УДК 338.5
Шадрина Галина Владимировна
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Россия, Москва Кандидат экономических наук Доцент, доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита
E-Mail: [email protected]
Егорова Лариса Ивановна
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Россия, Москва Кандидат экономических наук Доцент, доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита
E-Mail: [email protected]
Аннотация: В статье излагаются методические аспекты ценообразования в
управленческой деятельности экономического субъекта. Акцентируется внимание на проблемах формирования цен на продукты для внешних продаж и внутреннего потребления (трансфертное ценообразование). Приводится описание наиболее распространенных методов обоснования цен: затратный подход, «глупое следование за конкурентом», комбинированный метод. Сущность основных подходов к формированию цены продукта заключается в определении суммарных затрат на его производство, что обуславливает ряд недостатков в виде «исторического характера» учетной информации, отсутствия влияния спроса и тенденций рынка. Наиболее приемлемым вариантом является комбинированный метод, использующий информацию о себестоимости и данные маркетинговых исследований относительно спроса и предложения на товар и позволяющий варьировать ценой за счет политики скидок. Вопросы ценообразования обладают особой значимостью при формировании показателей деятельности центров ответственности, поскольку трансфертная цена составляет доходы одного подразделения и расходы - другого. Критерии оценки результатов работы центров ответственности являются причиной внутренних конфликтов и разногласий, негативно влияющих на совокупный показатель прибыли компании. Таким образом, актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена необходимостью выработки научно-обоснованных инструментов ценообразования в современных экономических условиях.
Ключевые слова: Ценообразование; затратный подход; методы формирования цен; предельная цена; трансфертная цена; центр ответственности; политика скидок; себестоимость; затраты; конкуренция.
Методические аспекты ценообразования
Идентификационный номер статьи в журнале 85EVN613
Galina Shadrina
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Larisa Egorova
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Methodological aspects of pricing
Abstract: The paper presents the methodological aspects of pricing in management of the economic subject. Focuses on the problems of pricing products for sale outside the domestic consumption (transfer pricing). Descriptions of the most common methods of price justification: the cost approach, "stupid follow behind competitor", the combined method. The essence of the main approaches to the formation of the product price is to determine the total cost of its production, which leads to a number of shortcomings in the form of " historical character " of accounting information , the lack of impact of demand and market trends. The most viable option is the combined method, using information on cost and market research data regarding demand and supply of goods and allows you to vary the price due to the discount policy. Pricing issues are of particular importance in the formation performance of responsibility centers, as the transfer price is one unit revenues and expenses - other. Criteria for performance evaluation of responsibility centers are responsible for internal conflicts and disagreements that negatively affect the aggregate profits of the company. Thus, the relevance of the issues discussed in the article due to the need to develop science-based tools pricing in the current economic conditions.
Keywords: Pricing; pricing methods; marginal price; the transfer price; the responsibility center; cost approach; discount policy; production cost; costs; competition.
Identification number of article 85EVN613
Введение
Актуальность вопросов ценообразования обусловлена потребностью организаций устанавливать обоснованные цены на продукцию (работы, услуги), позволяющие обеспечивать приемлемый уровень продаж и получение ожидаемой прибыли. Современные управленческие технологии располагают разнообразным инструментарием определения цен, однако не все приемы практически применимы в современных экономических условиях. Отдельного вниманию заслуживают вопросы внутреннего ценообразования, составляющего основу формирования системы критериев оценки деятельности центров ответственности.
1. Методы формирования цен для внешних продаж
В практике формирования цен используются распространенные приемы и методы:
1. Затратный. Широко был использован в нашей стране при плановой экономики. Суть его заключается в том, что при определении минимальной цены необходимо учитывать уровень себестоимости и долю прибыли в структуре цены. Данный метод простой и находит применение тогда, когда производимая продукция уникальна, нет конкурентов и в ближайшее время не предвидится. Преимуществами такого подхода являются:
• Использование простых и понятных расчетов;
• Принятие решений о ценообразовании может быть делегировано бухгалтерии, обладающей информацией о затратах;
• Применение метода не требует знания спроса на продукцию, который сложно точно определить;
• Надбавка на прибыль может быть скорректирована с учетом цен конкурентов.
Недостатки затратного метода:
• Информация о затратах носит исторический характер и не учитывает их изменений в будущем;
• Косвенные расходы могут быть распределены между изделиями, не учитывая реального потребления ресурсов и уровня деловой активности подразделений;
• Применение надбавки на прибыль подразумевает, что продукт будет продан с прибылью, что невозможно гарантировать до достижения уровня безубыточности;
• Данный метод игнорирует информацию о спросе на продукт, который является одним из значимых факторов, влияющих на цену. Завышение цены приведет к снижению спроса и объема продаж.
2. «Глупое следование за конкурентом». Метод в основном применяют небольшие фирмы, которые не могут оплачивать дорогостоящие исследования рынка сбыта продукции. Здесь предприятие устанавливает цены на свою продукцию, ориентируясь на компанию -лидера. В тоже время предприятие теряет самостоятельность при принятии управленческих решений.
3. Комбинированный. Метод включает как анализ себестоимости продукции, так и маркетинговые исследования. Он самый сложный и дорогостоящий, но в тоже время и самый надежный. Его могут позволить себе крупные фирмы, имеющие достаточно серьезные маркетинговые исследования.
В системе ценообразования после формирования цены происходит этап ее
корректировки, учитывая жизненный цикл производимого товара, размер инфляции и по возможности создавая скидки для покупателей. Не снижая объёмов продаж, необходимо проводить гибкую ценовую политику с акцентом на скидки. Предприятие для сохранения или увеличения прибыли может прибегнуть к минимизации затрат.
В практике предпринимательской деятельности распространены скидки за увеличение объема закупки и полную загрузку транспорта, так как это приводят к уменьшению транспортных расходов на единицу продукции и расходов на хранение товаров на складе.
В отраслях сельского хозяйства, связанными с сезонными колебаниями спроса, используются скидки на закупки товаров до начала очередного сезона. Скидки за внесезонные закупки могут существенно сократить сезонные колебания продаж, а следовательно, стабилизировать финансовое положение предприятия и т.д.
Эффективное использование инструмента скидок за ускорение оплаты позволяет сократить затраты на обслуживание долга и повысить ликвидность бухгалтерского баланса и платежеспособность предприятия и оборачиваемость его активов.
Предоставление скидок должно быть экономически выгодным, а для этого нужно, чтобы снижение цены единицы продукции как минимум компенсировалось снижением себестоимости единицы продукции. При снижении выручки от продаж за счет скидки должно быть меньше или равным снижению себестоимости под влиянием увеличения объема производства и продаж. Снижение себестоимости без совершенствования технологий возможно благодаря «эффекту масштаба» в рамках имеющейся производственной мощности, т.е. без увеличения постоянных затрат. Поэтому, чем больше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем больший «эффект масштаба» может быть получен. Чтобы решение о предоставлении скидки было как минимум безубыточным, необходимо рассчитать маржинальный доход на единицу реализуемой продукции. Этот показатель находится как разность цены единицы продукции и величины прямых переменных издержек, включаемых в себестоимость.
Изменение цены во времени с учетом этапов жизненного цикла товаров и инфляции необходимо использовать теорию маркетинговых исследований, согласно которой выделяют 4 фазы жизненного цикла продукта: внедрение (выведение на рынок), стадия роста, зрелости, стадия спада (упадка). В некоторых странах, таких как Германия, Швеция, Англия выделяют еще несколько стадий: фазу создания и фазу освоения производства. Соответственно, каждому этапу должна соответствовать своя система ценообразования. При этом оптимизация прибыли может быть осуществлена либо сопоставлением валовых показателей, либо сопоставлением предельных показателей.
При использовании первого подхода предполагает определение прибыли осуществляется при различных объемах производства и реализации продукции, при этом решающим фактором является анализ безубыточности.
На первой и последней стадиях жизненного цикла товара_целесообразно применять метод сопоставления предельных показателей, так как на этих стадиях при планировании объемов производства (реализации) продукции заложено понятие предельной эффективности, а именно: увеличение производства продукции прибыльно тех пор, пока величина дополнительного дохода на единицу продукции превышает величину дополнительных издержек на единицу продукции, т.е. обеспечивается положительная величина предельной прибыли (предельный доход - предельная себестоимость продукции).
Для корректировки цены с учетом инфляции необходимо цену товара разбить на доли, соответствующим расходам на покупку материалов и сырья, заработной плате и прочим расходам. Каждая доля корректируется согласно их инфляционным изменениями находится
общий индекс, при помощи которого цена в момент заключения договора о поставке изменяется и тем самым определяется цена в момент фактической его поставки покупателю.
При формировании цен необходимо также учесть меры государственного регулирования цен, что применяется в большинстве стран, но не используется в нашей стране с ее неустойчивой и разбалансированной экономикой. Меры государственного регулирования могут повлиять и положительно, если изготовляемая продукция является дотационной, либо отрицательно, если государство лимитирует верхние уровни цен.
2. Внутреннее (трансфертное) ценообразование
Отдельного внимания заслуживают вопросы формирования внутренних (трансфертных) цен. Трансфертная цена - это цена, по которой продукты или услуги передаются между структурными подразделениями предприятия. Мера, в которой трансфертная цена покрывает затраты и вносит свой вклад в прибыль (внутреннюю) зависит от стратегии предприятия. Проблемы внутреннего ценообразования обусловлены тем, что трансфертная цена является доходом одного отдела, который предоставляет продукцию или услугу, и затратами другого отдела, который получает от этого выгоду, причем в целом по компании не будет ни роста прибыли, ни увеличения затрат. Основными целями трансфертного ценообразования являются:
• организация внутренних расчетов - для предприятий, входящих в состав группы компаний или расчет учетных цен для передачи полуфабрикатов и услуг между отделами внутри одной компании;
• регулирование денежных потоков внутри группы компаний с целью обеспечения финансирования одних видов бизнеса за счет других;
• мотивация менеджеров на обеспечение прибыльности работы компании вне зависимости от того, продает организационная единица продукцию сторонним организациям или осуществляет только вспомогательные функции внутри компании при учете по центрам ответственности. Результативность деятельности таких подразделений определяется показателями прибыли, поэтому основной задачей внутреннего ценообразования является обоснование такой цены, которая была бы приемлема и для центров прибыли и для центров затрат. Определение трансфертных цен является потенциальным источником внутренних разногласий, поскольку центы прибыли, назначая более высокие цены, могут повышать свою прибыль за счет других центров. На практике используются следующие методы расчета трансфертных цен, основанных на:
- на рыночной цене;
- на скидке с рыночной цены (метод двойных цен);
- на предельной себестоимости или на предельной себестоимости с наценкой;
- на полной себестоимости или на полной себестоимости с наценкой;
- на договорной цене, которая может быть основана на любом из вышеприведенных вариантов.
При наилучшем варианте решения трансфертная цена должна быть установлена на таком уровне, который позволяет справиться с проблемами приоритета показателей эффективности деятельности конкретного подразделения (центра ответственности). Трансфертная цена должна обеспечить такую цену продажи, которая дает возможность
подразделению-поставщику получить желаемый доход, а подразделению-потребителю понести допустимые затраты за полученный продукт. В целом по компании, трансфертная цена должна быть установлена на таком уровне, который позволяет дать «коммерческую» оценку результатов работы центра прибыли, то есть стимулировать руководителей центров прибыли к соглашению относительно дохода от переданных продуктов и услуг в условиях максимизация прибыли компании.
Заключение
Таким образом, практическая реализация вышеизложенных подходов к ценообразованию предполагает постановку и ведение системы бухгалтерского управленческого учета и анализа. В рамках управленческого учета рациональным считаем внедрение системы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) методом «Direct Costing» и организацию учета по центрам ответственности («responsibility accounting»), что приведет к повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, особенно в условиях вступления России в ВТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егорова Л.И. Принципы организации управленческого учета. Тезисы доклада на Международной научно-практической конференция «Проблемы экономики: теория и практика», Волгоград, 2010
2. Егорова Л.И. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методическое пособие. Издательский центр ЕАОИ. Москва, 2011
3. Шадрина Г.В., Егорова Л.И. Расчет себестоимости: распределение накладных расходов, "Актуальные проблемы экономики и управления", г. Москва 15 - 17 апреля 2013 Сборник научных трудов международной научной конференции
4. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика, М.: Юрайт, 2014г.
5. The Institute of Certified Financial Managers «Cost accounting», 2013
6. Салимжанок И.К. Ценообразование, М.: КНОРУС, 2007
7. Герасименоко В.В. Ценообразование, М.: ИНФРА-М, 2005
8. Тарасевич В.М., Багиев Г.Л. Маркетинг, СПб.: ПИТЕР, 2012
9. Васюхин О.В. Основы ценообразования, СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010
10. Колин Друри. Управленческий и производственный учет, М.: Юнити-Дана, 2005
Рецензента: Карманов Михаил Владимирович, Московский государственный
университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), заведующий кафедрой Социально-экономической статистики, д.э.н., профессор, E-Mail: [email protected]
REFERENCES
1. L. Egorova. Principles of organization of management accounting. Abstracts of the International Scientific-Practical Conference "Problems of Economics: Theory and Practice", Volgograd, 2010.
2. L. Egorova. Accounting Management Accounting. Teaching aid. Publishing Center EOI . Moscow, 2011
3. G. Shadrina, L. Egorova. Costing: allocation of overheads, Actual Problems of
Economics and Management, Moscow 15 - 17 April 2013. Collection of scientific papers of international scientific conference.
4. G. Shadrina. Economic analysis. Theory and Practice, M. Yurait, 2013
5. The Institute of Certified Financial Managers «Cost accounting», 2013
6. I. Salimzhanok Pricing, M. KNORUS, 2007
7. V. Gerasimenok Pricing, M.: INFRA-M, 2005
8. V. Tarasevich, G. Bagiev Marketing, St. Petersburg.: PETER, 2012
9. O. Vasyuhin. Basics of pricing, St. Petersburg.: ITMO, 2010
10. Drury Colin. Management and production accounting, M.: Unity-Dana, 2005