УДК 378.016:811
Матвиенко Елена Николаевна
Доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
Стучинская Елена Анатольевна
Доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
Кобелева Елена Павловна
Доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО обучения иностранному языку СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ
Аннотация. В статье обоснована эффективность организации языковой подготовки студен-тов-экономистов на основе контекстного подхода. Раскрыты цели, задачи, этапы проектной деятельности студентов-экономистов на английском языке и предложены методы ее оценки. Приведены результаты педагогического эксперимента по теме исследования.
Ключевые слова: компетентностный подход, языковая подготовка студентов-экономистов, контекстное обучение, метод проектов, профессиональные компетенции экономиста.
Matvienko Elena Nikolaevna
Docent of the Department of the English Language at the Siberian Transport University,
[email protected], Novosibisrk
Stuchinskaya Elena Anatolievna
Docent of the Department of the English Language at the Siberian Transport University,
[email protected], Novosibisrk
Kobeleva Elena Pavlovna
Docent of the Department of the English Language at the Siberian Transport University, [email protected], Novosibisrk
METHOD OF PROJECTS AS A WAY OF CONTEXT-BASED FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO THE STUDENTS OF ECONOMICS
Abstract. The present paper investigates the efficiency of using the context-based approach to foreign language teaching of the students specializing in Economics. The purpose, objectives and stages of the project activity in the English language are considered; evaluation methods of the project activity are suggested; results of the pedagogical experiment are described.
Key words: competence approach, foreign language teaching to students of Economics, context-based approach, method of projects, professional competences in Economics.
В современной педагогической литературе широко обсуждаются проблемы, связанные с вхождением Российской Федерации в единое Европейское образовательное пространство (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Г. А. Бордовский, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. С. Леднев, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадри-ков, А. В. Хуторской и др.). Анализ работ
данных ученых свидетельствует о том, что внедрение компетентностного подхода подразумевает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний на создание условий для овладения комплексом компетенций.
Важно отметить, что компетентностный подход не сводится к практико-ориентиро-
ванной профессиональной подготовке, к обучению выполнению тех или иных профессиональных, чаще всего простых, операций. Он намного шире, его реализация невозможна без получения глубоких знаний, так как важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.
То есть, современное образование призвано сформировать у обучаемых способность к проектированию будущего и ответственность за него. В концепции вузовского образования, ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция профессиональных требований, предъявляемых работодателями, следовательно, перед вузом встает задача формирования у выпускников компетенций, соответствующих мобильности рынка труда [8]. Требования современных работодателей выражаются в необходимости подготовки специалистов, умеющих видеть возникающие в реальной профессиональной деятельности проблемы, искать пути их рационального решения и адаптироваться к изменениям, способных грамотно работать с информацией, самостоятельно и критически мыслить, обладающих творческой активностью.
В контексте модернизации образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [9], основными чертами которого являются компе-тентностный подход к образованию (ориентация на результаты, структурирование компетенций, определение содержания обучения в зависимости от требуемых компетенций) и ориентация на личность студента (уровневость, модульность, вариативность, выбор, самостоятельная работа).
ФГОС ВПО предполагает подготовку выпускника, овладевшего общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Актуальность общекультурных компетенций обусловлена теми функциями, которые они выполняют в жизнедеятельности каждого человека: формирование у человека способности обучаться и самообучаться; формирование у выпускников, будущих работников, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в
конкурентной среде обитания [2].
Что касается профессиональных компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности специалиста, они также широко изучаются такими исследователями, как В. И. Байденко, О. В. Ховов, Е. В. Бонда-ревская, И. А. Зимняя, В. Н. Пищулин и др. «Профессиональные компетенции» интерпретируются В. И. Байденко как конструкты проектирования стандартов, в которые входят критерии деятельности (мера качества), область применения, требуемые знания [1].
В контексте данного исследования особый интерес представляет определение понятия «профессиональная компетенция», данное В. И. Байденко, а именно: интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде. Профессиональные компетенции могут быть также определены как круг полномочий специалиста, реализуемый посредством решения совокупности специальных задач.
Согласно ФГОС ВПО, выпускник вуза направления подготовки «Экономика» должен, в числе прочих, обладать такими профессиональными компетенциями как способность собрать, проанализировать и интерпретировать данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, а также данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и на этой основе выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей и подготавливать информационный обзор и/или аналитический отчет. Будущий экономист также должен быть способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии и организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.
Основной целью языковой подготовки на кафедре «Английский язык» Сибирского государственного университете путей сообщения является формирование у студентов профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции (ПИКК), которая в дальнейшем позволит им использовать иностранный язык в различных областях профессиональной деятельности, научной и
практической работе, в общении с зарубежными партнерами [7; 9].
Возникает проблема: как объединить общую языковую и профессиональную подготовку? Как сделать так, чтобы языковая подготовка [6; 11] максимально помогала подготовке специалиста-профессионала и способствовала формированию вышеперечисленных компетенций? Ответы на эти вопросы отчасти можно найти в трудах Вербицкого А. А., Беспалько В. П., Лаврентьева Г. В. и др. Как выход предлагается новый тип обучения - «контекстный» [10]. По определению Вербицкого А. А., «контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» [3, с. 53]. Согласно Вербицкому А. А., контекстное обучение представляет собой процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофесси-ональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности. Контекстное обучение - это профессионально ориентированное обучение, в котором особый смысл приобретает необходимость межпредметных и междисциплинарных связей. Основной единицей содержания контекстного обучения является проблемная ситуация. Участие студентов в решении проблемных ситуаций, профессиональных задач и выполнение проектных заданий становится, таким образом, неотъемлемой составляющей учебного процесса.
Теоретическими основами организации проектной деятельности студентов-экономи-стов послужили исследования таких ученых как Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, В. В. Гузеев, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др., которые позволили выделить основные методические принципы, имеющие концептуальное значение для ее реализации: принцип сознательности, который предусматривает опору на систему фоновых знаний, обеспечивающих уверенное владение иностранным языком; принцип доступности проявляется в изучении вопросов и проблем, значимых для студента на данном этапе обучения; принцип коммуникативности, обеспечивающий кон-
такт не только с преподавателем, но и общение внутри групп в ходе подготовки проектов; принцип систематичности актуален, поскольку методика основана на модульной организации образовательного процесса; принцип самостоятельности играет также очень важную роль, учитывая тот факт, что проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (финансовая, экономическая). Так как работа по реализации проекта ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об одном из основополагающих.
Итак, в процессе языковой подготовки студентов-экономистов происходит интеграция проектной деятельности студентов в традиционный учебный процесс. Анализ результатов педагогического эксперимента, способствующего оценке результативности подобной интеграции, позволяет говорить о целесообразности реализации долгосрочного проекта «Экономическая ситуация в России. Economic Situation in Russia» (далее проект). Отличительной особенностью данного проекта является его междисциплинарная направленность, а именно, необходимость применения знаний из таких областей, как экономика, политология, социология и т. д.
Выбор данного проекта обусловлен рядом факторов, среди которых можно выделить пять основных: 1) изучение темы «Экономическая ситуация в России. Economic Situation in Russia» (данная тема включена в список обязательных вопросов итогового аттестационного экзамена); 2) необходимость провести исследование и представить аналитический отчет по экономической ситуации в России в форме мультимедийной презентации и письменной работы на английском языке; 3) большой объем самостоятельной работы студентов, направленной на определение параметров анализа экономической ситуации в стране, поиск и организацию необходимого материала, которая требует помощи и руководства со стороны преподавателя; 4) возможность для преподавателя координировать решение языковых проблем, связанных с изложением тематически обусловленного материала на английском
языке (грамматика, лексика, включая профессиональную терминологию, стилистика и т. д.); 5) необходимость совместной оценки релевантности материала экономического характера и готового аналитического отчета студентами и преподавателями непрофилирующей дисциплины.
Целевой установкой проекта является формирование умения профессионально оценить текущую экономическую ситуацию в России, предложить прогнозы развития, а также представить на английском языке индивидуальный аналитический отчет по теме исследования. На основе этого были сформулированы основные задачи проектной деятельности.
1. Формирование необходимых профессиональных компетенций (ПК) в процессе анализа экономической информации, выделения ключевых проблем и тенденций в экономике страны, оценки текущей экономической ситуации, а также при прогнозировании ее будущего развития на основе сценарного анализа.
2. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции (ПИКК), которая выражается в уверенном владении терминологическим аппаратом на английском языке в сфере экономических и социально-политических наук, а также наличии умений и навыков:
- диалогической речи (умение вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения);
- монологической речи (умение представлять результаты своего исследования различным целевым аудиториям с использованием информационных технологий);
- письменной речи (написание аналитического отчета по исследуемой теме и в дальнейшем научных статей для студенческих научно-практических конференций).
3. Повышение мотивации студентов к поиску материала профессионального характера на английском языке в частности и к изучению английского языка для специальных целей в целом.
Экспериментальное исследование, направленное на оценку эффективности проектной деятельности студентов-экономистов показало, что средний уровень мотивации к изучению профессионально-ориентированного английского языка в эксперименталь-
ной группе уменьшился, а высокий уровень соответственно увеличился на 10,5%, в то время как в контрольной группе уровень мотивации не изменился; способность адекватной оценки в экспериментальной группе изменилась в сторону её повышения (5,3 %); повысился уровень владения английским языком (по Европейской шкале): в экспериментальной группе количество студентов, владеющих языком на уровне В2 (пороговый продвинутый уровень) уменьшилось на 38,2% за счет того, что соответственно увеличилось количество студентов с уровнем С1 (уровень профессионального владения); при этом количество студентов с уровнем С2 (уровень владения в совершенстве) осталось неизменным (10,5%); в контрольной группе данные показатели уменьшились незначительно (В2 уменьшился в сторону В1); качественное улучшение сформирован-ности навыков студентов экспериментальной группы анализа общей экономической ситуации в России, определения основных точек роста экономики России, анализа ее сильных и слабых сторон, а также основных макроэкономических индексов (ВВП/ВНП, показатели платежного баланса, показатели рынка труда и доходов населения и др.), прогнозирования возможностей и рисков будущего развития экономики России в рамках глобальных тенденций мировой экономики).
Известно, что обратная связь является неотъемлемой частью обучения студентов в рамках компетентностного подхода. Умение студентов оценить свою деятельность и ее результаты способствует осознанному изучению предлагаемых дисциплин. В этой связи итоговое анкетирование участников экспериментальной группы, имеющее своей целью узнать мнение студентов по поводу реализованного проекта, свидетельствует о том, что подавляющее большинство участвовавших в проектной деятельности (85,9 % испытуемых) высказали заинтересованность в участии в проекте профессиональной направленности на английском языке, признают, что работа над проектом способствует развитию умений самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, заниматься поиском, структурированием и анализом экономической информации, а также считают, что проектная деятельность развивает ком-
муникабельность, умение работать в команде и, в целом, выступает методом повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Результаты педагогического эксперимента, направленного на оценку эффективности проектной деятельности студентов-эконо-мистов как способу контекстного обучения иностранному языку, позволяют сделать следующие выводы.
1) Зафиксирован более высокий уровень мотивации студентов к изучению английского языка для специальных целей.
2) Усовершенствованы навыки и умения монологической и диалогической речи в профессиональной сфере.
3) Значительно улучшены навыки и умения письменной речи.
4) Существенно расширен терминологический аппарат на английском языке в сфере экономических и социально-политических наук.
5) Повышено качество мультимедийных презентаций результатов индивидуальных исследований.
6) Существенно повышено качество устных ответов по теме «Экономическая ситуация в России» на итоговом аттестационном экзамене в сравнении с ответами студентов контрольной группы.
Результаты показывают, что контекстное обучение иностранному языку связывает воедино все компоненты содержания обучения и способствует приобретению реального опыта профессиональной деятельности, а также формированию необходимых профессиональных компетенций. Проектная деятельность - это оптимальный способ контекстного обучения, при котором основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых.
Таким образом, проектная деятельность студентов на английском языке интегрирует моделируемую предметно-технологическую деятельность будущего специалиста и его реальную иноязычную речевую деятельность, способствуя тем самым повышению мотивации к изучению иностранного языка, закреплению фоновых знаний в области экономической деятельности, формированию иноязычных профессионально-значимых речевых навыков и рефлексивных умений, а также накоплению опыта решения профессиональных задач.
Библиографический список
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-14.
2. Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций / // Вестник ТИСБИ: научно-информационный журнал. -
2003. - № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/ сиЮ^р (дата обращения 05.06.2012).
3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС,
2004. - 84 с.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблеме образования? // Высшее образование сегодня. -2006. - № 8. - С. 20-26.
5. Кузнецова Е. В. Проектирование процесса преподавания учебной дисциплины в условиях нового образовательного стандарта // Сибирский педагогический журнал. - 2011 - № 6. - С. 81-88.
6. Леушина И. В. Некоторые аспекты формирования профессионала в техническом вузе на примере иноязычной коммуникативной компетенции // Сибирский педагогический журнал. -2011-№ 12. - С. 101-110.
7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. - Страсбург, Москва: Департамент современных языков. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 256 с.
8. Платонов Д. Н., Черкашин И. А. Методологические подходы к организации профессионального образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. - 2011 -№ 12. - С. 42-50.
9. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: метод. рекоменд. для рук. УМО вузов Рос. Федерации: проект / авт. сост.: В. И. Байденко, Е. Б. Белов [и др. ]. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
10. Татарина Т. М. Реализация контекстного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный дом, 2009. -№102 (апрель). - С. 290-296.
11. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: дис... . д-ра пед. наук. - М., 2008. - 399 с.