Научная статья на тему 'Методическая разработка по популяризации творчества А. С. Пушкина. Квест-игра «Мимо острова буяна»'

Методическая разработка по популяризации творчества А. С. Пушкина. Квест-игра «Мимо острова буяна» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
897
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / КВЕСТ / КВЕСТ-ИГРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плотникова К. П.

На сегодняшний день в сфере педагогики особенно актуален вопрос о приобщении подрастающего поколения к богатейшему наследию отечественной литературы. Наиболее выигрышным вариантом усвоения информации для подростков являются интерактивные формы общения, применение анимационных и игровых технологий. В методической разработке представлен ход проведения квест-игры «Мимо острова Буяна» по популяризации творчества А.С. Пушкина. Методическая разработка предназначена для организации свободного времени младших и старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка по популяризации творчества А. С. Пушкина. Квест-игра «Мимо острова буяна»»

24. Науменко Т.В. Массовая коммуникация как социальный процесс (философско -методологический анализ проблемы) // Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Москва, 2004. - 380 с.

УДК 37.013.43

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

А.С. ПУШКИНА. КВЕСТ-ИГРА «МИМО ОСТРОВА БУЯНА»

Плотникова К.П., 2017 ТОГБОУДО «Центрразвития творчества детей и юношества», режиссер, Тамбов.

Аннотация: на сегодняшний день в сфере педагогики особенно актуален вопрос о приобщении подрастающего поколения к богатейшему наследию отечественной литературы. Наиболее выигрышным вариантом усвоения информации для подростков являются интерактивные формы общения, применение анимационных и игровых технологий. В методической разработке представлен ход проведения квест-игры «Мимо острова Буяна» по популяризации творчества А.С. Пушкина. Методическая разработка предназначена для организации свободного времени младших и старших школьников.

Ключевые слова: русская литература, организация досуга, внешкольная работа, квест, квест-

игра.

(Бег по станциям)

Станция «Сундук со сказками» - нарезка / зачитывание отрывков из сказок А.С. Пушкина. Дети должны отгадать, что это за сказка. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Материал:

№ Отрывок Произведение

1 Там лес и дол видений полны; Там на заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Вступление из повести «Руслан и Людмила» / У Лукоморья дуб зеленый

2 Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, -Говорит одна девица, -То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». Сказка о царе Салтане / Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

3 Воротился старик ко старухе, У старухе новое корыто. Еще пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!» Сказка о рыбаке и рыбке

4 "Посади ты эту, птицу, -Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Сказка о золотом петушке

Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны,

5 "Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" И ей зеркальце в ответ: "Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее". Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Станция «В гостях у сказки» на данной станции командам следует проявить максимум креативности, так как их главной задачей станет показ этюда/отрывка из произведения А. С. Пушкина. Сложность постановки зависит от возраста детей. Например, младшие отряды могут показать : «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», а старшие отряды, могут показать диалоги или монологи из произведений «Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама». Выступление команды оценивается от 1 до 10 баллов. (Заранее у контролеров станций должны быть заготовки текстов произведений)

Материал:

Сказка о царе Салтане Сказка о мертвой царевне и богатырях

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. На девичник собираясь.

"Кабы я была царица, - Вот царица, наряжаясь

Говорит одна девица, - Перед зеркальцем своим,

То на весь крещеный мир Перемолвилася с ним:

Приготовила б я пир". "Я ль, скажи мне. всех милее.

- "Кабы я была царица, - Всех румяней и белее?"

Говорит ее сестрица,- Что же зеркальце в ответ?

То на весь бы мир одна "Ты прекрасна, спору нет;

Наткала я полотна". Но царевна всех милее,

- "Кабы я была царица, - Всех румяней и белее".

Третья молвила сестрица,- Как царица отпрыгнет,

Я б для батюшки-царя Да как ручку замахнет,

Родила богатыря". Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

Только вымолвить успела, "Ах ты, мерзкое стекло!

Дверь тихонько заскрыпела, Это врешь ты мне назло.

И в светлицу входит царь, Как тягаться ей со мною?

Стороны той государь. Я в ней дурь-то успокою.

Во все время разговора Вишь какая подросла!

Он стоял позадь забора; И не диво, что бела:

Речь последней по всему Мать брюхатая сидела

Полюбилася ему. Да на снег лишь и глядела!

"Здравствуй, красная девица,- Но скажи: как можно ей

Говорит он,- будь царица Быть во всем меня милей?

И роди богатыря Признавайся: всех я краше.

Мне к исходу сентября. Обойди все царство наше,

Вы ж, голубушки-сестрицы, Хоть весь мир; мне ровной нет.

Выбирайтесь из светлицы. Так ли?" Зеркальце в ответ:

Поезжайте вслед за мной, "А царевна все ж милее,

Вслед за мной и за сестрой: Все ж румяней и белее".

Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там

На съедение волкам._

Евгений Онегин

(для самых старших отрядов, автор читает, остальные проигрывают действие)

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

II

Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня1.

III

Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,_

Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха".

Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.

IV

Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy2 лондонский одет — И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.

V

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм._

Станция «Великое русское слово» Задача команд составить из отдельно вырезанных слов целую фразу - высказывание о русском языке. Вожатые могут помогать отрядам. (ответ команды оценивается до 10 баллов, в учет берутся организаторские аспекты, если команда во время прохождения станции шумно ведет себя, работает не слажено, многие участники команды не задействованы в общем деле, то за это снимаются штрафные баллы на усмотрения контролера станции. Так же он имеет право начислить + 1 балл, за дополнительный ответ команды, если последние кроме составления цитаты назовут автора высказывания)

Материал:

№ Фраза Автор

1 И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово! А. Ахматова

2 Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Л.Н. Толстой

3 Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в Г.Р. Державин

мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские

4 Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г. Белинский

5 Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. М.М. Пришвин

Станция «Лукоморье» на асфальте нарисовано поле с клетками, карта прохождения клеток есть только у контролера станции. Задача команды поэтапно пройти через все поле, не попав в болото, к бабе Яге, Кащею и т.д. В случае ошибки, контролер сообщает об этом команде, и прохождение начинается заново. Прохождение станции оценивается до 10 баллов.

Материал:

16

15 14 13

12 11 10

8 9

2 3 7

1 4 5 6

Станция «Там чудеса, там Леший бродит...» задача команд отгадать все загадки Лешего. За каждую отгаданную загадку, отряд получает +1 балл. Баллы так же могут сниматься, если отряды во время прохождения мероприятий будут вести себя ненадлежащим образом: шуметь, не слушать ведущего.

Материал:

№ Загадка Ответ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 По сеням ходит, а в дом не заходит дверь

2 Без него плачем, а как появиться глаза прячем солнце

3 Меня просят, ждут, а как появлюсь - прятаться начнут дождь

4 Бел как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам, но вред зубам сахар

5 Что с козлом после 6 лет бывает? 7 год идет

6 За чем язык? За зубами

7 Как написать слово мышеловка пятью буквами? кошка

Станция «Сказочный калейдоскоп» у контролера станции заранее заготовлены вырезки из журналов, клей ПВА карандаш, ножницы, фломастеры. Задача отрядов составить коллаж на тему «Сказочный калейдоскоп», т.е. отряд может выбрать сказку, например, «Репка» и из имеющихся вырезок составить свое видение этой сказки. На время прохождения станции дается 10 минут. Максимальная оценка 10 баллов.

Список литературы

1. Лукошко сказок. Сказки Пушкина Режим доступа: http://lukoshko.net/storyList/skazki-pushkina.htm

2. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Интернет библиотека Александра Комарова. Режим доступа http://www.ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.