемами телесноо-риентированной психотехники и умением обучающихся корректировать собственные действия. В ней органично сочетаются три компонента: башкирская народная музыка, башкирский язык и импровизация обучающихся. В результате такой
творческой работы также возникает психотерапевтический эффект.
При реализации поликультурного и полилингвального подходов на уроках музыки рассмотрим особенности инструментального музицирования как метода активизации обучающихся, которое проводится на основе индивидуальной и групповой форм работы. Творческая деятельность с детскими шумовыми инструментами (ма-ракасы, ложки, малые колокольца, бубенцы, рубель, коробочка, трещетки, треугольник) под звучание фольклорной мелодии способствует развитию у обучающихся координационных движений, речи, мышления, а также формированию эмоционально устойчивой личности. То есть, технология индивидуально-деятельного подхода с использованием элементов фольклорной арт-терапии, эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы обучающихся, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они являются.
Таким образом, в 5 классе в процессе изучения темы «Фольклор - народное творчество» акцентируется сложность синкретического вида искусства, каким является фольклор, объединяющего различные элементы художественного творчества, искусства и науки. В нем отражаются и история, язык, литература, музыка, философия народа, его традиции и модус жизни. В связи с этим важно интегрировать родной язык в различные виды музыкальной деятельности через изучение фольклорных жанров.
Изучение фольклора на родном языке позволяет обучающимся лучше реализовывать свои творческие речевые возможности, так как процессы мышления, познания и освоения проходят на одном языке. Выполнение творческих заданий способствует обогащению словарного запаса детей, а также формированию грамматической структуры их речи. Возможность свободного высказывания своих мыслей, впечатлений на родном языке способствует эффективному развитию коммуникативных умений, помогает активизировать имеющийся речевой опыт и позволяет применить его в реальной учебной ситуации.
Уроки музыки с применением принципов полилингвального и поликультурного компонента проводятся в каждом регионе. Учителя музыки изучают фольклор и музыку профессиональных композиторов своего региона, что способствует формированию патриотических чувств обучающихся, воспитывает уважение и любовь к культуре своего и других народов, живущих совместно. Ч. Айтматов говорил, что «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем» [9, с. 110]. Обучающиеся получают знания в области многообразия национальных культур, самобытно-
сти и красоты музыкального фольклора, что рождает и усиливает чувство гордости за свою малую и большую Родину.
У большинства народов России широко представлен и разнообразен песенный фольклор и его изучение входит в содержание уроков музыки во всех видах музыкальной деятельности.
Важным моментом является понимание обучающимися литературного текста фольклорных песен. Академик Л.В. Щерба считает, что «каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит» [10, с. 75]. Например, при изучении рассматриваемой темы на родном языке, песенный фольклор выступает в качестве одного из основных элементов национально-культурного компонента содержания обучения. Песни - это то, что, с одной стороны, объединяет, сближает людей разных наций, но, с другой стороны, имеет отличительные особенности, отражая историческую и культурную специфику их создателей. Это отличие при обучении на родном языке не приводит к межкультурным конфликтам, а воспитывает уважительное отношение к уникальности каждой культуры, учит понимать и принимать их различия. Песенный фольклор способен создать диалог между культурами разных народов на основе взаимопонимания и уважения. В то же время народная песня, являясь культурным феноменом, несет в себе культуру конкретного народа. Практика показывает, что именно фольклорный песенный текст является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции обучающихся, так как в музыке выражаются, прежде всего, дух народа, его характер, менталитет, традиции, поведение и мировоззрение.
Фольклорная песня благодаря наличию вербального текста и музыкального языка способна точно и образно отразить различные стороны культурной и социальной жизни народа родного края. Через национальную мелодию раскрывается душа народа, его культура. Фольклор родного края способствует созданию в образовательном процессе благоприятного психологического климата и повышает мотивацию обучающихся к изучению родного языка.
Выстраивание поликультурного образования на основе деятельностного подхода предполагает осуществление процесса познания поисковым методом, то есть с проведением исследований, совершением экспериментальных действий, обязательным этапом рефлексии. Следовательно, познавательный процесс должен быть полностью ориентирован на деятельность обучающихся.
Таким образом, возможность изучения и овладения родным и иностранными языками, в том числе в рамках предмета «Музыка», становится эффективным инструментом поликультурного образования, который позволит успешно осваивать национальные традиции и этнокультурные особенности. Реализация поликультурного образования в школе на уроках музыки будет способствовать осмысленному восприятию и пониманию нацио-
нальных культур различных народов, что обеспечит формирование высокоразвитой, компетентной социально ориентированной личности.
Литература
1. Концепция развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. - Уфа: Министерство образования Республики Башкортостан, 2020. - 56 с.
2. Дмитриева Е.Ю. Полилингвальность языкового пространства в системе школьного образования / Е.Ю. Димитрева, С.В. Чадаева и др. // Научное мнение. - 2011.- № 4. - С. 78-84.
3. Миронов, Б.Б. Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки // Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). - С. 11421145. - URL: https://moluch.ru/archive/89/18259/ (дата обращения: 07.05.2024).
4. Гарданов А.Р. Поликультурное направление педагогической деятельности в школе [текст]: учебное пособие /А.Р. Гарданов, А.М. Юмагу-жина - Уфа: Изд -во БГПУ, 2022.-67 с.
5. Коптева О. Е., Матова Е.Л. Формирование поликультурной образовательной среды в начальной школе: опыт и перспективы// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. - С. 81-86.
6. Буркова Т.А., Иванова Т.А., Шамсутдинов А.И., Бенин В.Л. Анализ практик внедрения поли-лингвальной модели поликультурного образования в республике татарстан (продолжение) // Педагогический журнал Башкортостана. -
2022. - № 1 (95). - С. 135-147.
7. Газиз Альмухаметов и музыкальная культура Башкортостана (к 125-летию со дня рождения): по материалам Международной научно-практической конференции (Уфа, 16 декабря 2020) / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУВО УГИИ им. З. Исмаги-лова. - Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 2021. -142 с.
8. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве: Учебное пособие / Авторы: Г.Г. Парфилова, Л.Ш. Каримова - Казань: КФУ, 2015. - 128 с.
9. Фольклор и фольклористика XXI в.: актуальные направления и перспективы исследовательских практик: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 октября 2023 г.) / авт. вст. сл., отв.ред. Р.А. Султангареева; редкол.: Г.Х. Бу-харова, Н.А. Хуббитдинова, Ш.Р. Шакурова, З.С. Аманбаева. - Уфа: Издательство БГПУ,
2023. - 309 с. - ISBN 978-5-907730-42-7.
10. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация: Научный журнал. - Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом). - 2022. - № 2. -
сэ о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
185 с. - URL: https://rucont.ru/efd/744137 (дата обращения: 07.05.2024).
METHODOLOGICAL GUIDELINES FOR THE IMPLEMENTATION OF MULTICULTURAL AND MULTILINGUAL APPROACHES IN MUSIC LESSONS (USING THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN AS AN EXAMPLE)
Politaeva T.I., Tagarieva I.R., Kamalieva G.R.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
The article presents some methodological guidelines and approaches to the implementation of multicultural and multilingual approaches in music lessons (using the Republic of Bashkortostan as an example). The study is carried out within the framework of the state assignment, covering the development and modeling of the integrative content of multilingual education in grades 1-11 of educational institutions of the Republic of Bashkortostan. The basics of multicultural, multilingual education are revealed through the content of training. At the same time, in music lessons, the main thing in the implementation of the selected direction is the comprehension of musical art as a universal anthropological phenomenon. The subject "Music" allows you to include ethnocultural material, as well as the use of several languages in the educational process. When organizing musical activities, students get acquainted with the folklore of different peoples, with the works of composers of various national schools. At the same time, according to the concept of multilingual education, in the process of comprehending various works of art, various languages are used - Russian, native and foreign, which act as the language of study and the language of instruction.
Keywords: multicultural approach, multilingual approach, music lesson, educational content, language, musical art.
References
1. The concept of development of multilingual multidisciplinary general educational organizations of the Republic of Bashkortostan. - Ufa: Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan, 2020. - 56 p.
2. Dmitrieva E. Yu. Multilingualism of the language space in the school education system / E. Yu. Dimitreva, S.V. Chadayeva et al. // Scientific opinion. - 2011.- No. 4. - P. 78-84.
3. Mironov, B.B. Development of musicality in preschoolers through the perception of music // Young scientist. - 2015. -No. 9 (89). - P. 1142-1145. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/89/18259/ (date of access: 07.05.2024).
4. Gardanov A.R. Multicultural direction of pedagogical activity at school [text]: a teaching aid / A.R. Gardanov, A.M. Yumaguzhi-na - Ufa: Publishing house of BSPU, 2022.-67 p.
5. Kopteva O. E., Matova E.L. Formation of a multicultural educational environment in primary school: experience and prospects // Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. 2014. Issue. 11. - P. 81-86.
6. Burkova T.A., Ivanova T.A., Shamsutdinov A.I., Benin V.L. Analysis of the practices of introducing a multilingual model of multicultural education in the Republic of Tatarstan (continued) // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2022. - No. 1 (95). -P. 135-147.
7. Gaziz Almukhametov and the musical culture of Bashkortostan (on the 125th anniversary of his birth): based on the materials of the International scientific and practical conference (Ufa, December 16, 2020) / Ministry of Culture of the Russian Federation, FGBOUVO UGII named after Z. Ismagilov. - Ufa: UGII named after Z. Ismagilov, 2021. - 142 p.
8. Psychological and pedagogical support for child development in a multicultural educational space: A tutorial / Authors: G.G. Par-filova, L. Sh. Karimova - Kazan: KFU, 2015. - 128 p.
9. Folklore and folklore studies of the 21st century: current directions and prospects of research practices: collection of materials of the II International scientific and practical conference (Ufa, October 19, 2023) / auth. insert. Sl., ed. R.A. Sultangareeva; Editorial Board: G. Kh. Bukharova, N.A. Khubbitdinova, Sh.R. Shakurova, Z.S. Amanbaeva. - Ufa: BSPU Publishing House, 2023. - 309 p. - ISBN 978-5-907730-42-7.
10. Bulletin of Moscow University. Series 19. Linguistics and intercultural communication: Scientific journal. - Moscow: Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Publishing House). - 2022. - No. 2. - 185 p. - URL: https://rucont.ru/ efd/744137 (date of access: 05/07/2024).
о с
u
CM
о
CM