24. Науменко Т.В. Массовая коммуникация как социальный процесс (философско -методологический анализ проблемы) // Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Москва, 2004. - 380 с.
УДК 37.013.43
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА
А.С. ПУШКИНА. КВЕСТ-ИГРА «МИМО ОСТРОВА БУЯНА»
Плотникова К.П., 2017 ТОГБОУДО «Центрразвития творчества детей и юношества», режиссер, Тамбов.
Аннотация: на сегодняшний день в сфере педагогики особенно актуален вопрос о приобщении подрастающего поколения к богатейшему наследию отечественной литературы. Наиболее выигрышным вариантом усвоения информации для подростков являются интерактивные формы общения, применение анимационных и игровых технологий. В методической разработке представлен ход проведения квест-игры «Мимо острова Буяна» по популяризации творчества А.С. Пушкина. Методическая разработка предназначена для организации свободного времени младших и старших школьников.
Ключевые слова: русская литература, организация досуга, внешкольная работа, квест, квест-
игра.
(Бег по станциям)
Станция «Сундук со сказками» - нарезка / зачитывание отрывков из сказок А.С. Пушкина. Дети должны отгадать, что это за сказка. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.
Материал:
№ Отрывок Произведение
1 Там лес и дол видений полны; Там на заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Вступление из повести «Руслан и Людмила» / У Лукоморья дуб зеленый
2 Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, -Говорит одна девица, -То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». Сказка о царе Салтане / Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
3 Воротился старик ко старухе, У старухе новое корыто. Еще пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!» Сказка о рыбаке и рыбке
4 "Посади ты эту, птицу, -Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Сказка о золотом петушке
Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны,
5 "Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" И ей зеркальце в ответ: "Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее". Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Станция «В гостях у сказки» на данной станции командам следует проявить максимум креативности, так как их главной задачей станет показ этюда/отрывка из произведения А. С. Пушкина. Сложность постановки зависит от возраста детей. Например, младшие отряды могут показать : «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», а старшие отряды, могут показать диалоги или монологи из произведений «Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама». Выступление команды оценивается от 1 до 10 баллов. (Заранее у контролеров станций должны быть заготовки текстов произведений)
Материал:
Сказка о царе Салтане Сказка о мертвой царевне и богатырях
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. На девичник собираясь.
"Кабы я была царица, - Вот царица, наряжаясь
Говорит одна девица, - Перед зеркальцем своим,
То на весь крещеный мир Перемолвилася с ним:
Приготовила б я пир". "Я ль, скажи мне. всех милее.
- "Кабы я была царица, - Всех румяней и белее?"
Говорит ее сестрица,- Что же зеркальце в ответ?
То на весь бы мир одна "Ты прекрасна, спору нет;
Наткала я полотна". Но царевна всех милее,
- "Кабы я была царица, - Всех румяней и белее".
Третья молвила сестрица,- Как царица отпрыгнет,
Я б для батюшки-царя Да как ручку замахнет,
Родила богатыря". Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
Только вымолвить успела, "Ах ты, мерзкое стекло!
Дверь тихонько заскрыпела, Это врешь ты мне назло.
И в светлицу входит царь, Как тягаться ей со мною?
Стороны той государь. Я в ней дурь-то успокою.
Во все время разговора Вишь какая подросла!
Он стоял позадь забора; И не диво, что бела:
Речь последней по всему Мать брюхатая сидела
Полюбилася ему. Да на снег лишь и глядела!
"Здравствуй, красная девица,- Но скажи: как можно ей
Говорит он,- будь царица Быть во всем меня милей?
И роди богатыря Признавайся: всех я краше.
Мне к исходу сентября. Обойди все царство наше,
Вы ж, голубушки-сестрицы, Хоть весь мир; мне ровной нет.
Выбирайтесь из светлицы. Так ли?" Зеркальце в ответ:
Поезжайте вслед за мной, "А царевна все ж милее,
Вслед за мной и за сестрой: Все ж румяней и белее".
Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там
На съедение волкам._
Евгений Онегин
(для самых старших отрядов, автор читает, остальные проигрывают действие)
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
II
Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня1.
III
Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,_
Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха".
Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.
IV
Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy2 лондонский одет — И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.
V
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм._
Станция «Великое русское слово» Задача команд составить из отдельно вырезанных слов целую фразу - высказывание о русском языке. Вожатые могут помогать отрядам. (ответ команды оценивается до 10 баллов, в учет берутся организаторские аспекты, если команда во время прохождения станции шумно ведет себя, работает не слажено, многие участники команды не задействованы в общем деле, то за это снимаются штрафные баллы на усмотрения контролера станции. Так же он имеет право начислить + 1 балл, за дополнительный ответ команды, если последние кроме составления цитаты назовут автора высказывания)
Материал:
№ Фраза Автор
1 И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово! А. Ахматова
2 Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Л.Н. Толстой
3 Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в Г.Р. Державин
мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские
4 Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г. Белинский
5 Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. М.М. Пришвин
Станция «Лукоморье» на асфальте нарисовано поле с клетками, карта прохождения клеток есть только у контролера станции. Задача команды поэтапно пройти через все поле, не попав в болото, к бабе Яге, Кащею и т.д. В случае ошибки, контролер сообщает об этом команде, и прохождение начинается заново. Прохождение станции оценивается до 10 баллов.
Материал:
16
15 14 13
12 11 10
8 9
2 3 7
1 4 5 6
Станция «Там чудеса, там Леший бродит...» задача команд отгадать все загадки Лешего. За каждую отгаданную загадку, отряд получает +1 балл. Баллы так же могут сниматься, если отряды во время прохождения мероприятий будут вести себя ненадлежащим образом: шуметь, не слушать ведущего.
Материал:
№ Загадка Ответ
1 По сеням ходит, а в дом не заходит дверь
2 Без него плачем, а как появиться глаза прячем солнце
3 Меня просят, ждут, а как появлюсь - прятаться начнут дождь
4 Бел как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам, но вред зубам сахар
5 Что с козлом после 6 лет бывает? 7 год идет
6 За чем язык? За зубами
7 Как написать слово мышеловка пятью буквами? кошка
Станция «Сказочный калейдоскоп» у контролера станции заранее заготовлены вырезки из журналов, клей ПВА карандаш, ножницы, фломастеры. Задача отрядов составить коллаж на тему «Сказочный калейдоскоп», т.е. отряд может выбрать сказку, например, «Репка» и из имеющихся вырезок составить свое видение этой сказки. На время прохождения станции дается 10 минут. Максимальная оценка 10 баллов.
Список литературы
1. Лукошко сказок. Сказки Пушкина Режим доступа: http://lukoshko.net/storyList/skazki-pushkina.htm
2. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Интернет библиотека Александра Комарова. Режим доступа http://www.ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html