Например, после изучения темы «Односоставные предложения» каждая команда получает задание: составить текст по теме «Наступление весны», используя только односоставные предложения (Весна. Еще на улице холодно. Грязь. Хочется тепла). 4) «Потеряшка».
«Потерять» можно любое слово, правило, языковое явление. Например, при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах» можно дать следующее задание на скорость: на карточке записаны слова разных тематических групп, их нужно объединить в группы и к каждой группе подобрать обобщающее слово: весна, пальто, снег, лето, осина, ложка, юбка, диван, дуб, стол, осень, тарелка, блузка, береза, зима, кресло и т.п. (весна, лето, осень, зима - времена года; пальто, юбка, блузка - одежда).
Итак, для повторения, закрепления материала подобрать или разработать игру к уроку русского языка достаточно просто, учитывая вариативность представленных игр и разнообразие языкового материала. Для обобщения же темы, раздела нужен один из видов имитационно-моделирующих игр, предполагающих реализацию в воображаемых условиях определенной деятельности по игровому сценарию [3, 114]. Это может быть игра в формате любой телевизионной игры, например, «Счастливый случай», «Умники и умницы», игра-путешествие или приобретающая всё большую популярность компьютерная имитационная игра (технология webqwuest). Вебквест с точки зрения педагогики - проблемное задание (т.е. ученики вовлечены в поисковую деятельность), для выполнения которого необходимы информационные ресурсы сети Интернет.
Игра должна не отвлекать от учения, а способствовать ему и органически сочетаться с процессом обучения. Только в этом случае игра активизирует интерес школьников к предмету. Кроме того, игра предоставляет возможность развивать у учеников внимание, память, положительно влияет на развитие таких личностных качеств, как быстрота реакции, находчивость.
Литература
1. Педагогические технологии: Учебное пособие // Авт.-сост. Т. П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
3. Щепкина Н. К. Современные педагогические технологии в обучении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Благовещенск, 2005 [Электронный ресурс]: URL: http://www.amursu.ru/attachments/artide/6149/Метод% 20пособие%20по%20Пед%20технол^.
Метод проектов как форма развития языковой коммуникации английского языка для учеников начального уровня Жоробекова Д. З.
Жоробекова Динара Замировна / Zhorobekova Dinara Zamirovna - магистрант,
кафедра педагогики, Центр дистанционного отделения магистратуры, Международный университет Ататюрк Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье представлены основные положения проектного обучения и методическая разработка проекта на уроке английского языка.
Abstract: in this article there are presented the main principles of project teaching and instructor's manual of project at the English lesson.
Ключевые слова: проект, технология проекта, коммуникативная компетенция, английский язык.
Keywords: project, technology of project, communicative competence, English language.
1. Введение.
Самым востребованным языком в настоящее время является английский язык в связи социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе. Еще несколько лет назад английский язык воспринимался всеми как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всем мире международным. Английский язык служит развитию профессионального становления личности. Язык учит учащегося мыслить логически, а также выбирать правильный вариант из множества значений каждого отдельно взятого слова. Но самый трудный этап в изучении языка это освоение коммуникативной компетенции. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющие решать коммуникативные задачи. Важно учащимся предоставить возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль. Учащимся нужно вовлечь книги, разную литературу, журналы и современные информационные технологии для развития языка. Но не все ученики охотно читают книги и журналы, в связи с недостаточностью интереса и мотивации к предмету и ограничиваются только учебником английского языка. Мотивировать учеников к поиску информации и развития самостоятельности поможет метод проектов - один из эффективных методов во время урока английского языка.
2. Обоснование использования проектного метода.
Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. В центре учебного процесса находиться ученик с его индивидуальными способностями и интересами. Учитель организует его деятельность, ориентируясь на формирование и развитие самостоятельного критического мышления, которое предполагает не усвоение готовых знаний в логике представленной учебником, учителем, а рассмотрение, исследование изучаемого явления с разных сторон, с разных позиций, самостоятельные выводы, умозаключения, но обоснованные знанием предмета с опорой на собственный и чужой опыт [1, c 14]. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Здесь активно роль играет личностно-ориентированный подход в изучении языка, так как он сам выбирает объект исследования, сам для себя принимает решение, ограничиться ли учебником по английскому языку.
2.1. Цели проекта в изучении иностранного языка.
Основной целью использования метода проектов в обучении - является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т. е. практическому овладению иностранным языком. Проект:
• содействует развитию самостоятельности;
• содействует умению логически мыслить;
• содействует развитию умения получать и использовать информацию, принимать решение и заниматься планированием;
• позволяет приобретение навыка сотрудничества.
Проекты могут быть парные, групповые, личностные. По продолжительности они могут быть краткосрочные, средние по продолжительности и долгосрочные до года. Роль педагога - координатор, разработчик, эксперт, консультант [3]. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, а не предлагать готовых решений.
2.2. Методическая разработка метода проектов.
Проект: «Welcome to my city».
Начальный этап над проектом: ведение и обсуждение темы, параллельно дается базовая лексика и грамматика. Введение в ситуацию.
На начальном уровне английского языка в основном нами используются книги «New English File», Oxford, и «New Inside Out», Macmillan, Elementary.
Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Например, в шестом разделе «When a man is tired of London» ученики проходят новую грамматику, с помощью которого они могут описать город, новые слова, связанные с городом, местонахождение зданий, предлоги места и направление места. К шестому разделу ученик уже может рассказать о себе, представиться и рассказать о своей семье и даже немножко рассказать о своем детстве. Но зачастую ученики без практики забывают о пройденном материале, и учитель может организовать проект, на шестом разделе устроив повторение старого материала и одновременно изучение нового материала. Ученикам интересно рассказывать о своем городе, где они живут, о достопримечательностях и о родном дворике. В случае переезда они могут рассказать о своем детстве, где они росли. Ученики даже могут выбрать совершенно разные города, где никогда не жили, например Лондон, и описать достопримечательности Лондона. На начальном этапе задача педагога:
• продумать, какие материалы и источники будут употреблять учащиеся;
• обсудить план написания сочинения и создания иллюстраций;
• составить и обсудить примерный план работы;
• выбрать оптимальную форму презентации.
2.3. Практическая работа над проектом.
Продолжение изучения лексики и грамматики, пишут коротенькие сочинения. Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры [2]. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося (см. таблицу 1).
№ Town and city Grammar there is/there are Directions
1 A cinema There is a post office.... In the center
2 A theatre There is a river near. In the corner
3 A bridge There is a park next to. On the right
4 A chemist's There are theatres ... On the left
5 A square There are cinemas. Opposite
6 A park There isn't a square. Go past
7 A post office There isn't a river.. At the traffic lights
8 A river Go straight on
9 A police station Next to
10 A railway station Near
После коррекции учителем сочинения продолжают работать над собственными сочинениями, в основном самостоятельно, идет творческая работа над проектом, а также именно здесь учитель может включить повторение материала после изучения нового материала (См. таблицу 2).
Таблица 2. Plan
1. Introduction
1. 1 About me
1.2 My family
1.3 My city
2. Main part
2.1. Sights of your city
2.2. Your favorite place in the city
2.3.Advantages and disadvantages
3. Conclusion
3.1 Why do you like your city?_
Здесь развиваются письменные навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений. Учитель должен быть более внимателен именно на этом этапе, так как именно на этом этапе идет творение учителя и ученика совместно. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть что-то добавить или убрать... В итоге ученик приходит к осознанию того, как много он знает, и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
2.4. Презентация результатов.
Ориентация на достижение конкретной цели, наглядное представление результата. Учащимся предлагается изготовить рекламный плакат, буклет или альбом с коротенькими текстами и картинами, открытками, отражающими самое существенное содержание темы.
2.5. Устное предъявление выполненной работы.
Оценивание проекта. Во время работы учащиеся заполняют форму, которая позволяет учителю оценивать результаты в той или иной мере.
3. Заключение.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании. Самое важное то, что ученик, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект - это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.
Литература
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010. - 17 с.
2. Часовникова О. Б., Гибина Ю. И., Лисица А. Б., Гусельникова Е. В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе». Материалы региональной научно-практической конференции «Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003 г.
3. Душеина Т. В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, № 5.
4. Куркова С. В. «Проектная технология на уроке английского языка» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. № 4.
5. Сиденко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 1.