Научная статья на тему 'Метод оценки трудности задач для тестов по физике'

Метод оценки трудности задач для тестов по физике Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
282
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ / СУБЪЕКТ-ПРЕДИКАТНЫЙ ПОДХОД / ГРАФ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ / ШКАЛА ТРУДНОСТИ / DIFFICULTY OF PROBLEM SOLVING / SUBJECT-PREDICATE APPROACH / PROBLEM SOLVING GRAPH / DIFFICULTY SCALE

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гидлевский А. В., Зотов Р. А., Гальцева М. А.

Предлагается метод оценки трудности задач по физике, которые используются для создания контрольно-измерительных материалов в системах мониторинга качества обучения. В отличие от методов, предлагаемых другими исследователями, данный метод обладает простотой, доступностью для рядового педагога и высоким разрешением шкалы трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of task difficulty evaluation of tests on physics

The paper offers the method of task difficulty evaluation of tests on physics; these tasks are used to make test and measuring materials in the systems of education quality monitoring. In contrast to the methods which are offered by other researchers, this one is simple enough for a teacher and has got a high resolution scale of measurement range.

Текст научной работы на тему «Метод оценки трудности задач для тестов по физике»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 2. С. 188-190.

УДК 37.001.5

А.В. Гидлевский, Р.А. Зотов, М.А. Гальцева

МЕТОД ОЦЕНКИ ТРУДНОСТИ ЗАДАЧ ДЛЯ ТЕСТОВ ПО ФИЗИКЕ

Предлагается метод оценки трудности задач по физике, которые используются для создания контрольно-измерительных материалов в системах мониторинга качества обучения. В отличие от методов, предлагаемых другими исследователями, данный метод обладает простотой, доступностью для рядового педагога и высоким разрешением шкалы трудности.

Ключевые слова: трудность решения задачи, субъект-предикатный подход, граф решения задачи, шкала трудности.

В данной статье мы будем называть педагогическим тестом набор заданий для определения уровня обученности индивида. В качестве заданий целесообразно использовать задачи сборников, которые применяются в обучении. В связи с этим мы будем применять далее слова «задача» и «тестовое задание (задание)» как синонимы. Чем выше трудность решаемых индивидом задач, тем выше уровень обученности, соответственно, выше качество образования в образовательном учреждении. В связи со сказанным можно утверждать, что тесты способны служить эффективным инструментом измерения качества обучения (образования), а также основным инструментом управления качеством индивидуализированного обучения.

Однако на пути введения тестирования в широкий педагогический обиход имеется большая проблема исчисления трудности задач для создания контрольно-измерительных материалов (КИМов). Надеждам тестоло-гов на возможность эффективного измерения трудности тестовых заданий по шкале логитов в статистиках Г. Раша и А. Бирнбаума не суждено было сбыться по причине непригодности указанных статистик для целей измерения качества образования. Именно недостатки тестов для единого государственного экзамена (ЕГЭ) спровоцировали войну против него в целом. Выход из создавшегося положения мы видим в новых подходах к исчислению трудности тестов, используемых в образовании.

Один из таких подходов проиллюстрируем ниже на примере задач по физике.

В основе предлагаемого нами метода оценки трудности тестовых заданий лежит субъект-предикатная идеология. Согласно субъект-преди-катному подходу [1], искомая величина (главный текстовый субъект) раскрывается посредством других величин (текстовых субъектов), что очевидно. Текстовые субъекты могут быть расположены по «этажам» - рангам для удобства их описаний (определений). При этом главному текстовому субъекту удобно назначить нулевой ранг.

Действия в решении задачи, а следовательно, вводимые в предикат текстовые субъекты, имеют различную трудность их определения. В решении задачи первый шаг является самым трудным, второй шаг - полегче, третий - еще легче, поскольку последующие шаги (действия) вытекают из предыдущих, если можно так выразиться, естественным образом.

Следовательно, как только начинаем говорить о затруднениях в решении задачи и вводить соответствующие параметры, мы переходим к оценке трудности задачи. Одним из таких параметров, как мы видели выше, является параметр, отражающий иерархию субъектов.

В данной статье мы ограничиваем трудность задачи трудностью ее решения. Проблема трудности условия требует отдельного обсуждения. При решении задач мы всегда имеем дело с моделями, которые субъектив-

© А.В. Гидлевский, Р.А. Зотов, М.А. Гальцева, 2013

Метод оценки трудности задач для тестов по физике

189

ны. Совокупность характеристик, которые хотят учесть, принято называть сложностью. Например, количество действий, или сумму чисел отношений и связей между ними, или количество действий плюс количество происходящих процессов плюс количество учитываемых объектов (предметов) и т. д., чтобы отделить от характеристик, которые мы учитывать не хотим (например, последовательность действий, степень знакомства с задачей и др.).

Обычно предлагаемые методы оценки сложности не вызывают возражений. Например, если построен граф решения задачи, то под сложностью решения (графа) часто понимают комбинацию узлов и дуг графа, сумму отношений и связей между ними и т. д. Однако следует учесть, что в ряде случаев комбинируются разные «по природе» величины (действия и связи, процессы и объекты и др.). Нелогичность такого способа оценки сложности решения задачи очевидна.

В нашем подходе мы вводим, по сути, трудностные (когнитивные) характеристики процесса решения через соответствующие характеристики текстовых субъектов. Ниже мы будем говорить о трудности решения задачи как суммарной трудности определения текстовых субъектов решения задачи. Определить текстовый субъект - это значит учесть его место в иерархии субъектов, а также количество его непосредственных модификатов - субъектов нижележащего уровня (ранга). В таком случае трудность субъекта Т с целью сохранения размерности трудности удобно выразить посредством произведения величины исходной трудности То субъекта (в которую могут быть включены и иные параметры) на ряд безразмерных величин (коэффициентов), характеризующих место субъекта в иерархии субъектов к; и количество непосредственных мо-дификатов кт. Для разных субъектов исходная трудность То может иметь одну и ту же величину. При необходимости можно ввести коэффициенты, отражающие степень знакомства с учебным материалом и др.

Далее мы проиллюстрируем наш метод на примерах физических задач из банка задач для ЕГЭ [2].

В качестве первого примера рассмотрим задачу С3 [2, с. 69].

Задача 1 . Плоский конденсатор, заполненный веществом с диэлектрической проницаемостью е и удельным сопротивлением р подключен к источнику тока с внутренним сопротивлением г. Заряд, накопившийся на конденсаторе, равен qc. Сопротивление утечки конденсатора равно Ы. Чему равна ЭДС источника тока? Сопротивлением проводов пренебречь.

Напомним, что мы используем идеологию экспертных решений - самых рациональных. Более десяти лет назад нами был предложен метод шагов догадки для оценки

трудности действий в решении задач. Несмотря на его привлекательность, он представляется нам более громоздким, чем заявленный в данной статье вариант. Идея метода шагов догадки была позаимствована у Н.И. Жинкина, который использовал данный метод для оценки трудности понимания текста. Метод шагов догадки предусматривает расширения в виде коэффициентов иерархичности, новизны, временных затрат и другого и сохраняет размерность трудности. Несмотря на то что данный метод был рекомендован центром тестирования для исчисления трудности тестовых заданий, он не получил широкого распространения, поскольку у экспертов и новичков могут быть разные догадки, а оптимизацию метода мы отложили на неопределенный срок.

Очевидно, что решение задачи следует начинать от неизвестного.

Е = 1(Ы + г); I = и/Ы; и = Яе/О; С = є еоЭ/а; 8 = р/Ы(± Граф данного решения показан на рис. 1.

Е

R+r к = 5 к: = 4 к = 3 к: = 2 к: = 1

Рис. 1. Структура решения задачи С3 [2, с. 69]

Определим два коэффициента, характеризующих субъекты, - коэффициент иерархичности (к;) и коэффициент модифицируемости (кт). Прежде всего отметим, что субъекты р/Ы, с1, qc, Ы и Ы+г являются терминальными, трудность определения которых минимальна. В ряде случаев трудностью их определения можно пренебречь. Однако чтобы их как-то учесть, положим трудность определения равной единице для каждого терминального субъекта (терминала). Тогда для каждого из них величины коэффициентов к и кт должны быть равны единице. Для субъектов более высокого ранга (не терминальных), например 8 на рис. 1, коэффициент иерархичности равен двум; для субъекта С - трем и т. д. Подобная иерархическая неравноценность субъектов объясняется просто. Последовательность раскрытия главного субъекта -это последовательность действий в решении мыслительной задачи. Известно, что при решении задачи первый шаг - самый трудный, все остальные шаги фактически следуют из первого. То есть коэффициент иерархичности - это сугубо «трудностный», когнитивный параметр. То же самое мы можем сказать и о коэффициенте модифицируемости для того

190

А. В. Гидлевский, Р.А. Зотов, М.А. Гальцева

или иного субъекта. Коэффициент модифицируемости субъекта определяется количеством его непосредственных модификатов: чем их больше, тем выше значение данного коэффициента. Если мы учитываем один мо-дификат, то величина коэффициента модифицируемости равна двум (единица уже занята терминальными субъектами). Тогда в случае двух непосредственных модификатов кт равно четырем и т. д.

Характеристики субъектов даны в табл. 1.

Таблица 1 Характеристики субъектов в решении задачи 1

Субъект Ранг субъекта Коэффициент Трудность определения субъекта (Т)

иерархичности (к) модифицируемости (кт)

I 1 5 4 20

Р!+г 1 5(1) 1 1

и 2 4 4 16

С 3 3 4 12

Чс 3 3(1) 1 1

э 4 2 4 8

ь 4 2(1) 1 1

р/к 5 1 1 1

Примечание. В третьем столбце таблицы в скобках указаны значения коэффициента иерархичности, которые используются при вычислении трудности субъектов. Терминальный субъект С нами учтен один раз, терминальный субъект Ы мы отдельно здесь не учитываем, поскольку он входит в конечный субъект Ы+г.

Как видно из табл. 1, итоговая трудность решения данной задачи равна 6о.

Определим величину разрешения шкалы трудности (относительную погрешность) для данной задачи. Относительную погрешность определения трудности задачи в процентах оценим, как обычно, через отношение абсолютной погрешности шкалы к величине трудности данного решения. В нашем случае трудность решения равна сумме трудностей субъектов (см. табл. 1), т. е. 60. Поскольку на нашей шкале расстояние между делениями равно единице трудности, то, как и в случае линейки с делениями, абсолютная погрешность (приборная погрешность) равна половине цены деления, и в нашем случае равна 0,5. С учетом сказанного вычисляем разрешение шкалы для нашего решения: (0,5/60)100 % = 0,83 %. Особенностью шкалы является уменьшение погрешности с ростом трудности задачи.

Рассмотрим еще одну задачу, которую составители также поместили в раздел С: задачу С5 [2, с. 96].

Задача 2. Фотокатод облучают светом с частотой V = 0,86-1015 Гц. Красная граница фотоэффекта для вещества фотокатода 1* = 0,67-1015 Гц. Какое напряжение нужно приложить между анодом и катодом, чтобы фототок прекратился?

Граф решения задачи показан на рис. 2, где одним из показателей «экспертности» решения является решение от неизвестного.

кі = 2

кі = 1

hv - Иуо

Рис. 2. Граф структуры решения задачи С5 [2, с. 96]

Ниже приведена характеристика субъектов для данного решения.

Таблица 2 Характеристики субъектов в решении задачи 2

Субъект Ранг субъекта Коэффициент Трудность определения субъекта (Т)

иерархичности (к) модифицируемости (кт)

Ек 1 2 2 4

е 1 2(1) 1 1

Иу- Ию 2 1 1 1

Примечание. В третьем столбце таблицы в скобках указано значение коэффициента иерархичности, которое используется при вычислении трудности субъекта.

Суммируя трудности субъектов, получаем для итоговой трудности решения: Т = 6. Экспертная трудность данной задачи невелика, поскольку, кроме манипуляций с уравнением для фотоэффекта, ничего больше не требуется для ее успешного решения.

Разрешение шкалы трудности для данной задачи равно (0,5/6)100 % = 8,33 %.

Рассмотренные нами две задачи помещены составителями тестов в одну и ту же группу С и, по их мнению, имеют одну и ту же трудность, равную трем баллам. Однако, как мы видели, трудность второй задачи приблизительно в десять раз ниже трудности первой задачи, что совершенно недопустимо для задач одной и той же группы трудности. Из сказанного мы можем сделать только один вывод: задачи для тестов в системах массовых тестирований в России калибруются по трудности «на глазок», и разброс по трудности в десять раз, видимо, считается нормой.

Таким образом, проблема создания технологии измерений трудности задач для тестов по самым различным дисциплинам является весьма актуальной и далекой от решения. Однако предложенный нами метод может служить ориентиром для создания эффективного инструментария шкалирования тестовых заданий в системах массовых тестирований и индивидуализированного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М. : Педагогика, 1982. 176 с.

[2] ЕГЭ-2008: физика : экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. : Федеральный центр тестирования, 2007. 156 с.

и

е

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.