УДК 621. 438
МЕТОД РАСЧЕТА ПОТЕРЬ МОЩНОСТИ НА ТРЕНИЕ В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ ШЕСТЕРЕННОГО НАСОСА
Е.И. СТАНЮК, И.А. ВЕРЕНИЧ
Белорусский национальный технический университет, г. Минск
Для опорных подшипников считают, что масло заполняет зазор между двумя цилиндрическими поверхностями целиком, а участки масляной пленки имеют одну и ту же среднюю температуру [1 - 3].
При низком давлении масляная плёнка рвётся, и её дальнейшее течение происходит в виде отдельных струй или в виде масляной пены. При низкой температуре гидродинамика масла существенно отличается от картины течения вязкой жидкости в тонком слое. Кроме того, температурные режимы в различных зонах зазора отличаются друг от друга.
Расчётная схема подшипника насоса принимается в следующем виде [1]. Зазор между шейкой вала и подшипником разбивается на 5 зон (рис. 1).
1. Рабочая зона с угловой протяжённостью фь.. ф2*.
2. Зона кавитационного течения после обрыва плёнки (участок ф2*.. .ф2).
3. Карман (холодильник) с угловой протяжённостью ф2.ф3.
4. Нерабочая зона с угловой протяжённостью ф3.ф4.
5. Карман (холодильник) с угловой протяжённостью ф4.ф5.
В первой зоне потери вычисляются по формуле [1]:
Рис. 1. Зоны трения в подшипнике
(1)
где 2* - средняя вязкость в зоне ^>1...^2*; Ь - длина подшипника; U - окружная скорость; 5= 1 - - в) - безразмерная величина масляной плёнки (отнесена к
радиальному зазору); щ - относительный зазор; %- относительный эксцентриситет; в -угол нагрузки; F - нагрузка на подшипник.
Условие балансов расхода имеет вид [1]:
Н = Ья *, (2)
где Н - суммарная ширина струек; 5 - толщина плёнки в соответствующем сечении струйки; 5* - толщина плёнки в точке обрыва.
Из (2) следует, что
*
5
Н = — Ь. (3)
5
С учётом (3) для потерь N2*-2 получим:
= 5 ]■ * (4)
щ О 52
2
В формуле (4) предполагалось, что давление масла на подводе в подшипник мало (обычно рвх = ратм ~ 0,1 МПа). Поэтому влияние участков зазоров, целиком заполненных маслом, не учитывалось.
При определении мощности N3-4 при низких скоростях принимаем, что силы трения в
зоне подчиняются тем же закономерностям, что и в зоне 02*---02. При высоких
скоростях струйный характер течения нарушается, и соответствующая часть зазора заполнена масляной пеной.
Формула для N3-4 запишется в виде:
ЛТ ^3-4ьи2 ° йу
NЪ_A = -----5 Оз) I -=г. (5)
Щ Оз 52
Потери в холодильниках обусловлены тем, что вращающийся вал под действием сил жидкостного трения захватывает поступающее в канал масло и приводит его в движение. Оценка потерь в расширенной части зазора осуществляется по формуле:
N = 0,93^7 , (6)
где Ь - ширина пограничного слоя; Яёс - число Рейнольдса, определяемое по формуле:
Яёс = —. (7)
V
Здесь V = ц/р - кинематическая вязкость масла; С = 0,5 - длина пограничного слоя.
Где Р= <р3- о = 05 - О4 - угловая протяжённость кармана; й - диаметр шейки вала.
При ширине пограничного слоя равной длине подшипника (Ь = Ь), имеем:
N2-3 = N4-5 = 0,93^/2Ьд/Яё^ . (8)
На основании математической модели получены результаты определения потерь мощности на трение в подшипнике скольжения насоса НШ-32 при работе на различных рабочих жидкостях.
Расчётные значения потерь мощности представлены на рис. 2.
1,50
Вт
0,90
N 103 0,60
0,30
■ -масло ИПГ-20 • "масло АМГ-10 ^ -масло ТМ-4-18 А -“масло ТМ-2-34
I
.У
П
,Х !
X,
X- ж
*
ж
ж
--■-А
1,33
2,66
4,00
5,33 -> п 103
об/мин
8,00
Рис. 2. Зависимость потерь мощности на трение от частоты вращения вала для различных масел
Анализ расчетов показал, что полученные данные достаточно точно совпадают с
литературными данными [4 - 9].
Литература
1. Подольский М.Е., Черенкова С.В., Ивлев В.К. Полуэмпирический метод расчёта потерь мощности на трение в гидродинамических опорах подшипников. Турбины и компрессоры. - 1998. - № 2-3. - С. 31-33.
2. Шавель В.В., Юркевич О.Р., Венедиктов В.А. Влияние полимерных покрытий на триботехнические характеристики опор скольжения //Трение и износ. - 1991. -Т. 12. -№ 6. - С. 1028-1031.
3. Рапопорт Л.С., Сазонова Н.С., Агафий В.И. Исследование влияния некоторых синтетических смазочных жидкостей на триботехнические характеристики контактируемых поверхностей //Трение и износ. - Т. 11. - № 4. - С. 643-650.
4. Справочник по триботехнике /Под общей ред. М. Хебды, А.В. Чичинадзе: В 3-х томах. Т. 1: Теоретические основы. - М.: Машиностроение, 1989. -400 с.
5. Справочник по триботехнике /Под общей ред. М. Хебды, А.В. Чичинадзе: В 3-х томах. Т. 2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения. - М.: Машиностроение, 1989. - 416 с.
6. Станюк Е.И., Веренич И.А. Аналитическая оценка влияния свойств рабочих жидкостей на энергосбережение в гидроприводах: Материалы 54-ой НТК: В 10 т. - Мн.: БГПА, 2000. -Ч. 4. - С. 75.
7. Сухоницкий Д.Г., Веренич И.А. Исследование влияния толщины слоя смазки на величину износа подшипников скольжения в элементах гидропривода и определение необходимого уровня её фильтрации: Материалы 54-ой НТК: В 10 т. - Мн.: БГПА, 2000. - Ч. 4. - С. 68.
8. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справ. изд. /К.М. Бадыштова, Я.А. Берштадт, Ш.К. Богданов и др.; Под ред. В.М. Школьникова. - М.: Химия, 1989. -432 с.
9. Фройштетер Г.Б., Трилиский К.К., Ищук Ю.Л. Реологические и теплофизические свойства пластичных смазок. - М.: Химия, 1980. - 175 с.
Получено 11.10.2002 г.
0