МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДВУЗЕ
Р.М. Магомедов
Аннотация. В статье проводится анализ рабочей программы курса «Методика обучения информатике» в педвузе. Проводиться анализ ФГОС-02, ФГОС-ОЗ ВПО, образовательных стандартов общего образования и методики использования их при проведении учебного процесса в вузе.
Ключевые слова: организационные формы, стандарты, рабочая программа, методика обучения информатики, компетенция.
Summary. The article analyses the working program of a course "Methods of teaching a Computer Science" at the Teachers' Training University. It also elaborates on the methods of implementing the Federal State Educational Standards -02 and -03 in higher education institutions.
Keywords: organizational forms, standards, working program, methods of teaching a computer science, competence.
102
На основе государственного образовательного стандарта третьего поколения [1], примерной основной образовательной программы (ПООП) подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Информатика» [2] и с учетом новых требований подготовки работы будущего учителя информатики, основанных на новые виды деятельности в условиях применения организационных форм обучения в развивающейся информационно образовательной среде, нами создана рабочая учебная программа Б3. «Методика обучения информатике» по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Информатика».
Анализ ФГОС второго и третьего поколения показывает, что в стан-
дартах второго поколения итоги обучения описываются в виде знаний, умений и навыков (ЗУНы). Тем не менее в ФГОС-2 было довольно подробно прописано «содержание обучения» по дисциплинам профессиональной подготовки, в такой ситуации ЗУНы играли незначительную роль. В ФГОС-3 упор делается на результаты обучения, то есть формирование компетенций, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения.
Стандарты третьего поколения направлены не только на формирование знаний, умений и навыков, которые рассматриваются как производные от соответствующих видов профессиональной деятельности учителя, но и на формирование универсальных учеб-
ЕК
ных действии, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
В процессе освоения дисциплины «Методика обучения информатике» студент формирует и демонстрирует следующие компетенции (согласно ФГ0С-03 по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»): ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-6, ПК-1,ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Согласно ПООП, рекомендованной координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, преподавание дисциплины «Методика обучения информатике» рекомендовано в 5-7 семестрах [2]. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения:
• дисциплин психолого-педагогической подготовки «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Педагогическая риторика»;
• дисциплин предметной подготовки «Программное обеспечение ЭВМ», «Архитектура компьютера», «Основы микроэлектроники», «Теоретические основы информатики», «Программирование».
Освоение дисциплины «Методика обучения информатике» является основой для подготовки студентов к педагогической практике, подготовке к итоговой аттестации.
Целью изучения дисциплины яв-ля ется:
• освоение будущими учителями школьного курса информатики;
• формирование теоретической и практической подготовки студентов в области методики преподавания информатики;
• совершенствование компонентов профессиональной деятельности учителя (информационный, деятель-ностный, проектировочный, коммуникативный, организационный, экспертный);
• развитие у студентов личностных качеств;
• формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в соответствии с требованиями ФГ0С-03 по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».
Основные задачи курса:
• определить набор требований к выпускнику по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Информатика» (квалификация (степень) «бакалавр»);
• определить последовательность освоения общекультурных и профессиональных компетенций посредством рабочей программы;
• определить цели, задачи и содержание современной методики преподавания информатики, роль и место методики преподавания информатики в структуре общей образовательной программе по соответствующему направлению подготовки;
• подготовить будущего учителя информатики к эффективному преподаванию пропедевтического, базового и профильных курсов, иметь представление о перспективах развития школьного курса информатики и методики преподавания информатики, в условиях развивающейся информационно образовательной среды.
103
104
Важнейшей задачей современной системы образования является освоение учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Проблема формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта остается нерешенными.
Согласно ПООП [2] подготовки бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование» профиль «Информатика», рекомендованной координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, в результате изучения дисциплины Б3.ПЦ «Методика обучения информатике» студент должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Однако опыт подготовки будущего учителя информатики в вузе показывает, что у студентов возникают трудности: в выборе организационных форм, методов и средств обучения, в неумении осуществлять проектную деятельность по разработке структуры и содержания урока, отсутствии альтернативы объяснительно-репродуктивному обучению, невладении механизмами контроля, оценки и закрепления учебного материала, постановкой вопросов, лишенных проблемности и познавательной значимости, завышенной оценке знаний, умений и навыков, отсутствии ее анализа, излишней скованности, невладении дидактическими возможностями современных организационных форм и т.д.
Подготовка будущего учителя информатики направлена на развитие
теоретического и практического уровня профессиональных компетенций для методически оправданного отбора содержания учебного материала, овладение инновационными формами и методами использования средств информационных технологий в учебном процессе для повышения познавательной активности учащихся и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Практическая деятельность студентов на занятиях по методике преподавания информатики должна носить исследовательский, творческий характер, подразумевающий самостоятельный поиск и выбор программного обеспечения для сопровождения школьного курса информатики.
При составлении рабочих программ мы изучали и анализировали примерные общие образовательные программы по соответствующему направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») разных вузов [2-4]. Многие из этих программ содержательно соответствуют стандартам третьего поколения. В то же время, структура и содержание курсов методической подготовки учителя информатики еще недостаточно проработаны и обоснованы. По мнению А.А. Кузнецова [5], содержание методической подготовки будущего учителя информатики -это в настоящее время наиболее слабая часть его профессионального образования. При этом цели, содержание и образовательный процесс (ме-
тоды, организационные формы и средства обучения) образуют в совокупности методическую систему обучения, которую автор представляет в виде иерархической структуры:
• Цели обучения
• Содержание обучения
• Методы обучения
• Организационные формы
• Средства обучения [5].
Цели обучения определяют его содержание. При этом содержание обучения может быть вариативным, так как одни и те же цели могут быть достигнуты с помощью освоения разного учебного материала. Анализ содержания обучения дает возможность выбора оптимального сочетания методов обучения. Очевидно, что эффективная реализация того или иного метода обучения происходит в определенных организационных формах процесса обучения. И наконец, применяемые методы и формы определяют использование соответствующих средств обучения.
В действующих программах курса «Методика обучения информатики», практически полностью выпали из содержания методической подготовки такие важные элементы методики, как:
• структура методической подготовки учителя, содержание ее основных элементов (в действующих программах этого курса практически не затрагиваются такие важные вопросы отбора содержания обучения этому предмету, как, например, межпредметные связи, роль информатики в социализации школьников, в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении студентов);
• контроль и оценка результатов обучения (в действующих программах методики обучения информати-
ки практически не отражены дидактические функции проверки знаний школьников, такие как: учетно-конт-рольная, диагностирующая, корректирующая, обучающая, воспитательная, аттестационная);
• дифференциация обучения информатике (анализ различных программ профильных курсов информатики в средних общеобразовательных учреждениях показывает, что в них не учтены вопросы научно-методического обоснования профилизации; следует рассмотреть основные виды дифференциации содержания обучения -профильную и уровневую, показать их различие и специфику реализации при обучении информатики);
• соотношение общих вопросов методики школьного курса информатики и частной поурочной методики;
• развитие мышления и способностей школьников;
• освоение стандартов второго и третьего поколения: особенности и отличия (необходимо раскрыть будущему учителю информатики назначение и функции стандартов второго и третьего поколения, рассмотреть особенности основных компонентов и их основные отличия в условиях новой информационно образовательной среды, выделить слабые места стандартов третьего поколения для последующего изменения);
• профессиональная ориентация на уроках информатики.
Недостаточно представлены в рабочих программах и вопросы планирования учебного процесса по курсу информатики. Они, как правило, рассмотрены с общепедагогических позиций в курсе «Б3. Педагогика», без достаточного учета специфики информатики как учебного предмета и
105
106
дидактических возможностей информационно образовательной среды. Представляется необходимым обратить большее внимание на поурочное планирование учебного процесса, на составление плана занятия, описание его основных компонентов.
Важное место в обучении информатике (учитывая постоянное использование информационных технологий в учебном процессе) занимают вопросы соотношения индивидуальных и групповых видов учебной деятельности на занятиях. Необходимо усилить внимание к организации самостоятельной работы студентов на занятиях по информатике.
Представляется, что вопросы планирования и организации занятий могли бы быть выделены в программе курса по методике в самостоятельную тему.
На наш взгляд слабо отражены в действующих рабочих программах, следующие аспекты методической подготовки учителя информатики:
• использование возможностей новых организационных форм для повышения качества образования и достижения новых образовательных результатов в новой информационно образовательной среде;
• несоответствие содержания и форм подготовки учителя информатики уровню развития педагогической науки и школьной практики;
• непроработанность взаимосвязей: цели, содержания, форм и методов методической подготовки учителя информатики;
• зависимость повышения качества обучения (повышения знаний, умений и навыков) от содержания, форм и методов организации учебной деятельности студентов;
• зависимость содержания, форм и методов подготовки от индивидуальных особенностей студентов.
Анализируя вышеизложенное, выделим наиболее востребованные в настоящее время организационные формы обучения студентов в педвузе. Н.Д. Никандров под организационными формами обучения в вузе рассматривает способ взаимодействия обучающего и обучаемых, в котором реализуются содержание и методы обучения [6]. Организационные формы обучения (традиционные и инновационные) используемые в настоящее время в вузе:
• лекции (слайд-лекция, опНпе-лек-ция, видеолекция, потоковое видео);
• семинарские, практические занятия (телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, чат, видеоконференция);
• лабораторные работы (кейс-технология, е-шаП-консультация);
• курсовые и выпускные квалификационные работы (е-шаП-консульта-ция, сетевое взаимодействие);
• практикумы, коллоквиум (е-шаИ-консультация, тренажеры);
• педагогическую практику (е-шаД-консультация, сетевое взаимодействие);
• самостоятельную работу студентов (е-шаП-консультация, сетевое взаимодействие, сетевые и локальные учебные пособия, справочники, образовательные порталы и т.п.).
Для выбора тех или иных организационных форм обучения необходимо выполнение определенных требований соответствия форм учебных занятий целям, содержанию и применяемым методам обучения. В то же время в условиях использования средств ИКТ в учебном процессе вуза плани-
рование организационных форм обучения невозможно без учета их дидактических возможностей.
Содержание дисциплины. С учетом всех этих замечаний нами разработан курс «Методика обучения информатике», состоящий из следующих модулей.
1. Предмет методики обучения информатики, ее цель, объект и задачи
Предмет «Методика обучения информатики» как педагогическая наука, законы, закономерности и принципы обучения. Цели, объект и задачи методики обучения информатики. Связь предмета с другими науками. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Требования к образовательным результатам (личностные, операциональные, когнитивные).
2. Информатика как наука, задачи обучения информатике в школе на современном этапе
Информатика как фундаментальная наука. Ее предмет и объект исследования. Предметные области информатики. Информатика как отдельный учебный предмет в школе (цели, содержание обучения, методы, организационные формы и средства обучения на современном этапе). Перспективы развития школьного курса информатики. Компоненты профессиональной деятельности учителя информатики (информационный, деятельностный, проектировочный, коммуникативный, организационный, экспертный). Структура обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе. Педагогические (общеобразовательные) функции школьной информатики (формирование научного
мировоззрения, развитие мышления и способностей учащихся, социализация школьников, подготовка их к жизни и труду в информационном обществе, к продолжению образования). Компьютерная грамотность, образованность, информационная культура школьника.
3. Документы и образовательные стандарты общего образования по информатике
Структура и основные компоненты стандарта. Назначение и функции образовательного стандарта в школе (социальные функции, критериально-оценочная функция, функции гуманизации и демократизации образования, стандарт как средство обеспечения качества образования). Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта по информатике. Образовательный стандарт и аттестация учащихся, учителей, образовательных учреждений. Особенности и различия стандартов первого, второго и проекта стандарта третьего поколения. Базисный учебный план и его компоненты. Изучение Обязательного минимума содержания образования по информатике, Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта школьного образования по информатики основной и полной средней школы. Фундаментальное ядро содержания образования по информатике. Примерная программа курса. Основные разделы и содержательные линии школьного курса информатики. Требования к уровню предметных знаний, умений и навыков, формированию универсальных учебных действий, определяемые стандартом.
4. Содержание начального и базового курса школьной информатики
107
108
Задачи школьного курса информатики, обеспечивающего обязательный минимум общеобразовательной подготовки учащихся в области информатики и информационных технологий. Общедидактические принципы формирования содержания школьной информатики. Курс информатики в странах СНГ, Европы и США. Способы построения школьной информатики. Формирование учебных программ и учебников. Анализ учебников по школьному курсу «Основы информатики и вычислительной техники». Анализ учебников «Информатика и информационные технологии». Современные учебники по школьному курсу «Информатика и ИКТ». Методика и критерии оценки качества школьных учебников по информатике. Анализ основных программ и методических пособий по курсу информатики общеобразовательной школы (содержание, назначение и особенности использования). Основные понятия курса информатики, их формирование и развитие. Методика преподавания основ информатики в начальной школе. Методика преподавания базового курса школьной информатики.
5. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы
Необходимость продолжения образования в области информатики в рамках дифференциации содержания обучения на старшей ступени школы.
Принципы дифференциации содержания обучения: профильная и уровневая дифференциация. Базовый и профильный курсы информатики, элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Профильные курсы информатики для различных направлений спе-
циализации образования в старших клас сах.
6. Методика изучения основных разделов курса информатики
Представления информации и информационных процессов. Методика изучения информационных процессов: представление о сущности информационных процессов, их единстве в системах различной природы (биологических, социальных, технических), о структуре и основных элементах информационных систем, функциях обратной связи, процессах передачи информации, линиях связи, единицах измерения количества информации. Методика изучения вопросов представления информации: язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, особенности и преимущества представления информации в двоичной форме.
Архитектуры компьютера. Методика изучения устройства компьютера: представление о функциональной организации компьютера и общих принципах работы его основных устройств, принцип автоматического исполнения программ, основные компоненты программного обеспечения компьютера.
Алгоритмизации и программирования. Методика изучения основ алгоритмизации: понятие алгоритма, свойства алгоритмов, исполнитель алгоритма и система его команд, исполнители «Робот», «Черепашка» и другие как средства обучения основам алгоритмизации, основные алгоритмические конструкции и их применение для построения алгоритмов, библиотека алгоритмов, представление о языках программирования.
Формализации и моделирования. Методика изучения понятия модели и моделирования. Классификации мо-
делей. Создание моделей и работа с ними. Решение задач с использование различных моделирующих программных средств.
Информационных технологий. Методика изучения информационных технологий: технология решения задач на компьютере (постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результата), использование текстового и графического редакторов, баз данных, электронных таблиц, пакетов прикладных программ.
7. Диагностика,, организация проверки и оценки результатов обучения информатике
Виды диагностики. Функции и виды контроля (контрольно-учетная, диагностическая и корректирующая, обучающая, воспитательная и мотива-ционная функции). Методы контроля. Требования к измерителям. Нормированный подход к оценке результатов обучения. Критериально-ориентированный подход к оценке результатов обучения. Требования к уровню подготовки учащихся. Виды и формы проверки (текущая, тематическая, итоговая). Критерии оценки (уровни усвоения, качественные характеристики знаний и умений). Использование контролирующих программных средств для проверки и оценки уровня подготовки учащихся. Особенности проверки и оценки результатов обучения в условиях внедрения образовательных стандартов.
8. Урок основная форма организации обучения информатики в школе: проектирование, функции и особенности
Характерные признаки и функции урока. Особенности урока информатики. Типы уроков информатики. Структурные элементы урока. Орга-
низационные формы использования компьютера. Триединая цель урока информатики. Таксономия целей и учебных достижений. Конечный результат урока информатики. Требования к уроку информатики. Виды, этапы планирования и подготовки урока. Структура и содержание конспекта урока. Анализ и самоанализ урока информатики. Конспект урока, его составляющие. Структурные схемы различных типов урока. Постановка общих и конкретных целей и задач на уроке. Основные виды использования персонального компьютера на уроке.
9. Методика использования различных методов и организационных форм на уроках информатики в школе
Реализация методов и организационных форм обучения на уроках информатики. Выбор методов и форм обучения. Инновационные формы учебного процесса, использование метода учебных проектов. Организация сетевого взаимодействия. Технологии обучения. Реализация личностно ориентированных технологий обучения. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности на уроках информатики. Деятельность учителя и учащихся при использовании различных методов и форм обучения. Методика использования различных организационных форм на старшей ступени школы (лекции, телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие и т.д.).
10. Особенности работы в кабинете информатики
Основные требования к школьному кабинету информатики. Оборудование кабинета информатики, его функционирование и его обслуживание. Позитивные последствия взаимодействия с компьютером. Негативное
109
110
влияние компьютера и способы его снижения. Санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Требования техники безопасности. Требования к кабинету информатики (технические, эргономические, санитарно-гигиенические и другие). Использование дидактических возможностей технических средств обучения. Организация работы в кабинете вычислительной техники.
11. Методика организации самостоятельной и внеклассной работы учащихся
Уровни самостоятельной деятельности и соответствующие типы самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ. Домашняя работа по информатике. Реферативная и проектная деятельность учащихся. Организация внеурочной деятельности школьника по информатике. Особенности организации факультативных занятий и кружков. Система учебных задач. Методические требования к системе задач в курсе информатики. Основные виды использования персонального компьютера во внеурочной деятельности. Сущность и задачи внеклассной работы. Содержание внеклассной работы и ее особенности. Основные этапы внеклассного мероприятия. Виды внеклассных мероприятий.
12. Компьютерное программное обеспечение по курсу информатики
Состав и назначение учебного программного обеспечения по курсу информатики (по разделам и темам курса). Новые информационные технологии обучения. Педагогические программные средства, их классификация (демонстрационные, тренажерные, контролирующие программы, учебные инструментальные программные средства, учебные «компьютер-
ные» среды и др.). Основные требования к ним. Оценка качества программных средств учебного назначения. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технических средств учебного назначения. Использование телекоммуникационных технологий средств мультимедиа в обучении. Методические аспекты использования телекоммуникационных технологий в школе.
Примерные темы курсовых работ
1. Перспективы внедрения образовательных электронных изданий и ресурсов на базе мультимедийных технологий в общеобразовательную школу.
2. Дидактические возможности информационно образовательной среды.
3. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся.
4. Единое информационное пространство школ региона.
5. Анализ требований к созданию и внедрению образовательных электронных изданий и ресурсов в учебный процесс.
6. Анализ УМК по информатике в общеобразовательной школе.
7. Межпредметные связи школьного курса информатики.
8. Использование сервисов Web 2.0 на уроках информатики.
9. Формирование профессиональной готовности педагогов к использованию новых организационных форм в учебном процессе.
10. Методика изучения темы «Базы данных» в школьном курсе информатики.
11. Профильное обучение информатике.
12. Гипертекстовые и гипермедиа технологии в создании и применении
образовательных электронных изда- 2 ний и ресурсов.
13. Использование сетевого взаимодействия на уроках информатики в общеобразовательной школе.
14. Использование метода проектов для активизации познавательной 3. деятельности учащихся в школе.
15. Традиционные формы обучения в общеобразовательной школе.
16. Инновационные формы обучения в общеобразовательной школе: реалии и перспективы применение на 4. уроках по информатики.
17. Использование возможностей телекоммуникационных сетей в общеобразовательной школе.
18. Занимательные задачи для внеклассных мероприятий по информатике. 5.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образова- 6 тельный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 - Педагогическое образование». Квалификация (степень) - бакалавр. - 2011. - URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d 09/m788.html
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Информатика». МШУ. - URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/ poops/1/5/20110411161649.pdf Дергачева ЛМ. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория и методика обучения информатики». Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование». Профиль подготовки «Информатика». Степень выпускника -бакалавр. - М.: МГЛУ, 2011. Малева А.А., Малев В.В., Микерова Л.Н. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Б3.Б3 Методика обучения и воспитания (по профилю «Информатика и ИКТ»)». Воронежский государственный педагогический университет. - URL: http://pk.vspu.ac.ru/pr/files/INF/%D0%913 /%D0%913/po_metodica_an.pdf Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие / Под ред. А. А. Кузнецова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 207 с. Никандров Н.Д. Организационные формы и методы обучения в высшей школе // Проблемы педагогики высшей школы. -СПб., 1972. ■
111