Научная статья на тему 'Метод проектов при обучении информатике в начальной школе'

Метод проектов при обучении информатике в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНФОРМАТИКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / STUDYING / PROJECT METHOD / COMPUTER SCIENCE / ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбазова А. К.

В статье показаны возможности метода проектов в преподавании информатики начальной школы. Автор делает вывод, что проектный метод позволяет использовать на уроке информатики все воспитательные дидактические возможности. При этом его можно рассматривать как один из методов проблемного обучения, способствующий активизации познания; как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности; как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации обучающихся, для формирования будущих профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике, начиная уже с начальной ступени образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD IN TEACHING COMPUTER SCIENCE IN ELEMENTARY SCHOOL

The article shows the possibility of use of a project method in teaching Computer Studies in primary schools. The author concludes that the project-based method allows using all didactic educational opportunities in the class of Computer Studies. Thus it can be considered as one of the methods of problem-based learning, facilitating knowledge, as a method to teach independent thinking and activity, as a method, which gives the opportunity to teach a group interaction that is important for the socialization of students to shape the future professional skills in enterprise vocational training in computer science, starting with primary education. The author believes that the introduction of the technologies of project-based method into teaching is a step towards higher results in education. The modern situation, when the development of software tools and computing becomes more meaningful for the society, the work of teachers in a primary school must have a pragmatic basis and be based on building motivation in learning.

Текст научной работы на тему «Метод проектов при обучении информатике в начальной школе»

References

1. Burceva I.V. Stanovlenie upravlencheskoj kul'tury specialista. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; 6: 51 - 52.

2. Agulina S.V. Gendernaya sostavlyayuschaya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti bakalavra social'noj raboty. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2013; 9: 256 - 260.

3. Konstantinova O.A. Gendernyjpodhod k obucheniyu shkol'nikov: avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2005.

4. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 371

Aybazova A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkessian State University n.a. U.D. Aliev

(Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]

PROJECT METHOD IN TEACHING COMPUTER SCIENCE IN ELEMENTARY SCHOOL. The article shows the possibility of use of a project method in teaching Computer Studies in primary schools. The author concludes that the project-based method allows using all didactic educational opportunities in the class of Computer Studies. Thus it can be considered as one of the methods of problem-based learning, facilitating knowledge, as a method to teach independent thinking and activity, as a method, which gives the opportunity to teach a group interaction that is important for the socialization of students to shape the future professional skills in enterprise vocational training in computer science, starting with primary education. The author believes that the introduction of the technologies of project-based method into teaching is a step towards higher results in education. The modern situation, when the development of software tools and computing becomes more meaningful for the society, the work of teachers in a primary school must have a pragmatic basis and be based on building motivation in learning.

Key words: studying, project method, computer science, elementary school.

А.К. Айбазова, канд. пед. наук, доц. Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, E-mail: [email protected]

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье показаны возможности метода проектов в преподавании информатики начальной школы. Автор делает вывод, что проектный метод позволяет использовать на уроке информатики все воспитательные дидактические возможности. При этом его можно рассматривать как один из методов проблемного обучения, способствующий активизации познания; как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности; как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации обучающихся, для формирования будущих профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике, начиная уже с начальной ступени образования.

Ключевые слова: обучение, метод проектов, информатика, начальная школа.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и находиться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов находится в области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. [1].

Это совокупность приёмов, операций овладения определённой области практического или теоретического знания, в той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне ощутимым, реальным, практическим, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на итог, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - групповую, индивидуальную, парную, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми: если это практическая проблема - то конкретное её решение, если теоретическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Метод проектов на самом деле может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познава-

тельных приемов. Они позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентаций этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов по самой своей сути. Умение пользователя методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.

Говоря о проектном обучении, мы имеем в виду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность обучающихся, то есть научить школьника проектированию.

Учитель может подсказать новые источники информатики или просто направит мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализации методов проекта претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной системой образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающею ре-

шение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [2].

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов в его сегодняшней реализации учителем информатики, нельзя считать технологией, так как он применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приёмами.

Проект начинается с планирования. Традиционно все проекты делятся на межпредметные. Телекоммуникационные проекты чаще всего относятся к надпредметным. Общая тема проекта выбирается исходя из учебных и других задач педагога. Конкретная тема, данная учащемуся или группе, должна быть, по меньшей мере, с ним согласованной, а не просто дана, как приказ. Проект может быть рассчитан на один урок или на длительный срок. В первом случае в проекте могут участвовать только несколько обучающихся, в случае длительного проекта каждый учащийся или небольшая группа обучающихся получают отдельную группу в рамках общего проекта. Группы более трёх человек делать нецелесообразно - организация работы больших групп сталкивается с проблемами.

Педагог на уроке информатика выступает в роли консультанта, при этом ему помогают учащиеся начальной школы. Лучше всего, если утончение постановки задачи учащиеся выполняют, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить обучающихся с ранее выполненными проектами. Учитель обязательно должен результаты работы над проектом объявить в конце урока. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.

Общая оценка за длительный проект, как правило, складывается из следующих локальных оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета, оценка публичной защиты. Большинству обучающихся такая форма работы нравится, повышает их учебную мотивацию, и, как следствие, качество знаний.

Метод проектов сочетается с групповыми формами обучения, этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, появлением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учеником как равноправного партнерства.

Проектный метод позволяет использовать на уроке информатики все воспитательные дидактические возможности. При этом его можно рассматривать:

Библиографический список

• во-первых, как один из методов проблемного обучения, способствующий активизации познания,

• во-вторых, как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности,

• в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации обучающихся, для формирования будущих профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя с учеником на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Метод проектов вовлекает ученика в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата - результата работы над проектом - что является сильным мотиватором.

Осуществлять «деятельностный» подход к обучению и воспитанию можно с помощью метода проектов. На уроке информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной деятельности. Для школьного предмета информатика область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Целью предмета учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на уроке. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат - продукт коллективный, познавательной, творческой работы [3]. При этом практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа обучающихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной. В то же время метод проектов на уроке информатика - это метод организации группового обучения.

В процессе творческой проектной деятельности обучающиеся осуществляют групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, что позволяет развить и воспитать важные социальные качества личности: способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, трудиться на одну цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000; 2.

2. Попов В.Б. Турбо Паскаль для школьников. Версия 7.0. Москва, 1991

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Самара, 2006.

References

1. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2000; 2.

2. Popov V.B. Turbo Paskal'dlya Shkolnikov. Versiya 7.0. Moskva, 1991

3. Golub G.B., Perelygina E.A., Churakova O.V. Metod proektov - tehnologiya kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Samara, 2006.

Статья поступила в редакцию 13.03.15.

УДК 373

Alieva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Educational Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

Ahmedpashaeva K.A. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Educational Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE DEFINITION OF LEVELS OF READINESS OF YOUNG PEOPLE TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY. The article aims at the study of awareness of students about the characteristics and conditions of self-educational activity, the attitude of students to the process of self-education and to identify the level of individual skills necessary for the implementation of self-education. The work describes experimental work, carried out to identify the level of readiness for the self-educational process. The authors' special attention

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.