Научная статья на тему 'Методические аспекты оценки инновационного развития регионов и мониторинга результатов инновационной деятельности (на примере города Москвы)'

Методические аспекты оценки инновационного развития регионов и мониторинга результатов инновационной деятельности (на примере города Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ИНДЕКС / МЕТОДИКА / МОСКВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова Инна Николаевна, Уткин Виктор Сергеевич

Стратегической целью инновационного развития России является модернизация экономики страны на базе формирования эффективной инновационной политики, в том числе региональной, направленной на обеспечение конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и мировых рынках товаров и услуг. Исследование регионов показывает, что без должной нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности не только снижается инновационная активность, но и теряются конкурентные преимущества региона и, как следствие, снижается инновационный потенциал. Система мониторинга развития и оценки инновационной активности регионов должна базироваться на основе Индекса инновационного развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты оценки инновационного развития регионов и мониторинга результатов инновационной деятельности (на примере города Москвы)»

^Рътоёа Жимо^ше&иа,

^птим ^штьор,

сМшпх^и/шжьье шяшмпм (щешш ишню^ацштшш} ^а^ёмтил ^ъегштоё

ишю^ацштлюй делмгельшхупъи, {па города сМхюмём)

Стратегической целью инновационного развития России является модернизация экономики страны на базе формирования эффективной инновационной политики, в том числе региональной, направленной на обеспечение конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и мировых рынках товаров и услуг. Исследование регионов показывает, что без должной нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности не только снижается инновационная активность, но и теряются конкурентные преимущества региона и, как следствие, снижается инновационный потенциал. Система мониторинга развития и оценки инновационной активности регионов должна базироваться на основе Индекса инновационного развития региона.

Инновации, развитие, регион, индекс, методика, Москва.

нновационная политика обычно формируется на основе научно-технической и промышленной политики. Системный подход к инновациям предполагает фокусирование политики на взаимодействии социальных институтов и интерактивных процессов, действующих при создании знаний, их распространении и применении. Термин «национальная инновационная система» описывает это множество институтов и движение знаний. Такой теоретический подход определяет выбор проблем, поставленных при инновационных обследованиях, и подразумевает необходимость всестороннего рассмотрения всевозможных взаимосвязей и источников знаний.

Какова основа для выбора масштаба, структуры, показателей для получения массива сопоставимых по регионам данных? Разнообразие как специализированных, так и общих инновационных аналитических разработок свидетельствует о том, что потенциально доступны многие виды данных. Очевидно, однако, что анализ, охватывающий все возможные фокусы, был бы исключительно трудоемким. Необходимо определять ключевые приоритеты и отбирать показатели, отрасли и подходы, на которых следует сосредоточиться. Здесь возникают два главных вопроса: что поддается измерению и что целесообразно измерять?

Инновационная деятельность - процесс, изменяющийся во времени. Предприятия вносят изменения в продукты и процессы, используют новые знания. Динамический процесс труднее измерять, чем статичную деятельность. Для выявления этого процесса и его свойств в методике предлагаемого нами Индекса инновационного развития регионов России заложены подходы к сбору данных об инновационном процессе вообще (например, об инновационной деятельности, затратах, связях, о факторах, влияющих на инновационную деятельность, о результативности инноваций).

При построении системы инновационных показателей важнейшими соображениями являются информационные потребности политиков и аналитиков. Нами был проведен анализ этих потребностей, являющихся частью обширной информационной системы, которая помогает

уменьшить неопределенность последствии решении.

Инновационная деятельность может сдерживаться многими факторами. Существуют причины, по которым она вообще не начинается, существуют факторы, замедляющие такую деятельность либо отрицательно влияющие на нее. Сюда входят экономические факторы, такие как высокие цены или отсутствие спроса, факторы, специфические для предприятия, например недостаток квалифицированного персонала или знаний, либо законодательные факторы, такие как регламенты или налоговые льготы.

Понимание того, что региональные факторы могут существенно влиять на инновационную способность предприятий, вызвало значительный интерес к изучению инноваций на региональном уровне. Важную роль играет также инфраструктура. Системный подход дополняет другие теории, сосредотачивающие внимание на инновационном развитии, на мотивах инновационной активности и инновационной деятельности отдельного региона. Источником соответствующих данных служат различные информационные базы и данные бухгалтерского учета предприятий региона.

Проблема инновационного развития регионов России является довольно часто обсуждаемой в течение последнего года, что обусловлено и принятием Стратегии инновационного развития России до 2020 г. Показателям инновационной деятельности уделяют внимание ведущие научные, образовательные и общественные учреждения: Институт экономики РАН, Институт экономической политики Гайдара, Межведомственный аналитический центр, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Высшая школа экономики, Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, Ассоциация инновационных регионов и ряд других (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы инновационного развития регионов

Организации-разработчики Блоки Характеристики

Ассоциация инновационных регионов России и Минэкономразвития (17 показателей) Потенциал в создании инноваций Наличие в регионе человеческого капитала для создания инноваций

Потенциал в коммерциализации инноваций Финансовые и производственные возможности для расширения выпуска инновационной продукции в регионе

Результативность инновационной политики Нацеленность региональных органов власти на модернизацию экономики региона

Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (6 показателей) Инновационная восприимчивость Характеризует фондоотдачу, производительность труда и экологичность производства

Инновационная активность Характеризует выпуск инновационной продукции на душу населения, затраты на исследования и разработки и технологические инновации на 1 занятого

Высшая школа экономики (35 показателей) Социально-экономические условия инновационной деятельности Основные макроэкономические показатели, образовательный потенциал населения, развитие информационного общества

Научно-технический потенциал Финансирование научных исследований и разработок, кадры, публикационная и патентная активность, создание передовых производственных технологий, торговля технологиями

Инновационная деятельность Активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций, малый инновационный бизнес, затраты на технологические инновации, результативность инновационной деятельности

Качество инновационной политики Качество нормативно-правовой базы и организационного обеспечения инновационной политики, затраты консолидированного бюджета

Открытое правительство (17 показателей) Интегральные показатели эффективности инновационного развития Характеризуют показатели: доля высокотехнологичной продукции в ВВП; баланс экспорта и импорта высокотехнологичной продукции; доля выпускников российских вузов, принятых и успешно завершивших обучение по магистерским и докторским программам в ведущих мировых вузах (первая сотня глобальных рейтингов); международные публикации и цитируемость российских ученых; количество международных патентов, зарегистрированных российскими физическими и юридическими лицами

Сегментированные показатели эффективности инновационного развития Характеризуют показатели: инновации в экономике; инновации в образовании и науке; инновации в общественной жизни

В рамках подгруппы по инновационному развитию Открытого правительства были выделены отдельные показатели, характеризующие сегментированные показатели:

- инновации в экономике (уровень энергоэффективности экономики; уровень производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве; уровень доходов инжиниринговых компаний; объем ВРП в субъектах РФ, на территории которых расположены территориальные кластеры;

- инновации в образовании и науке (место России в мировых рейтингах конкурентоспособности и инновационности экономики; объем доходов от распоряжения патентами, принадлежащими российским гражданам и юридическим лицам; доля выпускников российских вузов, работающих по полученной специальности; место российских вузов в глобальных рейтингах; число международных грантов на научные исследования, полученных российскими научными коллективами);

- инновации в общественной жизни (доля граждан России, открывших собственное дело в России; число квалифицированных специалистов, уезжающих из России работать за рубеж и приезжающих на работу в Россию; количество документов в области стандартизации (согласно ст. 13 Закона «О техническом регулировании»), разработанных по приоритетным направлениям науки и техники.

Основным недостатком данных индикаторов является использование публикационной активности, который по нашему мнению должен иметь отдельный рейтинг. Проведенные расчеты Индекса позволили выделить отдельно показатели научно-технического потенциала региона в части публикационной активности, хотя ряд Индексов включает в систему показателей индекс цитируемости публикаций, что приведет к искажению оценки инновационного развития региона.

Сущность индекса с позиции концептуально нового подхода определения инновационного контура и триады выбранных объектов исследования позволяет проводить более точную выборку и оценку инновационного развития (рис. 1).

Преимущества ИИРР

Росстат

(региональные органы статистики),

спарк

II

• потенциал

• развитие

Регион

Сектор экономики

• точки роста

• потенциал

• развитие

/■■ X .................._ 1 - г~ „

| Росстат, СПАРК

ОССТаТ (региональные органы статистики)

Бухгалтерская отчетность

~—с--

\ 7

хг

потенциал развитие

Организации

Рис. 1. Преимущества Индекса инновационного развития регионов России, разработанного Институтом инновационной экономики Финуниверситета

В программе «Москва - инновационная столица России» указан целевой Индикатор - создание центра инновационного развития и определены задачи: увеличение числа занятых инновационной деятельностью, рост доли инновационной продукции в ВРП города, повышение эффективности работы инновационной инфраструктуры, продвижение Москвы как инновационной столицы мира). Также декларируется, что уже в этом году столица запустит автономный онлайн-ресурс - «электронный реестр», который позволит заказчикам сообщать, какую инновационную продукцию они планируют закупать, а инноваторам - ее предлагать. При этом в реестр будут попадать только товары и услуги, использование которых принесет определенную (сейчас обсуждается показатель в 30%) экономию ресурсов в течение жизненного

цикла проекта, что достаточно дискуссионно.

В Москве имеются нефинансовые и финансовые институты поддержки инновационной деятельности: ведут инновационную деятельность почти два десятка технопарков, 2 центра трансфера технологий, 5 бизнес-инкубаторов, особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград» и финансовые институты - Московский венчурный фонд, ПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы» (под управлением УК «Альянс РОСНО Управление Активами»), закрытый ПИФ особо рисковых (венчурных) инвестиций «Второй региональный венчурный фонд города Москвы» под управлением ЗАО «ВТБ Управление активами». Выделены приоритетные направления инновационной деятельности в Москве: медицинская техника; энергетика и энергосбережение; водоочистка и водопотребление; новые строительные материалы, конструкции и технологии; навигационные, телекоммуникационные и 1Т-услуги и технологии; химико-технические технологии; биоинженерия и новые лекарственные средства; экологически чистый транспорт; высотное строительство и подземная урбанизация; электроника, точное машиностроение, приборостроение; новая коммунальная техника, оборудование и материалы, для эксплуатации объектов ЖКХ; безопасность жизнедеятельности населения.

В данной статье проведена оценка ряда показателей инновационного развития г. Москвы1 (табл. 2).

Таблица 2

Показатели инновационного развития регионов России

Показатели Источник Значение

Индекс технологического обмена Росстат Показывает значимость организаций региона во внешнеторговом обмене, которые характеризуют регион в мировом технологическом обмене как производящий технологии, использующий импортные технологии и технологически сбалансированный

Индекс технологического обмена по видам экономической деятельности Росстат Показывает значимость организаций региона в разрезе видов экономической деятельности во внешнеторговом обмене, которые характеризуют регион в мировом технологическом обмене

Средний размер соглашения экспорта (импорта) технологий и услуг технологического характера, тыс. дол. Росстат Показывает тенденции увеличения размера соглашения по импорту (экспорту)

Средний размер соглашения экспорта (импорта) технологий и услуг технологического характера по видам экономической деятельности, тыс. дол. Росстат Показывает тенденции увеличения размера соглашения по импорту (экспорту) по видам экономической деятельности

Доля отгруженной продукции инновационного характера в совокупной доле товаров, % Росстат, СПАРК Показывает значимость инновационной продукции региона

Доля инновационной продукции на организацию (душу населения), тыс. руб. Росстат Показывает инновационный потенциал в расчете на организацию и население

Объем заказов (контрактов) на поставку продукции в последующие периоды на экспорт организациями, занимающимися научными исследованиями и разработками, тыс. руб. СПАРК Показывает спрос на продукцию на экспорт организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками

Число созданных (использованных) передовых технологий Росстат Показывает инновационную активность технологического обмена

Для сравнительной оценки выбраны пять регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Чувашская республика и Республика Татарстан. Индекс технологического обмена показывает, что только в г. Москва увеличился индекс на 0,21, остальные регионы имеют тенденции снижения (рис. 2).

1 Материалы Московской городской Думы. В рамках заседания комиссии по экономической политике, науке и промышленности состоялись депутатские слушания на тему: «Инновационная система Москвы: проблемы и подходы к организации мониторинга инновационного потенциала и эффективности инновационной деятельности». 04 октября 2012 г. Источник: http://www.fa.ru/institutes/efo/news/Pages/lnnovazionnaya%20sistema%20MoskvL18.09.2012.aspx

по структуре по стоимости

Источник: Росстат.

Рис. 2. Индекс технологического обмена регионов

В целом по России индекс уменьшился с 1,18 в 2005 г. до 0,96 в 2010 г., что является отрицательной тенденцией. Стоимостное измерение показало, что индекс по г. Москва уменьшился с 48,08 в 2005 г. до 6,81 в 2010 г., в то же время по Московской области вырос с 7,63 в 2005 г. до 12,99 в 2010 г. Можно сделать вывод, что в зависимости от методики расчета в рейтинге инновационного развития индекс интерпретируется как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Существует и другой подход к расчету показателя «Индекс технологического обмена» как отношение сальдо экспорта и импорта технологий и услуг технического характера к внешнеторговому обороту технологий и услуг технического характера, который показывает конкурентоспособность результатов их инновационной деятельности на мировом рынке. Важным показателем является определение среднего размера соглашения экспорта (импорта) технологий и услуг технологического характера (табл. 3).

Таблица 3.

Средний размер соглашений по регионам, тыс. дол. США

Регион по экспорту по импорту

2005 г. 2010 г. 2005 г. 2010 г.

г. Москва 5 449,47 5 912,85 494,55 3 969,55

г. Санкт-Петербург 321,12 594,28 1 026,15 1 291,60

Московская область 4 767,84 7 163,09 2163,62 704,02

Чувашская Республика 13,60 - 106,10 197,50

Республика Татарстан 1 734,56 1 061,31 4 534,96 2 734,36

По России 1 070,34 2 025,44 1 659,03 1 629,98

По экспорту наблюдается незначительный рост у регионов, кроме Чувашской Республики и Республики Татарстан, а по импорту - значительный рост в г. Москва (802,66%), в то время как у ряда регионов наблюдается снижение: Московская область (32,54%), Республика Татарстан (60,30%).

Внутренние затраты на научные исследования в Москве возросли в 7,8 раза (2010/2000 гг.) (для справки по России - 6,8 раз), при этом в разрезе затрат на оплату труда - в 8,9 раза; по видам работ - на фундаментальные в 10,38 раза, прикладные исследования в 11,7 раза, на разработки - в 5,7 раза. Реестр инновационно-активных предприятий Москвы на сентябрь 2011 г. - всего (!!!) 46 предприятий. Инновационная активность снизилась с 17,6% в 2000 г. до 13,3% в 2010 г. (данные Росстата) (рис. 3). По г. Москва - снижение затрат на 0,33%. Для справки: Калужская область - расходы в 2010 г. - 3,79% (1999 г. - 2,48%, 2009 г. - 4,19%); Московская область - расходы в 2010 г. - 3,44% (1999 г. - 3,6%), г. Санкт-Петербург - расходы в 2010 г. - 3,34% (1999 г. - 3,65%), Нижегородская область - расходы в 2010 г. - 4,17% (1999 г.-3,91%).

■ Российская Федерация ■ г.Москва

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010,00

Источник: Росстат.

Рис. 3. Внутренние текущие затраты на НИОКР к ВРП, %

Москва указана как столица с высоким потенциалом по количеству студентов на 10 000 чел. населения (в 2010-2011 гг. составила 1 011 чел., на 2 месте - Санкт-Петербург - 883 и на 3 месте - Томская область - 783 чел.), но следует обратить внимание на расхождение в данных по численности студентов в г. Москве в разных программах (рис. 4).

■ Российская Федерация в г.Москва в Центральный федеральный округ

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Источник: Росстат.

Рис. 4. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

на 10 тыс. занятых, чел.

Следует отметить отрицательные тенденции по численности персонала в сфере научных исследований и разработок по г. Москва - снижение на 132,3 чел. - наибольшее снижение по России. Число организаций в сфере научных исследований снизилось на 158, а численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками снизилась на 35 599 чел. (2010/2000 гг.), в том числе исследователи - на 13 372 чел., техники - на 1 081 чел., вспомогательный персонал - на 13 707 чел. Численность исследователей с учеными степенями снизилась на 785 чел., в том числе доктора наук - выросли на 2 116 чел., а кандидаты наук снизились на 2 901 чел. При этом число организаций, ведущие подготовку аспирантов увеличилось на 18, а количество аспирантов увеличилось на 8 904 чел. Но (!!!) выпуск с защитой докторантов снизился с 152 чел. в 2000 г. до 78 в 2010 г. Для справки: рост в регионах: Республика Ингушетия - на 13,9, Чеченская Республика - на 14,7, Тюменская область - на 10,1, Ханты-Мансийский округ - на 10,8, Магаданская область - на 9,6.

Проведенный анализ показывает, что снижается концентрация студентов на 1 учебное заведение ВПО в г. Москва с 6,87 тыс. чел. в 1990-91 гг. до 4,36 тыс. чел. в 2010-2011 гг., и только в 1990-91 гг. соотношение Москвы и Томской области было примерно одинаково. Но (!!!) при этом количество студентов выросло в 2,2 раза в г. Москве, а в Томской области - 1,9 раза. Причем в Томской области растет количество студентов на 1 вуз, в 2010-2011 гг. она составила 9,10 тыс. чел. на 1 вуз ВПО. Снижается доля указанных регионов в общем количестве студентов, по г. Москве с 18,72% в 1990-91 гг. до 16,57% в 2010-2011 гг. (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следований и разработок, в 2010 г. составил 266 670,40 тыс. руб., что составляет 21,44% общего объема инновационных товаров по России, причем на г. Москву приходится 63,51% совокупного объема исследования.

Инновационная продукция г. Москвы по степени новизны, (1998-2002 гг.)

Продукция, подвергавшаяся значительным Продукция, подвергавшаяся

технологическим изменениям или вновь внедренная усовершенствованию

Источник: Росстат

Объем отгруженной продукции инновационного характера

<2005-2010 гг.)

5010

ШВШШШШНУШШШШш

мшмшммаиаиш

Доля Москвы в РФ, % ■ Доля Москвы в ЦФО, % № Доля ЦФО в РФ, %

Источник: Росстат

Рис. 6. Показатели отгруженной продукции в г. Москва

Для справки: объем отгруженной продукции инновационного характера организаций г. Москвы по секторам экономики составил:

в 2010 г. (данные за 5 месяцев СПАРК) 224,78 млн руб., в том числе научные исследования и разработки - 75,34% (169 352 тыс. руб.); торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт -10,48% (23 552 тыс. руб.); производство металлических изделий - 6 400 тыс. руб.; производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов - 21 443 тыс. руб.; операции с недвижимостью - 2 393 тыс. руб.; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, - 207,50 тыс. руб.; образование -1 434 тыс. руб.;

в 2009 г. - 1 284,18 млн руб.: научные исследования и разработки - 73,19% (939 928 тыс. руб.); производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи - 78 702 тыс. руб.; предоставление прочих видов услуг - 76 388 тыс. руб.; образование - 73 748 тыс. руб.; производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов - 64 364 тыс. руб.; деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 20 082,0 тыс. руб.; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, - 12 329 тыс. руб.; производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств - 9 750 тыс. руб.; торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт - 8 442 тыс. руб.; оптовая торговля - 444 тыс. руб.

Характеристика инновационного развития г. Москвы показывает тип развития - синергети-ческий эффект на основе развитой образовательной, научно-исследовательской, промышленной, финансовой и транспортной инфраструктуры. К сильным сторонам относятся: высокий научно-исследовательский потенциал (в регионе сосредоточено 60% научно-технического потенциала страны); емкий рынок сбыта товаров и услуг. Регион - один из лидеров по уровню развития малого предпринимательства; ведущее положение по объемам иностранных инвестиций; развитая транспортная инфраструктура.

К слабым сторонам: низкий уровень финансирования инновационной деятельности; слабая организация инновационной деятельности; отсутствие стимулов для осуществления научно-технической и инновационной деятельности у университетов, научных учреждений (отсутствие льгот по налогу на имущество, по налогу на землю, по тарифам на энергоносители и других); низкий уровень зарплат у ученых и специалистов (молодые специалисты не идут в науку, возраст ученых и специалистов в научных учреждениях подходит к верхнему пределу); слаборазвитая инновационная инфраструктура (представляет собой отдельные, не связанные между собой фрагменты); кадровый дефицит специалистов в инновационной сфере; отсутствие спроса на инновационную продукцию со стороны государства и крупных промышленных предприятий; слабая координация программ поддержки инновационной деятельности, реализуемых различными ведомствами, между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.