УДК 657.3(075)
Чухрова О.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье раскрывается технология формирования финансового бюджета как основного инструмента для планирования и управления финансовыми потоками организаций. Автором систематизированы основные подходы к организации бюджетного процесса в целом и к формированию ключевых сводных бюджетов в частности. Предложены основные направления стандартизации бюджетной технологии, что в совокупности характеризует модель формирования финансового бюджета как обязательной подсистемы менеджмента любой коммерческой организации.
Ключевые слова
Управленческий учет, бюджетирование, бюджет, финансовое планирование. JEL: G31, M41
Chukhrova O.V.
METHODICAL ASPECTS OF FINANCIAL BUDGET FORMING OF THE COMMERCIAL ORGANIZATION
Abstract
The article reveals the technology of forming the financial budget as the main tool for planning and management of financial flows of organizations. The author systematizes the main approaches to the organization of the budget process in general and to the formation of key consolidated budgets in particular. The main directions of budget technology standardization are proposed, which together characterizes the model of financial budget formation as an obligatory management subsystem of any commercial organization.
Keywords
Management accounting, budgeting, budget, financial planning.
Введение. Цель деятельности любой организации в рыночных условиях -получение положительного финансового результата, извлечение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности коммерческого субъекта, что предполагает ключевую цель управления хозяйственной деятельности - фактическое получении прибыли при минимальном разрыве между ними. При этом «первично традиционным подходом к достижению этой цели всегда выступало
планирование всех результативных показателей в зависимости от многих факторов: массы денежных средств, возможностей рынка принять предложенную продукцию, готовности рынка представить необходимую массу сырья и даже возможности кадрового потенциала поддерживать управленческую инфраструктуру и многое другое» [1]. На этом фоне значимыми становятся именно результативные показатели деятельности организации, имеющие отра-
жение в следующих формах бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерском балансе; отчёте о финансовых результатах; отчёте о движении денежных средств.
Однако целевая результативность бизнеса в указанных формах должна быть обоснована уже на этапе планирования деятельности экономического субъекта. Тем не менее на современном этапе на отечественных предприятиях зачастую (особенно в малом бизнесе) не составляются плановые варианты вышеназванных документов. Как следствие, ущемляется одна из важнейших подсистем менеджмента коммерческой организации - планирование результатов хозяйственной деятельности, что ставит под сомнение выполнение следующих задач.
Определение прогнозных значений запланированных результатов в рамках функции планирования.
• Регистрация значений по факту полученных результатов в рамках функции учета.
• Оценка плановых показателей с фактическими данными в рамках функции контроля.
• Выявление причин отклонений фактических данных от плановых в рамках функции анализа.
• Принятие мер по устранению отклонений в рамках функции регулирования.
При отсутствии возможности для реализации одой из ключевых функций менеджмента и решения одной из вышеперечисленных задач любая коммерческая организация попадает в зону экономического риска, поскольку от качества планирования зависит качество системы ее управления. В этой связи на первый план выдвигаются проблемы организации технологии бюджетирования ключевых показателей бизнеса. В научной и прикладной литературе этому было уделено немало внимания [2-7].
Но в большей степени исследования сосредоточены на приемах и способах формирования текущих бюджетов и их взаимосвязи с генеральным бюджетом компании. Проблематичность же формирования результативных показателей в сводных бюджетах, таких как бюджет движения денежных средств и бюджетный баланс, привело к меньшему вниманию к данной проблеме в тех же исследованиях.
В итоге возникает необходимость исследования не только приемов формирования целевых экономических показателей, но и необходимость формирования технологии бюджетного процесса в целом, предполагающего взаимосвязь инструментов планирования, учета, контроля и анализа фактически полученных отклонений от бюджетных параметров. Все это позволит организациям формировать ключевые составляющие финансовой модели любой коммерческой организации:
1. Бюджет о движение денежных средств.
2. Бюджетный отчет о финансовых результатах.
3. Бюджетный баланс.
В результате методику формирования финансовых бюджетов можно рассматривать как процесс моделирования результативных показателей планируемых продаж, бюджетных остатков активов и обязательств по итогу продаж, а также как бюджет входящих и исходящих денежных потоков на конец бюджетного периода.
Таким образом, финансовое планирование относится к ключевому аспекту бюджетирования на предприятии. Финансовая модель бюджетирования ориентирует на использование основных правил бюджетного процесса, формирование унифицированных форматов бюджетов для организации, на стандартизацию бюджетного процесса в целом. Изначально для финансового планирования на установленный период требу-
ется сформулировать цели развития всей организации и ее структурных подразделений в отдельности; определить все задачи в соответствии с планом производства и продаж; выявить все необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для их решения; определить основные показатели для анализа финансовой деятельности организации, дающие наиболее точную оценку экономического состояния, в разрезе финансовых резуль-
татов, изменений в структуре активов и пассивов.
Методы и результаты. Стандартная финансовая модель организации включает в себя следующие элементы: последовательность планирования, источники сбора фактической информации, технологию план-фактного анализа и набор показателей эффективности финансовой деятельности компании. В настоящее время можно выделить следующие составляющие бюджетные модели (рис. 1).
Индивидуальная модель комплексного бюджетирования
Универсальная бюджетная модель
Бюджетные модели
Бюджетирование отдельных областей деятельности
Бюджетирование финансовых потоков
Бюджетирование товарно-материальных потоков
Рисунок 1 - Экономические составляющие бюджетные модели
Для того чтобы выбрать оптимальную бюджетную модель для коммерческой организации, необходимо сформулировать несколько основных критериев для сравнения моделей как таковых. Исходя из постановки исходных требований для формирования бюджетного процесса, можно выделить несколько основных признаков, характеризующих модель: охват модели, степень детализации модели, требуемую скорость и стоимость внедрения и разработки, универсальность и количество составляющих бюджетов, учет особенностей деятельности предприятия (отраслевая направленность, форма собственности и др.). В результате процесс выбора бюджетной модели можно про-
изводить в соответствии со следующими этапами и критериями.
В первую очередь необходимо определиться с наполнением модели -стоит ли включать в бюджетный процесс весь спектр функционирования организации либо достаточно сосредоточить внимание на наиболее актуальных областях деятельности. Так, например, на начальном этапе организации технологии ограничиться только операционными бюджетами в разрезе основной деятельности субъекта.
Также необходимо учитывать степень детализации модели и скорость ее внедрения. Например, целесообразно начать процесс бюджетирования с типового набора статей затрат, обеспечен-
ных текущими нормами и сметами расходов. Наиболее сложной является индивидуальная модель бюджетирования нового производства, которая еще не обеспечена типовыми сметами и нормами затрат.
В качестве другого критерия при выборе модели бюджетирования можно выделить универсальность модели. Наиболее распространенной и стандартизированной является модель бюджетирования финансовых потоков. Универсальная бюджетная модель отличается универсальным механизмом разработки, но требуется учитывать особенности организации, например отраслевые. Индивидуальность модели бюджетирования отдельных областей деятельности заключается в выборе областей деятельности для осуществления внутреннего контроля бизнеса. Перечень областей чаще всего универсален. Индивидуальная модель более всего зависит от процессной модели организации производства. Бюджетирование товарно-материальных потоков подстраивается под управленческую учетную политику. Кроме того, следующим критерием следует выделить специфику производственной деятельности организации. Исходя из данного критерия, наиболее приемлемой является индивидуальная модель бюджетирования, настроенная на формирование промежуточной себестоимости и затрат в местах их возникновения. Не менее значимыми критериями при выборе технологии бюджетирования являются стоимость и сложность внедрения. Наиболее затратным для организации и охватывающим большой промежуток времени адаптации бизнес-процессов будет внедрение индивидуальной модели, самым простым и не требующим больших вложений является бюджетирование отдельных областей. С точки зрения ценового подхода относительно низкой по стоимости и сложности внедрения является модель финансовых потоков, затем
идет универсальная модель и модель товарно-материальных потоков.
Кроме того, важным фактором является предназначение структуры бюджетов, входящих в бюджетно-финансовую модель организации. Индивидуальная модель включает бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, операционные бюджеты, бюджетный баланс; универсальная - бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, операционные бюджеты. Модель индивидуального бюджетирования является строго индивидуальной, включающей в себя особенности финансовой и производственной специфики каждого предприятия. Без сомнений, такой механизм построения бюджетирования можно применять для любой компании вне зависимости от специализации. Однако следует отметить высокую стоимость и низкую скорость внедрения, что влечет за собой значительные финансовые риски.
Универсальная бюджетная модель также охватывает все стороны деятельности предприятия, но ее преимуществом является более низкая стоимость внедрения, что связано с упрощенной разработкой. Недостатком является отсутствие функциональных планов (или их ведение в других документах), что не позволяет в полной мере оценить основные области деятельности предприятия.
Какую бы из моделей ни применяла организация, бюджет о движении денежных средств и бюджетный баланс будут являться основными бюджетами, входящими в состав финансового бюджета. Так, бюджет движения денежных средств организации позволяет прогнозировать денежные потоки, а также управлять уровнем ликвидности в течение бюджетного периода. При этом денежные средств будут выступать объектом бюджетного планирования и формировать денежные потоки организа-
ции, поскольку денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Кроме того, предприятию необходимы определенные запасы резервных денежных средств для оплаты возможных непредвиденных обстоятельств, а также для осуществления неожиданных и выгодных инвестиций. Но необходимо сделать акцент на том, что излишние запасы денежных средств приводят к понижению эффективности их использования, а на современном этапе - и к потерям или обесценению. Такой уровень несбалансированности денежных потоков и обусловливает увеличение или уменьшение остатков денежной наличности. Так, недостаток денежных средств будет приводить к превышению оттоков над притоками, а сверхлимитное превышение остатков денежной наличности приведет к превышению притоков над оттоками. В этой связи целесообразно оценивать синхронность движения платежей во взаимосвязи с процессами реализации и логистики.
Направления движения денежных средств обычно рассматриваются по следующим основным видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. Источники оттока и притока денежных средств могут быть внешними и внутренними. К внешним поступлениям относятся кредиты и любые инвестиции, а внутренние делятся на две группы: доходы, полученные от реализации продукции (работ, услуг), и внереализационные доходы. Оттоки денежных средств в рамках текущей деятельности связаны с оплатой счетов поставщиков, отчислениями в фонды социального страхования, расчетами с бюджетными фондами, выдачей заработной платы и пр., а приток - с получением оплаты от покупателей за проданную продукцию, получением аван-
сов от них и др. При этом в бюджете движения денежных средств именно денежные потоки от текущей деятельности будут являться определяющими. Так как именно поступления денежных средств от текущей деятельности будут определять дальнейшие перспективы организации по ее существованию и развитию. Если итог данного раздела будет представлять выбытие денежных средств, то организация потеряет возможность эффективно осуществлять свою деятельность.
С движением денежных потоков в рамках инвестиционной деятельности организации связаны операции по поступлению и выбытию объектов основных средств и нематериальных активов. Финансовая же деятельность организации связана с притоком средств в результате получения краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, а также с их оттоком в результате погашения задолженности по полученным ранее кредитам и выплаты дивидендов.
Бюджет движения денежных средств дает возможность прогнозировать как поступление, так и выбытие денежных средств и денежных эквивалентов в результате инвестиционной и финансовой деятельности на предстоящий бюджетный период. Значение этого документа на современном этапе бесспорно, поскольку именно данный бюджет является основополагающим в системе внутрифирменных бюджетов. Его формирование основано на информации операционных бюджетов, результативность которых закладывается в бюджет входящих и исходящих денежных потоков. Так, из плана продаж будет использована информация о планируемых поступлениях денежных средств от покупателей. Из плана основных затрат на материалы - информация о планируемых платежах на их заготовление. Бюджет прямых трудовых расходов позволит использовать информацию о предстоящих выплатах на оплату труда.
В результате формирование бюджета движения денежных средств обеспечивает сбалансированность поступления и использования денежных средств организации на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-либо периоды могут быть запланированы убытки в расчете на то, что будущая прибыль перекроет эти убытки, то в бюджете движения денежных средств все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в том же периоде. В итоговом варианте конечное сальдо в бюджете денежных средств должно быть только положительным. Данный бюджет необходимо формировать на весь бюджетный период, но с обязательной детализацией по месяцам, поскольку детальная разбивка данного бюджета по подпериодам обеспечит планирование деятельности организации, а также контроль за его ликвидностью и не допустит образования отрицательного конечного сальдо. В результате бюджет должен содержать как минимум разбивку по месяцам. Однако необходимо отметить, что первичная информация о движении денежных потоков формируется на основании данных бухгалтерского учета, несмотря на то что данный вид бюджета относится к внутрифирменным отчетам для целей управленческого учета.
Современные формы отчетов по движению денежных средств можно разделить на две группы: обязательные, которые рассматриваются с позиций законодательства, и необязательные, т.е. не имеющие регламентированной основы. Исходя из внутренних информационных потребностей хозяйствующих субъектов,о потоках денежных средств формируются отчеты, которые не имеют унифицированной технологии формирования. Наличие внутренних и внешних видов отчетов обусловлено тем, что отчетность, регламентированная законодательством, необходима, но недостаточна для принятия обоснованных управленческих решений. Управ-
ленческая же отчетность в этом направлении не обязательна с точки зрения законодательства, но целесообразна для эффективного управления современным предприятием. Законодательно утвержденная внешняя отчетность представлена типовыми формами бюджета движения денежных средств. Соответственно, отражение денежного потока для информационного обеспечения системы управления формируется в системе бюджета движения денежных средств предприятия.
На современном этапе законодательно регламентированная форма отчета о движении денежных средств представлена типовым форматом, который входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Группировка статей этого документа представлена по разделам и не обладает симметричностью структуры входящего и исходящего денежных потоков. Универсальная технология формирования бюджетных показателей для данной формы до сих пор отсутствует.
Методические рекомендации, относящиеся к данным документам, определяют распределение денежного потока в соответствии со структурой типовой формы, не использующейся в повседневной практике учета денежных средств. В настоящее время методика классификации статей движения денежных средств не имеет методологической и регламентной основы в бухгалтерском учете, что создает проблемы в области системных подходов к процессу формирования отчетности по движению денежных средств и повышения ее аналитических свойств.
Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В настоящее время есть два способа формирования отчета о движении денежных средств - прямой и косвенный. Прямой метод последовательно рассчитывает все основные поступления и вы-
бытие денежных средств от операционной деятельности, разница между которыми и составляет чистый приток или отток. Такой метод позволит оценить бездефицитность бюджета движения денежных средств, а также принять решение о направлении вложений свободных денежных средств. Именно такой бюджет позволит сформировать точную информацию о движении денежных средств. Для составления общей картины достаточно увидеть, сколько денежных средств поступило на расчетные счета. Однако система бюджетного управления строится, как правило, с разбивкой на бюджетные центры, поэтому необходим механизм получения информации с детализацией движения денег.
Таким образом, для того чтобы получить информацию, пригодную для управленческой отчетности по бюджету движения денежных средств в разрезе структурных подразделений, предпочтительно будет использовать именно прямой метод. При этом бюджет движения денежных средств можно составлять косвенным методом. Данный формат будет использован для иной цели -выявления дефицита или профицита денежных средств на бюджетный период, для проверки взаимосвязи между финансовыми потоками, финансовым результатом, что в совокупности позволит оценить изменение финансового положения организации. Этот метод применяется только к операционной деятельности и позволяет оценить сгенерированный ею денежный поток. Для этого полученная операционная прибыль корректируется на амортизацию, которая не является денежной статье расходов, и изменение оборотного капитала. Этот способ позволяет быстро сформировать бюджет организации, бюджет ее подразделений, а также бюджет отдельного проекта. Равенство денежных потоков свидетельствует о правильности составления бюджета.
В процессе текущего управления бюджет движения денежных средств трансформируется в платежный календарь - график поступлений и оплат. В платежном календаре статьи бюджета детализируются до конкретных операций с указанием суммы, контрагента и срока. Платежный календарь является инструментом контроля так называемых кассовых разрывов, для недопущения которых или откладываются выплаты, или прилагаются усилия по сбору выручки, или привлекаются займы. Платежный календарь легко автоматизируется и является распространенным способом управления деятельностью организации.
Прогнозный бухгалтерский баланс также является целью финансового бюджета, характеризующей предполагаемые изменения в имущественном состоянии субъекта. Сопоставление его с отчетным бухгалтерским балансом позволяет выявить отклонения от прогноза и понять их причину - либо в результате неточности прогноза, либо существенного изменения имущественного состояния из-за просчетов в работе руководства данного центра инвестиций. Конечная цель составления программы действий организации на планируемый период - получение информации о ее будущем финансовом состоянии, а также оценка занимаемого места на рынке товаров и услуг в ближайшее время.
Бюджетный баланс позволяет раскрыть отдельные финансовые проблемы, которые могут являться неблагоприятными для организации и решению которых менеджеры должны уделять больше внимания. Данный баланс является средством контроля всех бюджетов организации и способствует анализу финансовых показателей деятельности организации. При этом если все бюджеты составлены объективно, то сумма активов бухгалтерского баланса должна быть равна сумме всех обязательств и собственного капитала.
Для точного планирования изменения финансовых результатов организации бюджетные балансы необходимо рассчитывать по кварталам, при том что сам бюджетный баланс определяется на конец года. Входные данные актива и пассива баланса рассчитываются с учетом ожидаемого выполнения плана текущего года, а их изменение определяется на основании данных разработанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов. Структура проекта баланса строится аналогично бухгалтерскому балансу. На предприятии разрабатывают проект баланса на основе как балансового, так и расчетно-аналитического метода.
Заключение. Таким образом, можно отметить, что система бюджетирования организации способствует получению менеджерами полной и актуальной информации о финансовом положении дел в кратчайшие сроки для принятия оперативных решений. Зачастую получение данных затруднительно ввиду отсутствия доступа к оперативной информации и сводным данным в требуемом формате, что решается с помощью внедрения автоматизированных систем с целью повышения скорости принятия решений. При этом правильно выстроенная система позволяет организовать комплексный подход к финансово-производственной деятельности организации, повысить эффективность функционирования ее бизнес-процессов. Также эффективность внедрения системы бюджетирования значительно зависит от проработки и правильного выбора финансовой модели, использования информационных технологий для автоматизации данного процесса.
Библиографический список
1. Шароватова Е.А. Организация бюджетирования в модуле управленческого учета // Вестник ДГТУ. - 2011. -№ 7. - С. 1097-1103.
2. Лабынцев Н.Т., Чухрова О.В. Предпосылки развития бюджетирования в отечественной практике организаций // Материалы I Междунар. научно-практич. конф. «Бухгалтерский учет, анализ, аудит, налогообложение и статистика: история развития от древнейших цивилизаций до наших дней». -Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2012. -С. 95-99.
3. Пионткевич Н.С. Управление денежным капиталом организации: теория и методология // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2015. -№ 1. - С. 162-177.
4. Управленческий учет и внутренний контроль в коммерческих организациях: состояние и перспективы развития: монография / под ред. Н.Т. Ла-бынцева. - М.: Финансы и статистика, 2011.
5. Евстафьева Е.М., Шаровато-ва Е.А. Теоретические и практические аспекты формирования отчетности на основе учетно-аналитического обеспечения системы управления // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 5. -С. 25-35.
6. Пескова О.С., Горькаева Д.А. Управленческий учет движения денежных потоков в коммерческих организациях // Известия ВолгГТУ. - 2015. -№ 15. - С. 140-144.
7. Лабынцев Н.Т. Организация бюджетной модели в технологии управленческого учета // Проблемы учета, анализа, аудита и статистики в условиях рынка: ученые записки. Вып. 18. - Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2015. - С. 6-13.
8. Алексеева И. В. Стратегический учет и планирование - основа эффективного функционирования предприятия // Учет и статистика. - 2008. - № 1. -С. 24-33.
9. Евстафьева Е.М., Богатый Д.В. Анализ современных методик формирования прогнозной финансовой информации и отчетности в системе управленческого учета коммерческих органи-
заций // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 48. - С. 2-16.
10. Лабынцев Н.Т., Чухрова О.В. Управленческий учет и бюджетирование как обязательное условие повышения эффективности деятельности коммерческий организаций // Учет и статистика. - 2013. - № 3. - С. 18-31.
11. Управленческий учет и внутрифирменный контроль в условиях коммерческой деятельности: монография / под ред. Н.Т. Лабынцева. - М.: Финансы и статистика, 2009.
12. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. -М.: ЛКИ, 2008.
13. Чая В.Т., Золотухина В.Т. Теоретические основы управленческого учета // Аудит и финансовый анализ. -2008. - № 6. - С. 39-52.
14. Шароватова Е.А. Автоматизация системы бюджетирования и управленческого учета // Учет и статистика. -2006. - № 1. - С. 54-59.
Bibliographic list
1. Sharovatova E.A. Budgeting Organization in the module of management accounting // Vestnik DSTU. - 2011. -No. 7. - Pp. 1097-1103.
2. Labyntsev N.T. Chukhrova O.V. Prerequisites for the development of budgeting in the domestic practice of organizations // Proceed. I International scientific and practical conference "Accounting, analysis, audit, taxation and statistics: the history of development from ancient civilizations to the present day". - Rostov-on-don: RSUE (RINH), 2012. - Pp. 95-99.
3. Pietkevich N.S. Treasury management the company's capital: theory and methodology // Vestnik Urfu. Economy and management series. - 2015. - No. 1. -Pp. 162-177.
4. Management accounting and internal control in commercial organizations: the state and prospects of development: monograph / ed. N. T. Labyntsev. - M.: Finance and statistics, 2011.
5. Evstafieva E.M., Sharovatova E.A. Theoretical and practical aspects of reporting on the basis of accounting and analytical support of the management system // Audit and financial analysis. - 2015. -No. 5. - Pp. 25-35.
6. Peskova O.S., Gor'kaeva D.A. Management accounting cash flow in commercial organizations // Proceedings VSTU. - 2015. - No. 15. - Pp. 140-144.
7. Labyntsev N.T. Organization budget models in the technology of management accounting // Problems of accounting, analysis, audit and statistics in the market. Scientific notes. Issue 18. -Rostov-on-Don: RSUE (RINH), 2015. -Pp. 6-13.
8. Alekseeva I.V. Strategic accounting and planning - basis of effective functioning of the enterprise // Accounting and statistics. - 2008. - No. 1. - Pp. 24-33
9. Evstafieva E.M., Bogatiy D.V. Analysis of modern methods of formation of the forecast financial information and reporting in the management accounts of commercial organizations // International accounting. - 2013. - No. 48. - Pp. 2-16.
10. Labyntsev N.T., Chuhrova O.V. Management accounting and budgeting as a necessary condition of increase of efficiency of activity of commercial organizations // Accounting and statistics. - 2013. -No. 3. - Pp. 18-31.
11. Management accounting and intercompany control in the conditions of commercial activity: monograph / ed. N.T. Labyntsev. - M.: Finance and statistics, 2009.
12. Nikolaeva O.E., Alekseeva O.V. Strategic management accounting. - Moscow: LKI, 2008.
13. Chaya V.T., Zolotukhina V.T. Theoretical foundations of management accounting // Audit and financial analysis. -2008. - No. 6. - Pp. 39-52.
14. Sharovatova E.A. Automation of budgeting and management accounting // Accounting and statistics. - 2006. - No. 1. -Pp. 54-59.