P.P. Латыпон. E.A. Хохлов
Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных ...
УДК 656.003
МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ
Р. Р. Латыпов, Е. А. Хохлов,
В статье приведены метод и результаты прогнозирования предельной строительной
стоимости высокоскоростных пассажирских судов для конкретных условий их использования.
Повышение скоростей является одним из приоритетных направлений развития различных видов транспорта в мире.
Увеличение скоростей движения пассажирского транспорта, как правило, способствует повышению подвижности населения при умеренном росте стоимости проезда. Однако с увеличением скоростей существенно возрастают энергозатраты, стоимость строительства и стоимость содержания, что снижает эффективность использования новых средств транспорта. Поэтому до внедрения высокоскоростного движения на любом виде транспорта гребуется не только глубокая техническая проработка, но и экономическое обоснование эффективности нового проекта.
Использования судов нового поколения со скоростями 180-К200 км/час для перевозки пассажиров возможно на отдельных направлениях, например, Нижний Новгород - Казань, Нижний Новгород - Самара протяженностью соответственно 400-800 км. Это наиболее оптимальные линии для экспериментального использования высокоскоростных судов, связывающие крупные города.
Рост скоростей движения судов до 200 км/час позволяет существенно сократить время доставки пассажиров по сравнению с железной дорогой на направлениях:
- Нижний Новгород - Казань в 3—4 раза;
- Нижний Новгород - Самара в 3 раза.
Такое значительное сокращение времени пребывания пассажиров в пути является мощным стимулом привлечения деловых пассажиров на водный транспорт.
Предварительные расчеты показывают, что с увеличением пассажировместимости с 30, 60 до 90 человек водоизмещение судна возрастает всего на 14 %, производительность 1 л. с. в ходу за час увеличивается соответственно на 38,2 % и 52,1 %, а такой важный показатель как производительность труда на перевозках возрастает в 1,76 и 2,81 раза (рис. 1).
Одной из основополагающих характеристик транспортных средств является строительная стоимость. Поэтому определение стоимости транспортного средства на стадии технико-экономического обоснования целесообразности его строительства представляет несомненный научный и практический интерес.
Трудности расчета строительной стоимости высокоскоростных пассажирских судов - экранопланов со скоростью 160-^200 км/час связаны с отсутствием опыта их строительства и эксплуатации на водном транспорте. Технические характеристики экранопланов проработаны и представляют определенный интерес, однако без экономических изысканий, без прогнозирования их строительной стоимости нельзя определить конкурентоспособность новых судов на перевозках пассажиров в сравнении с другими видами транспорта, прежде всего, с железнодорожным.
Исходя из того, что величина железнодорожного тарифа на определенном направлении перевозок пассажиров известна, определим предельную величину строительной стоимости высокоскоростного пассажирского судна. Для этого сделаем некоторые преобразования и обозначим:
^ ОрК^
х х 100' ( ) , (2)
100
Cqj» — ^ст - л. Л ' Р)
100
где Сх , См , Сст - стоимость содержания судна соответственно в ходу, на маневрах и на стоянке без амортизации, руб/сут; ар - норма амортизации, %; Кс - стоимость строительства нового судна, руб.
Предельную строительную стоимость высокоскоростного судна, при которой цена за перевозку пассажира водным транспортом будет не выше, чем железнодорожным можно определить по следующему выражению:
к. = тА ПС
. - (i + pjc:TM + см тм +с;т)
1
100
(1 + P)ccpt3 + еш + —(f + d)
w
<К%, (4)
где Kj - заводская цена высокоскоростного судна, руб.;
Ск - стоимость содержания судна в ходу, руб/судо-сут;
См - стоимость содержания судна на маневре, руб/судо-сут;
Сст - стоимость содержания судна на стоянке, руб/судо-сут;
еим - размер налога на имущество, %;
Тх - ходовое время судов за навигацию, сут.;
Тн - время маневрирования за навигацию, сут.;
Тег - время стоянки судов за навигационный период, сут.;
W- коэффициент, учитывающий размер налога с налогооблагаемой прибыли;
fr- размер инфляции за год, Л/о/;
d - размер дивиденда, /%/;
А„км - пассажирооборот за время навигации на линии, пкм;
1¡ - протяженность линии перевозок, км;
ш* - размер тарифа у конкурента, руб.
Результаты расчетов стоимости строительства такого судна пассажировмести-мостью 150 чел. применительно к современным условиям и стоимости проезда не выше 710 руб. на линии Н. Новгород - Казань в зависимости от размера чистой рентабельности, показали, что максимальная, предельная цена его не должна превышать при благоприятных условиях (вариант 3) 15 млн. рублей
При увеличении стоимости проезда с 710 руб. до 1000 руб. предельная строительная стоимость судна возрастает до 21,5 млн. руб.
P.P. Латыпов, E.A. Хохлов
Метод прогнозирования предельной строительной стоимости высокоскоростных ...
# Е
с of -а /
О
1 1
240 40 /
6 / а
200 f _____
30 --
160 4 1
20 /
120
/
2 у''
80 10 / лг*
30 60 90
Пассяжиро вместимость судна, чел
Рис 1. Зависимость водоизмещения (Д). производительности в сило-час (Рх) и производительности труда (Пг) от пассажировместимости высокоскоростного судна-экраноплана.
Таблица 1
Резульпшты расчета предельной строительной стоимости высокоскоростного судна пассажировместимостью 150 чел. на линии Н. Новгород - Казань
Вариант Цена билета, руб. Размер инфляции, % Размер дивиденда, % Размер налога на имущество, % Предельная строительная стоимость судна, млн. руб.
1 710 10 10 2 9,0
2 710 10 5 2 11,2
3 710 8 5 2 15,3
4 1000 8 5 2 21,5
Следует отметить, что расчетная строительная стоимость судов на подводных крыльях для морских перевозок пассажировместимостью 130 чел. составляет 11,2 млн. руб., 250 чел, - 15,6 млн. руб., 380-17,92 млн. руб. [17].
При фактической заводской цене судна К5 выше указанных цен в таблице, эффективность использования высокоскоростного судна на перевозках пассажиров не будет достигнута.
Следовательно, необходимо будет рассмотреть экраноплан с другими параметрами для обеспечения заданной эффективности.
Очевидно, что использование экранопланов с такими скоростями и стоимостью проезда как на железнодорожном транспорте позволит переключить часть пассажиропотока не только с железной дороги, но и с воздушного транспорта на отдельных направлениях перевозок.
Список литературы
1. Амосов А. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов // Экономист. - 2003. - № 9. - С. 3-12.
2. Белый О. Проблемы развития транспортной отрасли // Морской флот. - 2001. - № 1. - С. 9-10.
3. Воловик Е. Транспорт и проблема национальной экономики // Экономист. - 2002. - № 10. -С. 32-37.
4. Губанов С. Системные условия развития // Экономист. - 2005. - № 2. - С. 16-28.
5. Домнин С.В. Проблемы повышения эффективности скоростного пассажирского флота // Сб. Наука и техника на речном транспорте. - Вып. 11. - М.: ЦБНТИ Минтранса РФ, 2001. - С. 37-39.
6. Домнин С.В. Повышение эффективности использования пассажирского флота на местных и пригородных перевозках (на примере Нижегородского пассажирского порта). - Н. Новгород, ВГАВТ, 2002. -59 с.
7. Дрейбанд Д.В. Совершенствование экономического взаимодействия предприятий речного транспорта с субъектами РФ в сфере пассажирских перевозок. Автореферат диссерт. на соискание к. э. н. - Н. Новгород: ВГАВ'Г. 2003. - 27 с.
8. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // ЭКО. - 2004. - № 4. - С. 25-42.
9. Коледова ТА. Динамика изменения цен на судах// Морской вестник. - 2002. -№ 1.-С. 13-15.
10. Комаров А. В Философия технического прогресса на транспорте ВИНИТИ // Транспорт: наука, техйика, управление. - 1991. - № 1. - С. 6-15.
11. Комаров A.B. Транспорта России на рубеже нового тысячелетия, его задачи и перспективы. ВИНИТИ // Транспорт: наука, техника, управление. - 2000. - № 7.
12. Комаров В. Инвестиции в СНГ // Экономист. - 2002. - № 11. - С. 80-90.
13. Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ - М.: ГСФР МТ РФ, 2002. - 33 с.
14. Кравченко М.В. Оценка эффективности и перспективы развития скоростных пассажирских перевозок на железных дорогах России. Автореферат диссерт. на соискание уч. степени к. э. н. -М.: 2004.-27 с.
15. Логачев С.И. Создание отечественного судостроения и необходимость разработки концепции развития гражданского судостроения // Морской вестник. - 2002. - № 1. - С. 10-12.
16. Львов Д А. Какая экономика нужна России? // Российский экономический журнал. - 2002. -№ 11-12.-С. 3-15.
17. Паравян Э.А. Инвестиционные перспективы использования скоростных судов для пассажирских перевозок на морских каботажных линиях // Морской вестник. - 2002. - № 1. - С. 64—68.
METHOD OF FORECASTING OF LIMITING BUILDING COST OF HIGH-SPEED PASSENGER VESSELS R. R. Latypov, E. A. Khokhlov
The method and results offorecasting of limiting building cost of high-speed passenger vessels for certain conditions of their use are given in the article.