5. URL: http://forum.polismi.org/index.php?/ topic/3422-los-angeles-times.
6. Гугелев А.В., Семченко А.А. Реализация принципа непрерывного обучения в течение всей жизни (на опыте Швеции) // Вестник СГСЭУ. 2013. № 4(48).
7. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/ IssWWW.exe/Stg/di/08-ii.htm.
8. URL: http://top.rbc.ru/economics/14/o8/ 2013/870131.shtml
9. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Аудит СМК в обеспечении устойчивого развития вузов // Научное обозрение. 2014. № 2.
5. URL: http://forum.polismi.org/index.php?/ topic/3422-los-angeles-times.
6. Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2013) Realizatsiya printsipa nepreryvnogo obucheniya v techeniye vsey zhizni (na opyte Shvetsii) [Implementation of the principle of lifelong learning (from the Swedish perspective)] // Vestnik SGSEU. № 4(48).
7. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/ IssWWW.exe/Stg/di/08-ii.htm.
8. URL: http://top.rbc.ru/economics/14/o8/ 2013/870131.shtml
9. Bonyushko N.A., Semchenko A.A. (2014) Audit SMK v obespechenii ustoychivogo razvitiya vuzov [Auditing the QMS in order to ensure the sustainable development of universities] / / Nauchnoye obozreniye. № 2.
УДК 172.1:342
МЕТОД СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
A METHOD FOR SYSTEM ANALYSIS OF CONSTITUTIONAL ORDER
© Мистров Леонид Евгеньевич
Leonid Y Mistrov
доктор технических наук, доцент, Центральный филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», г. Воронеж
PhD. (Engineering), associate professor, Central branch of "Russian Academy of Justice", Voronezh
e-mail: [email protected]
© Малхасян Гаяне Арменовна
Gayane A. Malhasyan
юрист, Общество по защите прав потребителей, г. Воронеж lawyer, the Society for protection of consumer rights, Voronezh e-mail: [email protected]
В статье предлагается метод системного The paper presents a methodfor system analysis of
анализа конституционного строя, обеспечиваю- the constitutional system which allows a thorough and
щий его исследование во времени и детальности detailed (in-depth) consideration. The method is based
(глубине) рассмотрения. Метод основывается на on the study of objective and subjective categories of
изучении объективных и субъективных категорий анализа, в качестве которых исследуются стадии, этапы, аспекты и уровни анализа.
Ключевые слова: государство, конституционный строй, анализ, категории анализа, стадии, этапы, аспекты и уровни анализа.
analysis, such as stages, phases, aspects and levels of analysis.
Keywords: state, constitutional order, analysis, category of analysis, stages, levels, aspects and levels of analysis.
В современных условиях анализ конституционного строя (КС) любого государства основывается на исследовании его облика (предназначения, принципов, состава и структуры построения, основных характеристик и параметров) для принятия решения о демократических основах развития любого государства. Конституционный строй представляет собой целеориентированную многоцелевую систему с характерными для него устойчивыми законами развития, определяемыми взаимообусловленной системой принципов построения и характерными связями по управлению, информации и исполнению его элементов - различного уровня институтов власти, что обеспечивает выделение в многомерном пространстве состояний признаков структурных элементов, характеризующих конкретный конституционный строй любого государства.
При решении задачи анализа КС на различных исторических этапах развития характерным является нечеткость и неопределенность исходных представлений об его облике как объекте исследований, задачах, составе, структуре, характеристиках и способах функционирования. Это затрудняет возможность применения для анализа облика КС известных методов анализа сложных систем, обусловливая фрагментальное его исследование, и выдвигает на первый план необходимость более широкого и детального рассмотрения на основе последовательного введения системы основных понятий и категорий анализа, которые позволяют структурировать проблему анализа КС и делают возможным применение для его исследования существующих методов анализа сложных систем и принятия решений.
Основным способом преодоления указанных трудностей является осуществление декомпозиции задачи анализа облика КС на ряд частных задач анализа допустимой сложности, проводящих исследование с помощью известных методов. В практике анализа сложных систем наибольшее применение нашла декомпозиция, основанная на их иерархическом многоуровневом описании [1]. Иерархическое описание обеспечивает возможность разделения общей задачи анализа КС на основе принципов «целое-часть», «право вмешательства верхнего уровня» и «зависимость верхнего уровня от нижних уровней» на составную си-
стему взаимосвязанных по управлению, информации, взаимодействию и исполнению предметно-ориентированных структурных элементов. Данная декомпозиция составляет основу метода декомпозиции КС, цель и содержание предлагаемой статьи и позволяет представить метод анализа облика КС в виде совокупности категорий анализа, научных взглядов и подходов на содержание, структуру и развертывание во времени и детальности исследования его облика с учетом особенностей, характерных для развития конкретного государства.
Основные понятия
Анализ КС от постановки задачи до разработки конкретного решения по его облику проходит ряд этапов, образующих в целом цикл принятия решения. Цикл принятия решения условно разделяется на этапы, включающие: уяснение целей и задач, стоящих перед специалистами анализа КС; оценку внешних и внутренних условий развития КС; подготовку вариантов решений по облику КС и принятие предпочтительного варианта решения об облике, наиболее полно отвечающего КС конкретного государства [2; 3].
В основных чертах сущность анализа КС состоит в следующем. Первоначально, исходя из поставленных задач и из весьма общих и расплывчатых предпосылок о рассматриваемом облике КС конкретного государства, разрабатывается концепция решения об его облике, определяющая его назначение, задачи, состав, структуру, эффективность, возможные способы осуществления, реализуемые методы и средства и т.д. Вместе с концепцией определяются условия, на фоне которых решаются задачи КС (сценарии развития строя на различных этапах развития государства, элемент -органы и учреждения власти, которые составляют основу КС государства и т.д.).
После формирования концепции решения об облике КС проводится анализ государства как некоторой целостной системы с окружением, определяются его внешние связи и соответствующие ему свойства и характеристики. Затем исследуется внутренняя часть КС. Для этого он условно расчленяется на законодательную, судебную и исполнительную системы власти в составе соответствующих инфор-
мационных, управленческих и исполнительных подсистем. Каждая из этих подсистем исследуется отдельно в соответствующем окружении - это позволяет определить их внешние связи, свойства и характеристики. Последующее рассмотрение подсистем КС во взаимодействии друг с другом позволяет сформировать структуру решения и уточнить его внешние свойства и характеристики. Исследование КС специалистами анализа продолжается до достижения необходимой степени детализации его строения.
Наряду с углублением исследований КС происходит обратное, восходящее движение. Исследования возвращаются на «поверхность» решения, наполненные более конкретными представлениями о строении КС, характеристиках и способах функционирования на различных исторических этапах развития государства. Выявленные в результате такого циклического движения исследований внешние и внутренние связи, свойства и характеристики решения об облике КС объединяются в группы, соответствующие той или иной его качественной стороне (целевым, законодательным, судебным и исполнительным свойствам, функциям, структуре и т.д.).
Переходя от одной качественной стороны облика КС к другой, исследования как бы «скользят» по его поверхности. Каждая совокупность вновь выявленных связей, свойств и характеристик КС служит основой для уточнения и наполнения новым содержанием ранее выявленных его связей, свойств и характеристик на этапе анализа каждой из систем.
В результате такого поступательно-возвратного движения исследований КС как бы «поворачивается» последовательно каждой своей стороной, вовлекая в это движение и соответствующее окружение. Процесс анализа КС идет от одного облика к другому, все более содержательному. Таким образом, в ходе анализа КС осуществляется последовательное наращивание полноты представлений о его строении и характеристиках. Из многих вариантов облика КС выбирается наиболее полно соответствующий цели исследований, рассматриваемый с различных качественных сторон. Поступательно-возвратный характер движения исследований дополняется нисходящим и восходящими направлениями.
Структура анализа облика КС выражает определенную логику действий специалистов анализа КС, базы знаний и средств анализа. Связи между элементами структуры анализа КС многообразны и подвижны. Однако существуют объективные законы развития КС государств, позволяющие выделить устойчивые
связи их построения и развития - такими правилами являются базовые понятия или категории, обеспечивающие последовательное развертывание процесса анализа структурных элементов КС по времени и глубине исследований.
Категории анализа
Специалисты анализа КС вносят субъективный и объективный факторы в процесс анализа его облика. Это обусловливает необходимость разделения категорий анализа на субъективные и объективные. Субъективные категории выражают узловые моменты в деятельности коллектива специалистов анализа и характеризуют развертывание процесса анализа во времени - к ним относятся стадии и этапы анализа. Объективные категории выражают качественные стороны свойств КС и характеризуют в этом смысле содержательное развитие анализа - к ним относятся аспекты и уровни анализа [3; 4].
Аспекты анализа. КС обладает теоретически бесконечным числом качеств. Каждое из них включает набор свойств и характеристик КС, проявляющихся в соответствующем окружении. Поэтому при анализе КС рассматривается с позиций различных точек зрения или аспектов. Каждому аспекту решения об облике КС соответствует аспект (подаспект) процесса анализа, в рамках которого исследуется система связей, свойств и характеристик КС, выражающих данную его качественную сторону. Поэтому процесс анализа КС содержит лишь существенные аспекты, связанные с основными, важнейшими свойствами и характеристиками государства и условиями его функционирования. Существенными аспектами процесса анализа КС являются: аспект целевого предназначения; функциональный аспект; структурный аспект и параметрический аспект.
Аспект целевого применения и параметрический аспект определяют основные характеристики КС. В рамках этого аспекта обосновываются назначение, строение и решаемые задачи КС, его основные характеристики, способы реализации и предназначения, эффективность и целесообразность.
Параметрический аспект анализа направлен на определение облика КС на основе анализа характеристик и способов функционирования его законодательных, судебных и исполнительных элементов, анализируемых при исследовании вопросов их целевого использования, а также предложений по их корректировке.
Анализ целевого применения КС теснейшим образом связан с функционированием
государства в целом. Поскольку функции государства разделяются на внешние и внутренние, то и функциональный аспект (анализ) КС содержит внешний и внутренний подаспекты. Внешний подаспект играет интегративную роль и исходит из условий развития государства, применительно к которым формируются предложения по внутреннему функциональному облику КС. Внутренний подаспект по отношению к внешнему имеет целесообразный характер. Обоснованные в рамках внутреннего подаспекта внутренние функции КС обеспечивают реализацию их внешних функций.
Однако функциональный аспект не дает доказательств того, что КС будет именно таковым, что только такими функциями он будет обладать. Постановка этих вопросов составляет предел данного аспекта. Поскольку функции КС определяются его структурой, то раскрытие строения облика есть конечная цель функционального аспекта исследования развития государства, конечная в том смысле, что анализ облика КС может быть получен лишь на основе знания его строения, взаимодействия составных частей (подсистем). Эти знания являются результатом структурного аспекта анализа КС (структурный анализ).
Структурный аспект включает два основных подаспекта: морфологический и анализа взаимосвязей. Морфологический подаспект направлен на определение соответствия между функциями КС и его материальными носителями -законодательными, судебными и исполнительными системами, т.е. в конечном счете на определение состава и структуры его облика. Поскольку однозначного соответствия между функциями и подсистемами КС нет, то конечной целью морфологического подаспек-та анализа КС является раскрытие системы его взаимосвязей. Эта задача решается в рамках подаспекта анализа взаимосвязей, который устанавливает соответствие между функциями и взаимосвязями составных частей КС. Конечной целью подаспекта анализа взаимосвязей является обоснование закономерностей объединения составных частей КС с данными функциями в целостную систему с более сложными функциями.
Уровни анализа. Облик КС представляет целостную систему в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих составных частей. Определить при анализе КС его строение, установить характер взаимосвязей, свойства и характеристики составных частей и решения об облике в целом сразу невозможно. Поэтому анализ КС разделяется на подпроцессы, содержание которых раскрывает категория уровней анализа решений об облике КС.
Уровни анализа КС связаны с его внешними свойствами, проявляющимися при его взаимодействии с окружением, а их сущность определяется внутренней структурой государства. Свойства систем КС проявляются в соответствующих им окружениях, а их причина содержится в структуре более мелких составных частей (элементов) и т.д. Нарастающая степень детализации рассмотрения КС фиксируется в уровнях его описания, которым сопоставляются уровни анализа КС. Условно уровни анализа можно разделить на группы: уровень внешнего анализа, который, как правило, не разделяется на подуровни, и уровни внутреннего анализа (внешнесистемный и внутрисистемный анализ).
На уровне внешнего анализа КС рассматривается как целостная система. На уровнях внутреннего анализа КС рассматривается как система взаимодействующих составных частей. Количество уровней внутреннего анализа КС определяется необходимой степенью детализации облика его структурных элементов. В ходе анализа КС в результате многократного перехода от уровня внешнего анализа к уровням внутреннего анализа и обратно асимптотически достигается необходимое соответствие между его свойствами, строением, между характеристиками составных частей и характеристиками облика в целом.
Стадии анализа - условно выделяемая часть процесса анализа облика КС, ограниченная историческим интервалом времени, в пределах которого достигаются представления о свойствах, характеристиках и эффективности КС, достаточные для принятия решения или о путях его продолжения. В процессе анализа КС необходимо выделять стадии, соответствующие определенным ступеням вертикального среза его исторического развития [5]:
• стадия концептуального анализа КС, на котором формулируются общие представления об его облике (назначении, решаемых задачах, эффективности и т.д.) без детальной проработки реализуемости его характеристик и «идеальном» выполнении функций управления, исполнения и добывания информации;
• стадия анализа КС при реально достижимых характеристиках законодательной, судебной и исполнительной систем при «идеальном» управлении;
• стадия анализа КС при достижимых характеристиках данных систем.
Разделение процесса анализа КС на стадии носит условный характер и выражает лишь преимущественную направленность исследований на ту или иную группу свойств, характеристик и способы функционирования государ-
ства. Каждая из стадий анализа включает последовательность этапов анализа.
Этапы анализа - часть процесса анализа КС, заканчивающаяся достижением определенного уровня обоснованности принимаемых решений на основе определенной фиксированной группы свойств, характеристик и эффективности КС. Категория этапа отражает цикл принятия решения (горизонтальный срез в историческом развитии) по облику КС. К этапам анализа КС относятся: постановка задачи анализа; формирование множества альтернативных вариантов решений; выбор из альтернативных вариантов решений предпочтительного; анализ предпочтительного варианта и разработка предложений в решение по облику КС.
Наиболее сложным в методическом отношении является этап формирования вариантов решений по облику КС. На этапе выбора первоначально должно определяться несколько предпочтительных вариантов решений по облику КС. Окончательный выбор предпочтительного варианта решения осуществляется тогда, когда достигается максимально возможная степень обоснованности представлений об облике КС на основе информации о предмете и условиях развития конкретного государства, а также облике (составе, структуре, характеристиках и способах функционирования) взаимодействующих государств.
Анализ КС всегда проводится в условиях неопределенности (исходных данных, ограничений и т.д.). Поэтому завершающим этапом анализа должен являться анализ устойчивости предпочтительного варианта решения об облике КС к изменяющимся характеристикам условий развития государства и разработка с учетом этого анализа его окончательного облика.
В совокупности этапы анализа образуют цикл анализа. Процесс анализа КС может состоять из нескольких циклов анализа.
Каждая из категорий анализа КС упорядочивает и организует деятельность коллектива специалистов и в этом смысле является образующей данного процесса анализа. В ходе анализа представления об облике КС меняются. Охватывая эти подвижные представления, категории анализа выступают как содержание процесса анализа (взаимосвязь категорий анализа КС схематично приведена на рисунке). Таким образом, каждая из категорий может иметь характер и содержание процесса анализа. При анализе КС непрерывно меняется характер категорий, происходит их взаимопереход, проникновение друг в друга. Это порождает многосвязанность структуры процесса
анализа КС и высокую ее подвижность. Характер и содержание процесса анализа определенным образом соответствуют друг другу, но из-за непрерывного изменения содержания между ними в определенные моменты времени возникает рассогласование, которое устраняется переходом от одной категории к другой и сменой категории-содержания.
Смена категорий анализа КС связана с исчерпанием возможностей количественного анализа свойств, характеристик, способов функционирования и путей развития государства на различных исторических этапах, а также необходимостью их качественных изменений.
Для проверки работоспособности метода рассмотрим упрощенный гипотетический пример. Пусть в стране Х по результатам прошедших революционных преобразований принята Конституция - основной закон государства. Структурно ее реализация и развитие осуществляются тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной на основе разделения целевых функций и обеспечения взаимодействия. В общем случае любая из ветвей власти представляет собой функциональную или функциональную организационно-техническую систему в составе управляющей, информационной и исполнительной подсистем. Цели, задачи, функции и способы функционирования данных систем в общем виде определены в основном законе государства. Требуется установить на основе анализа свойств, характеристик и способов функционирования данных ветвей государственной власти и КС государства в целом, характерны ли демократические основы развития конституционного строя данного государства. При этом под демократическими основами конституционного строя государства понимается такая деятельность государства, которая направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина [6].
Результат решения задачи представляет формирование прогнозного облика КС на основе анализа фиксированной группы свойств, характеристик и эффективности его составляющих элементов - законодательной, судебной и исполнительной систем власти. Решение задачи начинается с постановки исследования составных ветвей государственной власти и облика КС в целом, формирования их вариантов, исследования и выбора предпочтительного варианта. С этой целью первоначально проведем анализ развития, например, законодательной системы (аналогично поступаем также с исполнительной и судебной системами),
1 1 1 1 1 Заключи-
1 1 1 1 тельная стадия
в к в с а
Аспекты анализа
Параметрический анализ
Структурный анализ
Функциональный анализ
Внешнесистемный анализ
Внутрисистемный анализ
1 +
1УТ"
Структура категорий анализа конституционного строя
который заключается в предположении фиксированных свойств, характеристик и способов функционирования, т.е. в условиях наличия полной априорной информации, только на одной стадии анализа.
В общем случае законодательная ветвь государственной власти представляет систему объединенных единством цели управляющей, информационной и исполнительной подсистем, направленных на разработку, согласование, реализацию и контроль основных положений основного закона государства - Конституции. Для каждой из подсистем, являющейся пространственно-распределенной системой, свойственны принципы централизации управления различного функционального уровня органов законодательной власти, иерархичность построения и выполнение задач с максимальной эффективностью. Данные принципы составляют основу способов функционирования законодательной системы (впрочем, как и другой любой системы) и требуют временного и детального ее исследования.
Анализ облика законодательной системы начинается с определения различных ее сторон. В качестве них при анализе рассматриваются аспект целевого назначения, функциональный, структурный и параметрический аспекты.
Аспект целевого назначения законодательной системы предполагает: 1) исследование функционального назначения - функций раз-
работки, согласования, реализации и контроля основных положений основного закона государства всеми ветвями государственной власти; 2) исследование организационного построения - иерархичное, обеспечивающее реализацию целевого предназначения различного функционального уровня законодательной власти; 3) решаемые задачи - конкретизация целевого предназначения законодательной системы по иерархическим уровням федерального, регионального и муниципального построения; 4) способы функционирования (реализации, контроля) - осуществляются в форме проведения совещаний, заседаний, коллегий, референдумов и т.п., на основе которых осуществляется выработка и принятие тех или иных законодательных актов; 5) эффективность - проведение основных положений основного закона в повседневную норму деятельности исполнительной и судебной систем; 6) целесообразность - количество обращений органов исполнительной и судебной власти, общественных партий, организаций и граждан к органам законодательной системы за теми или иными разъяснениями, толкованиями статей закона и т.п.
Функциональный аспект анализа законодательной системы - рассмотрение законодательной ветви власти в виде функциональной организационной системы с учетом связей по управлению, информации и исполнению при верховенстве принципа права в процессе контроля за деятельностью исполнительной и су-
дебной систем. Анализируются внешние (разработка и контроль законодательных актов, регулирующих правовые отношения с другими государствами) и внутренние функции (разработка и контроль соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; закрепление за народом права осуществлять свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти; признание референдума и свободных выборов высшим непосредственным выражением власти народа; конституционный запрет на присвоение власти кем бы то ни было; идеологическое и политическое многообразие, а также конституционная возможность граждан участвовать в управлении делами государства в целях обеспечения полновластия народа, прав и свобод человека и гражданина и т.п.).
Структурный аспект анализа законодательной системы - по составу функций ее облика -определяется структурой и раскрытием организационного строения, а проведение ее исследования осуществляется на основе определения строения и функционального взаимодействия подсистем. Аспект направлен на выявление и установление соответствия между функциями законодательной системы и ее органами или на определение состава и структуры ее облика. Так как однозначное соответствие между функциями законодательной системы и ее подсистемами отсутствует, то основная цель аспекта основывается на раскрытии взаимосвязей подсистем.
Параметрический аспект анализа законодательной системы - исследование различного уровня органов законодательной власти в виде функциональных организационных систем по качественно-количественному составу и организационному построению.
После того как определены аспекты анализа законодательной системы, осуществляется переход к детализации ее исследования на внешнесистемном и внутрисистемных уровнях анализа. Они обеспечивают направленную детализацию законодательной системы до уровня, достаточного для определения
внешнесистемных связей государства и внутрисистемных связей - законодательная система рассматривается в виде взаимосвязанных подсистем с достаточной степенью их детализации. При этом только на федеральном уровне осуществляется рассмотрение всех нормативно-правовых актов, регулирующих внешнесистемные правовые отношения между государствами. Анализ внутрисистемных правовых отношений проводится последовательно на всех функциональных уровнях законодательной системы с необходимой степенью детализации.
Переход с одной категории анализа законодательной системы на другую связан с исчерпанием возможностей количественного анализа свойств, характеристик, способов функционирования и путей развития государства.
Анализ исполнительной и судебной системы осуществляется аналогично по аспектам, уровням и этапам принятия решений при фиксированной стадии их исторического развития.
На основании полученных результатов исследований можно сделать вывод, что облик и способы функционирования законодательной, судебной и исполнительной систем реализуются в соответствии с правовыми нормами, определенными в соответствующих нормативно-правовых документах. Это позволяет говорить о демократических основах конституционного строя рассматриваемого в примере государства.
Таким образом, введенная система основных понятий и категорий системного анализа КС направлена на всестороннее рассмотрение и последовательное развертывание поступательно-возвратного движения по видам и внутри каждого вида категорий, образуя циклический итерационный процесс с нестационарной иерархической структурой, обеспечивающий постепенное обоснование свойств и характеристик облика конституционного строя, необходимого для принятия решения о демократическом развитии конкретного государства.
Библиографический список (References)
1. Месарович М., Мако Д., Такахара И.
Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
2. Мистров Л.Е., Сербулов Ю.С. Методологические основы синтеза информационно-обеспечивающих функциональных организационно-технических систем. Воронеж: Научная книга, 2007.
1. Mesarovich M., Mako D., Takakhara I.
(1973) Teoriya iyerarkhicheskikh mnogou-rovnevykh sistem [Theory of hierarchical multilevel systems]. Moscow: Mir.
2. Mistrov L.Ye., Serbulov Yu.S. (2007) Metodologicheskiye osnovy sinteza informatsi-onno-obespechivayushchikh funktsional'nykh organizatsionno-tekhnicheskikh sistem [Methodological principles of the synthesis of information
3. Mistrov L.E. Bases of methodology synthesis of organizational and technical systems // The Recent Trends in Science and Technology Management: The collection includes The Recent Trends in Science and Technology Management. Held by SCIEURO in London. 2013. 9-10 May.
4. Мистров Л.Е., Амрахов Н.И. Методологические основы разрешения социально-экономических конфликтов. Воронеж: Институт экономики и права, 2008.
5. Величко С.В., Мистров Л.Е., Сербу-
лов Ю.С. Методологические основы синтеза решений по управлению экологическими конфликтами. Воронеж: Научная книга, 2008.
6. Электронный суд. URL: htpp://slovari. yandex.ru, свободный. Заглавие с экрана (дата обращения: 21.07.2014).
support, functional, organizational and technical systems]. Voronezh: Nauchnaya kniga.
3. Mistrov L.E. Bases of methodology synthesis of organizational and technical systems // The Recent Trends in Science and Technology Management: The collection includes The Recent Trends in Science and Technology Management. Held by SCIEURO in London. 2013. 9-10 May.
4. Mistrov L.Ye., Amrakhov N.I. (2008) Metodologicheskiye osnovy razresheniya sotsial'no-ekonomicheskikh konfliktov [Methodological framework for addressing socio-economic conflicts]. Voronezh: Institut ekonomiki i prava.
5. Velichko S.V., Mistrov L.Ye., Serbulov Yu.S. (2008) Metodologicheskiye osnovy sinteza resheniy po upravleniyu ekologicheskimi konfliktami [Methodological principles for combining solutions to managing environmental conflicts]. Voronezh: Nauchnaya kniga.
6. Elektronnyy sud [Electronic court] .Available at: htpp://slovari.yandex.ru (date of access: 21.07.2014)