Научная статья на тему 'Метод «Шесть сигм» в системе методов управления качеством DMAIC для достижения операционной эффективности производства'

Метод «Шесть сигм» в системе методов управления качеством DMAIC для достижения операционной эффективности производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод «Шесть сигм» / система методов управления качеством / операционная эффективность производства. / "six sigma" method / system of quality management methods / operational efficiency of production.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Ксенофонтова Халидя Зейнятулловна, Логунова Нина Юрьевна, Полянская Ольга Алексеевна

В статье обсуждается применение метода "Шесть сигм" в системе менеджмента качества DMAIC с целью достижения операционной эффективности современных предприятий. Шесть сигм связаны с математической моделью, соответствующей минимальному количеству дефектов на миллион возможностей. Метод зарекомендовал себя как эффективный управленческий инструмент для достижения операционной эффективности производства, совершенствования бизнес-процессов и повышения качества продукции или услуг. Перед внедрением необходимо оценить контекст и характеристики производственной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Ксенофонтова Халидя Зейнятулловна, Логунова Нина Юрьевна, Полянская Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "Six Sigma" method in the DMAIC system of quality management methods to achieve operational efficiency of production

The article discusses the application of the "Six Sigma" method in the DMAIC quality management system in order to achieve operational efficiency of modern enterprises. Six sigma is associated with a mathematical model corresponding to the minimum number of defects per million possibilities. The method has proven to be an effective management tool for achieving operational efficiency of production, improving business processes and improving the quality of products or services. Before implementation, it is necessary to evaluate the context and characteristics of the production organization.

Текст научной работы на тему «Метод «Шесть сигм» в системе методов управления качеством DMAIC для достижения операционной эффективности производства»

иииятиивитвиииияивиии

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_10 УДК 338

МЕТОД «ШЕСТЬ СИГМ» В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ DMAIC ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, [email protected]

Ксенофонтова Халидя Зейнятулловна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Московский университет имени С. Ю. Витте, Москва, Россия, [email protected]

Логунова Нина Юрьевна,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники пищевых производств, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, logunina@ yandex.ru

Полянская Ольга Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, учета и анализа хозяйственной деятельности, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

В статье обсуждается применение метода "Шесть сигм" в системе менеджмента качества DMAIC с целью достижения операционной эффективности современных предприятий. Шесть сигм связаны с математической моделью, соответствующей минимальному количеству дефектов на миллион возможностей. Метод зарекомендовал себя как эффективный управленческий инструмент для достижения операционной эффективности производства, совершенствования бизнес-процессов и повышения качества продукции или услуг. Перед внедрением необходимо оценить контекст и характеристики производственной организации.

Ключевые слова: метод «Шесть сигм»; система методов управления качеством; операционная эффективность производства.

UDC 338

THE "SIX SIGMA" METHOD IN THE DMAIC SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT METHODS TO ACHIEVE OPERATIONAL EFFICIENCY OF PRODUCTION

Filatov Vladimir V.,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia, [email protected]

Ksenofontova Khalidya Z.,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, S. Y. Witte Moscow University, Moscow, Russia, [email protected]

Logunova Nina Yu.,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Informatics and Computer Engineering of Food Production, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]

Polyanskaya Olga A.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Accounting and Analysis of Economic Activity, St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov, St. Petersburg, Russia, Polyanskaya_ 78@mail. ru

The article discusses the application of the "Six Sigma" method in the DMAIC quality management system in order to achieve operational efficiency of modern enterprises. Six sigma is associated with a mathematical model corresponding to the minimum number of defects per million possibilities. The method has proven to be an effective management tool for achieving operational efficiency of production, improving business processes and improving the quality of products or services. Before implementation, it is necessary to evaluate the context and characteristics of the production organization.

Keywords: "six sigma" method; system of quality management methods; operational efficiency of production.

Одной из важнейших задач функционирующего предприятия является производство продукции (услуг), наилучшим образом отвечающей запросам клиента. Успешное решение этой производственной задачи является ключом к высокой конкурентоспособности и финансовой стабильности, а управление бизнес-процессами, ориентированное на потребности клиентов, позволяет внедрить методологию "Шесть сигм" [14].

Внедрение системы менеджмента качества является необходимым условием успешного развития бизнеса и укрепляет позиции компании на внутреннем и международном рынках [6].

Внедрение системы контроля качества на современных предприятиях сопровождается существенным повышением производитель-

ности продукции на конкретном предприятии, в результате чего наблюдается рост потребительского доверия и лояльности клиентов, а доступ к внутренним и мировым рынкам обеспечивается за счет расширения сферы рыночного влияния [8]. Одним из широко используемых сегодня производственных методов контроля качества является система "Шесть сигм". Эта концепция используется практически во всех секторах мировой и отечественной экономики.

Концепция является одним из наиболее актуальных методов, используемых при производственном контроле качества, который повышает конкурентоспособность продукции предприятия. Гипотеза заключается в том, что практическое применение концепции "Шесть сигм" промышленными пред-

приятиями является весьма эффективным инструментом совершенствования системы контроля качества готовой продукции.

Поэтому целью данного исследования является анализ характеристик метода "Шесть сигм" в системе методов контроля качества продукции DMAIC. С 1980-х гг. разработчиком методологии является инженер японской технологической корпорации Motorola Б. Смит.

"Шесть сигм" - это метод управления, основанный на статистической оценке технологических фактов и данных, систематическом поиске и разработке мер по повышению уровня выпуска готовой продукции, последующем внедрении и анализе бездефектных процессов [13].

Теория концепции "Шесть сигм" основана на 6 пунктах/принципах, соблюдение которых очень важно для системы менеджмента качества: проявляйте интерес к потребителям; управление основано на подтвержденных фактах и данных, а не на предположениях и прогнозах; фокусировка на производственном процессе; проактивный стиль управления, позволяющий предвидеть последствия внешних рыночных условий; открытость к сотрудничеству и партнерству; постоянный процесс совершенствования производства и контроля качества выпускаемой продукции.

У каждой отрасли или сферы услуг есть свои проблемы, и задача современных бизнес-лидеров - решить их и внедрить системы, которые минимизируют вероятность возникновения трудностей, приводящих к снижению уровня качества продукции [1]. Необходимость практической реализации методологии "Шесть сигм" заключается в минимизации ошибок, возникающих при выполнении технологических и бизнес-процессов, наиболее важных для потребителей, или, если выражаться математически, в достижении минимального уровня дефектов [15]. Поэтому важной целью внедрения данной концепции в систему менеджмента качества предприятия является обеспечение качества готовой продукции на уровне, который значительно выше, чем у ее ближайших конкурентов на рынке. В то же время необходимо понимать, что производство без дефектов невозможно, единичные случаи бракованной готовой продукции возможны. Но если бездефектность производства составляет около 99,9 %, то

руководство компании определенно достигает цели концепции "Шесть сигм" [21].

Для реализации ключевых целей концепции руководство компании формулирует перед собой три основные задачи по решению этой проблемы: повысить уровень удовлетворенности потенциальных клиентов; сократить временной интервал в течение производственного цикла; устранить количество дефектов, повысить уровень бездефектного производства, устранить причины, приводящие к возникновению дефектов в готовой продукции.

Эта концепция в значительной степени опирается на статистический анализ технологических и бизнес-процессов и отличается тем, что использует этот анализ для устранения дефектов или неэффективности в работе. При использовании системы "Шесть сигм" руководство компании обеспечивает наличие обученной и сертифицированной команды, знакомой с использованием экономико-математических и статистических инструментов и методов управления [4].

При применении концепции руководство компании получает следующие преимущества: снижается уровень и объем затрат при производстве готовой продукции; поддержание клиентской базы и увеличение числа потенциальных потребителей; захват большой доли на новых рынках сбыта продукции; правильное позиционирование продукции компании в сегментах отраслевого рынка. Чтобы представить графическое применение концепции "шесть сигм" в процессе контроля качества продукции, мы можем рассмотреть рис. 1.

По горизонтальной оси Х откладываются значения среднеквадратического отклонения (о), которые показывают расстояние от математического ожидания до точки перегиба кривой. Величина разброса значений кривой находится в прямой зависимости от значения среднеквадратического отклонения. График нужно понимать следующим образом.

Изделие, отвечающее техническим требованиям, занимает на оси Х положение в нуле. Если оно лучше, чем требуется - правее нуля, если хуже - то левее. Чем больше во всем количестве выпущенных товаров изделий, точно удовлетворяющих техническим требованиям, тем выше кривая в нуле. Исхо-

Рисунок 1 - Практическое применение концепции «Шесть сигм» в системе методов управления качеством [21]

дя из трактовки графика, можно сделать заключение о том, что наиболее подходящим продуктом для производства на предприятии является № 1, уровень соответствия стандартам которого составляет около 90 %. Приемлемым выглядит и продукт № 2, но третью и четвертую номенклатуру необходимо ликвидировать с производственной линии предприятия.

Методику «Шесть сигм» заимствовали и популяризовали такие известные компании, как General Electric, Honeywell, Microsoft, Johnson & Johnson, Xerox, в том числе российские подразделения [2].

Метод "шесть сигм" был разработан компанией Motorola в 1980-х гг. и стал одним из фундаментальных инструментов в системе методов управления качеством. В то время компания столкнулась с проблемой постоянных дефектов в производстве, что сказывалось на их конкурентоспособности и удовлетворенности клиентов. Джозеф М. Джуран, известный американский инженер и эксперт в области управления качеством, внес значительный вклад в развитие метода. Он предложил использовать статистический подход к управлению качеством, который был осно-

ван на концепции "стандартного отклонения" (sigma) в статистике. Название метода связано с математической моделью, где шесть сигм соответствуют минимальному количеству дефектов на миллион возможностей. Это означает, что процесс должен быть настолько стабильным и предсказуемым, чтобы количество дефектов было крайне низким.

В начале 1990-х гг. метод "Шесть сигм" привлек внимание Джека Уэлча, генерального директора General Electric (GE). Уэлч увидел потенциал этого подхода и внедрил его в GE, что привело к значительному улучшению качества продукции, сокращению дефектов и повышению производительности [3]. С тех пор метод получил широкое распространение и применяется во многих компаниях и организациях по всему миру. Он стал неотъемлемой частью системы методов управления качеством и включает в себя ряд принципов, инструментов и методик, которые помогают организациям достичь высокого уровня качества, снизить затраты и повысить клиентскую удовлетворенность.

В России эту концепцию реализуют такие компании, как Istrum-Rand (совместное предприятие с Ingersoll-Rand), ВСМПО - АВИСМА,

Рыбинские моторы (НПО "Сатурн"), РОСТАР, Красноярский алюминиевый завод, аудиторская фирма "Аваль", российское подразделение 3M и российское подразделение Xerox и некоторые другие компании [10].

Для реализации метода шести сигм япон-

ская корпорация Motorola, как первоначальный разработчик самой концепции, предложила циклический набор действий под названием DMAIC, который состоит из пяти основных этапов, показанных на рис. 2.

Рисунок 2 - Пять основных этапов реализации концепции "Шесть сигм" методом Motorola DMAIC [7]

На первом этапе точно определяются актуальные проблемы, обеспечивающие качество выпускаемой продукции, и ставятся цели по управлению этим процессом.

На втором этапе формируется набор исходных данных, которые анализируются с использованием экономико-статистических методов оценки.

На третьем этапе проводится анализ данных и технологических и бизнес-процессов, влияющих на качество продукта. Определяется структурно-логическая взаимосвязь, и продолжается проверка причин, влияющих на контроль качества на предприятии.

На четвертом этапе осуществляется систематический поиск управленческих решений, направленных на повышение качества продукции и внедрение их в практическое применение посредством контроля.

На пятом этапе процесс контроля качества управляется путем последовательного

определения желаемого уровня качества на предприятии в долгосрочной перспективе.

Сегодня метод "Шесть сигм" остается актуальным и эффективным инструментом для достижения операционной эффективности, улучшения процессов и повышения качества продукции или услуг. Он продолжает развиваться и адаптироваться к изменяющимся требованиям и вызовам современной экономики. Использование метода в системе методов управления качеством требует следования определенным шагам и принципам. Вот общая последовательность действий для его применения:

1. Определение целевых метрик: определите ключевые показатели эффективности (КР1) и целевые значения, которые вы хотите достичь в своих процессах или продукции. Это могут быть такие показатели, как сокращение дефектов, повышение надежности или снижение времени цикла [11].

2. Измерение текущего состояния процесса: соберите данные о текущем состоянии процесса и его производительности. Используйте статистические инструменты и методы, чтобы анализировать данные и выявить основные источники вариации и проблем [20].

3. Анализ данных: проанализируйте данные, чтобы определить основные факторы, влияющие на качество или производительность процесса. Используйте методы статистического анализа, такие как графики контроля или диаграммы Парето, чтобы идентифицировать наиболее значимые причины дефектов или отклонений.

4. Улучшение процесса: разработайте и реализуйте улучшения процесса, которые помогут достичь целевых метрик. Используйте методы и инструменты, такие как DMAIC (определение, измерение, анализ, улучшение, контроль) или PDCA (планирование, выполнение, контроль, действие), чтобы систематически проводить улучшения и проверять их эффективность [19].

5. Контроль стабильности процесса: установите систему контроля и мониторинга для обеспечения стабильности улучшенного процесса в долгосрочной перспективе. Используйте статистические методы контроля процесса, такие как графики контроля или анализ причин и следствий, чтобы отслеживать производительность и раньше выявлять отклонения [17].

6. Постоянное совершенствование: внедрение метода должно стать постоянным процессом в организации. Поощряйте сотрудников активно участвовать в улучшении процессов, проводить анализ данных и предлагать идеи по оптимизации. Регулярно проводите обучение и тренинги по методу "Шесть сигм" для сотрудников, чтобы повысить их навыки и понимание принципов управления качеством [18].

Кроме того, важно создать культуру качества в организации, где все сотрудники стремятся к непрерывному улучшению и высокому качеству [12]. Обмен информацией и передача знаний между различными отделами и уровнями организации также играют важную роль в успешной реализации метода. Внедрение метода "Шесть сигм" требует лидерства и поддержки руководства организации. Топ-менеджмент должен обеспечить ресурсы, поддержку и привнести изменения

в корпоративную культуру, чтобы метод стал неотъемлемой частью стратегии управления качеством [9]. Итак, использование шести сигм в системе методов управления качеством требует систематического подхода, статистического анализа данных и постоянного стремления к улучшению. Это позволяет организациям достичь высокого уровня качества продукции или услуг, повысить эффективность и конкурентоспособность, а также удовлетворить потребности и ожидания клиентов.

В современной экономике организации стремятся к оптимизации своих процессов, сокращению затрат и достижению высокой эффективности [16]. Метод "Шесть сигм" предоставляет эффективный инструмент для достижения этих целей. Он позволяет организациям систематически анализировать и улучшать свои процессы, идентифицировать и устранять источники дефектов и отклонений, а также повышать уровень качества своей продукции или услуг. Благодаря использованию статистических методов и инструментов анализа данных, метод позволяет организациям более точно измерять и управлять своими процессами, прогнозировать результаты и принимать обоснованные решения на основе фактов и данных. Это способствует повышению надежности и предсказуемости бизнес-процессов, что особенно важно в условиях быстро меняющейся экономической среды.

Кроме того, метод "Шесть сигм" способствует развитию культуры качества в организации и формированию постоянной ориентации на улучшение и инновации. Он стимулирует сотрудников стремиться к совершенству, активно участвовать в процессе улучшения и иметь четкое понимание своей роли в достижении высокого качества. В целом метод является мощным инструментом в системе методов управления качеством, который помогает организациям повышать эффективность, снижать затраты и достигать высоких результатов в нынешней экономике. Он способствует улучшению конкурентоспособности и удовлетворенности клиентов, что является ключевыми факторами успеха в современном бизнесе.

Метод "Шесть сигм" является одним из самых значимых инструментов в системе методов управления качеством в нынеш-

ней экономике. Его история происхождения связана с компанией Motorola, которая в 1980-х гг. столкнулась с проблемой дефектов в производстве. Джозеф М. Джуран и компания Motorola разработали этот метод с целью достижения высокого уровня качества, снижения дефектов и повышения клиентской удовлетворенности. Метод основан на использовании статистического подхода к управлению качеством и применении концепции "стандартного отклонения" (sigma). Он стремится к созданию процессов, которые максимально стабильны и предсказуемы, чтобы количество дефектов было минимальным. Целью метода является достижение уровня качества, при котором количество дефектов составляет не более 3,4 на миллион возможностей (шести сигм).

Внедрение метода "Шесть сигм" требует применения определенных шагов и принципов, таких как определение целевых метрик, измерение текущего состояния процесса, анализ данных, улучшение процесса, контроль стабильности и постоянное совершенствование. Он также включает использование различных инструментов и методик, таких как DMAIC, чтобы систематически улуч -шать процессы и достигать целей качества [5]. Применение метода в системе методов управления качеством позволяет организациям достичь нескольких преимуществ. Это включает повышение надежности процессов, снижение дефектов и отклонений, оптимизацию затрат, улучшение эффективности и повышение уровня удовлетворенности клиентов. Он также способствует развитию культуры качества, вовлечению сотрудников и созданию инновационной среды. Внедрение метода требует лидерства и поддержки руководства организации, поскольку это изменение корпоративной культуры и подхода к управлению. Он также требует активного участия сотрудников на всех уровнях организации. Обучение и тренинги по методу "Шесть сигм" помогут сотрудникам приобрести необходимые знания и навыки для успешной реализации метода.

Постоянное совершенствование является ключевым принципом. Организации должны стремиться к непрерывному улучшению своих процессов и методов работы, основываясь на анализе данных и отзывах клиентов. Постоянное измерение и контроль качества помогут выявлять потенциальные проблемы и рано предотвращать их возникновение. Важно отметить, что метод "Шесть сигм" не является универсальным решением и может не подходить для всех типов организаций и процессов. Поэтому перед его внедрением необходимо тщательно оценить контекст и особенности собственной организации. В целом метод представляет собой мощный инструмент для управления качеством, который может принести значительные выгоды организации. Его применение требует систематического подхода, вовлечения сотрудников и руководства, а также непрерывного стремления к улучшению. Правильно примененный метод "Шесть сигм" способен повысить качество продукции или услуг, улучшить репутацию организации и повысить ее конкурентоспособность на современном рынке.

Таким образом, можно сделать вывод, что практическое применение методологии "Шесть сигм" производственными компаниями является очень эффективным инструментом совершенствования системы контроля качества готовой продукции, с ее помощью менеджмент компании обеспечивают бесперебойное производство с минимальной долей бракованной или некачественной продукцией.

При этом уровень производственных затрат снижается в результате минимизации нежелательных издержек производства, и тогда практически все финансовые показатели бизнеса, включая выручку и чистую прибыль, имеют положительную динамику, в результате компания приобретает рыночный инструмент для повышения конкурентоспособности продукции с учетом увеличения количества конкурентных преимуществ относительно производителей одних и тех же товаров/услуг.

Список источников _

1. Аль-Явар А. А., Жариков Р. В., Безпалов В. В. Повышение качества продукции (услуг) коммерческих организаций // Modern Economy Success. 2020. № 6. С. 120-126.

2. Вашков Н. С., Минайченкова Е. И. К вопросу применения японского опыта управления качеством в социально-экономических условиях Российской Федерации // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 37-42.

3. Голованова Н. Б., Горин Д. С. Методический подход к оценке технологического состояния машиностроительного предприятия для повышения обоснованность управленческих решений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 4 (40). С. 70.

4. Жорж Д., Сахаа Х. Применение концепции «Шесть сигм» в индустрии гостеприимства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1. № 2 (110). С. 118-123.

5. Зюзь А. Г, Соснин В. Н., Шестаков А. В. Управление качеством: методика DMAIC и инструментарий "шесть сигм" // Стандарты и качество. 2017.

6. Повышение эффективности системы менеджмента качества предприятия на основе оптимизации функциональной подсистемы // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 42.

7. Концепция «Шесть сигм». Управление качеством. URL: https://www.executive.ru/wiki/index.php/ Концепция_«Шесть_сигм»_Управление_качеством (дата обращения: 20.09.2023).

8. Логунова Н. Ю., Смакуев А. Д., Арзамасцева Е. А. Понятие качества и его взаимосвязь с другими экономическими категориями (трудоемкостью, эффективностью, прибыльностью, ценой и затратами) // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 43-50.

9. Мосякин Т. Д., Минайченкова Е. И., Положенцева И. В. Анализ категорий качество и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 1.

10. Нафиков Е. А., Логунова Н. Ю. Отраслевые аспекты присуждения премии Деминга за высокие достижения в сфере качества // Региональная и отраслевая экономика. 2022. № 3. С. 22-26.

11. Николаева А. А., Минайченкова Е. И. Факторы мотивации в управлении качеством // Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике : материалы студенческой конференции / под ред. А. А. Добровольского [и др.]. СПб., 2022. С. 75-78.

12. Овсянкина Е. А., Минайченкова Е. И. Ценность, культура и качество в социально-экономической сфере // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2021. С. 133-140.

13. Панде П., Холп Л. Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления качеством. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. 160 с.

14. Панкратова Л. Д. Методология управления бизнес-процессами «Шесть сигм» // Теория и практика инновационных технологий в АПК. 2021. С. 129-133.

15. Петренко А. В., Назина Л. И., Клейменова Н. Л., Пегина А. Н. Управление процессами системы менеджмента качества с использованием методологии «Шесть сигм» // Материалы международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2021. С. 81-82.

16. Рамазанов И. А., Безпалов В. В., Жариков Р. В., Тютькова И. А., Минайченкова Е. И. К вопросу применения философии управления качеством Эдвардса Деминга в российских условиях экономики труда // Журнал прикладных исследований. 2021. № 4-1. С. 6-14.

17. Стасюк К. Д., Логунова Н. Ю. Стандартизация, сертификация, регламентация, бренды и товарные знаки как инструменты управления качеством // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го Круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 158-163.

18. Сергеева А. Д., Минайченкова Е. И. Стандартизация требований к системам качества в государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартах // Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике : материалы студенческой конференции / под ред. А. А. Добровольского [и др.]. СПб., 2022. С. 102-105.

19. Филатов В. В., Рамазанов И. А., Безпалов В. В., Федорук С. Ю. Управление качеством на основе цикла Деминга-Шухарта в условиях изменений // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 4. № 8. С. 336-341.

20. Филатов В. В., Путина А. М. FMEA-анализ как комплексный метод управления качеством // Прикладные экономические исследования. 2022. № 1. С. 45-51.

21. Чекалдин А. М. «Шесть сигм» как метод управления качеством // Инновационное развитие. 2017. № 8(13). С. 24-25.

References _

1. Al-Yavar A.A., Zharikov R.V., Bezpalov V.V. Improving the quality of products (services) of commercial organizations. Modern Economy Success. 2020. No. 6. Pp. 120-126.

2. Vashkov N.S., Minaichenkova E.I. On the issue of applying the Japanese experience of quality management in the socio-economic conditions of the Russian Federation. Applied economic research. 2022. No. 2. Pp. 37-42.

3. Golovanova N.B., Gorin D.S. Methodological approach to assessing the technological state of a machine-building enterprise to increase the validity of management decisions. Management of economic systems: an electronic scientific journal. 2012. No. 4 (40). P. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Georges D., Sahaa H. Application of the Six Sigma concept in the hospitality industry. Economics and management: problems, solutions. 2021. Vol. 1. No. 2 (110). Pp. 118-123.

5. Zyuz A.G., Sosnin V.N., Shestakov A.V. Quality management: DMAIC methodology and Six Sigma tools. Standards and Quality, 2017.

6. Kobiashvili N.A., Zhenzhebir V.N., Osinskaya T.V., Fadeev A.S., Medvedev V.M., Shestov A.V., Kretov M.I. Improving the efficiency of the enterprise quality management system based on optimization of the functional subsystem. Online journal of Science Studies. 2015. Vol. 7. No. 3 (28). P. 42.

7. The concept of "Six Sigma". Quality management. URL: https://www.executive.ru/wiki/index.php/KoHqenqwa_"Six_ sigms"_management of quality (accessed: 09/20/2023).

8. Logunova N.Yu., Smakuev A.D., Arzamastseva E.A. The concept of quality and its relationship with other economic categories (labor intensity, efficiency, profitability, price and costs). Applied economic research. 2022. No. 2. Pp. 43-50.

9. Mosyakin T.D., Minaichenkova E.I., Poshentseva I.V. Analysis of the categories quality and values from the point of view of psychology, sociology and economics. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 1.

10. Nafikov E.A., Logunova N.Yu. Industry aspects of awarding the Deming Prize for high achievements in the field of quality. Regional and sectoral economy. 2022. No. 3. Pp. 22-26.

11. Nikolaeva A.A., Minaichenkova E.I. Motivation factors in quality management. In the collection: Problems and prospects of sustainable industrial development in the XXI century: from theory to practice. Materials of the student conference. Edited by A. A. Dobrovolsky [et al.]. St. Petersburg, 2022. Pp. 75-78

12. Ovsyankina E.A., Minaichenkova E.I. Value, culture and quality in the socio-economic sphere. In the collection: Topical issues of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service. Moscow, 2021. Pp. 133-140.

13. Pande P., Holp L. What is Six Sigma? The revolutionary method of quality management. M.: Alpina Business Books. 2005. 160 p.

14. Pankratova L.D. Methodology of business process management "Six Sigma". Theory and practice of innovative technologies in agriculture. 2021. Pp. 129-133.

15. Petrenko A.V., Nazina L.I., Kleimenova N.L., Pegina A.N. Management of quality management system processes using the methodology "Six Sigma". Materials of the international student scientific conference "Student Scientific Forum". 2021. Pp. 81-82.

16. Ramazanov I.A., Bezpalov V.V., Zharikov R.V., Tyutkova I.A., Minaichenkova E.I. On the application of Edwards Deming's philosophy of quality management in the Russian labor economy. Journal of Applied Research. 2021. No. 4-1. Pp. 6-14.

17. Stasyuk K.D., Logunova N.Yu. Standardization, certification, regulation, brands and trademarks as quality management tools. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. Pp. 158-163.

18. Sergeeva A.D., Minaichenkova E.I. Standardization of requirements for quality systems in state, industry and intracompany standards. In the collection: Problems and prospects of sustainable industrial development in the XXI century: from theory to practice. Materials of the student conference. Edited by A.A. Dobrovolsky [et al.]. St. Petersburg, 2022. Pp. 102-105.

19. Filatov V.V., Ramazanov I.A., Bezpalov V.V., Fedoruk S.Yu. Quality management based on the Deming-Shuhart cycle under conditions of change. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 4. No. 8. Pp. 336-341.

20. Filatov V.V., Putina A.M. FMEA-analysis as a comprehensive method of quality management. Applied economic research. 2022. No. 1. Pp. 45-51.

21. Chekaldin A.M. "Six Sigma" as a method of quality management. Innovative development. 2017. № 8(13). Pp. 24-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.