МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
© Самарская А.В.*
Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Лермонтов
В статье рассматривается метод проектов как педагогическое условие развития креативных способностей школьников.
Ключевые слова: креативные способности, творчество, метод проектов.
Начиная с 60-х годов, отечественная педагогика обогатилась идеями сотрудничества, совместного действия, диалога, понимания чужой точки зрения, уважения прав ребенка. В этой связи стало очевидно, что классическая модель обучения в неполной мере отвечает требованиям развития творческих качеств личности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на данный момент нет единой трактовки понятия «креативность», нет единого взгляда на проблему формирования и развития креативных способностей.
Мы придерживаемся мнения отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев [1], Н.М. Гнатко [4], В.Н. Дружинин [5], В.Д. Шадриков [9]), которые представляют структуру креативности в виде двух уровней: потенциального и актуального.
Развитие структур первого уровня по преимуществу определяется наследственностью, структуры второго уровня образуются на основе структур первого уровня под влиянием активного вхождения субъекта во взаимодействие с социальной и природной средой и, в первую очередь - «третьим миром» - миром человеческой культуры [5, с. 329].
В психологии развития рассматриваются взаимодополняющие друг друга три подхода к формированию креативных способностей: 1) генетический, отводящий основную роль в детерминации креативных свойств наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития креативных способностей внешние условия, и 3) подход генотип - средового взаимодействия [5, с. 279].
Хотелось бы более подробно остановиться на средовом подходе к условиям формированию креативных способностей, то есть определить педагогические условия развития креативных способностей учащихся.
Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30 % из них достигают в жизни вершин. Чем ответственнее учи-
* Учитель.
тель отнесется к проблеме интеллектуальной одаренности учащихся, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, могущих реализовать свой творческий потенциал.
Яковлева Е.Л. и другие исследователи выделяют четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на передний план - среда, творческий продукт, творческий процесс, творческая личность [10, с. 9].
Среда, в которой осуществляется творчество, по мнению Л.С. Выготского, является основанием для возникновения такового. «Существо, которое является вполне приспособленным к окружающем миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить, поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания» [3, с. 23].
Русский ученый Н.А. Бердяев идет еще дальше, говоря об условиях возникновения творчества, и устанавливает следующее положение: творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него [2].
Рассмотрим творчество с точки зрения его развития в образовании. И, если положение Н.А. Бердяева о возможности творчества только при максимальной степени свободы верно, то, для обеспечения развития креативных способностей учащихся в обучении, требуется специальная система мер и условий, позволяющая сделать образовательный процесс максимально инновационным.
Действительно, крупнейшие дидакты И.Я. Лернер [7] и М.Н. Скаткин [8] обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только обучение, направленное на развитие творческих способностей, даст возможность обеспечить высокий уровень развития природных задатков учащихся.
К этому же выводу приходит и исследователь В.Н. Дружинин [5, с. 288], который считает, что креативность является свойством, актуализируемым лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. По его мнению, для развития креативных способностей необходимы следующие условия:
- отсутствие образца регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
- создание условий для подражания творческому поведению;
- социальное подкрепление творческого поведения.
Автор методики развития креативности, педагог О.Ю. Захарова [6] расширяет этот список, выделяя следующие условия:
- высокая степень неопределенности и потенциальная многовариа-тивность среды;
- низкая степень регламентации поведения;
- минимальная представленность поведенческих стереотипов в окружающей среде;
- демократический стиль отношений;
- предметная, информационная обогащенность;
- представленность образцов креативного поведения и его результатов;
- эмоциональная поддержка творческой личности и социальное подкрепление творческого поведения;
- достаточный уровень социализированности личности.
Мы согласны с условиями развития креативных способностей учащихся, предложенными О.Ю. Захаровой, но чаще всего на уроке ученик является пассивным получателем знаний, а не активным участником учебного процесса, творчески вовлеченным в процесс обучения.
Говоря о развитии креативных способностей учащихся в процессе обучения, нельзя не сказать и о содержании учебного материала. При этом важно отметить, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.
Для развития креативных способностей важна многовариантность решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный, по мнению учителя. Естественно, что смелость учеников в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса обучения.
Это еще раз говорит о пути не прямого управления творчеством, а о возможности косвенного пути, суть которого сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий весьма многообразен. Он начинается с ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата в научно-исследовательском коллективе и т.п.
Главной задачей учителя является - не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех
желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.
Таким образом для развития креативных способностей учащихся необходимы педагогические условия, дающие возможность организации различных видов сотрудничества, предполагающие общую деятельность, взаимоуважение и взаимную поддержку учащихся и учителей.
Одним из методов, обеспечивающих максимальный образовательный и развивающий эффект, является метод проектов.
Работа над проектом - творческий процесс. Учащийся вместе с учителем занимается сначала поиском разрешения личностно-значимой для него проблемы. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Таким образом, у учащихся развиваются креативные способности.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения предмета (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения.
Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем на уроке, тем более развивается воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Всё это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию обучения. Правильная постановка задачи учителем, подбор источников может благотворно развивать ценностные ориентации ученика, повышать его кругозор, формировать его мировоззрение.
К сожалению, до сих пор в традиционной школе сохраняется представление об идеальном учителе - как о человеке, который очень много знает. В основе методики обучения заложен так называемый «принцип подражания», который заключается в том, что дети учатся по заранее подготовленным алгоритмам, учитель выступает как человек, который все знает и должен всему этому научить ученика. Ребенку нужно быть очень послушным и аккуратным исполнителем - и в этом залог его успеха.
Мир стремительно изменяется. Учитель оказался в довольно сложной ситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняются со стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать эти перемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайший уровень развития науки вызывает необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс добывания информации, то есть на развитие мышления и творческих способностей.
Таким образом, работа на уроках должна стимулировать учащихся к генерированию задач, требующие их творческого решения.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М., 1989. - 218 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей педагогики / Л.С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. -504 с.
4. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнат-ко. - М.: ИП РАН, 1994.
5. Дружинин В.Н. Психология способностей. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - 539 с.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 78 с.
8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. - 208 с.
9. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991.
10. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М., 1997. - 158 с.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Харченко Г.П.*
Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Статья предназначена для работы учителей начальных классов, педагогов-психологов и родителей. В ней говорится о необходимых условиях обучения ребенка в начальной школе, о важности роли первого учителя и родителей в обучении и развитии ребенка.
Ключевые слова успешность, мотивация, физическое развитие, речь, память, внимание.
* Учитель начальных классов.