методические аспекты общего и профессионального образования
го учителя физики к использованию интерактивных средств обучения // Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века»: сб. науч. тр. М.: НИЯУ МИФИ, 2015. С. 482-489.
5. Полях Н.Ф. Методическая система формирования готовности будущих учителей физики к применению экспериментальных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008.
6. Пурышева н.С. Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте гуманитаризации образования // Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / В.В. Сериков, Н.С. Пурышева, Г.П. Стефанова [и др.]; под общ. ред. Е.В. Данильчук. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 31-47.
7. Филиппова Е.М. Методика подготовки будущего учителя физики к руководству школьным радиоклубом как инновационной формой внеурочной учебной деятельности школьников по физике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: Изд-во
ВГСПУ «Перемена», 2012.
* * *
1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnost-naja model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. 2003. № 10. S. 8-14.
2. Borytko N.M. Professional'no-pedagogiches-kaja kompetentnost' pedagoga // Jejdos: internet-zhurnal. 2007. 30 sent. URL:http://www.eidos.ru/ journal/2007/0930-10.htm.
3. Krutova I.A., Stefanova G.P. Metody nauchnogo poznanija kak sredstvo podgotovki uchashhihsja k issledovatel'skoj dejatel'nosti // Fundamental'nye is-sledovanija. 2007. № 3. S. 71-74.
4. Kulikova N.Ju., Danil'chuk E.V., Zhid-kova A.Ju. Formirovanie gotovnosti budushhego uchi-telja fiziki k ispol'zovaniju interaktivnyh sredstv obuchenija // Mezhdunarodnaja nauchno-praktiches-kaja kon-ferencija «Informacionnye tehnologii v obrazovanii XXI veka»: sb. nauch. tr. M.: NIJaU MIFI, 2015. S. 482-489.
5. Poljah N.F. Metodicheskaja sistema formiro-vanija gotovnosti budushhih uchitelej fiziki k pri-meneniju jeksperimental'nyh zadach: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2008.
6. Purysheva N.S. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart v kontekste gumanitarizacii obrazovanija // Gumanitarnye orientiry sovremennogo obrazovanija: monografija / V.V. Serikov, N.S. Pu-rysheva, G.P. Stefanova [i dr.]; pod obshh. red. E.V. Danil'chuk. Volgograd: Izd-vo VGSPU «Peremena», 2015. S. 31-47.
7. Filippova E.M. Metodika podgotovki budu-shhego uchitelja fiziki k rukovodstvu shkol'nym radioklubom kak innovacionnoj formoj vneurochnoj
uchebnoj dejatel'nosti shkol'nikov po fizike: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Volgograd: Izd-vo VGSPU «Peremena», 2012.
Training of future physics teachers to develop students' metasubject educational results
The authors substantiate the necessity to modernize the system of training of a student - future teacher ofphysics in the context of development of a special competence aimed at achieving the metasubject educational results at physics lessons. The article deals with the implementation of the competence based on the discipline of the professional block at a pedagogical higher school.
Key words:metasubject results of teaching physics, special competence, teacher of physics, readiness, discipline of professional training.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)
ю.ю. березина, о.в. князева
(Волгоград)
методическая подготовка Будущих учителей начальных классов к обучению народному декоративно-прикладному искусству младших школьников
Рассматриваются вопросы методической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению декоративно-прикладному искусству младших школьников. Раскрывается вариативность содержания предметной области «Искусство» по теме декоративно-прикладного искусства. Анализируются методы обучения в контексте усвоения знаний по теории ДПИ, в процессе освоения способов и приемов изображения, приобретения опыта художественно-творческой деятельности.
Ключевые слова: методическая подготовка, декоративно-прикладное искусство, опыт художественно-творческой деятельности.
Профессиональная подготовка будущего учителя в вузе является сложной и многогранной проблемой. В качестве основных направлений профессиональной подготовки бу-
О Березина Ю.Ю., Князева О.В., 2016
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
дущего учителя одни исследователи выделяют психолого-педагогическое, обусловленное профессиональными требованиями к учителю как педагогу, и специально-предметное, обеспечивающее необходимый уровень владения знаниями, умениями и навыками по предметным дисциплинам (В.П. Кузовлев); другие - общепедагогическое и методическое (O.A. Абдуллина).
в ходе методической подготовки на основе общедидактических закономерностей раскрываются специфические задачи, принципы, содержание, формы и методы обучения конкретному учебному предмету. Исследованиями в области методики изобразительного искусства занимались в контексте профессиональной подготовки специалистов-художников Г.В. Беда, O.B. Князева, H.H. Ростовцев, Е.В. Шорохов, в контексте духовного саморазвития человека - A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов), в качестве ведущего средства развития личности - B.C. Кузин, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др. Каждый из исследователей рассматривает декоративно-прикладное искусство (ДПИ) в ряду других видов изобразительного искусства, что, с одной стороны, четко определяет его специфику и потенциал для развития личности будущего ученика. С другой стороны, рассмотрение ДПИ в контексте части мирового художественного и культурного наследия является достаточно обобщенным и обширным для практического освоения эталонных и выработки собственных способов работы в этом виде искусства, что, как следствие, препятствует эффективному руководству этой деятельностью обучающихся.
Анализ педагогического опыта, опрос студентов также позволили сделать вывод о недостаточной методической подготовке будущих учителей начальных классов к руководству декоративной работой на уроках изобразительного искусства. Так, 75% опрошенных не ориентируются в разнообразии промыслов, сами не владеют навыками росписи (90%), не видят общих приемов в тех или иных видах росписи (60%), не могут перенести полученный навык из одного вида росписи в другой (например, способ примакивания используется и в Город-це, и в Гжели, и в Хохломе, но при общей основе он обладает в каждом промысле своей спецификой, и именно ее обучающиеся воспринимают за новый прием).
B условиях вариативности начального образования студентам довольно сложно разо-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
браться в разнообразных методических подходах к обучению декоративно-прикладному искусству, используемых в действующих программах по изобразительному искусству (55%). Вместе с тем умение ориентироваться в предметном содержании осуществляемой деятельности (проводить логико-дидактический анализ программ, учебников и других дидактических материалов школьного курса) является важным показателем готовности студентов к методической работе в школе [5].
в каждой из действующих на современном этапе программ по изобразительному искусству в той или иной степени изучается декоративно-прикладное искусство. Наиболее полно, на наш взгляд, основы народного декоративно-прикладного искусства представлены в содержании программы «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпика-ловой. Данный раздел нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей [4]. Накопление творческого опыта учащимися происходит в результате выполнения разнообразных упражнений, основанных на принципах народного искусства: повтор, вариация, импровизация.
Повтор предполагает точное воспроизведение элементов росписи по образцу и на основе показа приемов изображения учителем. Показывая прием, учитель поясняет последовательность и особенность выполнения действий. По характеру процесса деятельность, основанная на повторении действия, относится к репродуктивной, но она, как известно, является условием любой творческой деятельности. Благодаря многократному повтору достигается точность выполнения элементов. достигнув хорошего результата в воспроизведении основных элементов росписи, можно переходить к более сложным заданиям на вариации.
Задания на вариации предполагают разнообразные сочетания основных элементов росписи, небольшие изменения в композиционном решении или самостоятельное составление композиций по мотивам народного творчества; комбинирование освоенных элементов декорирования на заключительном этапе росписи. Например, в Городце на первом этапе выполнения росписи дети могут варьировать размеры кругов, предназначенных для основы (подмалёвка) цветочных элементов, выбирать
методические - и профессионал
цвет для «розанов» и «купавок» (с учетом традиционной для росписи цветовой гаммы), а на заключительном этапе использовать наиболее понравившиеся элементы «оживки». Подобные задания предполагают некоторую свободу, которая, впрочем, ограничивается строгим следованием традициям промысла.
Задания на импровизацию предполагают создание нового образа по мотивам народного промысла или на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций [2]. Отметим, что уровень импровизации довольно сложен для учащихся начальных классов, он достигается благодаря прочным знаниям стилистических особенностей, формы и композиции народного промысла, а также безупречному владению техникой росписи. такого уровня достигают обычно профессиональные художники, обладающие умением находить свои, индивидуальные мотивы и составлять композиции на основе традиций народной росписи. в результате выполнения постепенно усложняющихся заданий учащиеся приобретают и обогащают опыт художественно-творческой деятельности.
Не менее важными направлениями в разделе «основы народного декоративно-прикладного искусства» программы «Изобразительное искусство» (под ред. Т.Я. Шпи-каловой) являются развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений и формирование представлений о символике народного орнамента.
В программе В.С. Кузина «Изобразительное искусство» прослеживается динамика освоения декоративно-прикладного искусства на основе принципа от общего к частному. После ознакомления в ходе беседы с самим понятием ДПИ, с основными художественными центрами народных промыслов (Гжель, Го-родец, Дымково, Хохлома) детям предлагается в рамках разделов программы «Декоративная работа», «Лепка», «Беседы об искусстве» ознакомление с базовыми элементами каждого вида промысла. Так, в разделе «Беседы об искусстве» дети знакомятся в теории с технологией изготовления игрушек, посуды; характерными для промысла образами; основными элементами росписи и композиционными схемами. В разделе «Лепка» идет практическое освоение различных способов лепки и декорирования в народной игрушке, в разделе «Декоративная работа» - практическое освоение росписи, в том числе на объемных формах (вылепленных игрушках). Причем обучение выполнению различных видов народного орнамен-
пекты общего
ого образования -
та используется в большей степени как средство обучения основам изобразительной грамоты. В ходе практической работы дети овладевают понятием композиции, композиционными приемами симметрии, ритма, композиционными схемами (орнамент в полосе, круге) и т. д. Особый акцент в программе В.С. Кузина отводится заданиям, связанным с поиском дополнительной информации о промыслах, о представителях ДПИ родного края. Большое внимание уделяется техническим приемам выполнения узоров в свободной кистевой манере: примакиванию и тычку. Указываются различные способы работы с разными видами кистей - круглыми и плоскими [3].
В программе «Изобразителное искусство и художественный труд» (под ред. Б.М. Немен-ского) народному декоративно-прикладному искусству не уделяется столь пристального внимания. Можно выделить лишь несколько тем за четыре года обучения, в которых учащиеся мельком знакомятся с образцами народного ДПИ на примере конкретных народных промыслов. Это деревянные и глиняные игрушки по теме «Твои игрушки», хохлом-ская и гжельская посуда по теме «Твоя посуда». Причем представление о данных промыслах формируется на уровне узнавания, дети не изучают и не осваивают характерные для промысла образы и элементы росписи [4].
Умение ориентироваться в предметном содержании области «Изобразительное искусство» является важным, но не единственным показателем готовности студентов к методической работе в школе. С учетом специфики изобразительной деятельности необходима практическая подготовка студентов в области народного декоративно-прикладного искусства. Она предполагает приобретение студентами опыта художественно-творческой деятельности в процессе освоения способов изображения, усвоения знаний по теории ДПИ и методике его преподавания.
Опыт художественно-творческой деятельности приобретается студентами в ходе собственной изобразительной деятельности на лабораторно-практических занятиях. Освоение художественно-образного языка традиционного народного искусства невозможно без отработки умений кистевой росписи. В начальной школе изучается группа кистевой росписи (Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Го-родец, Жостово), «где исполнение элементов и весь образно-графический строй во многом зависят от возможности инструмента - остроконечной беличьей кисти - оставлять ма-
- известия вгпу. пе
зок, пятно, линию требуемых художественно-геометрических характеристик» [1, с. 4].
все перечисленные росписи очень самобытны, имеют свои характерные элементы и закрепленную за промыслом цветовую гамму, но приемы владения кистью сходны внутри этой группы кистевой росписи. Так, например, основные элементы хохломской росписи «капелька», «травные мотивы», «приписки», «усики», листочки и ягодки в различных сочетаниях используются и в городецкой росписи, и в Гжели, Полхов-Майдане [Там же, с. 5].
Несомненно, овладение приемами свободно-кистевой росписи, т. е. сразу кистью без предварительного прорисовывания контура карандашом, вызывает сложности как у детей, так и у студентов. Приемы свободно-кистевой росписи отрабатываются в результате выполнения серии упражнений: прямые и волнистые линии разной толщины и направлений, мазок кистью способом прикладывания, точка, живописный мазок и т. д. Благодаря выполнению упражнений достигаются отточенность, произвольность движений. Тогда при выполнении росписи не придется задумываться, как держать кисть (вертикально или под наклоном), с каким нажимом на кисть проводить линии (равномерным на всем ее протяжении или с постепенным усилением нажима в середине мазка и ослаблением в конце) и т. д.
В ходе упражнений происходит соотнесение двигательной программы с характером выполненных линий, мазков. Для выполнения широких и узких линий необходимо наличие произвольной регуляции нажима. Тонкие линии выполняются концом ворса при вертикальном положении кисти, широкие - всей поверхностью ворса с равномерным нажимом, кисть держится под углом к бумаге.
Поскольку народная роспись представляет собой орнаментальную композицию, а орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, важным навыком освоения росписи становятся выполнение ритмичных движений, равномерное расположение элементов орнамента. Упражнение на выполнение ритмичных движений предполагает сначала выполнение однородных элементов одним цветом, затем других элементов другого цвета с использованием чередования. например, при выполнении сетчатого орнамента в оформлении юбки дымковской барышни сначала наносятся круги красного цвета в шахматном порядке, затем в промежутках кольца зеленого цвета.
гогические науки -
Таким образом, упражнения, выполняемые при отработке росписи в свободно-кистевой манере, постепенно усложняются: от выполнения отдельных элементов росписи к ритмичному расположению элементов на основе их повторения или чередования и к составлению композиций. Выполнение упражнений способствует совершенствованию разнообразных приёмов владения кистью, выработке уверенности, свободы движения для выполнения росписи в свободно-кистевой манере.
Итогом отработки техники росписи различных промыслов, изучаемых в начальной школе, являются разработка и изготовление студентами дидактических пособий, включающих элементы росписи, поэтапные образцы выполнения орнамента, композиционные схемы и готовые изделия: при изучении Дымки - вылепленная и расписанная игрушка, при освоении Гжели - роспись на тарелке из папье-маше, хохломская и городецкие росписи - на досках.
Методы обучения декоративному рисованию рассматриваются на лекциях и лабораторно-практических занятиях. Студенты должны уяснить специфику методов и их применения в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству. Проанализируем ключевые методы: беседу, показ приемов работы и упражнение.
Так, при составлении плана беседы о народном промысле необходимо учитывать, что ее содержание должно быть доступным для восприятия учащихся начальных классов; лаконичным, не перегруженным историческими фактами о промысле; при этом включать всю информацию, необходимую для практического освоения росписи (ее основные элементы, последовательность их выполнения, цветовая гамма, основные композиционные схемы). В ходе беседы о народном промысле необходимо демонстрировать наглядный материал, включающий элементы росписи; последовательность её выполнения; фотографии изделий данного промысла. Можно использовать видеоролики с показом приемов выполнения росписи.
Несмотря на наличие дидактических пособий и учебников по декоративно-прикладному искусству, обязателен показ приемов изображения новых элементов росписи учителем. Важно, чтобы дети наглядно увидели, как выполняется элемент, каковы движения руки, как работать кистью. Если позволяют технические возможности кабинета, рекомендуется
методические аспекты общего и профессионального образования
просмотр видео с показом приема, это позволит каждому обучающемуся отчетливо рассмотреть каждое движение и его результат.
После показа приемов изображения нового элемента обязательно проводятся упражнения на освоение нового приема. Данные упражнения нужно сопровождать проговари-ванием последовательности работы, например: травку начинаем рисовать кончиком кисти, кисть держим вертикально, затем усиливаем нажим и заканчиваем элемент опять кончиком кисти. Выполнение упражнений помогает детям глубже понять и осмыслить изучаемый материал.
Выбор методов обучения на уроках изобразительного искусства должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню их изобразительных умений. Творческое применение методов, согласованное с потребностями практики, является важным аспектом методической подготовки.
таким образом, методическая подготовка будущего учителя начальных классов в области декоративно-прикладного искусства во многом определяется его теоретическими знаниями по теории и методике декоративно-прикладного искусства, умениями применять методы обучения, практическим опытом художественно-творческой деятельности в процессе освоения способов изображения народной росписи.
список литературы
1. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛА-ДОС, 2004.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. 3-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2001.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в 2 ч. М.: Просвещение, 2000. Ч. 2.
5. Совершенствование методической подготовки учителя начальных классов: метод. реком. / Т.Г. Рамзаева, Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик. М., 1988.
* * *
1. Badaev V.S. Russkaja kistevaja rospis': ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: VLA-DOS, 2004.
2. Vozvrashhenie k istokam: Narodnoe iskusst-vo i detskoe tvorchestvo: ucheb.-metod. posobie / pod red. T.Ja. Shpikalovoj, G.A. Porovskoj. M.: VLADOS, 2000.
3. Programmno-metodicheskie materialy: Izobra-zitel'-noe iskusstvo. Nachal'naja shkola / sost. V.S. Ku-zin, E.O. Jaremenko. 3-e izd., pererab. M.: Drofa, 2001.
4. Programmy obshheobrazovatel'nyh uchrezh-denij. Nachal'nye klassy (1-4) v 2 ch. M.: Prosveshhe-nie, 2000. Ch. 2.
5. Sovershenstvovanie metodicheskoj podgotovki uchitelja nachal'nyh klassov: metod. rekom. / T.G. Ramzaeva, N.B. Istomina, M.S. Solovejchik. M., 1988.
Methodological training of future primary school teachers for teaching folk applied arts to junior pupils
The article deals with the issues of methodological training of future primary school teachers for teaching folk applied arts to junior pupils. It reveals the variety of the subject area "Arts" regarding the applied arts. The teaching methods are analyzed in the aspect of knowledge acquiring in the theory of applied arts, in the process of mastering the ways and methods of painting, gaining the experience of artistic and creative work.
Key words: applied arts, methodological training, experience of artistic and creative work.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)