Научная статья на тему 'Метод проектного обучения как основа развития творческих способностей на отделении «Дизайн и творчество» Юргинского технологического колледжа'

Метод проектного обучения как основа развития творческих способностей на отделении «Дизайн и творчество» Юргинского технологического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектного обучения как основа развития творческих способностей на отделении «Дизайн и творчество» Юргинского технологического колледжа»

образовательный проект как форма исследования

метод проектного обучения как основа развития творческих способностей на отделении «дизайн и творчество» юргинского технологического колледжа

В. В. Решетка, заслуженный учитель РФ, председатель цикловой комиссии отделения «Дизайн и технологии» ГБОУ СПО ««Юргинский технологический колледж»

На отделении «Дизайн и технологии» ведется подготовка студентов по специальностям «дизайн (по отраслям)», «прикладная эстетика». Наличие у обучающихся творческих способностей рассматривается на отделении не только как личное качество, но и как необходимая профессиональная характеристика, позволяющая будущему специалисту адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Несомненно, в колледж приходят студенты, обладающие первичными творческими способностями, которые развиваются на основе задатков человека. Однако перед преподавателями стоит задача по формированию специальных (художественно-творческих) способностей, направленных на специализированное применение знаний и умений в решении узких профессиональных задач.

Возможность творческой деятельности - это стимул и смысл учебного процесса. Для реализации данной возможности использование метода проектного обучения является наиболее эффективным.

Творческие способности студентов реализуются в процессе выполнения проектов различного уровня. Студенты выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческих, исследовательских, практико-ориентированных. Успешность реализации метода проектов подтверждается интересными проектами, разработанными студентами под руководством преподавателей на курсовом и дипломном проектировании, в рамках НИРС.

Для вовлечения в творческий процесс студентов преподаватели используют различные организационные и творческие методы в работе. Работа по развитию творческих способностей потребовала изменения методики обучения. Возросла потребность в использовании дополнительных источников информации, в том числе интернет-источников, нормативно-справочных материалов по изучаемым дисциплинам. Возникла необходимость формирования у студентов проектного мышления и овладения методами творчества. В практике обучения преподаватели применяют логико-алгоритмические (методы морфологической матрицы, новых комбинаций, преобразований) и эвристические (методы

ассоциаций, аналогий, графической линии, фантазии) творческие методы.

Каждый проект требует особенного подхода. На заседании цикловой комиссии утверждаются темы проектов, обсуждаются эскизы будущих моделей, изделия декоративного творчества, материально-техническое оснащение проектов. Работа над проектом всегда направлена на конечный результат и осуществляется поэтапно:

анализ объекта проектирования - формирование технического задания - эскизный проект - технический проект - рабочий проект -защита проекта.

Воспитывающая и обучающая роль проектного обучения проявляется и в ходе презентации проектов. Доклады студентов сопровождаются демонстрацией слайд-презентаций, таблиц, схем, макетов, коллекций моделей одежды, изделий технического творчества. В процессе презентации прослеживается овладение студентами как профессиональными, так и общими компетенциями.

Наиболее активную, планомерную работу с дальнейшим развитием темы ведут преподаватели: Игнатьева О. А., Черешнева Т. А., Решетка В. В. Созданная под их руководством коллекция моделей одежды «Осенний вернисаж» отмечена дипломом 2 степени на Всероссийском фестивале моды и дизайна в г. Ростов-на -Дону в 2009 году, коллекция «Северное сияние» в 2011 году стала победителем профессионального конкурса дизайнеров в г. Барнауле.

Многолетний успешный опыт работы отделения «Дизайн и технологии» по использованию в образовательном процессе метода проектов позволяет сделать следующие выводы:

на первых этапах обучения необходимо использовать отдельные элементы проектного обучения, включая их в традиционные занятия;

в течение учебного года студенты должны выполнить несколько учебных проектов;

для обеспечения единого подхода в проектировании необходимо посещение спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»;

временное пространство для выполнения проектов должно быть распределено равномерно.

Преподаватели отделения считают, что проектная деятельность развивает критическое мышление, умение формулировать оценочное суждение, способность к быстрому и свободно-

проект как форма исследования -

му переключению мыслей, воспитывает самостоятельность обучающихся, формирует навыки коммуникативного общения в процессе групповой совместной деятельности.

конкурсный проект как продукт инновационном

исследовательской деятельности педагога

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга государственных образовательных стандартов профессионального образования ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Л. А. Михайлова, методист

Переход учреждений профессионального образования на реализацию стандартов нового поколения, философия которых принципиально отличается от предыдущих, ставит каждого педагогического работника в ситуацию необходимости пересмотра содержания своей профессиональной деятельности, выстраивания системы целеполагания процесса взаимодействия с обучающимися в логике достижения образовательного результата, сформулированного в терминах компетенций, подбора адекватных методов организации учебных занятий и внеаудиторной, в том числе самостоятельной, работы учащихся и студентов, обеспечивающих достижение заданного результата.

ФГОС требует от учреждений профессионального образования «предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий».

В связи с этим педагогу необходимо включать обучающихся в гибкую динамичную образовательную среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков, в деятельность, обеспечивающую реализацию возможностей и потребностей каждого.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, т. к. предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать,

освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

При разработке и реализации образовательного проекта в профессиональной деятельности педагога благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата происходит смещение акцента от инструментального подхода к технологическому, создаются условия для отношений сотрудничества между педагогом и обучающимся.

Для создания проекта педагогу необходимо уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи.

В ходе проектной деятельности педагог демонстрирует умение четко определять цель, выбрать необходимую информацию и рационально ее использовать, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, анализировать внешние и внутренние условия образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.