УДК 338.2
МЕТОД МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА С
УЧЕТОМ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕЖРЫНОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В АВИАТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Михальчевский Ю.Ю., к.т.н., доцент, проректор по международной деятельности и АУЦ, СПбГУГА
Бородулина С.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры УТС, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО)»
В статье обосновано, что взаимодействие субъектов авиатранспортного сектора в современных условиях приводит к существенным изменениям персонала гражданской авиации, что выражается в смене профессий и должностей в результате воздействия факторов научно-технического прогресса и инновационного сценария развития отрасли. Целью мониторинга в нашем исследовании является получение информации для определения и прогнозирования потребности в кадрах для гражданской авиации на основе потребностей данного рынка в рамках межрыночного пространства. Для организации регулярного мониторинга будущих профессий и требуемых компетенций авиационного персонала необходимо также проведение постоянного отслеживания динамики и траектории развития общего межрыночного пространства в авиационном секторе. В статье приведена схема мониторинга, включающая постановку и решение следующих задач: постановка организации наблюдения, отбора и анализа достоверной информации о состоянии исследуемого сектора в условиях инновационного развития страны и отрасли воздушного транспорта; оценка и всесторонний анализ полученной информации, выявление причин, приводящих к существенным изменениям в траектории межрыночного пространства; разработка прогноза развития сопряженных РТ, РИ, РО.
Ключевые слова: воздушный транспорт, гражданская авиация, межрыночное взаимодействие, межрыночное пространство, рынок труда, мониторинг профессий и должностей, авиационный персонал, инновации.
THE METHOD OF MONITORING THE PROFESSIONS AND COMPETENCIES OF STAFF, TAKING INTO ACCOUNT THE TRAJECTORY OF INTERMARKET SPACE IN THE AIR TRANSPORT SECTOR OF THE ECONOMY
Mikhalchevsy Y., Ph.D., assistant professor, pro-rector of International Relations and ATC, SPBGUGA, Borodulina S., Doctor of Economics, assistant professor, professor of the UTS chair, FSAEI HE «Saint Petersburg National Research University
of Information Technologies, Mechanics and Optics»
The article substantiates that the interaction of air transport subjects in modern conditions brings the significant changes in civil aviation personnel, leads changes ofprofessions and jobs as a result of the impact factors of scientific and technological progress and innovation scenario of the industry. The purpose of monitoring is to obtain information to determine and predict staffing requirements for civil aviation on the basis of market needs within the framework of inter-market space. To organize regular monitoring of future professions and competencies required on aviation personnel we also need to conduct continuous monitoring of the dynamics and trajectory of general intermarket space in the aviation sector. The article describes the monitoring scheme, including the formulation and solution of the following tasks: setting of supervision, sampling and analysis of reliable information of the sector in the innovative development of the country and the air transport industry; assessment and comprehensive analysis of the information, identifying the causes that lead to substantial changes in the trajectory of intermarket space; prediction of the development of conjugate markets.
Keywords: air transport, civil aviation, intermarket interactions, intermarket space, labor market, monitoring of occupations and professions, aviation personnel, innovation.
Развитие гражданской авиации в условиях инновационного сценария необходимо осуществлять на основе взаимодействия субъектов пространства, описывающего взаимосвязанное влияния таких рынков как РАТС, РИ, РТ и РО (рис.1). В результате взаимодействия рынков в секторе гражданской авиации необходимо учесть, что качественное движение их общего (межрыночного) пространства происходит согласно траектории, определяемой набором факторов влияния со стороны каждого из рынков, и приводит к необходимости замены профессий и должностей в авиатранспортной сфере, вызванной техническим и технологическим прогрессом.
Рынок авиатранспортного сектора (АТС) экономики определяется пространством, включающим в себя взаимодействующих субъектов и контрагентов, описывается механизмом их взаимодействия и траекторией развития. Исследование, выполненное ранее [1], позволило описать рекомендуемую схему взаимодействия указанных рынков в рамках межрыночного пространства. Такое взаимодействие способно создать оптимальную траекторию движения межрыночного пространства. Рекомендуемая модель взаимодействия рынков в авиатранспортном секторе экономики описывается взаимосвязями, приведенными на рис. 2 и в табл.1.
Рынок образовательных услуг для АТС (РО) Рис.1. Субъекты межрыночного пространства в авиатранспортном секторе экономики
20 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 |
ХЗ-2
Рис. 2. Рекомендуемая схема взаимодействия рынков в АТС
Таблица 1. Описание связей между субъектами межрыночного пространства
Связь Характеристика взаимосвязи
х1 Потребность в инновационных продуктах на основе спроса на услуги воздушного транспорта и тенденций развития отрасли в мире
х2 Инновационная техника, технологии, программное обеспечение и пр.
х3 Потребность в трудовых ресурсах, обладающих нужными компетенциями
х4 Обеспечение баланса спроса и предложения ресурсов нужных компетенций
х5 Требования к структуре, численности и к компетенциям персонала с учетом потребностей работодателя (АТС)
х6 Потребность в повышении квалификации, переобучении персонала, информация о вакансиях, уровне оплаты труда в отрасли, условиях труда и пр.
х7 Персонал с учетом необходимых компетенций
х8 Персонал с требуемыми компетенциями
х3-1 Уточнение требований к компетенциям потенциальных работников
х3-2 Запрос на уточнение требований к обучению и переобучению с учетом инноваций
х3-3 Уточнение требований к компетенциям персонала с учетом инноваций
х9 Прогноз потребности в персонале для АТС
х10 Прогноз выпуска специалистов с заданным уровнем компетенций
Оптимизация взаимодействия в рамках межрыночного пространства возможна лишь в ходе реализации комплекса связанных мероприятий. В связи с этим необходимо использовать концепцию взаимодействия рынков в рамках общего пространства, одним из элементов которой является мониторинг. Целью мониторинга в данном исследовании является получение информации для определения и прогнозирования потребности в кадрах для АТС на основе потребностей РАТС в рамках межрыночного пространства. Для организации регулярного мониторинга будущих профессий и требуемых компетенций авиационного персонала необходимо также проведение постоянного отслеживания динамики и траектории развития общего межрыночного пространства взаимодействия в АТС, которое может быть представлено на рис.3-4.
Проведение мониторинга потребности в персонале включает в себя постановку и решение следующих задач: постановка организации наблюдения, отбора и анализа достоверной информации о состоянии АТС в условиях инновационного развития страны и отрасли воздушного транспорта; оценка и всесторонний анализ полученной информации, выявление причин, приводящих к существенным изменениям в траектории межрыночного пространства; разработка прогноза развития сопряженных РТ, РИ, РО.
Определение профилей, специальностей и направлений подготовки в настоящее время определяется государственной политикой и регулирующим органов Правительства РФ в сфере образования. Необходимо также разработать инструментарий государственного регулирова-ния, который способствовал бы росту мотивированности и повышения заинтересованности деловой среды АТС в профессиональной под-готовке кадров.
Реализуемые в РФ программы модернизации учреждений РО
требуют нового уровня отношений отраслевых рынков, в частности, РАТС, и профильными образовательными учреждениями РО.
Причем инициаторами реализации концепции взаимодействия и создания регулирующего органа в рамках МРП, на наш взгляд должны являться органы государственной власти, органы управления образованием, представители органов управления АТС и авиационной промышленности, подотрасли приборостроения, 1Т-лабораторий и пр. К перспективным формам взаимодействия РО и РАТС на основе изучения научных трудов [2,3,4,5,6,7,8,9] следует отнести:
- Оценка РАТС потенциальных возможностей образовательных учреждений РО требуемого профиля и выдача рекомендаций по финансированию образовательных программ, требуемых в РАТС.
- Заключение предварительных договоренностей о трудоустройстве. На определенном этапе обучения (как до начала обучения - для специалистов, получающих второе образование и повышающих свою квалификацию, так и на последнем году обучения - этапе прохождения производственной практики) между работодателем и обучающимся заключается письменное соглашение с обязательством заключить трудовой договор по завершении обучения. Такое соглашение может содержать условия об участии будущего работодателя в фиксировании профессиональной подготовки и обязательства обучаемого отработать на предприятии работодателя определенный период времени после окончания обучения.
- Прохождение производственной практики и трудоустройство. На этапе прохождения производственной практики работодатель и обучаемый принимают окончательное решение о трудоустройстве. На случай если одна из сторон решает нарушить ранее заключенные договоренности о трудоустройстве, должны быть предусмотрены финансовые обязательства сторон по возмещению убытков. Если
ТКАШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш Яи88ТА | №1 2017 | 21
Мониторинг траектории развития ыежрыночного пространства
Г
мониторинг РАТС
№
I
Я
Я
г4 « £ ю
3 ,н
я
||1
а р я
н
мониторинг РО
я
■ Я
ш
С *>
8е
мониторинг РТ
щ
ш
т
^ а Ч о о а
МОЁ
х Э"|
и ¡з
о и
О к
мониторинг РИ
й й <! Е
81
■е | Я !
Рис. З.Схема регулярного мониторинга движения и траектории межрыночного пространства в авиатранспортном секторе экономики
России
Рис. 4. Схема мониторинга потребности в персонале на основе корректировки требований к компетенциям и в условиях возникновения
новых профессий
22 ТКАШРОЯТ БШШБББ Ш ЯШБТА | №1 2017 |
решение о трудоустройстве положительное, то после завершения профессиональной подготовки между работодателем и выпускником заключается трудовой договор, на основании соглашения, заключенного ранее.
- Выбор индикаторов оценки успешного результата обучения.
- Выбор методик оценки учебных заведений, формирование системы независимой оценки качества подготовки выпускников профильных учебных заведений.
- Усиление и развитие инновационной направленности профильных учебных заведений РО на основе взаимодействия сопряженных рынков РО-РТ-РАТС и РИ, что позволит в перспективе вывести научные знания на уровень инноваций в АТС.
- Совместный мониторинг новых научных разработок и инноваций для АТС.
- Модернизация содержания образования: корректировка учебных планов и программ с участием представителей РАТС и РИ.
- Совершенствование методики обучения: разработки новых методов обучения с привлечением представителей РИ и РАТС,
- Совершенствование компетенций преподавательского состава профильных учебных заведений.
- Укрепление материальной базы учреждений РО с использованием капитала организаций РАТС и РИ.
- ГЧП может создать или повысить конкуренцию на РО и РИ.
- Контракты ГЧП, являющиеся более гибкими, чем соответствующие им государственные договоры, что будет являться стимулом для преподавательского состава РО к качественному исполнению своих обязательств.
При этом определение направлений подготовки в ВУЗах и числа студентов по каждому направлению подготовки и специальности целесообразно осуществлять регулирующими государственными органами с привлечением представителей работодателя из АТС на основе стратегий, долгосрочных программ и планов развития отрасли, плановых индикаторов развития воздушного транспорта. На наш взгляд, является целесообразным заключение договоров с представителем и ассоциациями отраслевых работодателей АТС и формирование государственного заказа на осуществление подго-
товки либо переподготовки кадров по авиационным направлениям и специальностям.
Литература:
1. Михальческий Ю.Ю. Последовательность разработки механизма межрыночного взаимодействия в авиатранспортном секторе // Успехи науки и образования, 2016 - №11 - Т3 - с.97-100
2. Атлас новых профессий. - М.:Изд-во Агентства стратегических инициатив, МШУ «Сколково», 2014 - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/ research/sedec/ SKOLKOVO_ SEDeC_Atlas.pdf
3. Бородулина С.А. Вопросы развития транспортной отрасли в условиях формирования актуальных стратегических ориентиров. В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2015. С. 70-73.
4. Будрина Е.В., Бородулина С.А., Логинова Н.А., Рогавичене Л.И., Табачникова Е.В. Экономика транспорта - М.: Изд-во Юрайт, 2016 - 366с.
5. Губенко В.А., Бородулина С.А. Факторы, влияющие на авиационную подвижность населения в регионах России // Теория и практика современной науки», 2015 -№ 4(10)
6. Михальчевский Ю.Ю. Систематизация факторов развития воздушного транспорта, вызывающих изменение требований к отраслевому рынку труда // Символ науки, 2016 - №1-1(13), с.146-147.
7. Обзор рынка труда авиатранспортной отрасли. Данные кадрового агентства Авиаперсонал. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.aviapersonal.com/#!analytics-of-labouг-market/ czu0
8. Трофимов Ю.Н. Повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса. Дис.. .д-ра пед.наук. - Новосибирск, 2003 - 262 с.
9. Шмельков А.В. Квалиметрическое моделирование результатов профессиональной подготовки авиационного персонала и управление ими в системе "Университет-колледж-авиапредприятие": Автореферат дисс. ... канд.техн.наук : 05.13.10.- Москва, 2007.- 22 с.
ТКАШРОКТ BUSINESS Ш RUSSIA | №1 2017 | 23