Ким Вячеслав Радиславович
аспирант факультета экономики и управления народным хозяйством, Московская финансово-промышленная академия [email protected]
законодательное
регулирование качества
аудиторских услуг
методическая база обеспечения качества
аудиторских услуг
_Аннотация
До 1993 года аудиторская деятельность в России не лицензировалась. Ею могла заниматься любая фирма, и рынок аудиторских услуг формировался стихийно. В результате, некоторые компании проводили проверки некачественно, что вызывало недовольство заказчиков. В статье анализируются нормативные документы, устанавливающие требования по качеству аудиторских услуг.
Ключевые слова: аудиторские услуги, аудиторская деятельность, контроль качества, разумная уверенность, инспекция, внутрифирменные стандарты, этические требования
Как и любой вид предпринимательской деятельности, работа аудиторов регулируется законодательно. Аудиторские услуги закреплены в п. 2 ст. 779 ГК РФ в качестве одной из разновидностей услуг В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правового обеспечения аудиторской деятельности. Данная работа ведется как в отношении законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, так и в отношении нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правовую
основу для регулирования отношений в сфере аудиторской деятельности составляют:
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696;
- Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, в части, не противоречащей Федеральным
аудиторская деят(
правилам (стандартам) аудиторской деятельности;
- Кодекс этики аудиторов России;
- Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21-22 октября 2003 года).
Требование о соответствии аудиторских услуг российскому законодательству
Последние изменения законодательства, регулирующего аудиторские услуги, позволяют выделить ряд особенностей, а именно:
- изменение процедуры аудиторских проверок (вместо пяти аттестованных аудиторов теперь достаточно трех);
- изменение условий аттестации и повышения квалификации сотрудников (наличие высшего экономического или юридического образования теперь не обязательно, равно как и стажа работы, связанной с аудиторской деятельностью или ведением
.. .обязательный аудит организаций проводится
теперь в случае, если объем выручки превышает 50 млн руб. или сумма активов на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.
бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности);
- изменение срока хранения документов (пять лет);
- неограниченность аудиторской тайны;
- обязательный аудит организаций проводится теперь в случае, если объем выручки превышает 50 млн руб. или сумма активов на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.;
- необходимость соблюдения Кодекса профессиональной этики; Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 внесены изменения в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Новые требования к системе контроля качества услуг в аудиторской организации были закреплены в правиле (стандарте) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», которое было разработано на основе международных стандартов аудита.
В соответствии с правилом (стандартом) № 34 такая система контроля качества должна обеспечивать разумную уверенность в том, что аудиторские услуги соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов Российской Федерации и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Стандарт № 34 применяется всеми аудиторскими организациями, а система контроля качества услуг базируется на принципах и процедурах, разработанных как в указанном Стандарте, так и самой организацией в зависимости от масштаба ее деятельности.
Требования к внутрифирменным стандартам
Стандарт определяет понятия аудиторской деятельности, в том числе:
- руководитель задания - это руководитель аудиторской организации, который несет ответственность за выполнение задания, а также за отчет (заключение), выдаваемый организацией;
- проверка качества выполнения задания для оценки существенных суждений и разработка выводов до выдачи отчета по результатам проверки;
- мониторинг, предусматривающий непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудита, включая периодическую инспекцию на выборочной основе завершенных заданий в целях достижения разумной, но не абсолютной уверенности в эффективности системы контроля качества, и др.
Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов (6):
- обязанности руководителя аудиторской организации по обеспечению качества ее услуг;
- этические требования;
- принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
- кадровая работа;
- выполнение задания;
- мониторинг.
На стадии разработки внутрифирменных стандартов аудита важно обеспечить взаимосвязь между такими документами, как смета затрат времени, общий план аудита и программа аудита, которые являются важным рычагом, способствующим
новые требования к системе контроля качества услуг в аудиторской организации были закреплены в правиле (стандарте) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»
эффективному контролю за качеством аудита. Разработка внутрифирменных стандартов требует значительных трудозатрат, средств и практического опыта, поэтому ее осуществление и внедрение выполняется в основном только крупными аудиторскими организациями.
Задачи внутрифирменных стандартов состоят в следующем:
- определение функций сотрудников конкретной аудиторской организации в ходе выполнения аудита;
- детализация программы повышения качества внутрифирменной системы контроля;
- определение базовых процедур контроля качества аудита.
Как осуществляется контроль качества работы сотрудников?
Контроль качества работы сотрудников внутри аудиторской организации должен проявляться в следующих аспектах (5).
1. Аудит считается качественным, если планирование и выполнение аудиторского задания осуществля-
аудиторская деятельность
лись в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
2. Необходимость содержания высококвалифицированных специалистов в аудиторской организации. Для лиц, принимаемых на работу, необходимо проводить квалификационные экзамены (тестирование по вопросам бухгалтерского учета, аудита и права, налогообложения, финансов и иностранного языка) и собеседования.
3. Перед заключением договора на оказание аудиторских услуг, аудиторская организация должна оценить следующие факторы: честность и открытость основных владельцев и ключевого менеджмента, наличие необходимого опыта и квалификации аудиторов, времени, ресурсов, возможность для фирмы сохранить независимость, степень давления на аудиторскую организацию со стороны третьих лиц при проведении проверки и формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности,
аудит считается качественным, если планирование и выполнение аудиторского задания осуществлялись в соответствии с правилами
(стандартами) аудиторской деятельности
4. Качество работ, выполняемых в ходе аудиторской проверки, контролируется посредством направляющих указаний и контроля выполненной работы. Направляющие указания, адресованные к ведущим экспертам и специалистам аудиторской проверки, содержат информацию об обязанностях этих специалистов; о целях процедур, необходимые к выполнению; об особенностях деятельности проверяемой организации; о специфики бухгалтерской системы; о возможных проблемных вопросах в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на объем и затраты времени при применении аудиторских процедур.
5. Результаты работы каждого ответственного исполнителя должны проверяться и оцениваться сотрудниками более высокой квалификации. При этом особое внимание должно уделяться следующим вопросам:
- выполнялась ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
- все ли цели аудиторских процедур достигнуты в ходе аудита, надлежащим ли образом описаны, задокументированы, оценены, прояснены и нашли ли свое отражение в выводах аудиторов;
- обоснованы ли заключения аудиторов и базируются ли они на необходимых и достаточных аудиторских доказательствах, полученных в ходе проверки;
- задокументирована ли должным образом в рабочих документах проделанная работа и ее результаты.
6. Сотрудники, выполняющие проверку результатов работы коллег более низкой квалификации, обязаны поставить подпись на проверяемых
рабочих документах. Стандартные реквизиты, такие как дата, подпись и расшифровка фамилии проверяющего существуют во многих бланках рабочей документации. Подпись проверяющего сотрудника означает, что он разделяет ответственность исполнителя за результаты работы. 7. В дополнение к существующей системе тщательного отбора кадров в аудиторской организации на постоянной основе должна существовать система обучения, повышения квалификации и переаттестации сотрудников.
Обзорные проверки качества выполнения заданий по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 34 предусматривает создание и доведение до персонала документа по системе внутреннего контроля в соответствии с перечисленными элементами, предполагающего выполнение всех требований стандарта в части каждого из ее элементов и документирование практического применения данного руководства.
Необходимо заметить, что большая часть вышеперечисленных элементов ранее подробно не рассматривалась в рамках федеральных стандартов аудиторской деятельности. Неизменной осталась обязанность аудиторской организации соблюдать этические принципы и вести кадровую работу.
Новым требованием, которое приведет к увеличению трудовых затрат на проведение аудита является необходимость проведения обзорной проверки качества выполнения заданий по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значи-
новым требованием, которое приведет к увеличению трудовых затрат на проведение аудита финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих
субъектов, является требование о проведении обзорных проверок
мых хозяйствующих субъектов1. Под общественно значимым хозяйствующим субъектом понимается хозяйствующий субъект, в коммерческую деятельность которого прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытое акционерное общество и иная организация, имеющая публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовая организация, работающая со средствами физических и юридических лиц.
Таким образом, аудиторские организации должны иметь в виду, что
1 Речь идет о требовании, содержащемся в пунктах 37-40 постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Кстати, заметим, что это требования не является новым - оно действует с 12 августа 2008 г. (внесено в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557). -Прим. ред.
аудиторская деятельност
дополнительные требования данного стандарта увеличат объем дополнительных трудозатрат персонала, прямо не связанных с выполнением аудиторских заданий.
Литература
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.12.2008).
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 02.08. 2010) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
3. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол № 56).
4. Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрено Советом по аудиторской
деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21-22 октября 2003 года).
5. Внутренний контроль за качеством аудиторских проверок // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 8.
6. Система контроля качества аудиторских услуг // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2009. - № 2.
7. Система контроля качества в аудиторской организации // Аудиторские ведомости. - 2009. - №2.
8. Качество аудиторской деятельности: сущность, подходы к оценке // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 6.
9. Качество аудиторской деятельности: сущность, оценка, управление // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 18.
10. Система внутрифирменного контроля качества: основные принципы // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 1.
Vyacheslav R. Kim
Postgraduate Student, Department of Economics and Management of the National Economy, Moscow University of Industry and Finance
Methodological Framework to Ensure the Quality of Audit Services
_Abstract
Until 1993, the audit activities in Russia were not licensed. Any company could deal with auditing and the audit services market was formed spontaneously. As a result, some companies have conducted inspections of poor quality, which caused discontent among customers. The article analyzes the regulations that establish requirements for the quality of audit services.
Keywords: audit services, audit activities, quality control, reasonable certainty, inspection, corporate standards, ethical requirements