УДК 51(072.2) И.В. ФАРАФОНОВА
старший преподаватель, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 51(072.2) I.V. FARAFONOVA
Senior Lecturer, Department of theory and methodology of elementary general and musical education, Orel State
University
E-mail: [email protected]
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «МАТЕМАТИКА»
THE PROJECT METHOD AS A MEANS OF ACHIEVING METASUBJECT (INTERDISCIPLINARY) RESULTS IN STUDYING THE COURSE OF MATHEMATICS BY JUNIOR SCHOOLCHILDREN
В статье идёт речь о методе проектов как способе достижения метапредметных результатов изучения младшими школьниками курса «Математика».
Ключевые слова: методика обучения математике в начальной школе, метапредметныерезультаты обучения, универсальные учебные действия, проектная задача.
The article deals with the project-based method of teaching as a means of achieving metasubject (interdisciplinary) results in studying the course of Mathematics by junior schoolchildren.
Keywords: methods of teaching mathematics in elementary school, metasubject (interdisciplinary) results of teaching, universal learning activities, the project task.
С 1 января 2010 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и в соответствии с ним с 2011/12 учебного года начальная школа нашей страны перешла на работу по этому новому стандарту, содержащему требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные. Занимая второе место в числе планируемых результатов освоения основной образовательной программы, метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальными учебными действиями. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся прописана в структуре основной образовательной программы начального общего образования [5].
Международные исследования PISA показали, что младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и гораздо хуже выполняют задания, решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности. Это говорит о высоком уровне предметных результатов учащихся начальной школы, а уровень метапредметных и личностных результатов достигнут недостаточный. Именно поэтому в Стандарте метапред-метным результатам отводится особое место в процессе обучения.
Метапредметными результатами изучения математики младшими школьниками являются:
- способность анализировать учебную ситуацию
с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи [1].
Достижение сформулированных метапредметных результатов возможно в процессе освоения учащимися различных видов деятельности. Важно помнить, что не всякая активность человека может быть названа деятельностью.
Теоретические положения деятельностного подхода в обучении разработаны в трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, являющихся основоположниками дея-тельностной педагогики.
Развитие деятельностной педагогики в современной практике является важным и актуальным, поскольку в основе Стандарта II поколения заложена реализация системно-деятельностного подхода. Данный подход предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий.
В Примерной основной образовательной программе дана трактовка понятия универсальных учебных действий (УДД) в широком и узком смысле [2].
В широком значении, УУД - это способность субъ-
© И.В. Фарафонова © I.V. Farafonova
екта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного усвоения нового социального опыта. В более узком смысле, УУД - это совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока [2]: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Предметное содержание программы начального курса математики направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи [4].
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин, что в итоге способствует формированию УУД и, как следствие этого, - достижению метапред-метных результатов.
Задача реализации Стандарта нацеливает на использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Возникает насущная потребность - решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это влечёт за собой поиск новых форм и методов обучения.
Решение поставленной в начальной школе проблемы планируется через активное применение проектной деятельности в учебном процессе. В основе проектного обучения лежит метод проектов, который предполагает самостоятельное усвоение учебного материала школьниками при выполнении проектов.
В реальности под проектной деятельностью в начальной школе подразумевают перенос данного метода из старшего звена без каких-либо изменений, или «проектом» называют всё, что сделали младшие школьники, например, подготовили сообщение об известном математике - «проект» и т.д.
Возрастные особенности младших школьников не позволяют осуществить полноценную проектную деятельность в начальной школе, а механический перенос метода проектов из основной школы в начальную неэффективен и даже вреден.Необходимой основой для полноценной проектной деятельности в основной школе могут стать проектные задачи, выполняемые младшими школьниками.
Под проектной задачей авторский коллектив под руководством А.Б. Воронцова понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего
в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей[3].
В работе «Проектные задачи в начальной школе»ими сформулированы следующие педагогические эффекты от проектных задач, предложенных младшим школьникам [3]:
• Задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества)детей между собой при решении поставленной ими самими задачи: определяет место и время для наблюдения и оценки деятельности учащихся в группе.
• Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
• Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.
По их мнению, в ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
• целеполагать (ставить и удерживать цели);
• планировать (составлять план своей деятельности);
• моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
• проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Очевидно, что введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений части образовательной школьной среды, поиска эффективных технологий, которые позволят найти время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов, в том числе и метапредметных.
Анализ курса «Математика» (автор М.И.Моро и др.) учебно-методического комплекса «Школа России»показал, что в связи с требованиями нового стандарта в данный курс были внесены соответствующие изменения, включающие и проектные задачи. Начиная с 1 класса, в школьных учебниках приведена примерная тематика проектных задач. Среди них: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках» (1кл.1 полуг.), «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» (1 кл.11 полуг.), « Математика вокруг нас.Узоры и орнаменты на посуде» (2 кл. I полуг.), «Оригами» (2 кл. II полуг.), «Математические сказки» (3 кл. I полуг.), «Задачи-расчёты» (3 кл. II полуг.), «Числа вокруг нас. Математический справочник
«Наш город»» (4 кл! полуг.) и «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий» (4 кл.П полуг.). Однако методическая база данных проектных задач разработана и систематизирована недостаточно полно. Это является одной из важных проблем организации проектной деятельности младших школьников.
По нашему мнению, тематика проектных задач в данном учебно-методическом комплекте определяется соответствующими разделами изучаемого программного материала.
Рассмотрим методику работы над проектной задачей. Целью её является достижение учащимися системы метапредметных результатов изучения математики и не только этого учебного предмета, заложенных в Стандарте, на примере проектной задачи для 3 класса «Числа вокруг нас. Наш город в числах и величинах». В данной проектной задаче сочетаются две учебные дисциплины: математика и окружающий мир. Конечно, к 3 классу каждый из учащихся уже что-то знает о своём родном городе, его истории, выдающихся земляках, музеях, театрах и т.д. Однако, все ли знают дату возникновения нашего города,точную численность населения, сколько в нем парков, фабрик и заводов, площадей, фонтанов, школ, театров и т.д.? Эта информация была бы очень интересна и полезна всем,и не только школьникам.
После серии подобных вопросов у учащихся появляется интерес к исследованию - поиску ответов на поставленные вопросы. Таким образом, учителем проводится мотивационный этап работы над проектным заданием.
Приём «мозгового штурма» целесообразно применять при формулировке темы проектной задачи. Действие «мозгового штурма» заключается в следующем: учащимся было предложено самим придумать название проекта. Коллективное обсуждение различных вариантов названия остановилось на теме «Математический справочник «Наш город Орёл в числах и величинах». Организация данной деятельности способствует формированию интереса учащихся к поставленной задаче.
Процесс обучения проектной деятельности проходит следующие этапы: 1) подготовительный; 2) информационно-операционный; 3) заключительный - рефлексивно-оценочный.
На подготовительном этапе необходимо сформулировать цели и задачи данного проекта, разработать план действий учащихся и продумать круг интересующих вопросов.
На этом же этапе решаются организационные вопросы, связанные с созданием исследовательских групп
учащихся, распределением заданий и обсуждением вопроса о «продукте» проектной задачи. Этот процесс формирует у учащихся следующие УУД: работа в сотрудничестве, вступление в диалог, отстаивание своей точки зрения и т. д.
В работе над проектной задачей выделяют 10 направлений, соответствующих 10 исследовательским группам, такие как история города, административное деление и управление города (мэры), экономика (заводы, фабрики, предприятия, банки, транспорт), водные ресурсы, образование и наука (школы, сузы и вузы), здравоохранение (поликлиники, больницы), СМИ и связь (газеты, телевидение, радио, связь, интернет), спорт (направления, спортивные сооружения, клубы), искусство и культура (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, дворцы культуры, храмы и монастыри), природа и памятники (парки, скверы, памятники, места отдыха).
На следующем информационно-операционном этапе в процессе самостоятельной работы над проектом у третьеклассников формируются такие УУД, как поиск информации, работа с различными источниками информации. На этом этапе могут использоваться как литературные источники, так и Интернет. Учитель в это время выступает исключительно в роли консультанта и помощника.
После сбора всей необходимой информации для сборника учащиеся переходят к построению его модели, т.е. выполняют ещё один вид УУД - моделирование. Возможными вариантами готового «продукта» могут быть электронный справочник, печатный справочник, презентация справочных данных, а также коллаж и многие другие. В качестве продукта проектной задачи «Математический справочник «Наш город Орёл в числах и величинах» учащиеся изготавливают коллаж (см. рисунок).
На заключительном этапе работы над проектом, рефлексивно-оценочном, проводится общее собрание учащихся всех третьих классов. Участники проекта выступают с сообщениями по собранной информации и представляют её, например, в виде доклада с фотографиями различных мест города, соответствующих направлению работы, отвечают на вопросы и осуществляют самооценку, таким образом, формируя рефлексивные и презентационные УУД.
В оценивании результатов проектной деятельности школьников принимают участие учителя начальных классов и администрация школы.
Таким образом, метод проектов является одним из средств достижения метапредметных результатов, соответствующих ФГОС второго поколения для начальной школы.
Проект "Наш город Орёл в числах и величинах"
Птлцадь город псыо парга состайлчш 14.5 га,
Библиографический список
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 400 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.С. Савинов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 204 с.
3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]. Под ред. А.Б. Воронцова 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
4. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобр. учрежд. М.: Просвещение, 2011. 528с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2014. 31 с.
References
1. 1.Approximate programmes for school subjects. Primary school. In 2 parts.- 4th ed., Rev. M.: Prosveshcheniye, 2011. 400 p.
2. 2. Approximate basic educational programme of an educational organization. (of a school). Primary school/(E.S.Savinov). 3rd ed., M.: Prosveshcheniye, 2001 204 p.
3. 3. Project tasks in primary school: the teacher's book. [A.B. Vorontsov, V.M. Zaslavskij, S.V. Egorkina and others]. Edited by A.B. Vorontsov - 3rd ed.,- M.: Prosveshcheniye, 2011. 176 p.
4. 4. The collection of school programmes "School of Russia". 1-4 forms. The manual for teachers of schools. M.: Prosveshcheniye, 2011. 528 p.
5. 5. Federal State Educational Standard of Primary Education. M.: Prosveshcheniye, 2014. 31 p.