1 Версаль Н.1. Недержавш пенсшш фонди: становлення та перспективи розвитку в Укра'1'ш / Н.1. Версаль, Ю.М. Мороз // Формування ринкових вщносин в Украшу - 2006. - № 9. - С. 132-139.
2. Ю.С. Смоляр, Г.М. Терещенко. Особливосп швестищйно!' дiяльностi недержавних пенсiйних фондiв: зарубiжний досвiд i вiтчизняна практика / Ю.С. Смоляр, Г.М. Терещенко // Фшанси Украши. - 2008. - № 3. - С. 43-51.
3. Ганаковська Д. Перспективи розвитку недержавних пенсшних фондiв в Укршш / Д. Ганаковська // Региональна економiка. - 2006. - № 4. - С. 207-212
4. Закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» [электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1057-15
5. Система негосударственного пенсионного обеспечения. Министерство юстиции Украины. Разъяснения. [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/n0022323-12
6. Материли семинара „Негосударственные пенсионные фонды в Украине: возможности и преимущества", 2 февраля 2006 г., г. Львов. - Режим доступа. -http://www.uaib.com.ua/files/articles/59/41_4.doc
7. Науменкова С. В. Ринок финансовых услуг [текст] / С. В. Науменкова, С. В. Мще-нко. - К. : Знание, 2010. - 532 с.
8. Михайлов А. В., Ткач О.И. Негосударственные пенсионные фонды: сегодняшний взгляд в будущее [текст] / Михайлов А. В., Ткач О.И. - Киев.: 2001. - 245 с.
УДК 338.45:629.73(477):339.924(043.2)
МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИЗАЦИИ
Янчук М.Б., докторант Национального авиационного университета
В статье рассматриваются методические и методологические подходы к интеграции авиастроительных предприятий Украины на основе корпо-ратизации и акционирования с учетом современных тенденций в мировой авиаиндустрии.
Ключевые слова: корпоратизация, акционирование, авиастроительные предприятия, проектный подход, индустриальная модель корпорации, центры компетенций, интегрированные корпоративные структуры, государственная корпорация.
In the article are considered methodical and methodological approaches to integration of aircraft construction enterprises of Ukraine on the basis of corpo-ratization and going public with a glance to modern trends in world aviation industry.
Keywords: corporatization, going public, aircraft construction enterprises, project approach, industrial model of corporation, centers of competence, integrated corporate structures, state corporation.
Корпоратизация предприятий авиапромышленного комплекса Украины является стратегически важным направлением их интеграционного разви-
тия, как на национальном уровне, так и на уровене корпоративной интеграции, предполагающей формирование в рамках внутрифирменного пространства эффективной системы взаимосвязей в условиях развития региональных интеграционных процессов.
Заметим, что главным результатом корпоратизации предприятий в отечественном авиастроении, приобретающим особую актуальность, является создание конкурентоспособной интегрированной корпоративной структуры международного уровня. Созданная корпоративная структура должна обеспечить развитие и поддержание технологической базы авиастроения Украины на основе осуществления своей деятельности в рамках новой предметно-ориентированной (индустриальной) модели корпорации. Данная модель, в соответствии с новейшими тенденциями в мировой высокотехнологической сфере, включает такие элементы производственной структуры, как центры компетенций в области финальной сборки конечной продукции, а также в смежных производствах (например, для авиастроения - это центры изготовления композитных материалов, двигателестроения, агрегатостроения, авиаоники). Центры компетенций в авиастроении могут быть представлены интегрированными специализированными проектно-производственными и сервисными предприятиями, производящими конкурентоспособные изделия, соответствующие международным стандартам, что, в свою очередь, обеспечивает их интеграцию в систему компетенций транснациональной кооперации.
Изучение деятельности ведущих авиастроительных компаний показывает, что в результате реализации стратегии корпоратизации происходит динамичное совершенствование технологий, снижение эксплуатационных издержек проектируемых моделей самолетов, включая расход топлива и затраты на ремонт и техническое обслуживание, а также - развитие глубоких и долгосрочных отношений с различными авиакомпаниями путем оказания им всесторонней поддержки в эксплуатации, модернизации и обновлении парка самолетов. Однако исследования показывают, что существенным препятствием использования зарубежного опыта корпоратизации является то, что ее механизм носит почти закрытый в информационном плане характер и, в лучшем случае, констатируется непосредственно факт и форма корпоратизации.
Мировая практика свидетельствует о значительной государственной поддержке авиапромышленности в интеграционных процессах при формировании различных структурных форм корпораций. По оценкам специалистов, даже при условии создания благоприятного климата привлечения частных инвестиций в отечественную авиапромышленность, украинское государство должно обеспечить отечественным производителям соответствующий финансовый рычаг в виде 40% финансового обеспечения выполнения заказов. Это также необходимо для нивелирования рисков, возникающих за счет привлечения иностранных инвесторов, поскольку ни одна
страна не заинтересована в развитии конкурентоспособной авиастроительной отрасли в другом государстве.
Однако годовые расходы бюджета Украины на НИОКР, по информации Украинского научно-исследовательского института авиационной технологии (УкрНИИАТ), составляют не более 5 млн дол. США. В тоже время, для динамичного развития авиационной отрасли ежегодные ассигнования со стороны государства должны составлять не менее 130-180 млн. дол. США. Наряду со слабым уровнем финансирования фундаментальных разработок в авиационной сфере, существует нехватка средств на стадии коммерциализации авиационной продукции. Поэтому существует дисбаланс между проектированием экспериментальных самолетов и их серийным производством. Известно, что государственное предприятие «Антонов» ежегодно анонсирует новую модель самолета, но ни одна модель так и не запущена в серийное производство. Таким образом, без значительных объемов государственного финансирования и поддержки научных разработок, необходимых для увеличения производства и снижения себестоимости продукции, на фоне практически низкого внутреннего спроса, украинским авиастроительным предприятиям будет крайне сложно конкурировать на внешних рынках.
В соответствии с методологическим подходом в общей теории систем любая организация по принципу экономии внутренних ресурсов стремится к равновесному состоянию в условиях максимального дезорганизационно-го воздействия внешней среды, которому система вынуждена противостоять. Поэтому в основе эволюции организационной структуры лежит стремление компаний обеспечить многообразие реакций, адекватное многообразию внешних воздействий, при которых организация способна проводить стратегию достижения целей [1]. Как правило, в ходе расширенного воспроизводства возникает противоречие между необходимостью значительных капиталовложений для организации крупных промышленных структур и ограниченностью государственных инвестиций и капитала отдельных предприятий. Классически это противоречие разрешается в процессе институциональных преобразований в экономике, связанных с корпорати-зацией капитала, которая (в контексте теории концентрации и централизации капитала) рассматривается как процесс концентрации капитала, т.к. размеры индивидуальных капиталов не отвечают требованиям освоения нового или расширения уже существующего производства. В результате корпоратизации капитала появляется такой институциональный субъект как корпорация с единой целью, единой политикой управления и единым интересом группы предприятий. Как правило, процесс корпоратизации капитала происходит на основе акционирования и связан с увеличением его стоимости, совершенствованием корпоративной стратегии и культуры акционерного общества; с появлением новых направлений деятельности и расширением рынков сбыта; увеличением эффективности каналов прод-
вижения конечной продукции и инвестиционной активности на рынках; и наконец, в получении максимально положительного синергетического эффекта.
В данном теоретическом контексте отметим, что государственные инвестиции и объемы капиталов отдельных украинских авиапромышленных предприятий не соответствуют стоимости освоения нового серийного или расширенного воспроизводства имеющегося потенциала авиационной техники. В этой ситуации приоритетной задачей авиастроительного сектора промышленности Украины является формирование корпоративного капитала при одновременном сохранении государственного контроля над стратегически важными предприятиями. Закономерно возникает необходимость в разработке соответствующего механизма корпоратизации, который должен обеспечить создание конкурентоспособной корпоративной структуры при минимальном использовании государственных ресурсов, и учесть возможность внедрения новых моделей развития конкурентных технологий и компетенций для преобразования в будущем технологической структуры отрасли в соответствии с современными тенденциями.
В данном случае механизм корпоратизации предполагает (можно сказать) классический путь реформирования государственной собственности в акционерную собственность. В соответствии с этим, на начальном этапе корпоратизации авиапромышленных предприятий Украины, когда появляется возможность проведения оценки активов, важно, на наш взгляд, определить главные факторы, позитивно влияющие на максимизацию стоимости компании в будущем. Затем сформировать соответствующую стратегию интеграции на основе корпоратизации путем акционирования предприятий, как наиболее прогрессивной формы менеджмента. При этом на данном этапе юридическая форма государственного предприятия трансформируется в государственную корпорацию со 100% государственным владением акциями, которая обеспечит получение предпринимательского дохода; предприятиям - участие в создании новых структур, а государству -контроль всех действий и четкую управленческую структуру при сохранении всех прав и обязательств бывшего государственного предприятия.
На втором этапе государственная корпорация может быть реформирована в корпорацию со смешанной (государственно-частной) формой собственности и с сохранением контрольного пакета акций у государства на основе таких вариантов привлечения частного капитала:
1) выбора целесообразной модели, институционально-экономической формы и механизма государственно-частного партнерства;
2) использование механизма первоначального публичного размещения акций на фондовом рынке (Initial Public Offering, IPO), который считается наиболее прозрачным и открытым методом приватизации;
3) продажа пакетов акций стратегическому инвестору.
4) частное размещение акций среди институциональных инвесторов (private placement).
Эффективная налоговая и Достоверная управленческая
Опытное Стойкие финансовые
Публичное раз- Частное размеще- Продажа стратегиче-
мещение ние скому
Рисунок 1. Общая схема процесса корпоратизации авиастроительных предприятий (разработка автора)
В любом случае, необходимо учитывать, что успешность какого-либо способа привлечения капитала подтверждается ростом рыночной капитализации реформированного предприятия в будущем. Обобщенная логическая схема, увязывающая факторы роста стоимости компании, этапы и результативность процесса корпоратизации украинских авиапромышленных предприятий, представлена на рис.1.
Отметим, что корпоратизация предприятий авиапромышленного комплекса Украины должна быть концептуально строгой и соответственно подчиняться принципам, вытекающим, во-первых, из общих постулатов теории корпоративного управления, во-вторых, обуславливаться организационно-экономическим существом процессов, протекающих в отечественном и мировом авиапромышленном секторе, и, в-третьих, не выходить за рамки нормативно-правового поля [1].
Для разработки и внедрения оптимальной организационной формы корпоративной структуры (концерна, консорциума, холдинга и пр.) методически уместно, на наш взгляд, использовать проектный подход. При этом имеет смысл рассматривать в контексте цикла «исследование - план - проект - программа - внедрение - исследование» планируемый, проектируемый и программируемый результат разработки, а управление развитием корпорации трактовать как деятельность по внедрению ИКС.
Учитывая, что корпорация - это системное образование экономических субъектов, то и проектирование целесообразной организационной формы корпоративной структуры должно происходить в контексте системной деятельности и проработанного механизма управления, что в значительной мере будет способствовать повышению эффективности корпорации[1].
Обобщение научно-практического зарубежного и незначительного отечественного опыта по проектированию и реорганизации корпоративных структур [2] позволяет выстроить обобщенный методический подход к процессу корпоратизации, состоящий из ряда этапов:
1. Предварительный этап предусматривает получение, систематизацию и представление в стандартных форматах информации о существующей на данный момент системе управления и структуре реорганизуемых предприятий для разработки дальнейшего плана реорганизации активов.
2. Корпоративный аудит с целью выявления рисков собственника, включая риск утраты собственности, оценки эффективности участия в управлении, выявления нарушений акционерного и антимонопольного законодательства.
3. Оценка и анализ выявленных рисков и разработка принципов и механизмов по их снижению (при участии экспертов, менеджеров различного уровня и собственников) с целью обеспечения сохранности активов и достижения максимального контроля над компаниями, входящими в группу, через представительство и участие в работе их органов управления.
4. Разработка сценариев корпоративных структур в соответствии с рассматриваемыми совокупностями целей/стратегий группы. Здесь впервые
осуществляется переход от анализа имеющейся структуры к проработке сценариев, ведущих к желаемой структуре. Здесь же следует сформулировать методологию оценки выбранных сценариев и критерии отбора.
5. Выбор корпоративной структуры, соответствующей совокупности целей/стратегий группы и сценария, подготовленных экспертами или собственной службой менеджмента корпорации.
6. Согласование и формирование баланса интересов групп собственников (акционеров), государства и прочих участников новой корпоративной структуры. Этот этап необходим в случае, когда есть хотя бы два владельца, которые могут в соответствии с уставом компании влиять на принятие стратегических решений.
7. Проработка организационного плана перехода к новой корпоративной структуре и его согласование с процессами функционирования основных подсистем путем планирования условий и ресурсов его реализации. Обычно плана организационного проектирования, в зависимости от степени его проработки и учета влияющих факторов, оказывает значительное влияние на эффективность получаемой структуры.
8. Осуществление мероприятий реализации, предусмотренных операционным планом (переход от существующей структуры к планируемой корпоративной структуре).
9. Постановка и обеспечение устойчивого функционирования в системе регулярного менеджмента созданной корпоративной структуры (компании/группы), обеспечивающей соответствие современным бизнес- стандартам через открытый доступ к информации, что позволит выходить на IPO, или привлекать стратегического инвестора.
Считаем, что методический подход к корпоратизации должен обеспечивать получение прогнозных финансово-экономических результатов и способность корпорации отвечать по своим обязательствам перед кредиторами, а также обеспечивать поддержание конкурентоспособности проектируемой и производимой авиационной продукции, а также предусматривать гибкое сочетание различных типов корпоратизации участников группы (вертикальный, горизонтальный, а в некоторых случаях - по территориальному принципу). На основе изучения и обобщения зарубежной и отечественной научно-практической информации по вопросам корпоратизации можно выделить ряд существенных ее черт, которые должны быть учтены в разработке методических рекомендаций по корпоратизации авиастроительных предприятий Украины (рис.2):
- дифференциация предприятий на перспективные/неперспективные, технологически эксклюзивные/стандартные производства с последующим установлением специальных взаимоотношений между ними;
- реорганизация или перепрофилирование в силу объективных экономических причин финансово несостоятельных и неперспективных предприятий;
- объединение предприятий в интегрированные корпоративные структуры рациональные по составу и организационной схеме на национальном уровне с последующим выходом на различные формы корпоративной интеграции;
- стимулирование и поддержка корпоратизации государством с учетом специализации и сложившихся кооперационных связей в авиационном производстве;
- перестройка - перепрофилирование
системы управления
Рисунок 2. Существенные методические аспекты корпоратизации отечественных авиапромышленных предприятий (разработка автора) - государственная поддержка системы управления исследованиями и разработками и организация взаимодействия компаний с внешними разработчиками новых продуктов и технологий корпораций;
- сочетание корпоратизации с санированием предприятий и перестройкой их систем управления;
- формирование адекватного законодательного пространства за счет изменения действующих и принятия новых законов.
Таким образом, в качестве результата корпоратизации предполагается формирование такого структурного облика авиапромышленного комплекса, который состоит из ограниченного числа корпораций с хорошим финансово-экономическим состоянием и конкурентоспособным предложением авиационной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Список использованной литературы
1. Дмитриев О.Н., Екшембиев С.Х., Любаева Ж.И. и др. Стратегическое управление корпорацией (фундаментальные и прикладные проблемы) [Текст] / О.Н.Дмитриев, С.Х. Екшембиев, Ж.И. Любаева М.: Изд-ва "Доброе слово" и "МАИ-ПРИНТ", 2009 -С.255-259.
2. Дементьев В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие [электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.cemi.rssi.ru/about/persons/index.php? SECTION_ID=6&ELEMENT_ID=132
УДК 338.23:332.142.4
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ильина М.В., канд. соц. наук, ст. науч. сотр. ГУ «Институт экономики
природопользования и устойчивого развития НАН Украины» (г. Киев)
Аннотация. В статье обоснована роль туристической отрасли в обеспечении макроэкономической стабильности и устойчивого роста экономики. Осуществлен комплексный анализ нынешнего состояния и перспектив роста основных показателей развития туризма в Российской Федерации и Украине: вклада индустрии в формирование ВВП и обеспечение занятости, доли туристической отрасли в общем объеме капитальных инвестиций и экспортных поступлений, структуры туристских расходов. Определены особенности и направления дальнейшего развития индустрии туризма в этих странах с учетом существующих экономических условий и общеевропейских тенденций.
Ключевые слова: туризм, экономический вклад, ВВП, занятость, капитальные инвестиции, туристские расходы, среднесрочный прогноз.
PERSPECTIVES TO DEVELOP TOURISM SECTOR IN UKRAINE AND RUSSIAN FEDERATION
Ilina Maria, Ph.D. in Sociology, Senior Researcher, Institute of Nature Management Economics and Sustainable Development, National Academy of
Sciences, Ukraine