известия вгпу. педагогические науки
3. Сахарчук Е.И. Коллективный субъект образовательного процесса как фактор управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2004.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")» (с изменениями от 31 мая 2011 г.). URl: http://fgosvo.ru/
fgosvpo/7/6/1/5 (дата обращения: 23.04.2015). * * *
1. Bondarevskaja E.V. Koncepcija lichnostno-orientirovannogo obrazovanija i celostnaja pedagogicheskaja teorija // Shkola duhovnosti. 1999. № 5. S. 41-66.
2. Maksimova G.P. Modernizacija vospitanija v vysshej shkole na osnove integracii pedagogiki i iskusstva v mediasrede. Rostov n/D.: Izd-vo RGJeU «RINH», 2007. S. 14.
3. Saharchuk E.I. Kollektivnyj sub#ekt obrazo-vatel'nogo processa kak faktor upravlenija kachestvom podgotovki specialistov v pedagogicheskom vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. Volgograd, 2004.
4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 g. № 46 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') "bakalavr")» (s izmenenijami ot 31 maja 2011 g.). URl: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5 (data obrashhenija: 23.04.2015).
Formation of speech culture of a future specialist in the educational sphere in higher school media space
The article deals with the process of speech culture formation of a future specialist in the educational sphere by means of the resources of higher school media space and the pedagogic principles that make this process the most efficient.
Key words: speech culture, Federal state educational standard, personality approach, media space.
методические аспекты общего и профессионального образования
н.м. борытко
(волгоград)
метод проектов в последипломном обучении педагогов воспитательной работе*
Раскрывается последовательность освоения педагогом гуманитарной стратегии воспитания в системе его последипломного образования. Для этого предлагается вначале актуализировать гуманитарную направленность педагогической деятельности, затем закрепить ее в педагогическом проектировании профессиональной деятельности.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, воспитания, саморазвитие учителя, проектный подход, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Среди особенностей социально-педагогической ситуации, существенно влияющих на изменение воспитательной работы, мы выделяем стремительное изменение условий жизни, непредсказуемость этих изменений и повышенный прагматизм ожиданий учащихся и их родителей относительно педагога.
стремительное изменение условий жизни сделало окончательно бесперспективным традиционное определение воспитания как передачу жизненного опыта от старших поколений к младшим. Позиция «ваятеля духовного мира личности» или «инженера человеческих душ» для современного педагога, по крайней мере, нереальна и многими категорически отвергается.
Непредсказуемость изменений в обществе, отсутствие государственной идеологии и непоследовательность государственной политики, требование деполитизации образовательных учреждений, отход от авторитариз-
* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.
О Борытко Н.М., 2016
методические - и профессионал
ма и нравоучений привели к разрушению старой системы воспитания. Повышенный прагматизм в отношении к педагогу и школе со стороны детей делает все более бессмысленными красивые массовые мероприятия, об-щеразвивающие творческие коллективы. Особенно педагоги дополнительного образования отмечают, что в их коллективы все реже приходят дети, ожидающие удовлетворения своего познавательного, творческого интереса и т.д., -чаще причиной является подготовка к поступлению в какое-либо образовательное учреждение.
В связи с этими особенностями мы выделяем следующие характеристики современного воспитания:
• технологичность - выверенная логика, построенная не на житейских представлениях, а на закономерностях человеческого восприятия и психического развития;
• эмоциональность - опора в воспитании на эмоционально-образное восприятие действительности и формирование эмоционального опыта в отличие от рационально-логического в обучении;
• диалогичность - формирование собственного опыта ребенка, а не передача его (как в обучении);
• ситуативность - когда основным средством педагогической деятельности становится воспитывающая ситуация;
• перспективность - направленность воспитания на становление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации.
воспитательная функция педагога предусмотрена стандартом профессиональной деятельности, личностные результаты образования - один из трех результатов реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. в связи с этим становятся излишними рассуждения о том, кто должен воспитывать - семья или школа. Но и общие слова об их союзе не помогают: нужна выработка стратегии воспитания [2], согласованной с тенденцией гуманитаризации общества и образования.
Сущность гуманитарного воспитания [1] видится в отказе от моделирования личности как идеологического заказа, формы стандартов мышления, оценок и поведения, принятых какой-либо политической партией или социальной группой. Современное воспитание -не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для формирования ребенком субъектной позиции на основе меж-
пекты общего
ого образования -
личностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющейся в форме переживаний, смыслотворчества, саморазвития. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и трудовой деятельности в демократическом обществе, где действенными регуляторами поведения являются мораль и право.
Подобное понимание современного воспитания приводит к необходимости пересмотра методики последипломной подготовки педагогов к воспитательной работе. В основу методики мы считаем необходимым положить три идеи: рефлексивность, интерактивность и проективность.
Наши исследования показывают, что педагоги в большинстве случаев затрудняются с выделением специфических педагогических проблем в своей деятельности, формулированием их и соотнесением по значимости. Игровые ситуации, специальные упражнения и их последующий анализ помогают обнаружить и осознать типичные затруднения в своей воспитательной работе. Использование видеотехники в таких упражнениях позволяет педагогам как бы взглянуть на себя со стороны, увидеть себя глазами ребенка, его родителей, коллеги-учителя. оказалось, что многие никогда ранее не задумывались о том, как их воспринимают окружающие, не понимали, что причина их профессиональных неудач может быть в неадекватной мимике, жестикуляции, неудачном подборе одежды, прически и т. д. - в недостаточном внимании к своему образу. Подобные открытия подчас производят столь сильное впечатление на слушателей, что трудно бывает обратить их внимание на более глубокие причины неэффективной работы. Для этого в самом начале курсов мы предлагаем написать эссе на тему «Актуальная проблема педагогики». При этом рекомендуется придерживаться следующего плана: 1) Какая педагогическая проблема вас волнует? 2) Почему именно она представляется вам наиболее значимой? 3) В чем вы видите истоки проблемы? 4) Почему эта проблема не решена в педагогике? 5) Какие пути ее решения кажутся вам наиболее реальными? 6) Как привлечь в союзники родителей обучающихся?
Первым ключевым словом в этом задании является «проблема». Несмотря на предваряющие задание объяснения преподавателя, многие вместо реально существующих затруднений в практике школ называют лишь направления их работы, какие-либо явления. Характерны высказывания типа «Меня вол-
- известия вгпу. пе,
нует проблема взаимоотношений между учителями и учениками» или «Наиболее актуальной мне представляется проблема оценки». Другим характерным недостатком является «глобализм» - расширение проблематики, например, до степени «Меня волнует проблема нравственного воспитания современных школьников».
В последующем коллективном анализе мы побуждаем слушателей к тому, чтобы они вычленяли именно противоречие между желаемым, педагогически целесообразным и действительным, реальным состоянием практики. При этом в качестве примера приводим формулировки типа «Меня волнует, что многие современные старшеклассники не уважают своей Родины, не знают её истории и не хотят жить в своей стране».
Основываясь на концепции Лернера -Скаткина - Краевского, при анализе содержания педагогического образования мы относим умение вычленять и формулировать педагогическую проблему к опыту творческой деятельности, который не алгоритмизируется. Эти умения, как нам представляется, передаются «на кончиках пальцев» путем многократного повторения действий под руководством наставника, их сопоставления и анализа, осознания позитивного опыта и его закрепления.
Еще более сложным, чем «проблемная формулировка», является для педагогов выделение педагогического содержания, т. е. проблем, связанных с формированием личности ребенка, его взглядов и убеждений, ценностей и отношений, жизненных установок и опыта. работа по отработке умения выделять педагогическое содержание жизненной ситуации или проблемы продолжается при анализе педагогических ситуаций в ролевой игре «Педагогический консилиум». Мы предлагаем следующий алгоритм анализа:
1. Опишите событие ситуации (что произошло, где произошло, кто участвовал в событии и т. д.). В чем состоит собственно педагогический аспект этой ситуации?
2. Вычлените педагогическую проблему: формирование каких личностных результатов ФГОС нарушается? В чем истоки этой проблемы? Что вас привело к такому выводу?
3. Определите педагогическую цель, которой необходимо достичь в процессе разрешения данной ситуации (какие факторы формирования личностных результатов реализации ФГОС должны быть актуализированы).
4. Определите тип педагогической помощи (педагогическое руководство, поддержка
гогические науки -
или сопровождение) и целесообразные методы воспитания (5-6 вариантов эффективного взаимодействия педагога с воспитанником в данной ситуации).
5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант для первого шага в разрешении ситуации.
6. Определите проявления, по которым возможно судить о достигнутых результатах, и способы оценки результативности.
Далее этот же алгоритм используется в контрольной работе. Постепенно, после фронтального, группового и индивидуального, устного и письменного решений педагогических задач, слушатели как бы «вживаются» в педагогическую терминологию, проблематику, связанную с предметом воспитательной деятельности. При этом мы постоянно побуждаем их к включению изучаемого теоретического материала, напоминая, что предметом педагогической науки являются наиболее общие основы, закономерности педагогической деятельности.
Нелегко преодолевается стремление многих педагогов сразу же «схватить быка за рога», без анализа и выделения цели пытаться предложить единственно верное решение. Еще труднее убедить в необходимости продумать 4-5 вариантов решения задачи в зависимости от разных причин конфликта, различного разворота событий. Ситуативный характер педагогической деятельности на житейском уровне понимается многими как стихийность, утверждение о необходимости индивидуального подхода - как невозможность и ненужность осваивать абстрактные теории.
То же впечатление нередко создается и при наших попытках не следовать жесткой программе, составленной до формирования группы, независимо от ее состава и интересов конкретных педагогов, а ориентироваться на оказание помощи в решении проблем каждого слушателя в группе. Привычка к «начиточ-ной» системе курсов первоначально приводит к тому, что часть педагогов требует: «расскажите нам, как надо сейчас воспитывать, дайте переписать сценарии и разработки, хватит играться». Другие же с удовлетворением приходят к выводу: «Я и раньше говорила, что педагогика - не наука, а стихия, здесь нужны дар Божий и творчество». Совершенно очевидно, что ни одна из этих точек зрения не ведет к совершенствованию профессионально-педагогической деятельности наших слушателей.
методические - и профессионал
По-настоящему реализовать идею интерактивного подхода в курсовой подготовке воспитателей нам помогает проективная методика, когда объединяющим все формы занятий в ходе курсов становится собственный исследовательский проект педагога по совершенствованию его воспитательной деятельности. Мы предлагаем следующую его структуру с рекомендациями.
Введение. В этом разделе по материалам эссе описываются: выделенная проблема; её актуальность; истоки; причины, по которым она не решена в современной педагогической теории или практике; тема исследования, т. е. что конкретно для решения выделенной проблемы предполагается исследовать. Мы советуем слушателям избегать лозунгов и общих высказываний, быть более доказательными. При этом стараться выяснить: данная проблема не решена только в педагогической практике или в теории тоже?
Философия проекта. Этот раздел предлагается изложить по следующему плану: па-радигмальные установки, т. е. в рамках какой научной теории предпринимается попытка решить проблему; концепция проекта, т. е. основные исходные положения, основываясь на которых предполагается достичь планируемых результатов; особенности проекта, выраженные в объекте и предмете исследования, гипотезе, уровне новизны и значимости предполагаемых результатов. При этом напоминаем, что педагогика как наука изучает теоретические основы педагогической деятельности, т. е. конкретный педагогический опыт должен быть осмыслен теоретически, выделены закономерности, алгоритмы, а новый опыт должен строиться на основе выявленных закономерностей.
Целевые установки. Здесь приводится реферативное описание формируемого качества личности, личностного опыта, педагогического аспекта проблемы, взятой для исследования. Для этого следует использовать кроме педагогической литературу по смежным наукам: философии, физиологии, психологии, социологии. Напоминаем педагогам о всевозможных словарях и справочниках. Далее формулируются цель и задачи, определяются этапы исследования. При этом предлагаем подробно описать: 1) Чего вы хотите достичь? 2) По каким проявлениям вы обнаружите желаемый результат? 3) Какими методами вы его собираетесь выявлять и в какие сроки?
Если иное не оговорено с руководителем, то этапы предполагаются следующие:
пекты общего
ого образования -
1. Подбор и анализ литературы по проблеме, обоснование её актуальности, выявление ее истоков и трудностей в решении, определение темы, объекта, предмета, целей и задач исследования. Отчет по этому этапу исследования планируется уже в начале второй недели курсов.
2. Подбор пакета диагностических методик. Проведение диагностического эксперимента. Подведение итогов диагностики. Отчет по этому этапу - после стажировки.
3. Разработка и осуществление системы педагогических средств или изучение опыта решения выделенной проблемы в передовом педагогическом опыте. Окончательное оформление работы и её защита. Защита работы - на зачетной сессии.
Если проект предполагает не только изучение, но и формирование опыта, то эти его установки должны быть отражены и в анализе литературы, и в целях, и в гипотезе.
используемые диагностические методики. Здесь описываются диагностические методики, их содержание и особенности применения в данном проекте. При этом предполагается как текстовое изложение, так и отражение основных характеристик в таблице по образцу:
Применяемые диагностические методики
Наименование методики На выявление каких признаков направлена особенности её применения в проекте
Пакет методик должен быть минимальным, чтобы оперативно и объективно оценивать исходное и промежуточные состояния и достигнутые результаты исследования.
Процедуры. Описание фактической работы: когда, кто и чем занимался при выполнении проекта, как это отслеживалось, анализировалось. Фактически это дневник проводимого исследования. На второй стадии исследования это описание изучения проблемы, на третьей описывается изучение опыта её решения или собственные действия. Важно выделить логику действий в процессе исследования.
Полученные данные. В этом разделе предполагаются текстовое перечисление фактов, полученных различными способами диагностики, таблицы, графики, диаграммы, в ко-
- известия вгпу. пе,
торых даются сравнительные результаты до и после введения новаций, предусмотренных проектом. Для этого в ходе теоретического изучения проблемы и непрерывной педагогической практики необходимо постоянно собирать и систематизировать полученные материалы: анкеты, интервью, отзывы, работы учащихся и т. д.
Анализ и трактовка результатов. Здесь анализируются данные, приведенные в предыдущем разделе, даются их интерпретация и оценка. При этом числовые и фактические данные дополняются и конкретизируются впечатлениями участников проекта, их эмоциональными оценками. Анализ проводится, исходя из парадигмы и концепции исследования, а также других данных, изложенных в разделе «Философия исследования».
Выводы. Содержательные выводы по целевым установкам проекта. Обоснование предполагается краткое, со ссылками на предыдущий текст. Самое ценное здесь: модель организации педагогического процесса, технологии, основанные на исследовании рекомендации. Чтобы сделать грамотные выводы, следует обратиться к разделу «Целевые установки исследования».
Заключение. Краткое обобщение по реализации замысла проекта и целесообразности его продолжения, а также в каких формах, в каких направлениях продолжать работу, как использовать полученные результаты. заключение делается по особенностям проекта, изложенным в разделе «Философия исследования».
Использованная литература. В алфавитном порядке с соблюдением правил библиографического описания приводятся только те источники, которые были использованы в процессе исследования. При этом рекомендуется использовать работы волгоградских учёных, в том числе диссертации в читальном зале библиотеки университета.
Приложения: материалы опросников и прочих методик; материалы эксперимента; описание программ, сценарии и методики, разработанные педагогом; отзывы учеников, их родителей, учителей, классного руководителя и др.
На каждой стадии исследования слушатели оперативно информируют руководителя о его ходе, консультируются, корректируют описание. Собственное исследование побуждает педагога осознать и сформулировать свою личную профессионально-педагогическую по-
гогические науки -
зицию, реализовывать и развивать её в работе с детьми, отстаивать на учебных занятиях. Эта активность является мощным катализатором совершенствования своей профессионально-педагогической деятельности.
Такой подход позволяет реализовать на практике основную идею исследований научной школы проф. Н.К. Сергеева [3] о том, что стимулирование профессионально-личностного саморазвития необходимо для решения творческих профессиональных и жизненных задач, «когда человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект жизнедеятельности».
список литературы
1. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук / Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. Волгоград, 2001.
2. Власюк И.В. Теоретико-методологические основания социально-педагогического проектирования региональной семейной политики // известия Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 1 (65). С. 9-12.
3. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография. СПб.; Волгоград, 1997.
* * *
1. Borytko N.M. Teorija i praktika stanovlenija professional'noj pozicii pedagoga-vospitatelja v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk / Volgogr. gos. soc.-ped. un-t. Volgograd, 2001.
2. Vlasjuk I.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovanija social'no- pedagogicheskogo proektirovanija regional'noj semejnoj politiki // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 1 (65). S. 9-12.
3. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepcija i tehnologii uchebno-nauchno-pedagogicheskih kompleksov (voprosy teorii): monografija. SPb.; Volgograd, 1997.
Project method in postgraduate education of teachers
The article reveals the sequence of mastering the classical strategy of education in the system of postgraduate education. It is suggested to actualize the classical orientation of pedagogic work, and then to fix it in pedagogic projection ofprofessional work.
Key words: humanitarization of education, self-development of a teacher, project approach, professional standard, Federal state educational standard of general education.