Порсева Валентина Вячеславовна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры анатомии человека, ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5, тел.: (4852) 30-32-12, е-таП: [email protected].
УДК 611: 371.3
© И.Н. Путалова, Э.И. Борзяк, 2012
И.Н. Путалова1, Э.И. Борзяк2
МЕТОД ПРЕПАРИРОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
:ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России 2ООО «Губенские Пластинаты» г. Губен, Германия
Экономические, социальные и культурные изменения в обществе за последние 20-30 лет привели к изменению методики обучения анатомии в медицинской школе. Исторически сложившийся метод препарирования, являющийся базой изучения строения тела человека, уходит из учебных программ. Восстановление этого метода в учебном процессе обществом и государственными структурами будет гарантией качественной подготовки врачей.
Ключевые слова: препарирование, анатомические препараты, методы обучения.
I.N. Putalova, E.I. Borzyak THE METHOD OF PREPARATION IN HUMAN ANATOMY STUDY
The economic, social and cultural changes in society over the last 20-30 years led to changes in anatomy teaching methods in the medical schools. Historically developed preparation technique, being a basis for learning human body structure, vanished from academic programs. Recovery of the technique in educational process by the society and state authorities will be the guarantee of good quality training of doctors.
Key words: preparation, anatomical specimen, teaching methods.
B сегодняшнем образовании прогресс науки, культуры и новые направления в высшей школе изменили роль метода препарирования в подготовке врачей, а замена устных опросов тестовыми лишила возможности будущих врачей дальнейшего совершенствования логических рассуждений и объяснений, составления докладов, отчетов, так необходимых в их практической деятельности. К этому следует также добавить всеобщее падение читательского ценза в обществе, особенно у школьников.
Рассматривая в историческом аспекте становление медицинского образования, можно увидеть, что уже Герофил, будучи наряду с Эразистратом, основателем Александрийской школы, признан создателем научной анатомии. Именно в Александрийской школе препарирование было введено как основной метод изучения анатомии и проводилось регулярно. Позже Гален, римский врач греческого происхождения, в Риме на основе препарирования животных (преимущественно обезьян) написал свой фундаментальный труд по анатомии с многочисленными анатомическими ошибками, который до конца средневековья считался каноном медицины. В этот период анатомическое препарирование не считалось необходимостью и рассматривалось как святотатство, а на занятиях по анатомии преподаватели цитировали труды Галена. Тела умерших людей не вскрывались и не препарировались в результате их кратковременной сохранности и церковного запрета. В XIV и XV столетиях в университетах Италии и Франции начали использовать тела умерших для изучения анатомии. Первые вскрытия для учебного процесса начали в 1300 г. в Болоньи, в Падуе - в 1348 г., в Монтпелье - в 1376 г., во Флоренции - в 1388 г. Mondinodei Liucci (1270-1326 гг.), анатом из Болоньи, был одним из первых, кто в 1306 г. снова ввел в учебный процесс практику препарирования Александрийской школы, придавая этому методу большое значение для изучения анатомии. В начале XIV столетия он провел серию публичных вскрытий тел умерших людей, а в 1315 г. систематизировал результаты своих вскрытий и опубликовал первый большой учебник анатомии под названием «Anatomia Mundini». Это труд стал учебником для всех европейских медицинских школ на последующие три столетия.
В 1543 г. профессор университета в Падуе Андрей Везалий опубликовал свою работу «De humani corporis fabrica». Этот анатомический труд явился не только началом новой эры научной анатомии, но и временем перехода от догматического обучения анатомии по старым анатомическим текстам к обучению посредством наблюдения, изучения анатомических препаратов при препарировании тел умерших. Именно этот метод стал базой создания современного научного метода преподавания и изучения анатомии в медицинских университетах, институтах. В этом контексте анатомический препарат рассматривается как «открытая природная книга», по которой студент изучает тело человека путем наблюдения натуральных человеческих органов и тканей.
Конец XV столетия характеризуется возобновившимся интересом к изучению скелета. Giacomo Berengarioda Carpi (1470-1550 гг.), анатом и хирург из Болоньи, описывает различие мужского и женского таза, грудной клетки. Изучение анатомии при препарировании тел и использовании этих знаний при создании картин дало в этот период возможность Микеланджело, Леонардо да Винчи достичь вершин художественного совершенства и экспрессии в своих картинах. В 1588 г. в Базеле профессор медицины Felix Platter (1536-1614 гг.) построил анатомический театр и произвел в нем около 300 публичных вскрытий, в 1594 г. подобный театр в Падуе создает итальянский анатом и хирург Hieronymus Fabricius, в нем читал свои лекции и английский врач William Harvey. В дальнейшем такие театры были созданы при многих университетах в Европе. Первые места в них были предназначены для вельмож, вторые - для врачей и студентов, изучающих медицину. В конце XVIII столетия старые медицинские школы северной Италии теряют свою значимость, и на первое место выходят школы Вены и Эдинбурга, сравнительная анатомия и эмбриология находятся в первых рядах исследований. В XIX в. начинаются фундаментальные исследования корреляций между клиническим диагнозом и результатами пато-логоанатомического вскрытия, вводятся методы местной анестезии в госпиталях, анатомические знания становятся первой необходимостью для врачей. Создается новое направление в анатомии - практическая или клиническая анатомия. В связи с этим приобретают еще большее значение практические занятия по препарированию в учебном процессе по изучению анатомии. Возникают проблемы с поступлением анатомических препаратов для учебного процесса. Юридическая легализация получения такого материала медицинскими школами впервые оформляется в 20-30 гг. XIX в. в США, Англии. С 1968 г. в США вводится программа завещания тел после смерти для учебного процесса и научных исследований. Подобная программа, закрепленная статьей 52 в Конституции СССР, существовала и в России до 90-х гг. прошлого столетия, но в новой Конституции России ее нет.
В настоящее время патологоанатомическое вскрытие - практически единственный метод обеспечения анатомическим материалом процесса обучения на кафедрах анатомии во многих странах мира.
В научной литературе можно найти сведения 10-летней давности об использовании курса препарирования при изучении анатомии только в некоторых странах мира: России, Англии, США и Канаде [1, 2, 4, 6, 7]. Среди зарубежных публикаций по проблемам обучения анатомии на медицинских факультетах в России можно найти цитируемую статью профессора И.И. Кагана [5]. В ней рассказывается об использовании метода препарирования при изучении анатомии студентами медиками, без анализа его использования в России. Согласно данным Rodrigo E. Elizondo-Omana и соавторов, опубликованным в 2005 г. в журнале «The Anatomical Record» (Part B: New Anat.), в США, Англии и Канаде метод препарирования при изучении анатомии используется большинством медицинских факультетов (76-97 %). Авторы подчеркивают необходимость использования и новых технологий для изучения анатомии, но базовой основой должен быть метод препарирования, дающий весь комплекс необходимых сведений об органах, тканях и используемых инструментах [3].
Исчезновение анатомических препаратов в последние 10-15 лет на занятиях по анатомии на большинстве кафедр анатомии человека (не только периферийных, но и столичных вузов) значительно снижает уровень профессиональной подготовки врачей в России. Врач, никогда не видевший настоящих анатомических структур, не научившийся владеть медицинским инструментами, будучи студентом, не имеет права овладевать этим при работе с живым пациентом. Анатомическое препарирование было и должно остаться базой изучения строения тела человека. Кроме того, необходимо дальнейшее развитие музейного дела на анатомических кафедрах для восстановления и пополнения музеев новыми препаратами. Анатомические музеи - это аудитории для самостоятельной подготовки студентов с настоящими анатомическими препаратами. Уничтожение и захоронение анатомических препаратов как музейных, так и учебных, имеющих место в некоторых областях России, должно осуждаться всем обществом и наказываться государством.
Список литературы
1. Aziz, M. A. The human cadaver in the age of biomedical informatics / M. A. Aziz, J. C. McKenszie, J. S. Wilson // Anat. Rec. - 2002. - Vol. 269. - P. 20-32.
2. Collins, T. J. Status of gross anatomyin the U.S. and Canada : dillema for the 21 st century / T. J. Collins, R. L. Given, C. E. Hulsebosch // Clin. Anat. - 1994. - № 7. - P. 275-296.
3. Elizondo-Omana, R. E. Dissection as a teaching tool: past, present and future / R. E Elizondo-Omana, S. Guzman-Lopez, Garcia-Rodriguez Mde L. // Anat. Rec. B New Anat. - 2005. - Vol. 285, № 1 -Р.11-15
4. Heylings, D. F. Anatomy 1999-2000: the curriculum, who teaches it and how? / D. F. Heylings // Med. Educ. - 2002. - Vol. 36. - P. 702-710.
5. Kagan, I. I. Traditions and peculiarities of clinical anatomy education in Russia / I. I. Kagan // Clin. Anat. - 2002. - Vol. 15. - P. 152-156.
6. McLachlan, J. C. Teaching anatomy without cadavers / J. C. McLachlan, J. Bligh, P. Bradley, J. Searle // Med. Educ. - 2004. - Vol. 38, № 4. - P. 418-424.
7. Schott, H. Die Chronik der Medizin / H. Schott. - Dortmund : Chronik Verlag Harenberg, 1997. -
648 p.
Путалова Ирина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии человека, ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 644043 г. Омск, ул. Партизанская, д. 20, тел.: (3812) 27-53-71, е-mail: [email protected].
Борзяк Эдуард Иванович, доктор медицинских наук, анатом-консультант ООО «Губенские Пластина-ты», Германия, г. Губен, тел.: 0049 1636452515, е-mail: [email protected].
УДК 611.018.63
© Л.Г. Прошина, Н.П. Федорова, О.С. Быкова, Л.М. Антонова, П.М. Губская, М.В. Григорьева, 2012
Л.Г. Прошина, Н.П. Федорова, О.С. Быкова, Л.М. Антонова, П.М. Губская, М.В. Григорьева
ДИНАМИКА ПАРЕНХИМАТОЗНО-СТРОМАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
В МИОКАРДЕ ПРИ РАЗВИТИИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ И СТРЕССЕ
ФГБОУ «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
Изучена динамика паренхиматозно-стромальных взаимоотношений в миокарде, а также гистохимические и иммуноцитохимические особенности кардиомиоцитов в экспериментальных моделях хронической сердечной недостаточности и эмоциональном стрессе. Выявлено, что экспериментальная хроническая сердечная недостаточность и эмоциональный стресс вызывают функциональную и структурную перестройку тканей миокарда и предрасположенность кардиомиоцитов к апоптозу.
Ключевые слова: кардиомиоциты, иммуноцитохимия, экспериментальная сердечная недостаточность, стресс, апоптоз.
L.G. Proshina, N.P. Fyodorova, O.S. Bykova, L.M. Antonova, P.M. Gubskaya, M.V. Grigoryeva
THE DYNAMICS OF PARENCHIMATOSAL AND STROMAL INTERACTIONS IN MYOCARDIUM WITH DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL HEART FAILURE AND STRESS
The developmental regularities of immunocytochemistry of myocardial changes in experimental cardiac failure and stress have been investigated. The extreme influence results in marked destructive changes of cardiomyocytes rebuilding of cardiac parenchyma and stroma with the index changed in their ratio and may abrupt the decrease of respiratory enzyme activity.
Key words: cardiomyocytes, immunocytochemistry, experimental cardiac failure, stress, apoptosis.
216