УДК 656.25, 338.51 2
А. Б. Никитин, И. В. Кушпиль
МЕТОД РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ
Дата поступления: 17.11.2017 Решение о публикации: 05.12.2017
Аннотация
Цель: Разработать метод расчета стоимости жизненного цикла (ЖЦ), систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), учитывающий основные статьи затрат каждой фазы ЖЦ. Полученный метод должен содержать математические выражения для оценок затрат, элементы прогнозирования будущих затрат, рекомендации по применению на практике. Методы: Использованы инженерный и параметрический методы оценки стоимостей. Первый метод прямо оценивает размеры определенных затрат, анализируя их последовательно, при этом удается применять действующие нормативы, установленные опытным путем. Второй метод основан на составлении соответствующих уравнений с применением различных параметров и переменных. Полученные уравнения позволяют преобразовывать трудозатраты на выполнение тех или иных работ в стоимость. Результаты: Разработан наиболее полный, пошаговый метод расчета стоимости ЖЦ систем ЖАТ. Приведены примеры некоторых расчетов. Учтено влияние фактора времени (инфляция и дисконтирование) на итоговые результаты расчетов. Практическая значимость: Предложенный метод, отступающий от распространенного идеализированного подхода, дает возможность анализировать и прогнозировать основные статьи затрат, возникающие на протяжении всего ЖЦ систем ЖАТ. Он может использоваться в качестве инструмента принятия экономических решений, при сравнении альтернативных вариантов оборудования и систем.
Ключевые слова: Жизненный цикл, сравнение альтернатив, стоимость, владение, расчет, метод, автоматика, телемеханика.
Aleksandr B. Nikitin, D. Eng. Sci., professor, head of department; * Igor V. Kushpil, postgraduate student, [email protected] ((Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) METHOD OF CALCULATING LIFE CYCLE COST OF SYSTEMS OF RAILWAY AUTOMATICS AND TELEMECHANICS
Summary
Objective: Develop a method of calculating life cycle cost of (RAT) railway automatics and telemechanics systems which takes into account the basic expenses on each (LC) phase. The method obtained must contain mathematical expressions for cost estimates, elements of predicting future costs, recommendations for implementation into practice. Methods: Engineering and parametric methods for estimating costs are used. The first method directly assesses certain costs consistently analyzing them, at the same time it inables to apply existing regulations established empirically. The second method is based on compiling relevant equations using different parameters and variables. Equations obtained allow converting working hours performing those or other works into cost. Results: The most complete, step-by-step method for calculating (LC) of (RAT) systems is developed. Examples of some calculations are presented. Impact of time factor (inflation and discounting) on final calculation results is taken into consideration. Practical importance: The method suggested departing from common idealized approach gives possibility to
analyze and predict the basic expenses that occur throughout (LC) of (RAT) systems. It can be used as a tool of economic decision-making in comparing alternative variants of equipment and systems.
Keywords: Life cycle, comparison of alternatives, cost, ownership, calculation, method, automatics, telemechanics.
Введение
Руководство ОАО «РЖД» регулярно инвестирует в инфраструктуру и транспортные средства, выбирает поставщиков оборудования. Заинтересованные стороны требуют не только лучших технических, но и наиболее экономичных решений, имеющих последствия в течение длительного периода в будущем.
Обычно при выборе оборудования во внимание берется только начальная стоимость приобретения и не учитываются все последующие расходы на эксплуатацию и обслуживание, доля которых составляет порядка 60-70 % всех расходов [1].
С помощью анализа стоимости жизненного цикла (ЖЦ) Life Cycle Cost (LCC) вычисляется стоимость системы или продукта на протяжении всего срока службы. Этот метод рекомендуется применять для инвестиционных проектов, оценки различных решений и сопоставления альтернативных вариантов.
LCC был разработан Министерством обороны США в 1960-х годах и использовался как инструмент принятия экономических решений для крупных инфраструктурных проектов, в дальнейшем распространенный на многие сферы деятельности [2].
Российским аналогом LCC служит технико-экономический расчет. В отличие от LCC он позволяет получить численные значения эффектов от внедрения оборудования путем соотнесения затрат, доходов и рисков, но не является инструментом принятия экономических решений [3].
Текущее состояние вопроса
Методология расчета ЬСС, разработанная Международной электротехнической комис-
сией, изложена в документе [4]. На его основе был создан отечественный нормативный документ [5], который носит рекомендательный характер по причинам отсутствия математической составляющей, а также примеров расчетов ЬСС для объектов железнодорожной инфраструктуры.
Документ [6] желательно применять при выборе и оценке поставщиков оборудования, на основе анализа ЬСС их продукции. Данный документ не дает комплексного понимания метода ЬСС по тем же причинам, что и документ [5].
В настоящее время наиболее проработанным отечественным документом является «Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены...» [7]. В ней подробно описана калькуляция только эксплуатационных расходов, возникающих в локомотивном хозяйстве, хозяйстве пути и сооружений, вагонном хозяйстве. Проработка вопроса в аспекте хозяйства сигнализации и связи отсутствует. В [7] приводится общеизвестная формула расчета ЬСС для сложных технических систем:
ЬСС = Цпр + £ (И + ЛК , -Л,) -а,, (1)
,=1
где Цпр - цена приобретения системы (первоначальная стоимость); И - годовые эксплуатационные расходы; ДК - единовременные затраты на внедрение техники в эксплуатацию; Л^ - ликвидационная стоимость объекта; а - коэффициент дисконтирования; t - текущий год эксплуатации; Т - конечный год эксплуатации.
К недостаткам формулы (1) относятся: 1. Цпр рассмотрена в узком смысле и может применяться только потенциальным покупателем (пользователем) системы, но не разработчиком. В широком смысле Ц состоит из
суммы затрат, понесенных на первых четырех фазах ЖЦ (рис. 1, табл. 1). Расчет стоимости каждой фазы должен быть выполнен.
2. К ДК относят затраты, связанные с проведением строительных, монтажных и пуско-наладочных работ. В аспекте систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) рассмотрение ДК как отдельного элемента затрат некорректно, так как система не может быть введена в эксплуатацию без проведения перечисленных работ (^ ДК( с Цпр).
3. Применение а к ДК некорректно, так как ДК не возникают в процессе эксплуатации системы, а значит, нет необходимости учитывать влияние фактора времени. Принимать во внимание а следует при расчете И за каждый год эксплуатации (¿), а также Л^ за конечный год эксплуатации (Т).
Таким образом, сложились условия, при которых существующая документация и формула (1) фактически неприемлемы для расчетов ЬСС на практике и нуждаются в доработке [8].
Последовательный подход
Жизненный цикл систем ЖАТ состоит из 6 фаз (рис. 1).
Фазы 1-4 (/1-4) содержат статьи затрат, оценивающих стоимость приобретения системы (С ,). Часто за стоимость приобретения
4 приоб7 1 1
ошибочно принимают только стоимость обо-
рудования и не учитывают другие статьи затрат [9, 10].
Фаза 5 (/5) содержит статьи затрат, оценивающих стоимость владения системой (Свлад). Данная фаза является самой дорогостоящей (60-70 % всех затрат) и наиболее продолжительной. Затраты на владение не видны непосредственно, и их трудно предвидеть [11].
Фаза 6 (/6) содержит статьи затрат, оценивающих стоимость утилизации системы (С ). Ими часто пренебрегают в связи с их
4 утил7 1 1
незначительностью. Однако утилизированное оборудование может обладать некоторой остаточной стоимостью (наличие редкоземельных металлов, повторно используемое оборудование), что может принести прибыль после утилизации [12].
Следовательно, выражение для расчета ЬССЖАТ примет вид
LCC
ЖАТ
C,
приоб
Свлад Сутил (2)
— Cf j + Cf 2 + Cf з + Cf 4 + Cf 5 Cf^ ,
f 5
V 6
где С, С, ..., С - полные стоимости фаз ЖЦ.
У1 /2 /6
Стоимость каждой фазы определяется по статьям затрат (табл. 1).
Дальнейшее развитие формулы (2) осуществляется путем раскрытия математического смысла С„, С„, ..., С„ ¡1' /2' /6.
Фаза/ (Выработка концепций и определений)
Статьи затрат фазы /1 сложно выразить в денежном эквиваленте, так как они относятся к интеллектуальным затратам предприятия-разработчика системы. Они включаются в стоимость оборудования на третьей фазе ЖЦ (^ Сг 1 с Сг з).
Рис. 1. Фазы ЖЦ систем ЖАТ
Фаза/ (Опытно-конструкторские работы)
Основные статьи затрат _ проектные работы, состоящие в разработке проектной и рабо-
6
1
5
2
4
3
ТАБЛИЦА 1. Основные статьи затрат фаз ЖЦ систем ЖАТ
Выработка концепций и определений, /1 Опытно-конструкторские работы, / Изготовление технического средства,/3 Внедрение технического средства, / Эксплуатация и техническое обслуживание, /5 Утилизация, /6
Структура системы Проектная документация Приобретение оборудования Строительные работы Заработная плата обслуживающего персонала Демонтажные работы
Условия применения системы Рабочая документация Приобретение запасных частей Монтажные работы Стоимость устранения неисправностей Возвратные суммы после демонтажа
Формирование системных требований Приобретение тары, упаковки, реквизита Пуско-наладочные работы Затраты на электроэнергию
Технико-коммерческое предложение Транспортные расходы Амортизационные отчисления
Расходы на комплектацию
Заготови-тельно-складские расходы
чей документации (С докум), необходимой для фаз / и /
С„ = С . (3)
/2 докум 4 7
Стоимость разработки проектной и рабочей документации (см. (3)) для железных дорог регламентируется документами [13, 14] и рассчитывается по формуле
Базовая стоимость
Сдокум = (а+ь-х) - К, (4)
где а, Ь - постоянные величины основного показателя проектируемого объекта (тыс. руб.); х - основной показатель проектируемого объекта (шт./ед.); «Базовая стоимость» - стоимость по состоянию на 01.01.2000 г.; К - коэффициент, отражающий инфляционные про-
цессы в проектировании на момент расчета цены проектных работ.
Особенности проведения расчета описаны в гл. 2.3 «Устройства автоматики, телемеханики и связи. Автоматика и телемеханика» справочника [14]. В ней в табл. 24-37 приведены величины а, Ь и показатель х для проектирования различных устройств и систем ЖАТ.
Ценами справочника учтены:
- научно-исследовательские и опытно-экспериментальные работы;
- разработка проекта производства работ (ППР);
- внесение изменений в проектную и рабочую документацию;
- защита проектной документации в экспертных и утверждающих инстанциях.
Пример. Рассчитать стоимость проектных работ по оснащению станции системой
Микропроцессорной централизации (МПЦ) с числом стрелок 15.
Расчет. Таблица 2 копирует табл. 25 справочника [14].
На основе табл. 2 получено: а = 459,38 тыс. руб.; Ь = 53,50 тыс. руб.; х = 15 стрелок; К'' = = 3,99 (по состоянию на II квартал 2017 г., см. [15]).
Подставляя значения в формулу (4), находим стоимость проектных работ по состоянию на II квартал 2017 г. (без учета НДС):
^ (4) ^ Сдокум = (459,38 + 53,50 -15) - 3,99 = = 5034,9 тыс. руб.
Из них стоимость проектной документации составляет 40 % = 2013,96 тыс. руб.; стоимость рабочей документации составляет 60 % = = 3020,94 тыс. руб.
Проектирование таких систем как контрольно-габаритное устройство (КГУ), устройство контроля схода подвижного состава (УКСПС), система счета осей (ССО), автоматическая переездная сигнализация (АПС) рассчитывается отдельно с помощью соответствующей таблицы справочника [14].
Сметная стоимость оборудования - это сумма всех затрат на его приобретение и доставку на приобъектный склад или место передачи в монтаж [16]. Сюда включены:
- стоимость приобретения оборудования и материалов (С );
г ^ оборуд7 7
- стоимость запасных частей (С );
4 зап7 7
- стоимость тары и упаковки (Супак);
- транспортные расходы (Странсп);
- расходы на комплектацию (Скомпл);
- заготовительно-складские расходы (Ссклад).
Стоимость третьей фазы ЖЦ (С/3) определяется так:
C = C + C + C +
/3 ^оборуд 1 зап упак 1
+ C + C
трансп i
+ C„
(5)
Стоимость оборудования (С оборуд) в базовом уровне цен (01.01.2000 г.) находится по справочнику [17], согласно спецификации, сформированной на фазе /2.
Текущая стоимость оборудования определяется базисно-индексным методом, путем применения индексов изменения сметной стоимости оборудования, утверждаемых ОАО «РЖД» на соответствующий период:
Фаза /3 (Изготовление технического средства)
В общем случае изготовление технического средства сводится к определению сметной стоимости оборудования.
Базовая стоимость
С = V с ■ ТРЖД
оборуд i оборуд
i=1
(6)
где с1, с2, ..., сп - стоимости отдельных позиций спецификации оборудования в базисном
ТАБЛИЦА 2. Электрическая централизация стрелок на станциях (табл. 25 [14])
№ п/п Наименование объекта проектирования Единица измерения основного показателя объекта Постоянные величины базовой цены разработки проектной и рабочей документации, тыс. руб. Распределение базовой цены проектной и рабочей документации, в % от цены
a b проектная рабочая
1 2 3 4 5 6 7
МПЦ при количестве стрелок:
1 До 10 1 стрелка 411,08 58,33 40 60
2 Свыше 10 до 20 - 459,38 53,50 40 60
уровне цен (на 01.01.2000 г.); 10бЖУд _ индекс приведения сметной стоимости оборудования к текущему моменту времени [18].
В случае отсутствия той или иной позиции в [17] стоимость обусловливается прайс-листом изготовителя на текущий момент времени, без учета /(рЖРуД к данным позициям.
Стоимость запасных частей (С ) может
4 зап7
приниматься в размере до 2 % от стоимости оборудования (см. [16]):
Фаза/ (Внедрение технического средства)
Внедрение системы _ это ввод в эксплуатацию. Основные статьи затрат:
_ стоимость строительных работ (С ); _ стоимость монтажных работ (С );
1 4 монт7 7
_ стоимость пусконаладочных работ (С ). Стоимость четвертой фазы ЖЦ (С/4) определяется так:
Сзап « 0,02 • С
оборуд '
(7)
C = С + С + С
f4 стр монт пнр
(12)
стоимость тары, упаковки и реквизита (С упак) для электрооборудования в размере до 1,5 % от стоимости оборудования (см. [16]):
Супак « 0,015 • С,
оборуд ;
(8)
В общем случае С , С , С находятся
стр7 монт пнр
по сметным расчетам, которые составляются на основании [19]. Сметные расчеты могут быть представлены математическими выражениями
транспортные расходы (С сп) в размере 5 %
от стоимости оборудования (см. [16]):
С « 0 05 • С
^трансп ^оборуд '
(9)
расходы на комплектацию (С ) в размере 1 % от стоимости оборудования (см. [16]):
Скомпл « 0,01 • Со
оборуд '
(10)
заготовительно-складские расходы (Ссклад) в размере 1,2 % от стоимости оборудования (см. [16]):
Ссклад « 0,012 • С(
оборуд
(11)
Подставляя выражения (6)—(11) в формулы (5) и (6), получим
(5) ^ Qf з « 1 • С,
' оборуд
+ 0,02 • С оборуд + 0,015 • С оборуд+ + 0,05 • С оборуд + 0,01 • С о
+ 0,012 • С оборуд « 1,107 • С оборуд ^
оборуд т
обор
(6) ^jCfз « 1,107• £Ç • /Оборуд J.
гРЖД
С =
стр
У ИЗ' •V' +
стр стр
i =1
I
стр
С
С =
пнр
+У нрСтр+у сп
V i=1 i=1
i m
У ИЗj • Vj +
монт монт
j=1
m m
+У НРм онт + У СИ
V j=1 j=1
w
У TOq •Vq +
пнр пнр
q =1
• /
РЖД стр
j
монт
• / РЖД (13)
монт
w w
+У нрпнр + У сии
V q=1 q=1
• /
РЖД
пнр
в которых ГОгстр,ГОМ онт,ПЗПНр _ прямые затраты (тыс. руб.) на 1-й вид строительных работ [20], нау'-й вид монтажных работ [21], на д-й вид пусконаладочных работ [22], определяются они в базовых ценах; п, т, w и С,Снт,Ср _ количество и объем таких видов работ соответственно (определяются проектом). Кроме того, с привязкой к конкретным полевым условиям производства работ на размер ПЗ оказывают влияние коэффициенты (см. [19]): Кдвиж _ коэффициент для производства работ в условиях движения поездов, К _ коэффициент для производства работ в
«Окна» в ночное время суток, К - коэффи-
1 7 услов х х
циент влияния особых условий производства,
Крайон - районный коэффициент к оплате труда;
НР^,НРм онт,НРП нр - накладные расходы на 1-й вид строительных работ, '-й вид монтажных работ, и q-й вид пусконаладочных работ:
upi = n^i •Vi • HHi
стр стр стр стр
НР j = ИЗj •Vj • Нн j
монт монт монт монт '
НР9 = ИЗ9 • V9 • Нн9
пнр пнр пнр пнр
Стоимость пятой фазы ЖЦ (C) опреде-
/5
ляется как
C = С + С + С + С
/ Чзп т рем *-эл т а]
(16)
(14)
где Ннстр,Нн;^онт,НнПнр- норма накладных расходов (в %) на 1-й вид строительных работ, у'-й вид монтажных работ и q-й вид пусконаладочных работ (см. [23]); СПгстр,СПмонт, СПпнр - сметная прибыль на 1-й вид строительных работ, у'-й вид монтажных работ и q-й вид пусконаладочных работ:
СИстр - ИЗстр • ^стр • Нспстр ,
СИмонт = ИЗмонт • ^монт • Нспмонт , (15)
СИ9 - ИЗ9 •Vq • Нсп9
пнр пнр пнр пнр
здесь Нспгстр,Нспмонт,НспПнр - норма сметной прибыли (в %) на 1-й вид строительных работ, '-й вид монтажных работ и q-й вид пусконаладочных работ (см. [23]); /пррКД - индексы приведения сметной стоимости каждого вида работ соответственно к текущему моменту времени [18].
Фаза /5 (Эксплуатация и техническое обслуживание)
Основными статьями затрат данной фазы являются:
- затраты на заработную плату обслуживающего персонала (ОП) (Сзп);
- затраты на устранение неисправностей
(ремонт) (Срем);
- затраты на электроэнергию (Сэл);
- амортизационные отчисления (С ).
Статьи затрат фазы/ систем ЖАТ характеризуются своей протяженностью во времени (10-30 лет), вследствие чего необходимо учитывать изменение во времени цен на потребляемые в процессе эксплуатации объектов ресурсы, обусловленное инфляцией. Однако затраты, полученные в разные моменты времени, не сопоставимы друг с другом и обязательно должны быть приведены к начальному моменту времени путем дисконтирования.
Таким образом, в расчеты должны быть введены:
- I инфл - индекс инфляции (табл. 3). Обычно выбирается среднегодовой прогнозный темп инфляции в размере 4-8 %. Для учета возможных рисков он может быть увеличен на 3-5 %;
- а - коэффициент дисконтирования (см. табл. 3). Ставка дисконтирования обычно выбирается в размере 6-10 %. Для учета возможных рисков она может быть увеличена на 3-5 %.
Годовые затраты на заработную плату ОП [7], занятого профилактическими работами, по графику технологического процесса составляют
Сзп e • n • Тгод • Крег • Ксоц,
(17)
где е - часовая тарифная ставка ОП (руб.); п - количество ОП (чел.); Тгод - годовой фонд рабочего времени (ч); Крег - коэффициент, учитывающий региональную надбавку; Ксоц -коэффициент, учитывающий выплаты в фонд социального страхования.
С учетом влияния фактора времени формула (17) примет вид
С -УC • Т
зп зп
t-1 t-1
инфл • at'
(18)
здесь t - текущий год эксплуатации; Т - конечный год эксплуатации; Сзп - годовые за-
к s I ce и
0 £
h
1 §
О
5
«
се
6
О
Й се
•е
s s s к
£ И S ce
0
и «
3
s к s
1
«
IS
и m
<
S
à £
оо СЛ m СМ СЛ СП m оо оо СП СЛ г-^ о m СП о оо см о СП m СП оо m m о ^ m СМ о о m СМ СП СЛ оо СМ СЛ СП СП m о ^ СП CM in m
о о о о о о о о о о о о о о о
СП СЛ ^ СП оо m оо СЛ СМ о СП г^ m г-^ СМ СМ о СМ оо m СЛ СП m m оо о m in о о m оо оо СП ^ CM СП
о о о о о о о о о о о о о о о
oN M ce И СП СЛ о о СЛ оо СЛ СП оо СМ СЛ г-^ m о m о г-^ in ^ СМ СЛ СЛ m ^ оо m m оо СМ m о СЛ ^ оо оо m см m
о о о о о о о о о о о о о о о
£ H и о 1П СМ m СЛ о о СЛ оо СП оо г-^ СМ СМ оо m СП оо СМ ^ t-^ о г^ оо СЛ СП ^ оо m оо m m m о СП m in о m о оо
и о s ч ce И И 1Й H О о о о о о о о о о о о о о о о
m СЛ СМ СЛ о СЛ оо оо оо ^ m оо СЛ СМ оо m о СЛ СЛ СЛ m о СП СМ о m СЛ СМ о о m t-^ t-^ m m m m m
о о о о о о о о о о о о о о о
СП СЛ о СЛ СМ ^ СЛ in СЛ m оо оо оо СМ оо m СП оо m оо ^ СЛ оо t-^ ^ ^ ^ СМ СМ CD о оо СЛ
о о о о о о о о о о о О о о о
Год - СМ m m оо СЛ о СМ m m
оо о о оо о f^ СЛ m CM m о СП m СЛ СЛ оо m оо СП СЛ о m оо о СЛ СЛ СЛ СЛ оо m СП СП СМ оо in СЛ г^ CM t-^ СП СЛ CM CM t-^
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ см СМ СМ СМ CM m
о о г-^ о СЛ о m CM CM оо о СП СМ о о о m оо m о СМ оо m оо СП оо см СЛ СЛ ^ о СМ СМ m см оо СЛ о ^ in oo t-^ in о СЛ m
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ СМ см СМ CM CM
о о о СП СМ о СЛ m см СМ СМ оо СП СП m оо СП о m оо СП СЛ m m СЛ оо оо о СЛ m оо СЛ оо см см CD СЛ СМ СП СЛ о CM СЛ СП
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ СМ СМ CM CM
1П о о m о m СМ о in m m см СП СМ CD ^ СП о m ^ m in m СЛ оо СМ m о СЛ m СЛ m оо оо СЛ СЛ t-^ СЛ СЛ oo о
о4 ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ CM
s я 4 •е и 5 ^ о о ^ о оо о СЛ ^ CM СЛ СЛ СМ СП m СМ СЛ m m оо СП m СП CM СМ о оо m СЛ СП m о CD in m СЛ о о oo
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
СП о о СП о СЛ о о CM СЛ о m m см m СЛ m СЛ СЛ СЛ СМ СМ оо СМ оо ^ о СП СЛ СП СП см ^ оо СП ОО m см m оо CM in о oo in in
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
СМ о о СМ о о ^ о CM о СМ оо о о СМ СМ оо in СЛ о СЛ СМ СП СМ см оо СМ СП СЛ СМ in СЛ m СЛ in ^ СП
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
о о CD CD СМ о m о СП о о ^ о о in о m о СМ о СЛ СМ оо о СП СЛ о о m оо СМ оо СП in СЛ о »-ID
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
Год - СМ СП m оо СЛ о СМ СП in
траты на заработную плату ОП (в начальный момент времени); Ри нфл - индекс инфляции текущего года эксплуатации (например, при темпе инфляции 4 % за 1 год /¿нфл = 1,04); аt - коэффициент дисконтирования текущего года эксплуатации (при ставке дисконтирования 8 % за 1 год а1 = 0,9259).
Годовые затраты, связанные с устранением неисправностей, состоящие в замене или восстановлении отдельных элементов техники [24], равны
С
рем
= Z n
i=1
рем
(19)
Срем 2 Срем '1 н нфл ' at'
рем t=1
t=1
(20)
на ремонт (в начальный момент времени);
1
инфл
а- объяснение см. в формуле (18).
где п. - количество ремонтов /-го вида за год эксплуатации (ед.); срем - стоимость /-го вида ремонта (руб.).
С учетом влияния фактора времени формулу (19) представим следующим образом:
Основные фонды (оборудование, машины, сооружения) в процессе эксплуатации подвергаются как физическому, так и моральному износу, затем наступает момент, когда их необходимо заменить. Амортизационные отчисления - это отчисления на замену выбывших по износу основных фондов. Они определяются таким образом, чтобы, ежегодно откладывая конкретную сумму денег, к концу службы устройства накопить необходимые средства для его замены [24].
Норма амортизационных отчислений выражается в процентах и рассчитывается так:
Ф - Ф
q = л -100%. Ф -7L
(23)
в которой t - текущий год эксплуатации; Т -конечный год эксплуатации; Срем - годовые затраты на ремонт (в начальный момент времени); Ринфл, аt - объяснение см. в формуле (18).
Годовые затраты электроэнергии, потребляемой устройствами ЖАТ [24], составляют
СЭл =ЁР Т • • Ц, (21)
I=1
здесь Р. - мощность /-го устройства (кВт-ч); Т с - среднесуточное количество часов работы /-го устройства (ч); = 1 год = 365 дн. -длительность планируемого периода; Ц - тариф за 1 кВтч электроэнергии (руб.).
С учетом влияния фактора времени формулу (21) представим в виде
здесь Ф - банковская стоимость основных фондов (руб.); Фл - ликвидационная стоимость основных фондов (руб.); Тсл - амортизационный период основных фондов (срок службы в годах).
Применительно к расчету ЬСС ЖАТ формула (23) видоизменяется:
(24)
Ф = Спри об = Cf 1 + Cf 2 + Cf 3 + Cf 4
Ф = С = С
^л _ ^утил _ ^f 6
^ (23) ^ q = Сприо6 -Сутил -100%.
Сприоб Тсл
Годовая сумма амортизационных отчислений на полное восстановление системы составит
С=
Сприоб ' q 100
(25)
С учетом влияния фактора времени формула (25) примет вид
С =уC -1
эл ¿—t эл I
t=1 t=1
инфл - at'
(22)
T
ам = Е С
t=1 t=1
С
- Г
ам инфл
а
t
(26)
где t - текущий год эксплуатации; Т - конеч- где t - текущий год эксплуатации; Т - конечный год эксплуатации; С - годовые затраты ный год эксплуатации; С - годовые затраты
на ремонт (в начальный момент времени); Заключение нфл, а.- объяснение см. в формуле (18).
Фаза /6 (Утилизация)
Статья затрат - стоимость работ по демонтажу оборудования (С ), статья доходов - возвратные суммы после демонтажа оборудования (С ).
4 возвр7
Стоимость шестой фазы ЖЦ (С^) зависит от стоимости утилизации (С ):
^ утил7
Cf6 Сутил Свозвр Сдем ' (27)
при условии С возвр » С дем .
В общем случае Сдем находится по сметным расчетам. Однако, ввиду их громоздкости и незначительной величины затрат, С
г 7 дем
допускается рассчитывать через стоимость монтажных работ (Смонт), используя рекомендацию [25]:
С «С ■ 0 4 • I
^ дем ^ монт ^ JI
T
инфл
а
T'
(28)
в которой С - сметная стоимость монтаж-
монт
ных работ (в начальный момент времени); 0,4 - коэффициент к расценкам на демонтаж (для оборудования, предназначенного для дальнейшего использования без консервации и упаковки); /тнфл - индекс инфляции конечного года эксплуатации; ат - коэффициент дисконтирования конечного года эксплуатации.
Возвратные суммы вычисляются на основе стоимости оборудования и коэффициента годности (износа) оборудования, пригодного для последующего использования:
С = Сб ■ Гф^ат ■ КГ, (29)
возвр оборуд инфл T Г' \
где Со6оруд - стоимость оборудования в начальный момент времени; /тнфл - индекс инфляции конечного года эксплуатации; ат - коэффициент дисконтирования конечного года эксплуатации; КГ - коэффициент годности оборудования (для устройств ЖАТ, срок службы которых превышает 10 лет, КГ = 0,25 [19]).
Разработан наиболее полный на текущий момент времени пошаговый метод расчета стоимости ЖЦ систем ЖАТ с примерами и рекомендациями (см. формулы (1)-(29)). Учтено влияние фактора времени (инфляция и дисконтирование) на итоговые результаты расчетов, что позволяет оценивать затраты ЖЦ в динамике.
Расчет ЬСС, с одной стороны, дает возможность для производителей оборудования учитывать эксплуатационные расходы уже при разработке системных решений, а с другой -выявлять сильные и слабые стороны своей продукции и предпринимать соответствующие меры по укреплению конкурентоспособности.
Непосредственно для пользователя ЬСС может быть достаточным основанием для принятия экономических решений. В целом калькуляция ЬСС и создание моделей затрат являются полезным инструментом экономического оценивания, который можно использовать как для сравнения предлагаемых альтернативных вариантов оборудования, так и для решения текущих и будущих инвестиционных задач в хозяйстве Сигнализации Централизации и Блокировки.
Библиографический список
1. Jaehoon K. A study on the Life Cycle Cost calculation of the maglev vehicle based on the maintenance information / K. Jaehoon, P. Jun-Seo, J. Do-Sik // Korea Railroad Research Institute. - October 2011. -Р. 26-31.
2. Sami K. Life Cycle Cost / K. Sami // CIRP Encyclopedia of Production Engineering / ed. by G. Reinhart. - Sydney : Springer, 2014. - Р. 751-753.
3. Назаров О. Н. Стоимость жизненного цикла - инструмент управления рисками при создании и эксплуатации тягового подвижного состава / О. Н. Назаров, А. В. Заручейский // Бюл. Объед. учен. совета ОАО «РЖД». - 2016. - № 6. - С. 1-9.
4. IEC 60300-3-3. Dependability management. -Pt 3-3: Application guide - Life cycle costing. - Geneva : NEQ, 2004.
5. ГОСТ Р 27.202-2012. Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла. - М. : Изд-во стандартов, 2012.
6. СТО РЖД 1.05.509.15-2008. Руководство по оценке стоимости жизненного цикла продукции (LCC). - М., 2008.
7. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта (основные положения). - Утв. распоряжением ОАО «РЖД» № 2459р. - М., 2007.
8. Кушпиль И. В. Проблемы расчета стоимости жизненного цикла систем железнодорожной автоматики и телемеханики / И. В. Кушпиль // Материалы Междунар. науч.-практич. конференции «Транспорт России: Проблемы и Перспективы-2017». - СПб., 2017. - С. 417-421.
9. Hoffart C. Life Cycle Costing in high complex industries-developing and applying a Life Cycle Costing approach in the railway industry / C. Hoffart // Engineering Asset Management and Infrastructure Sus-tainability / ed. by J. Mathew. - London : Springer, 2010. - Р. 375-389.
10. Beck K. LCC - Ausgangspunkt fur Kostensenkungen in der Eisenbahnsignaltechnik / K. Beck, T. Rapp, B. Jäger // SIGNAL+DRAHT. - 2008. -N 5. - Р. 20-24.
11. Fuß W. Reduction der LCC durch höhere modülarität der aussenanlagenansteuerung im stellwerk / W. Fuß // SIGNAL+DRAHT. - 2012. - N 3. -Р. 20-23.
12. Sevestre C. Reduction in cost of signalling / C. Sevestre // IRSE-ITC on behalf of the International Technical Committee of the IRSE. - 2012. - N 1. -Р. 2-15.
13. Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве № 620. - М., 2009.
14. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Железные дороги № 590. - М., 2014.
15. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских
работ для строительства. - М. (обновляется ежеквартально).
16. МДС 81-35.2004. Определение стоимости оборудования, мебели, инвентаря. - М., 2004.
17. Отраслевые отпускные цены на оборудование 0С0ЦЖо-2001. - М., 2001.
18. Сборник текущих индексов изменения сметной стоимости ОАО «РЖД». - М. (обновляется ежеквартально).
19. Порядок определения стоимости строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и других объектов ОАО «РЖД» с применением отраслевой сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 (ОПДС-2821.2011). - М., 2011.
20. ОЕРЖ-2001. Отраслевые единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. - М., 2001.
21. ОЕРЖм-2001. Отраслевые единичные расценки на монтаж оборудования. - М., 2001.
22. ОЕРЖп-2001. Отраслевые единичные расценки на пусконаладочные работы. - М., 2001.
23. Укрупненные нормативы накладных расходов и сметной прибыли по строительным, монтажным, ремонтно-строительным и пусконаладочным работам (Приложение 3 к МДС 81-33.2004). - М., 2004.
24. Карпович И. В. Экономика, организация и планирование хозяйства сигнализации и связи : учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта / И. В. Карпович, С. Г. Климович, Л. И. Хля-пова. - М. : Маршрут, 2002. - 436 с.
25. СНиП 4.06-91. Общие положения по применению расценок на монтаж оборудования. - М., 1991.
References
1. Jaehoon K., Jun-Seo P. & Do-Sik J. A study on the Life Cycle Cost calculation of the maglev vehicle based on the maintenance information. Korea, Korea Railroad Research Institute Publ., 2011, pp. 26-31.
2. Sami K. Life Cycle Cost. CIRP Encyclopedia of Production Engineering. Ed. by G. Reinhart. Sydney, Springer, 2014, pp. 751-753.
3. Nazarov O. N. & Zarucheysky A. V. Stoimost zhiznennogo tsikla - instrument upravleniya riskami pri sozdanii i ekspluatatsii tyagovogo podvizhnogo sostava [Life cycle cost-risk management tool in establishing and operating drag-out rolling stock]. Bulletin of the united scientific council of JSC "RRW", 2016, no. 6, pp. 1-9. (In Russian)
4. IEC 60300-3-3. Dependability management, pt 3-3. Application guide - Life cycle costing. Geneva, NEQ, 2004.
5. GOSTR 27.202-2012. Nadezhnost v tekhnike. Upravlenie nadezhnostyu. Stoimost zhiznennogo tsikla [State Standard Specification GOSTR 27.202-2012. Reliability in engineering. Reliability management. Life cycle cost]. Moscow, Standard publishing house, 2012. (In Russian)
6. STO "RRW". 1.05.509.15-2008. Rukovodstvopo otsenke stoimosti zhiznennogo tsiklaproduktsii (LCC) [Guide for assessing product life cycle cost (LCC)]. Moscow, 2008. (In Russian)
7. Metodika opredeleniya stoimosti zhiznennogo tsikla i limitnoy tsenypodvizhnogo sostava i slozhnykh tekhnicheskikh sistem zheleznodorozhnogo transporta (osnovnye polozheniya) [Procedure of determining life cycle cost and limit price of rolling stock and complex technical systems of railway transport (basic regulations)]. Approved by Regulation of JSC "RRW", no. 2459r. Moscow, 2007. (In Russian)
8. Kushpil I.V. Problemy rascheta stoimosti zhiznen-nogo tsikla sistem zheleznodorozhnoy avtomatiki i telemekhaniki [Problems of calculating life cycle cost of railway automatics and telemechanics systems]. Materials of the International scientific-practical conference Transport of Russia: problems and perspectives-2017. Saint Petersburg, 2017, pp. 417-421. (In Russian)
9. Hoffart C. Life Cycle Costing in high complex industries-developing and applying a Life Cycle Costing approach in the railway industry. Engineering Asset Management and Infrastructure Sustainability. Ed. by J. Mathew. London, Springer, 2010, pp. 375-389.
10. Beck K., Rapp T. & Jäger B. LCC - Ausgangspunkt fur Kostensenkungen in der Eisenbahnsignaltechnik. SIGNAL+DRAHT, 2008, no. 5, pp. 20-24.
11. Fuß W. Reduction der LCC durch höhere mo-dülarität der aussenanlagenansteuerung im stellwerk. SIGNAL+DRAHT, 2012, no. 3, pp. 20-23.
12. Sevestre C. Reduction in cost of signalling. IRSE-ITC on behalf of the International Technical Committee of the IRSE, 2012, no. 1, pp. 2-15.
13. Metodicheskie ukazaniyapoprimeneiyu sprav-ochnikov bazovykh tsen na proektnye raboty v stroitel-stve no. 620 [Methodical instructions in applying basic price guides for project work in construction N 620]. Moscow, 2009. (In Russian)
14. Spravochnik bazovykh tsen na proektnye raboty v stroitelstve. Zheleznye dorogi no. 590 [Basic price guide for project work in construction. Railways]. Moscow, 2014, N 590. (In Russian)
15. Indeksy izmeneniya smetnoy stoimosti stroitel-no-montazhnykh rabot, indeksy izmeneniya smetnoy stoimostiproektnykh i izyskatel'skikh rabot dlya stroi-telstva [Indices of estimated cost change for building and assembly jobs, indices of estimated cost change for project and exploration work in construction]. Moscow (updated quarterly). (In Russian)
16. MDS 81-35.2004. Opredelenie stoimosti obo-rudovaniya, mebeli, inventarya [Determination of equipment, furniture, inventory cost]. Moscow, 2004. (In Russian)
17. Otraslevye otpusknye tseny na oborudovanie 0S0Zh0-2001 [Industry selling prices for equipment]. Moscow, 2001. (In Russian)
18. Sbornik tekushchikh indeksov izmeneniya smetnoy stoimosti OAO "RZhD" [Collection of current indices of estimated cost change of JSC "RZhD"]. Moscow (updated quarterly). (In Russian)
19. Poryadok opredeleniya stoimosti stroitelstva obektov infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta i drugikh obektov OAO "RZhD" sprimeneniem otraslevoy smetno-normativnoy bazy OSHBZh -2001 (OPDS-2821.2011) [Calculation of infrastructure construction cost of railway transport and other facilities of JSC "RZhD" using an industry estimate-regulatory framework OSHBZh-2001 (OPDS-2821.2011)]. Moscow, 2011. (In Russian)
20. OERZh-2001. Otraslevye edinichnye rastsenki na stroitelnye i spetsialnye stroitelnye raboty [Industry individual rates for construction and special construction work]. Moscow, 2001. (In Russian)
21. OERZhm-2001. Otraslevye edinichnye rastsenki na montazh oborudovaniya [Industry individual rates for equipment installation]. Moscow, 2001. (In Russian)
22. OERZhp-2001. Otraslevye edinichnye rastsenki na puskonaladochnye raboty [Industry individual rates for commissioning]. Moscow, 2001. (In Russian)
23. Ukrupnennye normativy nakladnykh raskhodov i smetnoypribylipo stroitelnym, montazhnym, remontno-stroite'nym i puskonaladochnym rabotam (Prilozhenie 3 k MDS 81-33.2004 [Consolidated regulations of burden costs and estimated profit for construction, equipment installation, repair building and commissioning (Application 3 kMDS 81-33.2004)]. Moscow, 2004. (In Russian)
24. Karpovich I.V., Klimovich S.G. & Khlya-pova L.I. Ekonomika, organizatsiya i planirovanie khozyaystva signalizatsii i svyazi [Economics, organization and planning of signalling and communication]. Moscow, Route Publ., 2002, 436 p. (In Russian)
25. SNeP 4.06-91. Obshchiepolozheniyapoprime-neniyu rastsenok na montazh oborudovaniya [General provisions for application of installation equipment cost]. Moscow, 1991. (In Russian)
НИКИТИН Александр Борисович - доктор техн. наук, профессор , заведующий кафедрой , *КУШ-ПИЛЬ Игорь Васильевич - аспирант, [email protected] (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).