Научная статья на тему 'Метод ролевой игры как реализация коммуникативного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов'

Метод ролевой игры как реализация коммуникативного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дударева С. С.

В данной статье ролевые игры рассматриваются как способ активизации учебно-речевой деятельности на мотивационно-побудительном и ориентировочно-исследовательском этапах процесса иноязычного говорения при использовании коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, приводится пример использования ролевой игры в обучении студентов специальности 350900 «Таможенное дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод ролевой игры как реализация коммуникативного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов»

МЕТОД РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

© Дударева С.С.*

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В данной статье ролевые игры рассматриваются как способ активизации учебно-речевой деятельности на мотивационно-побудительном и ориентировочно-исследовательском этапах процесса иноязычного говорения при использовании коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, приводится пример использования ролевой игры в обучении студентов специальности 350900 «Таможенное дело».

В настоящее время основная цель обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей ВУЗов заключается в достижении ими такой иноязычной компетенции, которая позволяла бы им использовать иностранный язык в своей профессиональной сфере как средство межкультурного общения на уровне международных стандартов. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые методы и подходы к обучению. В условиях коммуникативного подхода к обучению происходит непосредственное включение общения в учебный процесс, в результате которого происходит оптимизация овладения языком через организацию общения. Практическое применение данный подход находит в игровом методе обучения.

Как считает А.Е. Ниязова, овладение учащимися иноязычным говорением происходит непосредственно в учебном процессе, влияние учебной деятельности на речевую проявляется в том, что она приобретает управляемый характер [3].

Психолингвисты подчеркивают целесообразность организации обучения иноязычному говорению с учетом основных закономерностей порождения речевого высказывания человеком. Они выделяют основные этапы порождения речевого высказывания и определяют говорение как «целенаправленное, контролируемое говорящим по содержанию и по логике изложения формирование, формулирование и выражение мысли иноязычными средствами» [1].

Опираясь на исследования психолингвистов, А.Е. Ниязова отмечает, что процесс иноязычного говорения осуществляется учащимися в определенной последовательности трех этапов: мотивационно-побудительного, ори-

* Ассистент кафедры Теории и методики дистанционного обучения.

Современные методы и модели в преподавании иностранных языков и культур 183

ентировочно-исследовательского и исполнительного. Активизацию учебно-речевой деятельности студентов целесообразно осуществлять на мотиваци-онно-побудительном и ориентировочно-исследовательском этапах, т.к. именно здесь появляются трудности, которые не позволяют осуществить речевые поступки. Эти трудности сводятся к следующему:

- у учащихся не возникает мотивов, которые подтолкнули бы их к осуществлению речевых высказываний;

- они нередко плохо ориентируются в теме, по которой необходимо высказаться;

- студенты не владеют структурой речевого высказывания;

- не хватает запаса слов, с помощью которых можно строить речевое высказывание.

Активизация учебно-речевой деятельности студентов на мотивационно-побудительном этапе связана с вызовом мотива говорения. Активизация учебно-речевой деятельности на ориентировочно-исследовательском этапе заключается в том, что студенты осуществляют исследование условий учебно-речевой деятельности, выделяют предмет говорения - мысль, привлекают необходимые языковые средства, определяют способы формирования и формулирования собственной мысли в процессе учебного общения.

Средствами, способными активизировать учебно-речевую деятельность на указанных этапах, являются игры. В методической литературе отмечается, что наиболее эффективными видами игр при обучении студентов являются ролевые и деловые игры. Конышева А.В. определяет игру как «разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки». В ней закрепляются свойства, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций [2].

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает студентам возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. Конышева А.В. выделяет тот факт, что в игре все равны. Она посильна практически каждому студенту, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, ощущение посильности заданий снижает боязнь ошибок, и это благотворно сказывается на результатах обучения. Это обстоятельство создает дополнительную мотивацию самостоятельному развитию навыков и умений студентов, помогает превратить изнурительный процесс заучивания грамматического материала и лексики в интересный познавательный процесс.

В качестве ролевой игры студентам, обучающимся по специальности 350900 «Таможенное дело», в рамках курса «Разговорный английский язык» предлагается взять интервью у представителя Федеральной Таможенной службы для студенческого телеканала и газеты. Один из студентов (предпоч-

184

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

тительно с лучшей языковой подготовкой в группе) играет роль сотрудника Таможенной службы, имеющего большой опыт в данной сфере деятельности и готового поделиться им с будущими коллегами. Остальные студенты становятся журналистами. Причем их можно разделить на тележурналистов и журналистов газеты. Роли тележурналистов играют студенты, способные представить самостоятельное высказывание на английском языке, в конце интервью они подводят его итог для телеканала, каждый по своему вопросу, дают оценку обсуждаемым проблемам. Студенты с более слабой языковой подготовкой получают роли журналистов студенческой газеты. К следующему после игры занятию они представляют небольшие заметки об интервью на разные темы; таким образом у них появляется возможность проанализировать полученную информацию, подготовить свой доклад и пересказать его содержание на занятии, используя текст как зрительную опору.

В данной игре студенты используют как диалогическую, так и монологическую речь, учатся выражать мысли посредством иностранного языка. Кроме того, подготовка к игре развивает навыки активного и самостоятельного обучения: будущие специалисты используют Интернет-ресурсы, образовательные сайты для поиска необходимых материалов, выбирают нужную информацию для проведения своих интервью.

Для современного специалиста актуальными общими компетенциями являются творческий подход к решению проблем, к разработке новых идей, способность работать с различными источниками информации на разных носителях, умения анализировать и критически оценивать данные, делать выводы и заключения, способность эффективно работать индивидуально и как член команды, эффективная коммуникация с профессиональным коллективом. Все перечисленные способности эффективно развиваются в ходе подготовки, проведения и анализа ролевой игры.

Значимость игрового метода в обучении иностранному языку трудно переоценить. Зачастую отсутствие прочной языковой базы и мотивации приводит к скованности и является причиной неуверенности студента в своих силах. Данный метод позволяет студентам даже со слабой языковой подготовкой принимать участие в процессе игры, совершенствовать свои навыки, воспроизводя ситуации, необходимые для непосредственного общения на иностранном языке. Студенты осознают значимость языковой подготовки и приобретают мотивацию к изучению иностранного языка.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1996. - 203 с.

2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: КАРО, 2006. - 247 с.

3. Ниязова А.Е. Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности [Текст] / Методики обучения иностранным языкам. - СПб., 2006. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.