Хапилин С.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры международной торговли и таможенного дела Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Эл. почта: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
В работе обобщаются приоритетные направления совершенствования системы контроля таможенной стоимости в контексте обеспечения соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства Таможенного союза, предотвращения недобросовестной ценовой конкуренции, совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием.
Ключевые слова: таможенная стоимость, трансфертное ценообразование, таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Khapilin S.A.
METHODOLOGIAL ASPECTS OF REFORMING THE SYSTEM OF CONTROL OF CUSTOMS VALUE
The paper summarizes the priorities for improving the system of control of customs value in the context of ensuring compliance by traders of the customs legislation of the Customs Union, preventing unfair price competition, improving control over transfer pricing.
Keywords: customs value, transfer pricing and customs regulation of foreign economic activity.
На современном этапе развития мировой экономики происходят структурные сдвиги в уровне концентрации и монополизации производства, переплетении и взаимопроникновении частных и государственных механизмов регулирования экономических процессов; трансформации национального характера рынков, развитии
международных форм межотраслевого перелива капитала. В системе мирохозяйственных связей усиливается не просто монополизация производства, а его монополистическая интернационализация. Транснациональные корпорации ведущих государств, возглавляющие международные производственно-технологические цепочки и выступающие собственниками ресурсной базы производства и ключевых его этапов, реализуют стратегию сосредоточения на головной территории стратегически важных производственных этапов (в первую очередь, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, дающих ключевые патенты), при этом сознательно создаются препятствия для развития наукоемкого производства в конкурирующих государствах.
В данных условиях складывается сложная система технологической и экономической зависимости в формировании потребительной стоимости. Распределение продажной цены между национально обособленными хозяйствующими субъектами (то есть определение, какая часть цены конечной продукции достанется участвующим в международной производственно-технологической цепочке национальным хозяйствующим субъектам), характер использования получаемых ресурсов в последующем процессе воспроизводства на поверхности принимают форму субъективного определения контрактных цен транснациональными компаниями.
В результате усиливается неравномерность не только в уровнях развития национальных хозяйств и конкретных отраслей экономики, но и в характере конкурентного взаимодействия национально-хозяйственных производств, входящих в международную производственно-
технологическую цепочку, уровнях концентрации функциональных этапов мирового производства в национальных экономиках, в характере отношений собственности в производстве конкретной продукции национальными хозяйствующими субъектами, в роли данных субъектов в международном воспроизводственном процессе и, в частности, в международных производ-
ственно-технологических цепочках. Формирование международной потребительной стоимости порождает множество противоречий между ТНК и национальными экономическими и политическими структурами за большую долю в производстве и прибыли [1].
Значимую роль в обеспечении защиты отечественных товаропроизводителей и процессах эффективного включения экономики России в мировое экономическое пространство в рамках инструментария таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности играет базовая категория таможенно-тарифного регулирования - таможенная стоимость. Занижение таможенной стоимости при импорте приводит к искажению регулятивного механизма таможенно-тарифного регулирования и, как следствие, недобросовестной ценовой конкуренции, выводу налоговой базы за пределы Российской Федерации в офшорные юрисдикции и центры распределения прибыли транснациональных корпораций. Кроме того, в условиях жесткого «связывания» импортного тарифа нормами ВТО должный контроль за таможенной стоимостью остается единственным возможным механизмом обеспечения полноты собираемости таможенных платежей [2].
Повышение эффективности контроля таможенной стоимости является необходимым условием совершенствования механизма таможенного регулирования. Контроль таможенной стоимости является одной из наиболее сложных задач таможенного регулирования ВЭД, «квинтэссенцией» его эффективности. В конечном счете, именно контроль таможенной стоимости предопределяет направления развития контроля за начислением таможенных платежей и уплатой их в бюджет [3]. При неэффективном контроле недобросовестные участники ВЭД имеют возможность искажать ценовую информацию, необходимую для точного исчисления подлежащих уплате таможенных платежей. Для сокращения платежей участники ВЭД чаще всего используют следующие способы:
1. Искажение стоимостных показателей внешнеэкономических сделок, позво-
ляющих уменьшить размер налоговой базы (занижение таможенной стоимости на расходы по транспортировке товара, страховые расходы, платежи за право пользования объектами интеллектуальной собственности), а также прямая фальсификация документов: формирование двух комплектов документов с одинаковыми реквизитами, но разными данными о стоимости товаров.
2. Использование необоснованных изъятий и скидок, перенос части стоимости товара на разрешенные вычеты (оказание технической помощи, монтаж) при их фактическом отсутствии.
3. Использование трансфертного ценообразования при совершении внешнеторговых операций между формально или неформально связанными друг с другом контрагентами, использование фирм-«однодневок», создаваемых для конкретной внешнеторговой операции.
4. Совершение фиктивных экспортных сделок или завышение таможенной стоимости вывозимых из России товаров с целью получения льгот, предусмотренных для экспортеров, и, как следствие, необоснованного возмещения НДС [4].
При существующей методике таможенной оценки наличие эффективных механизмов контроля объективно необходимо вследствие высокой вероятности заявления недостоверных сведений о стоимости сделки, что предопределяет необходимость модернизации механизма таможенного контроля по ряду ключевых направлений.
В данном контексте следует отметить, что проблемы таможенного регулирования, связанные с ценовым контролем для целей обложения таможенными платежами, принципиально не отличаются от аналогичных проблем налогового регулирования. При этом, по мнению многих исследователей, именно внешнеторговое ценообразование является фактором риска бюджетных потерь, а осуществление контроля за ценами сделок внутри страны постепенно теряет актуальность. Научные исследования, законодательная база и практика деятельности налоговых органов
в данном вопросе гораздо обширнее в сравнении с теорией и практикой таможенного регулирования. В связи с этим представляется целесообразным переложить ряд ключевых положений налогового регулирования в практику таможенного регулирования с целью совершенствования системы контроля таможенной стоимости.
Существенной проблемой таможенного регулирования, тесно связанной с влиянием внешнеторговых цен на определение основы для исчисления таможенных платежей, является контроль за трансфертным ценообразованием. Регулирование вопросов трансфертного ценообразования в целях определения налоговой базы является одной из сложнейших проблем налоговых и таможенных органов во всем мире. Трансфертное ценообразование напрямую связано с манипулированием расходами, доходами и затратами между взаимосвязанными лицами способами, отличными от тех, которые были бы использованы в операциях, совершенных в нормальных рыночных условиях, с целью получения налоговой выгоды.
Среди наиболее распространенных способов намеренного уменьшения налоговых обязательств группы связанных или контролируемых лиц можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование одной из сторон сделки налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие у одной из сторон сделки убытков по данным налогового учета [5].
Вследствие вышеизложенного возникает необходимость ограничения возможностей участников внешнеэкономической деятельности по установлению цен сделок для целей исчисления таможенных платежей, налоговая база которых искажается вследствие ценового манипулирования. При этом сам процесс коммерческого внешнеторгового ценообразования не является объектом такого регулирования, вмешательство государства происходит лишь на этапе заявления налоговой базы таможенных платежей, основой которой
служит цена товара, перемещаемого через таможенную границу.
Для целей налогообложения Организацией экономического сотрудничества и развития разработан так называемый принцип «вытянутой руки» - стандарт, который принят странами - членами ОЭСР для целей налогообложения. Применение принципа «вытянутой руки» установлено в ст. 9 Модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов на доходы и капитал. Суть применения данного правила сводится к следующему: если между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть начислена при отсутствии таких условий одному из предприятий, но из-за наличия этих условий, не была ему начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и соответственно обложена налогом. Методы, выработанные в рамках ОЭСР, прошли апробацию и успешно применяются в практике налогового администрирования многих государств.
Кроме того, в соответствии с концептуальным подходом, определенным Министерством финансов Российской Федерации, в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения, направленные на предотвращение тех способов минимизации налогов, в основе которых лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена независимыми лицами. Вследствие этого представляется возможным использовать имеющиеся разработки для совершенствования таможенного контроля за трансфертными ценами.
В Таможенном союзе в целях осуществления таможенного контроля за трансфертным ценообразованием используется исчерпывающий перечень признаков взаимосвязанности сторон, заимствованный из Соглашения о применении ст. VII ГАТТ. Данный подход имеет ряд существенных недостатков, основной из кото-
рых заключается в том, что при установлении полного перечня критериев объективно не могут быть полностью учтены все признаки взаимосвязанности участников ВЭД.
Налоговое законодательство при определении перечня взаимосвязанных лиц исходит из определения открытого перечня критериев взаимосвязанности лиц, предусматривая возможность признания лиц взаимосвязанными в судебном порядке.
Проецируя данные положения применительно к вопросам таможенного регулирования, целесообразно использовать две группы оснований для признания лиц взаимосвязанными: 1) сохранить действующий порядок признания лиц взаимосвязанными на основании законодательно закрепленных формальных критериев и 2) установить возможность признания взаимосвязанности сторон в судебном порядке для тех случаев, когда участниками ВЭД используются достаточно сложные структуры взаимосвязанности, которые не охватываются формальными критериями. Для этого необходимо установить четкое нормативное определение данного понятия. Используя методологические подходы к контролю за трансфертным ценообразованием, осуществляемым налоговыми органами, под взаимосвязанными лицами для целей обложения таможенными платежами предлагается понимать лица, одно из которых самостоятельно, совместно с другими лицами или через других лиц может оказывать влияние на условия и результаты сделок, совершаемых другим лицом в силу участия в капитале этого лица, заключенного между ними соглашения либо иной возможности влиять на решения, принимаемые другим лицом.
При этом как факт выявления таможенными органами законодательно установленных признаков взаимосвязанности сторон внешнеторговой сделки, так и установление взаимосвязанности лиц судом должны стать основаниями для невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и перехода к
другим методам определения таможенной стоимости.
Предлагаемый подход позволяет устранить недостатки существующего формализованного порядка, при котором несоответствие заданным критериям не позволяло таможенным органам инициировать процесс проверки зависимости влияния взаимосвязи сторон внешнеторговой сделки на заявляемую налоговую базу для исчисления таможенных платежей и будет способствовать повышению фискальной эффективности таможенного контроля за трансфертным ценообразованием.
В целях оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, связанного с вопросом использования при исчислении таможенных платежей цен внешнеторговых сделок между взаимосвязанными лицами, целесообразно также предусмотреть возможность заключения между участниками ВЭД и таможенными органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
Институт соглашений о ценообразовании широко используется и в международной практике, и в российской системе налогового администрирования и позволяет взаимосвязанным лицам до совершения контролируемых сделок заключить с таможенными органами соглашения, в которых фиксируются методы определения соответствия цен сделок рыночным ценам. Цель подобных соглашений заключается в предварительном определении трансфертных цен и обосновании их величины с использованием установленных законодательством методов, после внешнеторговые сделки не подвергаются дополнительному ценовому контролю.
Ключевым фактором эффективности данных мер должно стать обеспечение детально регламентированной и прозрачной процедуры принятия соглашений, определяющей последовательность административных процедур и действий таможенных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями таможенных органов, а также взаимодействия с
физическими или юридическими лицами, органами государственной власти, учреждениями и организациями при исполнении данной государственной функции. Издание подобного акта вписывается в контекст административной реформы, одним из магистральных направлений которой является четкая регламентация деятельности органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг.
Выполнение условия соответствующего соглашения и применение предусмотренной им цены во внешнеторговой сделке не должны повлечь последующих дополнительных оценок таможенными органами результатов этой сделки и доначисления таможенных платежей.
Таким образом, цены внешнеторговых сделок оказывают значительное влияние на эффективность фискальной деятельности таможенных органов. Повышение эффективности ценового контроля с целью точного определения основы для начисления таможенных платежей можно отнести к числу приоритетных задач таможенного администрирования.
Обобщая вышеизложенные положения, к основным направлениям совершенствования контроля за внешнеторговым ценообразованием в рамках администрирования таможенных платежей можно отнести:
- установление оснований для признания лиц взаимосвязанными в целях пресечения использования трансфертных цен на основании формально установленных критериев и на основании решения суда (в случаях, когда выявляются признаки взаимосвязанности сторон, не подпадающие под формально определенные критерии). При этом наличие взаимосвязанности сторон должно являться основанием для невозможности применения участниками ВЭД метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
- внедрение практики заключения ценовых соглашений между таможенными органами и участниками ВЭД по аналогии с реализуемым Правительством РФ механизмом заключения аналогичных соглаше-
ний между налоговыми органами и налогоплательщиками, что позволит обеспечить прозрачность внешнеэкономических сделок и высокую степень открытости участников ВЭД для таможенных органов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Николаев А.Б. Мирохозяйственные аспекты формирования стоимости // Философия хозяйства. № 1 (85). 2013. С. 159173.
2. Хапилин С.А. Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях реализации административной реформы // Вестник Томского государственного университета. № 361. 2012. С. 131-133.
3. Хапилин А.Ф., Хапилин С.А., Иванова О.Б. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности: роль таможенных платежей: монография. - Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), 2009.
4. Цыкунов И.В. Таможенный союз и либерализация контроля таможенной стоимости // Белорусский экономический журнал. № 4. 2011. С. 97-107.
5. Войтов С.Г. Таможенная стоимость товаров: украинский опыт определения и контроля // Российский внешнеэкономический вестник. № 6. 2013. С. 109-119.
6. Иванова О.Б., Хапилин С.А. Финансовый аспект таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях углубления интеграционных процессов // Финансовые исследования №4 (41), 2013.
REFERENCES
1. Nikolaev A.B. World economic aspects of the value chain // Philosophy of Economy. № 1 (85). 2013. P. 159-173.
2. Khapilin S.A. Methodological approaches to evaluating the effectiveness of customs regulation of foreign economic activity in terms of administrative reform implementation // Bulletin of Tomsk State University. № 361. 2012. P. 131-133.
3. Khapilin A.F. Khapilin S.A., Ivanova O.B. Methods of regulation of foreign economic activity: the role of customs duties:
monograph. - Rostov-on-Don: Rostov state university of economics (RINH), 2009.
4. Tsykunov I.V. Customs Union and the liberalization of the customs value control // Belarusian Economic Journal. № 4. 2011. P. 97-107.
5. Voitov S.G. Customs value of goods: Ukrainian experience in defining and monitoring // Russian foreign trade bulletin. № 6. 2013. P. 109-119.