УДК 378.147
С. Р. Абзалова, Ф. Л. Мазитова МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: инновационные технологии, метод проектной технологии, компьютерные презентации, учебный образовательный проект, творческий потенциал.
Метод проектной технологии помогает оптимальному решению многих проблем, связанных с изучением иностранного языка. В основу метода проекта положена проблема, решение которой предполагает творческий исследовательский труд студента в виде выступления-презентации.
Keywords: innovative technologies, a method of project technology, computer presentations, the educational project,
creative potential.
The method of project technology helps the optimum decision of many problems connected with foreign language learning. The problem which decision assumes creative research work of the student in the form ofperformance-presentation is considered the basis of the method ofproject.
Процессы глобальной информатизации охватывают все сферы жизни общества и оказывают на них огромное позитивное влияние, в том числе и на развитие и совершенствование системы образования. Необходимость разработки и внедрения новых информационных технологий в учебный процесс как средних, так и высших учебных заведений не вызывает сомнений.
Использование инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в неязыковых вузах помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, даёт возможность избежать субъективной оценки, помогает студентам преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
На занятиях по иностранному языку в вузе применяются разнообразные инновационные образовательные ресурсы, такие как обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, составленные по учебному материалу преподавателями, Online тесты, а также другие учебные Интернет ресурсы, которые мотивируют и нацеливают студентов на успешные результаты [5].
Оптимальному решению многих проблем, связанных с изучением иностранного языка, помогает метод проектной технологии. Метод проекта как никакая другая технология позволяет преподавателю эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. В основу метода проектной технологии положена значимая в исследовательском плане проблема, требующая интегративного знания, результатом решения которой является самостоятельный творческий исследовательский труд студента в виде выступления-презентации как на темы, повышающие общий уровень мировоззрения студента, так и на профориентированные темы [2, 3]. Подобный инновационный подход направлен на развитие активной самостоятельности студента, на то, чтобы научить его не просто запоминать, а уметь применять на практике полученные знания, расширять и совершенствовать их.
Кроме того, оптимальным является также использование мультимедийных Power Point презентаций, процесс внедрения которых в учебный процесс с каждым годом возрастает [6]. Они широко применяются для создания качественных учебных материалов, направленных на
реализации конкретных учебных задач наряду с обучающими отечественными и аутентичными компьютерными программами. Применение компьютерных презентаций как готовых, так и подготовленных самими преподавателями на занятиях по иностранному языку позволяет вводить новый лексический, грамматический и страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализовывать принцип наглядности, что способствует более прочному усвоению учебного материала. Самостоятельная творческая работа самих студентов по созданию компьютерных презентаций как по учебному материалу, так и в рамках подготовки докладов на мероприятия кафедры как нельзя лучше расширяет запас активной лексики студентов и позволяет им быстрее преодолевать языковые барьеры.
Учебный образовательный проект - это организованная деятельность студентов, направленная на решение поставленной задачи. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент [1]. Он дается, как правило, в конце изучения определенной темы или в рамках подготовки к какому-нибудь мероприятию кафедры иностранных языков. Его выполнение дает студентам возможность почувствовать, что иностранный язык - это не только цель учения, но, прежде всего, средство общения.
Метод проекта широко используется в работе кафедры иностранных языков в неязыковом вузе в рамках подготовки Недели кафедры иностранных языков, Дня переводчика, Научной студенческой конференции, внеурочных мероприятий и практических занятий и ставит наряду с главной её задачей - повышение качества преподавания иностранных языков - также ряд образовательных задач: формирование у студентов способности учиться в новой медиа-среде, ориентироваться в информационном медиапространстве, формулировать задачи и искать эффективные пути их решения, рационально и эффективно использовать современные технологии осуществления учебной, теоретической и практической деятельности, регулировать эмоциональное поведение в условиях коллектива, осуществлять оценку и самооценку различных видов деятельности, развивать психологические качества: внимание, восприятие, обязательность и др.
Студентами готовятся групповые проекты по общей теме и индивидуальные проекты, как правило, с целью получения дополнительной информации по пройденной теме. Проекты могут быть большими и мини проектами в зависимости от сложности и объёма решаемой задачи.
Проектная технология предполагает использование ряда методов, главными из которых являются: проблемный, исследовательский, поисковый и презентационный.
К формированию проектных умений и, особенно, к постановке задачи необходимо подходить дифференцированно, учитывая уровень владения иностранным языком студентом и уровень сложности выбираемой темы. Эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор студентов, развиваются их коммуникативные навыки и стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания и, конечно же, закрепляются и расширяются профессиональные знания.
При использовании метода проектов в группе впервые, необходимо показать в качестве образца лучшие студенческие проекты-презентации, имеющиеся в компьютерной базе кафедры. Многие из успешных презентаций используются преподавателями иностранных языков при прохождении определённых тем или после их завершения.
Работа над проектом может вестись как индивидуально, так и в группах. При работе в группах преподавателю следует помочь участникам совместного проекта распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом может быть начата со слабыми студентами на занятии или в дополнительное время под руководством преподавателя, но основная работа должна быть выполнена дома самостоятельно. Презентация же проекта осуществляется в обозначенные преподавателем
сроки. Важно организовать работу над проектом так, чтобы были созданы максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов. Необходимо помочь студентам выбрать тему проекта, которая соответствовала бы их интересам и уровню языковой подготовки. Часто студентам даётся возможность выбрать свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Можно обозначить несколько этапов работы над проектом. Совместно со студентами, как правило, одной группы выбирается тема будущих проектов-презентаций, обосновываются мотивы её выбора, подчеркивается её актуальность и значимость как для учебного процесса, так и для интересов самих студентов.
Далее, опять же совместно, обсуждается содержание и характер проекта, способы получения и вид необходимой информации.
Большое значение в работе над проектом имеет правильная постановка конкретных задач проектного исследования и способов их решения. Умение работать с информацией развивается через использование различных источников: книг, журналов, Интернета. Студенты ищут и отбирают необходимые сведения, выстраивают логику высказывания, выражают свое мнение, дают оценку, письменно оформляют информацию, учатся выходить из положения при недостатке языковых средств.
Проектирование - это большая работа, где каждый студент самостоятельно разрабатывает свою область, а поскольку эта область является частью целого, и успех группы зависит от каждого участника, то каждый из них старается сделать свою часть работы как можно лучше. Студенты имеют также возможность при создании проекта на практике использовать знания, полученные на таких предметах, как история, экономика химия, компьютерные технологии, проявить свои музыкальные и дизайнерские способности.
В период работы над проектом преподаватель должен уделять студенту большое внимание на индивидуальных занятиях, помочь ему с произношением, посоветовать, как лучше расставить слайды и распределить текстовую информацию, на какую информацию обратить особое внимание во время представления проекта перед аудиторией.
Завершающими этапами работы над проектом являются представление проекта и его обсуждение. Выступление перед однокурсниками - это очень ответственный момент для студента, и он готовится к нему добросовестно и тщательно. Здесь очень важно поддержать его и не отбить желания и дальше выполнять подобные исследования.
Интересно и познавательно проходят презентации проектов в групповой работе по страноведческим темам или заключительные занятия по изучению свойств отдельных элементов в таблице Менделеева, их использованию в разных отраслях промышленности, медицине, сельском хозяйстве и т. д. В рамках Недели кафедры иностранных языков или Дня Переводчика может быть презентирована в расширенном варианте тема «Англоговорящие страны». Наполненные яркими слайдами и страноведческой информацией, презентации позволяют студентам не только закрепить пройденный языковой материал, но и расширить свой кругозор и пополнить языковые и страноведческие знания.
Работая над проектами, студенты учатся самостоятельно добывать знания, приобретают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, что весьма важно для их будущей профессии. Растет образовательный уровень студентов. Они учатся рассуждать, анализировать, обобщать, видеть тенденции, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Им будет легче адаптироваться в дальнейшей жизни, к её меняющимся условиям, правильно вести себя в профессиональной деятельности и жить творческой жизнь [4].
Большое профориентированное значение имеет метод проектов в период подготовки студентами исследовательских работ к студенческой научной конференции на иностранных языках. Студентам рекомендуется выбирать для проектов-презентаций темы, которые будут им подспорьем в дальнейшей их работе на старших курсах над курсовыми и дипломными работами. Работая с иноязычным языковым материалом, студенты не только совершенствуют
иностранный язык, но закрепляют и приобретают новые знания по своей будущей специальности.
Применение проектной технологии, использование для её реализации мультимедийных средств, приобретение профессиональных знаний в период работы с экономическими текстами, например, заметно повышает интерес студентов к изучению иностранного языка. Часто студенты должны обращаться к другим предметам для решения проблем, поставленных в рамках подготовки проекта. Студенты понимают, для чего они изучают иностранный язык, ибо проект четко ориентирует их на реальный практический результат.
Проектная деятельность как нельзя лучше отвечает требованиям компетентностного подхода к обучению, который включает в себя развитие у студентов трех основных качеств: умение работать с различными источниками информации, умение работать в группе и умение работать самостоятельно.
Нельзя также не отметить значимости метода проекта в организационной работе кафедры в целом, где данная инновационная технология используется в подготовке представления деятельности кафедры, отчётов по её направлениям на заседаниях кафедры, например, отчеты о повышении квалификации преподавателей кафедры в рамках ПНР, выступлений преподавателей на научно-практических конференциях и т. д. В условиях технического прогресса предъявляются всё более высокие требования к организации работы и процесса обучения иностранным языкам. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки уже не отвечают требованиям и перестают быть эффективными. Компьютерные же технологии и, особенно метод проекта, дают большие возможности для решения многих организационных и учебных проблем и предоставляют необходимые условия для повышения качества и продуктивности обучения.
Таким образом, проектная деятельность обладает рядом достоинств. Она не даёт студентам готовых и однозначных решений, подталкивая их к самостоятельному и креативному мышлению, развивает навыки самообразования и самоконтроля, повышается информационная культура студентов, инициативность, их способность к самооценке.
Литература
1. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2004. - № 4.
2. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. - 2004.-№4.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., «Academia», 2003.
4. Weigmann J. Unterrichtsmodelle für Deutsch als Fremdsprache. / Max Hueber Verlag, Ismaning, 1999.
5. Мифтахова Н.Х. Интерактивный подход к освоению новых технологий обучения иностранному языку в вузе / Н.Х. Мифтахова // Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. -№3. -С.436-442.
6. Амирова Г. Г. Использование возможностей мультимедийной технологии для оптимизации обучения иностранному языку на факультете дополнительного образования (ФДО) / Г.Г. Амирова, Э.М. Муртазина, В.И. Гнилорыбова // Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - №12. - С.33-38.
© С. Р. Абзалова - канд. ист. наук, доц. каф. русского языка как иностранного в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected]; Ф. Л. Мазитова - канд. филол. наук, зав. каф. иностранных языков КИ (филиал) РГТЭУ, [email protected].