Научная статья на тему 'Метод оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия'

Метод оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1176
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION / ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / INTERRELATION OF INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Незнахина Е. Л., Веретенова М. С.

В статье представлен метод оценки инновационной деятельности предприятия. Авторы ввели интегральный показатель инновационной активности. Построена матрица оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия, отражающая взаимосвязь показателей инновационного потенциала и инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation method of the integral index for innovation activity of enterprise

The article presents an estimation method of innovation activity of enterprise. Authors introduced the integral index of innovation activity. The estimation matrix of the integral index of innovation activity of enterprise was built to reflect the interconnection between indexes of innovation potential and innovation activity.

Текст научной работы на тему «Метод оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия»

Метод оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия

Е.Л. Незнахина

к. э. н., доцент факультета экономики, менеджмента и инноваций; кафедра «Экономика и предпринимательство», ГОУ ВПО Нижегородский государственный технический университет

[email protected]

М.С. Веретенова

старший преподаватель, ГОУ ВПО Нижегородский

государственный технический университет; факультет

коммуникативных технологий; кафедра

«Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации»

[email protected]

В статье представлен метод оценки инновационной деятельности предприятия. Авторы ввели интегральный показатель инновационной активности. Построена матрица оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия, отражающая взаимосвязь показателей инновационного потенциала и инновационной активности.

Ключевые слова: инновация, оценка инновационной деятельности, инновационная активность, инновационный потенциал, взаимосвязь показателей.

В современных рыночных условиях основной движущей силой экономического роста являются инновации. Как следствие, возникают проблемы оценки инноваций в различных сферах деятельности предприятия. В настоящее время можно выделить два основных подхода к проведению оценки инноваций. В рамках первого подхода, инновации рассматриваются как частным случай инвестиционной деятельности, а оценка инноваций осуществля-

ется на основе методов анализа и оценки инвестиционных проектов [1, 3, 4, 5, 7]. Представители второго направления считают, что методы инвестиционного анализа не учитывают специфику инновационной деятельности и предлагают оценивать инновации на основе показателей «инновационный потенциал» и «инновационная активность».

Инновационный потенциал — является мерой ресурсной готовности предприятия к инновационной

ИННОВАЦИИ № 2 (160), 2012

ИННОВАЦИИ № 2 (160), 2012

деятельности и включает в себя научно-техническую, кадровую, производственную, инфраструктурную, информационно-методическую, организационную и финансовую составляющие.

Инновационная активность характеризуется как интенсивность осуществления инновационной деятельности.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что существующие методы не позволяют получить адекватную оценку инновационной деятельности предприятия. Неадекватность оценки определяется следующими факторами:

— применяемые методы имеют субъективный характер, что обусловлено применением экспертных оценок и анкетирования;

— используемые показатели не позволяют полностью охарактеризовать все составляющие инновационного потенциала и инновационной активности;

— нечеткость определений «инновационный потенциал» и «инновационная активность»;

— отсутствие взаимосвязи между оценкой инновационного потенциала и инновационной активности. Многие специалисты недооценивают взаимосвязь

между показателями «инновационный потенциал» и «инновационная активность». Часто предприятия, изначально обладающие высоким инновационным потенциалом, не могут эффективно реализовать и утрачивают его из-за недостаточной инновационной активности.

Таким образом, для оценки инновационной деятельности предприятия целесообразно ввести интегральный показатель инновационной активности, включающий в себя инновационный потенциал, как ресурсную базу, и инновационную активность, характеризующую степень интенсивности изменений в инновационной сфере предприятия.

ИПИА = ИП • ИА, (1)

где ИПИА — интегральный показатель инновационной активности предприятия;

ИП — инновационный потенциал предприятия; ИА — инновационная активность предприятия. Согласно федеральной службе государственной статистики, по функциональному назначению инновации подразделяются на: технологические (продуктовые, процессные), маркетинговые и, организационные [6]. Однако, традиционно понятие «инновации» ассоциируется с технологическими улучшениями. На практике также оцениваются только технологические инновации, что приводит к искажению оценки инновационной деятельности предприятия.

Таким образом, оценка инновационной деятельности предприятия на основе интегрального показателя инновационной активности должна учитывать все три составляющие: технологическую, организационную и маркетинговую.

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с

разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Организационные инновации — это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

Существующие методы оценки инновационного потенциала позволяют учитывать лишь технологическую составляющую; отсутствуют методы, позволяющие оценить инновационный потенциал, как ресурсную базу для организационных и маркетинговых инноваций.

Исходя из того, что инновационный потенциал является ресурсной основой для осуществления инновационной деятельности, необходимо оценивать каждую ресурсную составляющую. Основными ресурсными составляющими организационного потенциала являются: профессиональный кадровый состав, материально-техническое оснащение, финансовые ресурсы, интеллектуальная собственность [2].

Таким образом, при оценке инновационного потенциала необходимо учитывать все ресурсные составляющие инновационного потенциала и все виды инноваций: технологические, организационные и маркетинговые (табл. 1).

ПТИ — профессиональный кадровый состав в сфере технологических инноваций; отражает долю персонала, занятого в сфере технологических инноваций.

ПОИ — профессиональный кадровый состав в сфере организационных инноваций; отражает долю персонала, занятого в сфере организационных инноваций.

ПМИ — профессиональный кадровый состав в сфере маркетинговых инноваций отражает долю персонала, занятого в сфере маркетинговых инноваций.

ФТИ — финансовые ресурсы, необходимые для осуществления технологических инноваций; финансовые затраты предприятия на проведение технологических инноваций.

ФОИ — финансовые ресурсы, необходимые для осуществления организационных инноваций; финансовые затраты предприятия на проведение организационных инноваций.

ФМИ — финансовые ресурсы, необходимые для осуществления маркетинговых инноваций; финансовые затраты предприятия на проведение маркетинговых инноваций.

Матрица оценки инновационного потенциала

1

Составл. инновационного потенциала Виды инноваций

Технологические инновации Организационные инновации Маркетинговые инновации

Профессиональный кадровый состав ЧТ ПТИ - И ИП „ “об 4° ПОИ - и 1АК^Г1ИП ^Об IIм ПМИип- “Об

Финансовые ресурсы фтиип-^~ Общ ФОИип-р- Общ Г\Ы ФМИип-^~ Общ

Материально-техническое оснащение От МТИ = и 1У11Г1ип п иОбщ о° МОИип--^~ VОбщ 0м ммиш--^~ Общ

Интеллектуальная собственность зт ИТИ — Иис Г11Г1ип „м 3и І —— 3М ИМИип-^~ 3и

МТИ — материально-техническое оснащение (технико-технологическая база предприятия), необходимое для осуществления технологических инноваций.

МОИ — материально-техническое оснащение (технико-технологическая база предприятия), необходимое для осуществления организационных инноваций.

ММИ — материально-техническое оснащение (технико-технологическая база предприятия), необходимое для осуществления маркетинговых инноваций.

ИТИ — интеллектуальная собственность в сфере технологических инноваций;затраты предприятия на приобретение нематериальных активов для осуществления технологических инноваций.

ИОИ — интеллектуальная собственность в сфере организационных инноваций; затраты предприятия на приобретение нематериальных активов для осуществления организационных инноваций.

ИМИ — интеллектуальная собственность в сфере маркетинговых инноваций; затраты предприятия на приобретение нематериальных активов для осуществления маркетинговых инноваций.

Предложенная система оценки инновационного потенциала предприятия основана на следующих показателях: коэффициент персонала, коэффициент отражающий долю затрат на НИОКР и приобретение технологий в общих затратах на производство, коэффициент имущества, коэффициент интеллектуальной собственности.

Вторая составляющая интегрального показателя инновационной активности отражает интенсивность изменений в инновационной сфере, проводимых предприятием, т. е. интенсивность действий по использованию инновационного потенциала, созданию и продвижению инноваций, проведение стратегических инновационных изменений. Так как инновационная активность является своеобразным катализатором инновационной деятельности предприятия, ее оценку также необходимо проводить на основе ресур-

сного подхода с учетом различных видов инноваций: (табл. 2).

ПТИ — профессиональный кадровый состав в сфере технологических инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к профессиональному кадровому составу (затраты на обучение, подготовку и переподготовку персонала и т. д.) в сфере технологических инноваций.

ПОИ — профессиональный кадровый состав в сфере организационных инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к профессиональному кадровому составу (затраты на обучение, подготовку и переподготовку персонала и т. д.) в сфере организационных инноваций.

ПМИ — профессиональный кадровый состав в сфере маркетинговых инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к профессиональному кадровому составу (затраты на обучение, подготовку и переподготовку персонала и т. д.) в сфере маркетинговых инноваций.

ФТИ — финансовые ресурсы, необходимые для осуществления технологических инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к финансовым ресурсам (темпы прироста внутренних затрат предприятия и т. д.) в сфере технологических инноваций.

ФОИ — финансовые ресурсы, необходимые для осуществления организационных инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к финансовым ресурсам (темпы прироста внутренних затрат предприятия и т. д.) в сфере организационных инноваций.

ФМИ — финансовые ресурсы, необходимые для осуществления маркетинговых инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к финансовым ресурсам (темпы прироста внутренних затрат предприятия и т. д.) в сфере маркетинговых инноваций.

ИННОВАЦИИ № 2 (160), 2012

ИННОВАЦИИ № 2 (160), 2012

Матрица оценки инновационной активности предприятия

2

Составл. нновационного потенциала Виды инноваций

Технологические инновации Организационные инновации Маркетинговые инновации

1. Профессиональный кадровый состав птиИА = 3°буч ФЗПи поиш_3обуч- ФЗПИ гуМ пмиИА_^^~ ФЗПИ

2. Финансовые ресурсы 3Ти -3Ти ФТИШ =^-¥-^ И0 о о - пО И, Ио ФОИш= 0 0 Ио п М оМ ^ и ^ и ФМИш_ мЯо Ио

3. Материально-техническое оснащение ОПФт мгиш _ ^ ОПФ1 Чг ОПФ0 моиш _ % ОПФ° ОПФм ММИШ _ 5_ ОПФ™ ьр

4. Интеллектуальная собственность ЗИс -3Тис итиИЛ= ис' т ис ЯС0 оО - оО иои = с' исо ИА г.0 ис0 оМ п М ИМИ -ис~^со ИС0

МТИ — материально-техническое оснащение (технико-технологическая база предприятия), необходимое для осуществления технологических ин-новаций;показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к материально-техническому оснащению предприятия (доля вновь вводимых ОПФ, модернизация оборудования и т. д.) в сфере технологических инноваций.

МОИ — материально-техническое оснащение (технико-технологическая база предприятия), необходимое для осуществления организационных инноваций; показатели, отражающие инновационную

активность предприятия по отношению к материально-техническому оснащению предприятия (доля вновь вводимых ОПФ, модернизация оборудования и т. д.) в сфере организационных инноваций.

ММИ — материально-техническое оснащение (технико-технологическая база предприятия), необходимое для осуществления маркетинговых инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к материально-техническому оснащению предприятия (доля вновь вводимых ОПФ, модернизация оборудования и т. д.) в сфере маркетинговых инноваций.

Таблица 3

Матрица оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия

Составляющие ИПИА Виды инноваций

Технологические инновации Организационные инновации Маркетинговые инновации

1. Профессиональный кадровый состав Чт ПТИ _ — ип „ 4Об ПТИИА_^^ ИА ФЗП И 4° ип°_—^~ Ч ^Об 3° ИАр _ 06уч ФЗПИ II м ИП% _ и Ч ^Об эМ ИАр _ обуч ФЗПИ

2. Финансовые ресурсы зи -зт ФГИШ _ и' щ Ио ФТИип_^~ Общ о° ип° _ и Зобщ о О - оО ИлО _**, * и0 ”Р.ф оО Ио оМ ипМ _ и Зобщ п М п М ИА% _ и‘ и° нр ф о М Ио

3. Материально-техническое оснащение МТИ _ иОбщ ОПФт мгиш _ • ОПФтср о0 ип° _ и Г111ИМ п Общ ж_опф- ояф; ом ип%м _ и” им 0 ^Общ м ОПФм ИА%г _ “ ОПФ“

4. Интеллектуальная собственность зт ити _ Ии° 3и зИс -зтис ЯГИш= ' т 0 ИСо 3° ип0 _ Иис Г111ИС ■*и пО - пО ИА° _ ис‘ _ ис° ж о О ис0 пМ ипм _ Иис Г111ИС 3и о М оМ тг лМ ИС, ИСо *Рис _ оМ Зис0

ИТИ — интеллектуальная собственность в сфере технологических инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к интеллектуальной собственности предприятия (темпы прироста интеллектуальной собственности и т. д.) в сфере технологических инноваций.

ИОИ — интеллектуальная собственность в сфере организационных инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к интеллектуальной собственности предприятия (темпы прироста интеллектуальной собственности и т. д.) в сфере организационных инноваций.

ИМИ — интеллектуальная собственность в сфере маркетинговых инноваций; показатели, отражающие инновационную активность предприятия по отношению к интеллектуальной собственности предприятия (темпы прироста интеллектуальной собственности и т. д.) в сфере маркетинговых инноваций.

Предложенная система оценки инновационной активности предприятия основана на следующих показателях: коэффициент развития персонала, темпы прироста финансовых средств, направленных на проведение инновационной деятельности предприятия, коэффициент освоения новой техники, темпы прироста интеллектуальной собственности.

Матрица оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия отражает взаимосвязь показателей инновационного потенциала и 7 инновационной активности (табл. 3).

Таким образом, матрица оценки интегрального показателя инновационной активности предприятия включает группу показателей, которая позволяет проводить оценку инновационной деятельности предприятия в различных сферах деятельности предприятия: технологической, организационной, маркетинговой. Количество показателей не является исчерпывающим, для отражения специфики конкретного предприятия могут быть введены дополнительные показатели.

Список литературы

1 Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Ин-фра, 2001. 200 с.

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод с английского. 3-е изд. М.: Дело, 1992 г. 702 с.

3 Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2003 г. 471 с.

4 Остапюк С.Ф., Мотова М.А. Модели построения комбинированного прогноза развития научно-технической сферы // Проблемы прогнозирования, 2004. №4. С. 57-67.

5 Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005. 222 с.

6 Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 4 — инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»«, утвержден постановлением Росстата от 20.11.2006 № 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филин С. Инновации в реальном секторе // Риск. 2003. №1. С. 22-30.

Estimation method of the integral index for innovation activity

of enterprise

E.L. Neznahina, Ph.D. in Economics, Docent, Nizhny Novgorod State Technical University; Department of Economics, Management and Innovation; Chair of Economics and Business

M.S. Veretenova, Senior teacher, Nizhny Novgorod State Technical University; Department of Communicative Technologies; Chair of Public Relations, Marketing and Communications

The article presents an estimation method of innovation activity of enterprise. Authors introduced the integral index of innovation activity. The estimation matrix of the integral index of innovation activity of enterprise was built to reflect the interconnection between indexes of innovation potential and innovation activity.

Keywords: Innovation, estimation of innovative activity, innovative activity, innovative potential, interrelation of indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.