МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (на примере диспансеризации)*
METHODICAL ASPECTS OF ESTIMATING THE EFFECTIVENESS OF PROVIDING MEDICAL SERVICES (the Case of Medical Check Up)
УДК 336.52 DOI: 10.25631/PEJ.2019.3.42.52
КОЗЛОВА Светлана Александровна
старший преподаватель кафедры финансов Сибирского федерального университета, г. Красноярск, [email protected]
KOZLOVA, Svetlana Aleksandrovna
Senior Lecturer of the Department of Finance, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, s.a.kozlova@ inbox.ru
Аннотация.
В статье рассмотрены направления реализации государственной политики в сфере здравоохранения при оказании медицинских услуг, а именно при профилактике неинфекционных заболеваний. Исследованы нормативные документы, устанавливающие приоритет развития оказания медицинских услуг в РФ в виде первичной медико-санитарной помощи. Также проведен обзор региональных нормативных актов по оценке эффективности оказания медицинских услуг, в частности, при оказании первичной медико-санитарной помощи (на примере диспансеризации определенных групп взрослого населения. В статье предложен авторский показатель оценки эффективности оказания медицинской услуги (на примере диспансеризации), базу для расчета которого представляют результаты контрольно-экспертной деятельности страховых медицинских организаций по результатам оказания медицинских услуг.
Ключевые слова: сфера услуг, медицинские услуги, диспансеризация, первичная медико-санитарная помощь, эффективность
Abstract.
The article discusses the directions of implementing state policy in the healthcare system in the field of medical services, that is during prevention of noncommunicable
© Козлова С. А., 2019.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Красноярского края и ККФН в рамках научного проекта № 18-410-242005.
diseases it examines the regulatory documents that establish the priority for the medical services development in the Russian Federation in the form of primary health care. The paper reviews regional regulations on the assessment of the effectiveness of the medical services provision, in particular when providing primary health care (on the example of medical checkup). The authors propose an indicator of assessing the effectiveness of the medical services provision (for example, medical checkup), the basis for which calculation is presented by the results of the control and expert activity of insurance medical organizations based on the results of the provision of medical services.
Key words: service industry, medical services, medical examination, primary health care, efficiency.
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ, WHO), ведущими причинами смертности населения в XXI в. являются неинфекционные заболевания, такие как сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания и сахарный диабет (рисунок 1).
В этой связи ключевым направлением государственной политики в сфере здравоохранения во многих странах является развитие оказания медицинской помощи, направленной на профилактику развития неинфекционных заболеваний в целях снижения уровня смертности: по опыту многих стран мира,
Рисунок 1
Ведущие причины смертности населения в 2016 г. [1]
достигших 2-3-кратного снижения смертности от неинфекционных заболеваний, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40 до 70% [2]. Кроме того, первичная медико-санитарная помощь, при условии ее качественного оказания, позволяет сократить расходы на здравоохранение, в том числе за счет снижения числа госпитализаций.
В настоящее время ориентиром для определения целей социальной политики являются цели устойчивого развития, по мнению ВОЗ, усиление первичной медико-санитарной помощи важно для достижения цели в области устойчивого развития (далее - ЦУР) № 3 «Хорошее здоровье и благополучие» и для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения, а также способно повлиять и на достижение иных целей [3].
В общем объеме финансирования здравоохранения доля финансового обеспечения оказания первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) в зарубежных странах не превышает 25%, но имеет тенденцию к увеличению на 1-2% ежегодно: в США доля финансирования ПМСП в структуре финансирования здравоохранения составляет около 8%, в Великобритании - около 22%, в Канаде -около 15%, в Германии - около 12%. В 2018 г. увеличение финансирования ПМСП в РФ составило 20% [4].
Целью данной статьи является анализ реализации государственной политики в сфере оказания медицинских услуг и формирование предложений по оценке эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи в условиях повышения ее роли в реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
Задачами исследования являются:
1) анализ нормативных правовых актов, устанавливающих приоритет первичной медико-санитарной помощи в РФ;
2) анализ динамики расходов на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения как одного из направлений оказания первичной медико-санитарной помощи в субъектах РФ за период с 2014 по 2017 г. (на примере Красноярского края);
3) проведение обзора нормативных актов субъектов РФ, устанавливающих показатели оценки эффективности диспансеризации определенных групп взрослого населения;
4) сформулировать предложения в части установления показателей оценки эффективности диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Рассмотрим понятие «первичная медико-санитарная помощь»: в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ПМСП является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения [5].
Приоритет развития первичной медико-санитарной помощи в РФ устанавливается во многих программных и проектных документах, регламентирующих направления социально-экономического развития в РФ.
В таблице 1 систематизированы нормативные акты, определяющие приоритет развития первичной медико-санитарной помощи.
Таким образом, по результатам рассмотрения положений нормативных правовых актов очевидно, что в настоящее время в РФ декларируется приоритет развития медицинских услуг в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи и усиление профилактической направленности.
Реализация такого подхода требует увеличения финансового обеспечения за счет государственных средств, так как требуется устранить существующие проблемы в сфере первичного звена, такие как нехватка врачебных кадров, устаревшее медицинское оборудование, низкая удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи и т. д. Опрос, проведенный ВЦИОМ в 2017 г., показал, что граждане выделяют ряд проблем, первоочередное решение которых позволит улучшить оказание медицинской помощи [10] (рисунок 2).
Таблица 1
Нормативные акты, в которых определен приоритет развития первичной медико-санитарной помощи
Наименование нормативного правового акта Содержание нормы
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [6] С 2018 г начинается реализация трех новых приоритетных проектов: «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», «Формирование здорового образа жизни», «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Целью приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», является создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства, в 33 субъектах Российской Федерации с последующим тиражированием в 85 субъектах Российской Федерации. Реализация проекта позволит повысить уровень удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 47% в 2018 г., до 49% в 2019 г., до 60% в 2020 г.
«Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) [7] Формирование объема и структуры расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2019-2021 годы осуществляется исходя из необходимости концентрации расходов на выполнении приоритетного направления государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, связанных с улучшением здоровья населения на базе развития первичной медико-санитарной помощи, усиления профилактической направленности здравоохранения, мероприятий по охране материнства и детства, повышения доступности и качества медицинской помощи, создания необходимых условий для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, формирования здорового образа жизни
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» [8] Третья задача - повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям
Окончание таблицы 1
Наименование нормативного правового акта Содержание нормы
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [9] В целях противодействия угрозам в сфере охраны здоровья граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают: выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, повышение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершение ее перехода на страховые принципы; повышение эффективности нормативно-правового регулирования в области лицензирования медицинских услуг, контроль качества работы медицинских организаций, внедрение единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; развитие профилактической медицины и первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности и труднодоступных местностях;
Рисунок 2
Ответ респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения должны решаться в первую очередь?»
Таким образом, основными проблемами в сфере здравоохранения являются:
• недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей;
• нехватка врачей;
• недоступность медицинской помощи для населения (дорогие лекарства, услуги);
• недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием.
Очевидно, что решение этих проблем невозможно без увеличения финансового обеспечения отрасли здравоохранения и ПМСП. В этой связи встает вопрос о том, насколько эффективно будут использованы направленные на оказание ПМСП средства.
Как было отмечено ранее, наибольшая эффективность при оказании первичной медико-санитарной помощи достигается от профилактических мероприятий. Одним из ключевых направлений оказания ПМСП, направленным на снижение уровня смертности от неинфекционных заболеваний, является диспансеризация определенных групп взрослого населения. Рассмотрим на примере Красноярского края изменение объема финансового обеспечения проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения.
В Красноярском крае в 2014 г. подлежали диспансеризации определенные группы взрослого населения 513 576 чел., прошли обследование 491 926 чел. (95,8% от подлежащих) при объеме финансирования 639 503,8 тыс. руб.; в 2017 г. - 470 197 чел., прошли обследование 435 975 чел. (92,7% от подлежащих) при объеме финансирования 828 352,5 тыс. руб. Средняя стоимость законченного случая диспансеризации в Красноярском крае с 2014 г. по 2017 г. выросла с 1 298 руб. до 2 281 руб. (на 983 руб., или на 43%).
Таким образом, можно отметить, что финансовое обеспечение проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения ежегодно увеличивается.
Некоторые субъекты РФ устанавливают на региональном уровне показатели оценки эффективности проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения с целью реализации социально значимой задачи по предотвращению смертности от неинфек-
ционных заболеваний. В работе рассмотрены нормативные правовые акты Кемеровской области и Красноярского края, устанавливающие подходы к оценке эффективности проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения (таблица 2).
По результатам рассмотрения нормативных актов, устанавливающих показатели оценки эффективности проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, можно сделать вывод о том, что предлагаемые для оценки показатели можно рассматривать как элементы оценки исполнения основных задач социальной политики в сфере здравоохранения, так как приведенные в таблице 2 показатели позволяют дать оценку выявляемо-сти заболеваний как инструмента предотвращения смертности населения от управляемых причин.
При этом не устанавливаются показатели оценки экономической эффективности использования средств обязательного медицинского страхования, направленных на диспансеризацию определенных групп взрослого населения.
В этой связи необходимо проводить оценку экономической эффективности использования средств исходя из положения: медицинским организациям при оказании первичной медико-санитарной помощи (проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения) необходимо обеспечить достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Предлагается применять для оценки экономической эффективности использования средств на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения результаты проведения контроля качества оказания медицинской помощи, проводимого страховыми медицинскими организациями. До 29 июня 2019 г. порядок проведения контрольно-экспертной работы страховыми медицинскими организациями регулировали положениями приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Таблица 2
Нормативные правовые акты, устанавливающие показатели оценки эффективности диспансеризации определенных групп взрослого населения
Наименование нормативного правового акта Используемые показатели оценки эффективности Пороговое значение
Закон Кемеровской области от 26.12.2018 № 126-ОЗ «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [11] Раздел 9. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи Доля охвата диспансеризацией взрослого населения, подлежащего диспансеризации 2019 г. - 97%; 2020 г. - 97%; 2021 г. - 97%
Доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах и диспансеризации в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года 2019 г. - 3,8%; 2020 г. -3,9%; 2021 г. - 4,0%
Доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах и диспансеризации лиц старше трудоспособного возраста в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года у лиц старше трудоспособного возраста 2019 г. - 3,4%; 2020 г. - 3,5%; 2021 г. - 6,0%
Приказ Министерства здравоохранения Красноярского края от 10.09.2015 № 564-орг «О перечне показателей эффективности деятельности краевых государственных учреждений здравоохранения в части диспансеризации определенных групп взрослого населения» [12] Уровень выявления хронических неинфекционных заболеваний, в том числе: ишемическая болезнь сердца; 1%
артериальная гипертония; 2,5%
сахарный диабет; 0,2%
хроническая обструктивная болезнь легких; 0,2%
онкологические заболевания 0,15%
Уровень выявления злокачественных новообразований на 1-2 стадии 52,5%
Удельный вес пациентов, направленных на 2 этап диспансеризации Не менее 30%
Охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием, охват групповым профилактическим консультированием Не менее 60%
(далее - ФОМС) от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской
помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее - приказ №230) [13], в настоящее время данный нормативный акт отменен, в силу вступил приказ ФОМС от
28 февраля 2019 г. № 36 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее - приказ № 36) [14]. Среди нововведений приказа №36 в части проведения контроля при оказании медицинских услуг в форме профилактических мероприятий можно выделить появление в объектах медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи случаев невключения или несвоевременного включения в группу диспансерного наблюдения, несвоевременной постановки на диспансерное наблюдение, несоблюдения установленной периодичности осмотров граждан, включенных в группы диспансерного наблюдения.
По результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи выявляются следующие типичные нарушения при оказании медицинских услуг при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения:
• несоответствие данных первичной учетной документации;
• непредставление первичной медицинской документации;
• увеличение количества медицинских услуг при отсутствии показаний;
• невыполнение необходимых пациенту диагностических мероприятий.
Указанные нарушения выявляются страховыми медицинскими организациями по результатам проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи и являются основанием для отказа в оплате медицинской помощи. В таблице 3 приведены нормативы проведения указанных форм контроля от объемов оказания медицинской помощи.
Результаты проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи оформляются актами по формам, установленным ФОМС, в которых указываются выявленные нарушения. Акт составляется в двух экземплярах, один
экземпляр передается в медицинскую организацию, второй экземпляр остается в страховой медицинской организации/территориальном фонде.
При проведении оценки экономической эффективности диспансеризации определенных групп взрослого населения предлагается использовать показатель «Ущерб системы обязательного медицинского страхования от некачественного оказания медицинской помощи, руб.», который рассчитывается следующим образом:
где У - сумма ущерба, причиненного системе обязательного медицинского страхования в результате некачественного оказания медицинской помощи, руб., выразившегося:
а) в необоснованном увеличении количества медицинских услуг при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения (например, проведение обследований при отсутствии показаний);
б) в необоснованном получении денежных средств за неоказанные медицинские услуги (подача в реестрах счетов медицинских услуг, фактически не оказанных пациенту, при наличии показаний);
N. - количество г-го обследования, проведенного пациенту необоснованно, ед.;
Б. - стоимость г-го обследования, проведенного пациенту необоснованно, ед.
Обоснованность оказания медицинских услуг оценивается в ходе проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и отражается в актах.
Таким образом, по результатам расчета данного показателя возможно провести оценку экономической эффективности проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения путем оценки достижения результата - по результатам проведения диспансеризации пациенту должна быть правильно определена группа здоровья при условии проведения необходимых обследований.
Таким образом, в настоящей статье на основании рассмотрения особенностей фи-
Таблица 3
Нормативы проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинских услуг в виде ПМСП в амбулаторных условиях
Наименование формы проведения контроля Субъект контроля Объект контроля Основание
Медико-экономический контроль Специалисты страховых медицинских организаций и территориальных фондов 100% предоставленных медицинскими организациями реестров счетов на оплату медицинской помощи Ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - закон № 326-ФЗ) [15]; Раздел III приказа № 36
Медико-экономическая экспертиза Специалист-эксперт страховой медицинской организации, являющийся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее пяти лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования Объем ежемесячной выборки при оказании медицинской помощи амбулаторно - 0,8% от числа принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи. Устанавливается соответствие объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации Ч. 4 ст. 40 закона №326-ФЗ; Раздел IV приказа № 36
Экспертиза качества медицинской помощи Эксперт качества медицинской помощи, включенный в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, по поручению территориального фонда Объем ежемесячных экспертиз качества медицинской помощи составляет от числа принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи не менее при оказании медицинской помощи амбулаторно -0,5%. Ч. 6 ст. 40 закона № 326-ФЗ; Раздел V приказа № 36
нансового обеспечения оказания первичной медико-санитарной помощи и региональных систем оценки эффективности ее оказания (на примере диспансеризации определенных групп взрослого населения), ориентированных на оценку исполнения задач социальной политики, обосновывается необходимость расширения методических подходов к оценке эффективности оказания медицинских услуг, предлагается применять разработанный авторский показатель оценки экономической эффективности использования средств обязательного медицинского страхования, на-
правленных на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения, через оценку ущерба, причиненного в результате допущения недостатков при оказании медицинской помощи.
Необходимо отметить, что продолжение исследований в обозначенном направлении позволит дополнить показатели оценки экономической эффективности и сформировать систему ее оценки в отношении диспансеризации определенных групп взрослого населения как направления оказания первичной медико-санитарной помощи.
Список литературы
1. Десять ведущих причин смерти в мире. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ fact-sheets/detail/the-top-10-causes-of-death (дата обращения: 20.07.2019).
2. Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. Подготовлен сотрудниками ФГБУ ГНИЦПМ П. В. Ипатовым и М. В. Попович при непосредственном участии главного внештатного специалиста по медицинской профилактике Минздрава России С. А. Бойцова и экспертов ВОЗ Sylvie Stachenko, Frederiek Mantingh, Jill Farrington, Enrique Loyola, Е.Д.Юрасовой. Проект Стратегии подготовлен при поддержке Европейского бюро ВОЗ в рамках Двухгодичного соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения 2016/2017 и Проекта ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями (Проекта по НИЗ), финансируемого за счет гранта, выделенного Министерством здравоохранения Российской Федерации. Москва 2016. URL: https:// www.gnicpm.ru/UserFiles/PR0EKT_STRATEGII_NIZ-210616.pdf (дата обращения: 20.07.2019).
3. Первичная медико-санитарная помощь. URL: https://www.who.int/ru/news-room/ fact-sheets/detail/primary-health-care (дата обращения: 20.07.2019).
4. Стадченко H. Н. Система ОМС помогла выжить отрасли здравоохранения. URL: http://ffoms.ru/news/monitoring-smi/sistema-oms-pomogla-vyzhit-otrasli-zdravookhraneniya/ (дата обращения: 20.07.2019).
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://student.consultant.ru/cgi/online. cgi?from=221302-598&rnd=9A477B1093B54CB8D1666CF6420378F7&req=doc&base= NBU&n=325674#09267481356105767 (дата обращения: 21.07.2019).
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг. URL: http://student.consultant.ru/cgi/online.cgi? req=doc&ts=1325413778025136980186818647&cacheid=C536AC627400F91D075411C 2C8361CE1&mode=splus&base=NBU&n=282738&rnd=0.11114489749224754#0580865-9959317868 (дата обращения: 21.07.2019).
7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения: 21.07.2019).
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e35 9e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 21.07.2019).
9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 21.07.2019).
10. Эффективность российского здравоохранения и система ОМС. Результаты опроса ВЦИОМ. Москва 2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116534 (дата обращения 24.07.2019).
11. Закон Кемеровской области от 26.12.2018 № 126-ОЗ «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». URL: https://kuzdrav.ru/upload/guarantee/zakon_211218.pdf (дата обращения: 24.07.2019).
12. Приказ Министерства здравоохранения Красноярского края от 10.09.2015 №564-орг «О перечне показателей эффективности деятельности краевых государственных учреждений здравоохранения в части диспансеризации определенных групп взрослого населения». URL: http://www.krasmed.ru/upload/iblock/1cc/prikaz_.564. org_kriterii_effektivnosti_d.pdf (дата обращения: 24.07.2019).
13. Приказ ФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». URL: http://www. zms.chita.ru/doc/norm/pffoms230.pdf (дата обращения: 24.07.2019).
14. Приказ ФОМС от 28.02.2019 № 36 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». URL: https://www.mgfoms. ru/document/169 (дата обращения: 24.07.2019).
15. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330131&fld=134&dst=100164,0&r nd=0.656554286464671#0318232122309281 (дата обращения: 24.07.2019).